Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Бюджетная система России и ее социальная составляющая

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При подготовке бюджетных проектировок в федеральном, региональных и местных бюджетах учитываются реальные доходы населения (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты), рассчитанные на основе прогноза социально-экономического развития страны по следующим показателям: величина ВВП, реальные располагаемые доходы населения, реальная заработная плата, численность населения по основным… Читать ещё >

Бюджетная система России и ее социальная составляющая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Финансовая организация современного общества основывается на перераспределении доходов, в организации которых важнейшую роль играют бюджеты семьи, муниципалитетов, региональных бюджетов и государства. Например, в России на местном уровне (на уровне муниципалитетов и региональном уровне) на социальные нужды и функционирование социальной инфраструктуры расходуется более 90% от их бюджетных ресурсов. Важнейшим условием жизнедеятельности семьи выступает семейный бюджет, который пополняется за счет хозяйственной деятельности членов семьи и мер по социальной поддержке населения со стороны муниципальных органов самоуправления, региональных и федеральных органов власти.

Категория «бюджет» имеет ряд определений, содержательные характеристики которых отражают социально-экономические и финансовые характеристики данного феномена:

  • • бюджет — это финансовый план, намечающий желаемые показатели доходов, расходов [1] на нужды государства и общественное потребление;
  • • бюджет — это денежная сумма, отражающая финансовое состояние определенного субъекта (государства, муниципалитета, семьи), зависящее от накопления финансовых средств, позволяющая оценить соответствие доходов и расходов денежных средств, т. е. баланс в течение, как правило, календарного года, финансовых средств, необходимых для обеспечения функций органов государственной власти по предоставлению ими государственных услуг населению[2].

Бюджет — это совокупность финансовых отношений, регулируемых на законодательной основе, между правительством страны, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, по поводу распределения ВВП и национального дохода путем формирования и использования централизованного фонда денежных средств государства на текущий год. Включает федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований, которые принимаются законодательными органами, имеет силу федерального или регионального законов, или решений муниципалитетов.

С финансовой точки зрения бюджетная система представляют собой централизованные в масштабах определенного государственного, регионального или муниципального образования фонды денежных средств, являющихся собственностью государства, его территориального образования (республики, области) или муниципалитета, от имени которых осуществляют формирование и использование бюджетных средств соответствующие компетентные органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Бюджетное устройство зависит от государственного устройства. В унитарном государстве бюджетная система состоит из бюджетов двух уровней — государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления. В федеральных государствах применяются, как правило, три уровня: федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ (государственные бюджеты), а также местные (муниципальные) бюджеты.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ категория «бюджет» — это ежегодно утверждаемая форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Бюджетная система государства в определяющей мере зависит от развития экономики, с ее помощью государство влияет на экономическое и социальное развитие страны, организуя сбор и расходование фонда денежных средств на инвестиционные и социальные программы.

В соответствии со ст. 71 и 132 Конституции РФ и ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов:

  • — федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • — бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

— местных бюджетов, имеющих своей целью формирование и расходование средств на реализацию задач и функций местных органов власти (местный бюджет — необходимый атрибут муниципальных образований и материальная основа местного самоуправления).

Для справки

Основными по размерам и значению среди государственных внебюджетных фондов являются социальные внебюджетные фонды:

  • • Пенсионный фонд РФ (ПФР);
  • • Фонд социального страхования РФ (ФСС);
  • • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Ранее также функционировал Государственный фонд занятости населения РФ; сейчас часть его функций исполняет Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

К экономическим внебюджетным фондам относятся:

  • • Фонд развития промышленности (в прошлом — Российский фонд технологического развития) и отраслевые внебюджетные фонды научноисследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
  • • финансовые фонды поддержки отраслей;
  • • инвестиционные фонды и др.

С точки зрения разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы ее структурные элементы группируются следующим образом: консолидированный бюджет РФ, включающий федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

В свою очередь консолидированные бюджеты субъектов РФ включают:

  • — бюджеты субъектов РФ, в которые входят бюджеты: 22 республик, 55 краев и областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, 1 автономной области, 4 автономных округов (всего 85 субъектов РФ);
  • — бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты), в которые входят бюджеты 23 тыс. местных бюджетов, в том числе бюджеты 1821 муниципальных районов, 517 городских округов, более 20 тыс. бюджетов городских и сельских поселений[3].

Виды бюджетов отличаются доходами, расходами, видами социальных услуг для населения, а поэтому находятся в сложной взаимосвязи, что отражается в самой терминологии: федеральный и региональные бюджеты, консолидированный бюджет (свод федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного уровня), местный бюджет (представляющий собой смету доходов и расходов местных органов государственного управления, включая бюджеты текущих затрат и бюджеты капитальных затрат).

В качестве принципов регулирования бюджетного устройства Бюджетный кодекс РФ (гл. 5) закрепил следующие: единство бюджетной системы (ст. 29), разграничение доходов и расходов (ст. 30), самостоятельность бюджетов и равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (ст. 31).

Социальная составляющая в федеральном бюджете, региональных и местных бюджетах отражается по следующим видам: расходы на социальную сферу, включая: ЖКХ; охрану окружающей среды; образование; культуру, кинематографию и средства массовой информации; здравоохранение и физическую культуру, социальную политику; трансферты в государственные внебюджетные фонды.

В последние годы по этой группе расходов их совокупная величина примерно составляла:

  • — 50% от общей величины расходов федерального бюджета;
  • — 70% от общей величины расходов бюджетов субъектов РФ;
  • — 80% от общей величины расходов местных бюджетов[4].

При подготовке бюджетных проектировок в федеральном, региональных и местных бюджетах учитываются реальные доходы населения (оплата труда, пенсионное обеспечение, социальные выплаты), рассчитанные на основе прогноза социально-экономического развития страны по следующим показателям: величина ВВП, реальные располагаемые доходы населения, реальная заработная плата, численность населения по основным возрастным группам (трудоспособного возраста, моложе и старше трудоспособного возраста), ожидаемая продолжительность жизни, показатели состояния рынка труда (по видам деятельности и численности безработных), величина прожиточного минимума (в том числе для трудоспособного населения, пенсионеров, детей), численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума и т. д.

С социальной точки зрения, т. е. точки зрения организации жизнедеятельности населения страны, в целом, и в территориальном разрезе федеральный, региональные, муниципальные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов определяют:

  • — перечень услуг для населения (медицинских, социальных, коммунальных);
  • — доходов (пенсий и пособий, заработной платы для работников бюджетной сферы);
  • — публичных благ в форме обеспечения безопасности и правопорядка.

Бюджетное финансирование социальной сферы является важнейшей функцией государства, охватывающее обеспечение и управление процессами жизнедеятельности населения, создающего условия для постоянного и непрерывного процесса его воспроизводства, что требует значительных по объему финансовых ресурсов.

Весьма значительные объемы перераспределения средств в масштабах современных государств (от шестой до третьей части ВВП) вызвали необходимость существенного увеличения налогов на работающих и их работодателей. Это выразилось в росте так называемой величины предельной общей налоговой ставки, которая в 2012 г. варьировала в диапазоне от 32% в Японии до 66% в Бельгии (табл. 14).

Таблица 14

Величины налогов, доли социальных расходов в ВВП и продолжительность работы в ряде стран ОЭСР в 2011 г.

Страна

Предельная налоговая ставка, в % к средним доходам работника

Доля социальных расходов, в % ВВП

Продолжительность работы, в часах за год

Бельгия.

Великобритания.

ФРГ.

Дания.

Ирландия.

Испания.

Италия.

Нидерланды.

США.

Франция.

Япония.

Источник: Кларк Г. Прощай нищета! Краткая экономическая история мира / пер. с англ. М.: Изд-во Института Гайдара, 2012. С. 217.

Обратить внимание!

Величина предельной общей налоговой ставки применяется для налогообложения дохода, в границах которого доход облагается налогом по определенной ставке, которую относят к определенной величине дохода. Тем самым применяются так называемые ступени налоговой шкалы (taxation bracrets). Например, доходы в Великобритании в начале 2000;х гг. в размере от 3000 до 19 300 фунтов стерлингов облагались налогом по ставке 25%; сумма дохода, превышающего 19 300 фунтов стерлингов — по ставке 40 %[5].

Величина предельной общей налоговой ставки включает: налоги на физических лиц, страховые отчисления работников и работодателей в системы пенсионного, медицинского и других видов социального страхования, а также налог с продаж. Например, в США подоходный налог с физических лиц по прогрессивной шкале: годовой доход до 9,5 тыс. долл, включительно облагается налогом по ставке 10% (это минимальная налоговая ставка подоходного налога), свыше 500 000 долл. — по ставке 37%.

В России отсутствует практика прогрессивной налоговой шкалы для взимания подоходного налога с заработной платы. Она применяется только в случае пенсионного страхования, при этом ее отличие состоит в использовании регрессивной ставки. На 2018 г. верхний предел заработной платы составил 991 тыс. руб., а тариф был установлен в размере 22% от заработной платы, Выше этого предела страховой тариф уплачивается в пониженном размере — 10% от величины заработной платы.

Тем самым прогрессивные шкалы при исчислении подоходного налога, которые применяется в большинстве ЭРС при взимании подоходного налога, а также регрессивные страховые взносы на пенсионное страхование являются важнейшими механизмами перераспределения трудового дохода на протяжении всей трудовой жизни и в послетрудовой период.

Примечательно, что величина налогов, как видно из табл. 14, не увязана с фактическими трудовыми затратами (с величиной отработанного времени в годовом исчислении), хотя доля социальных расходов на общественные блага (доля социальных расходов в ВВП) весьма существенна: от 16% ВВП (Япония) до 37% (Дания). Это свидетельствует о важности сложившихся перераспределительных механизмах, основанных на принципах солидарности.

В то же время финансирование социальной сферы не может быть отнесено исключительно только к функциям государства. Активную роль играют институты обязательного и добровольного социального страхования, а также корпорации.

Финансовая организация системы социального страхования в определяющей степени зависит:

  • • от видов и структуры пособий;
  • • условий их выплат (расходов);
  • • механизма сбора и распределения страховых ресурсов, который связывает воедино взносы и выплаты.

Достижение баланса доходов и расходов в системе социального страхования достигается с помощью учета:

  • • численности плательщиков страховых взносов;
  • • численности получателей пособий, пенсий или медицинских услуг;
  • • объемов требуемых средств для бенефициариев;
  • • величины заработной платы застрахованных лиц.

Для обеспечения достаточности финансовых ресурсов социальное страхование распределяет ущерб от социальных рисков между всеми страхователями с помощью предварительной оценки расходов и сбора средств (авансированных платежей) на будущие расходы.

Социальное страхование осуществляется через автономные страховые фонды, формируемые за счет страховых взносов, которые выплачиваются за каждого застрахованного его работодателем, самим работнике ком и в необходимых случаях органами государственного управления (центральными и местными) из бюджетных средств; крут обеспечиваемых в его рамках — застрахованные лица. Например, в России сегодня используется резервирование части оплаты труда, которое осуществляется в форме выплат страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Примечательно, что в отличие от большинства ЭРС, в которых финансово участвуют в резервировании средств сами работники (за счет своей заработной платы), в России роль страхователей играют исключительно только работодатели (табл. 15). Во многом это объясняется заниженными размерами заработной платы у большинства российских работников.

Таблица 75

Существующая финансовая модель распределения страховых взносов по видам обязательного социального страхования в России, % от величины заработной платы

наемного персонала

Вид страхования

Работодатели

Работ

ники

Государ

ство

Всего

Пенсионное страхование.

22,0

—.

—.

22,0

Медицинское страхование.

5,1

—.

—.

5,1

Социальное страхование.

2,9

—.

—.

2,9

Страхование от несчастных случаев на производстве.

0,2—8,5, средняя величина — 0,6%

—.

—.

0,6

Итого:

30,2—38,5

—.

—.

30,6

В большинстве ЭРС доля затрат на рабочую силу составляет 50—60% ВВП. В составе российского ВВП на эти затраты в 2015 г. приходилось не больше 32 %г. Например, при существующем размере страхового тарифа на пенсионное страхование в размере 22% от заработной платы и сложившихся периодов трудовой деятельности (38 лет) и получения пенсий (20 лет) размеры заработной платы в обрабатывающих отраслях экономики, сложившемся эффективном страховом тарифе позволяют зарезервировать средств на пенсии, которые по коэффициенту замещения находятся в интервале 35—39% от размера заработной платы (что ниже рекомендованного МОТ размера в 40% при минимальном трудовом стаже в 30 лет, а также весьма низки с позиции покупательной способности: находятся, как правило, в диапазоне 110— 170% от прожиточного минимума пенсионера, что примерно на треть ниже, уровней достигнутых в СССР в 1970—1980 гг.)[6][7].

С финансовых позиций социальное страхование выступает как институт, обеспечивающий соответствие денежного эквивалента объема прав застрахованных с объемом финансовых ресурсов. Используя специальные финансовые механизмы, он должен обеспечивать устойчивую сбалансированность доходов и расходов системы социального страхования и включает в себя механизмы:

  • • накопления страховых ресурсов для покрытия будущих расходов;
  • • прогнозной оценки и статистики страховых событий, заблаговременного распределения финансовых ресурсов во времени (регулярная долгосрочная и авансированная уплата взносов) между теми застрахованными наемными работниками, кто подвержен риску, а также их работодателями;
  • • социальной защиты, основанной на сочетании принципов солидарности и возмездности в рамках общественной взаимопомощи, на публичных (обязательных по характеру) правовых отношениях.

В этой связи речь идет об управлении общественными финансами, объектом управления которых выступают денежные ресурсы «совместного» использования (общественные финансы), что и отличает их от денежных ресурсов «индивидуально» используемых юридическими (корпоративные финансы) или физическими (личные финансы) лицами.

Субъектами управления общественными финансами являются публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), действующие в соответствии с нормами публичного права и наделенные ими определенными властными (т. е. предусматривающими право или обязанность применения мер принуждения) полномочиями для достижения общественно-значимых целей. Важнейшей характеристикой любой системы управления общественными финансами является сложная многоуровневая (иерархичная) структура ее элементов. В каждом публично-правовом образовании решения принимаются высшими законодательными и исполнительными органами (парламентом, правительством, администрацией), а также финансовым органом, уполномоченным разрабатывать проект бюджета и организовывать его исполнение ведомствами, которые исполняют бюджет и которые могут иметь несколько соподчиненных уровней, и подведомственными им бюджетными учреждениями.

Поэтому эффективность бюджетных институтов (правил и процедур) в существенной степени зависит от разграничения полномочий (прав и обязанностей) и ответственности между субъектами принятия решений. В этой связи их развитие в основном сводится к поиску оптимальной степени децентрализации управления общественными финансами. При этом различают: а) децентрализацию ресурсов и децентрализацию полномочий, и б) формальную и неформальную децентрализацию.

Организационной формой управления общественными финансами выступает циклический во времени процесс составления, утверждено

ния, исполнения, аудита и контроля бюджетов (бюджетный процесс), являющийся неотъемлемым атрибутом любого публично-правового образования.

Целью управления общественными финансами является исполнение финансовых обязательств публично-правовых образований, возникающих в связи с осуществлением их полномочий и функций перед физическими и юридическими лицами, другими публично-правовыми образованиями, субъектами международного права, т. е. расходных обязательств разного типа.

Для справки

В Бюджетном кодексе РФ (гл. 4) среди 11 видов расходов выделяются следующие их направления, предназначенные для реализации социальной политики государства в следующих областях: ЖКХ, охрана окружающей среды, образование, здравоохранение, спорт, культура, социальное обслуживание, социальное обеспечение населения.

Одной из предпосылок развития системы управления социальным сектором является знание современного уровня расходов и обоснования их финансовых объемов. Например, насколько эффективно они расходуются, а также для целей прогнозирования социальных расходов и финансовой нагрузки на различные группы плательщиков взносов (работодатели, работники и правительства). В этой связи существенное значение для характеристики целевых направлений государственных и муниципальных расходов имеет их классификация, отражающая их целевое назначение.

  • [1] Бизнес: Оксфордский толковый словарь: англо-русский. М.: Изд-во «Прогресс-Академия», 1995. С. 80.
  • [2] Мацкуляк И. Д. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика /общ. ред. В. И. Кушлин, В. П. Чичканов. М.: Изд-во РАГС, 2004. С. 48.
  • [3] Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г. Б. Поляка. 4-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.С. 32.
  • [4] Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г. Б. Поляка. С. 99, 100, 104, 111, 112.
  • [5] Бизнес: Оксфордский толковый словарь: англо-русский. М.: Изд-во «Прогресс-Академия», 1995. С. 628.
  • [6] Эти цифры ежегодно фиксируются в федеральных законах РФ о бюджетах ПФР, ФФОМС и ФСС.
  • [7] Аналогичная картина с крайне низкой официально регистрируемой заработнойплатой фиксируется в большинстве постсоветских стран. Например, в Азербайджане, Армении, Казахстане, Таджикистане доля оплаты труда в ВВП составляла в последниегоды весьма скромные доли 17—22%.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой