Морфометрическая оценка устойчивости древесных растений к выбросам автотранспорта г. Кемерово
![Реферат: Морфометрическая оценка устойчивости древесных растений к выбросам автотранспорта г. Кемерово](https://gugn.ru/work/6756855/cover.png)
Как показывают результаты исследований, более устойчивыми видами к выбросам автотранспорта являются лиственница и тополь. Так, у тополя отмечается снижение прироста годичных побегов и площади листьев на нем на 26−33% и 35−42% соответственно, у лиственницы прирост годичных побегов падает на 18%, снижаются показатели сырой и сухой массы 50 хвоинок на 27%, длины хвоинок — на 48%. У лиственных пород… Читать ещё >
Морфометрическая оценка устойчивости древесных растений к выбросам автотранспорта г. Кемерово (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МОРФОМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ К ВЫБРОСАМ АВТОТРАНСПОРТА Г. КЕМЕРОВО
Неверова О.А., Колмогорова Е. Ю., Колмогорова Н.И.
транспортный выброс автотрарспорт Город Кемерово является крупным промышленным центром с высокой концентрацией производств химической промышленности и предприятий электроэнергетики. Кроме того, количественный рост автопарка при недостаточно развитых транспортных связях между районами города, значительная доля транзитного движения, низкая пропускная способность и недостаточное инженерное обеспечение магистральных улиц, неудовлетворительное техническое состояние автопарка дают существенную дополнительную нагрузку на атмосферу города. По данным санэпиднадзора в составе валовых выбросов вредных веществ в атмосферу г. Кемерово на долю автотранспорта приходится более 50%.
В связи с вышесказанным целью представленных исследований являлось оценка устойчивости древесных растений к выбросам автотранспорта г. Кемерово с использованием морфометрических критериев.
Исследования проведены в летний период 2005 г. Для выбора места исследований проведено математическое моделирование полей приземных концентраций, полученных при расчете от выбросов транспортных потоков. При этом учитывали загрязняющие вещества (группы загрязняющих веществ), у которых уровни выбросов в 6 раз превышали нормативы — это свинец, азота диоксид, углерода оксид, бенз (а)пирен, формальдегид, бензин, группа суммации (свинец и его неорганические соединения + ангидрид сернистый), группа суммации (азота диоксид + ангидрид сернистый). В расчетах учитывали 135 прямолинейных участков дорог и 59 перекрестков. Проведенное моделирование позволило выявить на территории города очаги, максимально загрязненные транспортными выбросами. Они сформировались на 4 перекрестках города: пр. Кузнецкий — ул. Сибиряков-Гвардейцев, пр. Кузнецкий — ул. Красноармейская, пр. Химиков — ул. Тухачевского, пр. Октябрьский — ул. Терешковой.
Объектами исследований служили древесные растения, произрастающие в непосредственной близости от локальных очагов загрязнения — Betula pendula Roth., Sorbus sibirica Hedl., Populus balsamifera L., Swida alba (L.) Opiz, Syringa vulgaris L., Larix sibirica Ledeb. В качестве контрольных служили деревья, произрастающие в внутриквартальных посадках Ленинского района города, который характеризуется самым низким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. В качестве критерия состояния древесных растений использовались морфометрические характеристики листьев (хвои) и побегов.
Исследованиями установлено, что у деревьев, произрастающих в зоне локальных очагов загрязнения транспортными выбросами, отмечается достоверное снижение морфометрических показателей листьев (хвои) и годичных побегов по сравнению с контролем (табл. 1).
Таблица 1.
Некоторые морфометрические характеристики древесных и кустарниковых растений, произрастающих в зоне воздействия локальных очагов загрязнения выбросами автотранспорта.
Виды. | Прирост годич. побега, см. | Число листьев годич. побега, шт. | Масса листьев годич. побега, г.ґ. | Сухая масса листьев годич. побега, гґ. | Площадь листьев годич. побега, см3ґґ. |
Контроль. | |||||
Дерен. | 19,1±0,02. | 12,3±0,02. | 19,7±0,13. | 19,2±0,04. | 62,3±0,09. |
Лиственница. | 19,8±0,04. | ; | 17,1±0,07. | 15,1±0,07. | 3,7±0,04. |
Сирень. | 27,3±0,01. | 15,5±0.07. | 21,7±0,09. | 21,1±0,02. | 52,4±0,03. |
Рябина. | 30,2±0,08. | 10,2±0.05. | 19,4±0,07. | 18,9±0,01. | 65,4±0,06. |
Тополь. | 24,3±0,06. | 11,3±0,11. | 13,56±0,05. | 13,06±0,08. | 59,9±0,04. |
Береза. | 18,4±0,02. | 8,4±0,03. | 5,88±0,08. | 5,38±0,07. | 41,5±0,02. |
Пр. Октябрьский — ул. Терешковой. | |||||
Береза. | 14,1±0,02*. | 6,2±0,01*. | 1,24±0,06*. | 0,59±0,03*. | 22,8±0,05*. |
Рябина. | 19,3±0,18*. | 4,8±0,18*. | 8,16±0,08*. | 7,66±0,06*. | 28,7±0,12*. |
Пр. Химиков — ул. Тухачевского. | |||||
Береза. | 12,9±0,03*. | 5,5±0,04*. | 0,75±0,07*. | 0,25±0,05*. | 20,4±0,09*. |
Тополь. | 16,2±0,01*. | 10,1±0,01*. | 8,08±0,12*. | 7,58±0,04*. | 34,8±0,06*. |
Продолжение таблицы 1. | |||||
пр. Кузнецкий — ул. Сибиряков-Гвардейцев. | |||||
Тополь. | 18,0±0,05*. | 9,4±0,07*. | 10,34±0,08*. | 9,84±0,12*. | 39,1±0,06*. |
Рябина. | 18,4±0,04*. | 6,3±0,32*. | 8,82±0,09*. | 8,32±0,04*. | 29,3±0,07*. |
Пр. Кузнецкий — ул. Красноармейская. | |||||
Дерен. | 16,5±0,08*. | 11,1±0,01*. | 4,44±0,06*. | 3,94±0,03*. | 29,4±0,02*. |
Лиственница. | 16,3±0,05*. | ; | 12,5±0,07*. | 10,9±0,12*. | 1,8±0,05*. |
Сирень. | 15,2±0,07*. | 5,8±0,06*. | 6,8±0,04*. | 6,3±0,05*. | 20,4±0,09*. |
Примечание: ґ - для лиственницы масса 50 хвоинок; ґґ - для лиственницы длина хвоинки, * - отмечены достоверные отличия от контроля.
У лиственных пород в зоне действия выбросов автотранспорта уменьшается количество листьев на годичном побеге, их площадь, сырая и сухая масса. Наиболее выражены эти изменения у сирени. Так, у сирени по сравнению с контрольным вариантом годичный прирост побегов падает на 44%, число листьев на годичном побеге ниже на 63%, площадь листьев — на 53%.
Как показывают результаты исследований, более устойчивыми видами к выбросам автотранспорта являются лиственница и тополь. Так, у тополя отмечается снижение прироста годичных побегов и площади листьев на нем на 26−33% и 35−42% соответственно, у лиственницы прирост годичных побегов падает на 18%, снижаются показатели сырой и сухой массы 50 хвоинок на 27%, длины хвоинок — на 48%.
Таким образом, в очагах локального действия выбросов автотранспорта древесные растения проявляют неодинаковую устойчивость, которая выражается в различной степени снижения показателей жизненного состояния. Оценивая степень устойчивости древесных насаждений к выбросам автотранспорта по морфометрическим показателям исследуемые деревья можно расположить в следующий ряд: лиственница сибирская > тополь бальзамический > дерен белый > береза повислая > рябина сибирская > сирень обыкновенная.