Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Морфометрическая оценка устойчивости древесных растений к выбросам автотранспорта г. Кемерово

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показывают результаты исследований, более устойчивыми видами к выбросам автотранспорта являются лиственница и тополь. Так, у тополя отмечается снижение прироста годичных побегов и площади листьев на нем на 26−33% и 35−42% соответственно, у лиственницы прирост годичных побегов падает на 18%, снижаются показатели сырой и сухой массы 50 хвоинок на 27%, длины хвоинок — на 48%. У лиственных пород… Читать ещё >

Морфометрическая оценка устойчивости древесных растений к выбросам автотранспорта г. Кемерово (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МОРФОМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСТОЙЧИВОСТИ ДРЕВЕСНЫХ РАСТЕНИЙ К ВЫБРОСАМ АВТОТРАНСПОРТА Г. КЕМЕРОВО

Неверова О.А., Колмогорова Е. Ю., Колмогорова Н.И.

транспортный выброс автотрарспорт Город Кемерово является крупным промышленным центром с высокой концентрацией производств химической промышленности и предприятий электроэнергетики. Кроме того, количественный рост автопарка при недостаточно развитых транспортных связях между районами города, значительная доля транзитного движения, низкая пропускная способность и недостаточное инженерное обеспечение магистральных улиц, неудовлетворительное техническое состояние автопарка дают существенную дополнительную нагрузку на атмосферу города. По данным санэпиднадзора в составе валовых выбросов вредных веществ в атмосферу г. Кемерово на долю автотранспорта приходится более 50%.

В связи с вышесказанным целью представленных исследований являлось оценка устойчивости древесных растений к выбросам автотранспорта г. Кемерово с использованием морфометрических критериев.

Исследования проведены в летний период 2005 г. Для выбора места исследований проведено математическое моделирование полей приземных концентраций, полученных при расчете от выбросов транспортных потоков. При этом учитывали загрязняющие вещества (группы загрязняющих веществ), у которых уровни выбросов в 6 раз превышали нормативы — это свинец, азота диоксид, углерода оксид, бенз (а)пирен, формальдегид, бензин, группа суммации (свинец и его неорганические соединения + ангидрид сернистый), группа суммации (азота диоксид + ангидрид сернистый). В расчетах учитывали 135 прямолинейных участков дорог и 59 перекрестков. Проведенное моделирование позволило выявить на территории города очаги, максимально загрязненные транспортными выбросами. Они сформировались на 4 перекрестках города: пр. Кузнецкий — ул. Сибиряков-Гвардейцев, пр. Кузнецкий — ул. Красноармейская, пр. Химиков — ул. Тухачевского, пр. Октябрьский — ул. Терешковой.

Объектами исследований служили древесные растения, произрастающие в непосредственной близости от локальных очагов загрязнения — Betula pendula Roth., Sorbus sibirica Hedl., Populus balsamifera L., Swida alba (L.) Opiz, Syringa vulgaris L., Larix sibirica Ledeb. В качестве контрольных служили деревья, произрастающие в внутриквартальных посадках Ленинского района города, который характеризуется самым низким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. В качестве критерия состояния древесных растений использовались морфометрические характеристики листьев (хвои) и побегов.

Исследованиями установлено, что у деревьев, произрастающих в зоне локальных очагов загрязнения транспортными выбросами, отмечается достоверное снижение морфометрических показателей листьев (хвои) и годичных побегов по сравнению с контролем (табл. 1).

Таблица 1.

Некоторые морфометрические характеристики древесных и кустарниковых растений, произрастающих в зоне воздействия локальных очагов загрязнения выбросами автотранспорта.

Виды.

Прирост годич. побега, см.

Число листьев годич. побега, шт.

Масса листьев годич. побега, г.ґ.

Сухая масса листьев годич. побега, гґ.

Площадь листьев годич. побега, см3ґґ.

Контроль.

Дерен.

19,1±0,02.

12,3±0,02.

19,7±0,13.

19,2±0,04.

62,3±0,09.

Лиственница.

19,8±0,04.

;

17,1±0,07.

15,1±0,07.

3,7±0,04.

Сирень.

27,3±0,01.

15,5±0.07.

21,7±0,09.

21,1±0,02.

52,4±0,03.

Рябина.

30,2±0,08.

10,2±0.05.

19,4±0,07.

18,9±0,01.

65,4±0,06.

Тополь.

24,3±0,06.

11,3±0,11.

13,56±0,05.

13,06±0,08.

59,9±0,04.

Береза.

18,4±0,02.

8,4±0,03.

5,88±0,08.

5,38±0,07.

41,5±0,02.

Пр. Октябрьский — ул. Терешковой.

Береза.

14,1±0,02*.

6,2±0,01*.

1,24±0,06*.

0,59±0,03*.

22,8±0,05*.

Рябина.

19,3±0,18*.

4,8±0,18*.

8,16±0,08*.

7,66±0,06*.

28,7±0,12*.

Пр. Химиков — ул. Тухачевского.

Береза.

12,9±0,03*.

5,5±0,04*.

0,75±0,07*.

0,25±0,05*.

20,4±0,09*.

Тополь.

16,2±0,01*.

10,1±0,01*.

8,08±0,12*.

7,58±0,04*.

34,8±0,06*.

Продолжение таблицы 1.

пр. Кузнецкий — ул. Сибиряков-Гвардейцев.

Тополь.

18,0±0,05*.

9,4±0,07*.

10,34±0,08*.

9,84±0,12*.

39,1±0,06*.

Рябина.

18,4±0,04*.

6,3±0,32*.

8,82±0,09*.

8,32±0,04*.

29,3±0,07*.

Пр. Кузнецкий — ул. Красноармейская.

Дерен.

16,5±0,08*.

11,1±0,01*.

4,44±0,06*.

3,94±0,03*.

29,4±0,02*.

Лиственница.

16,3±0,05*.

;

12,5±0,07*.

10,9±0,12*.

1,8±0,05*.

Сирень.

15,2±0,07*.

5,8±0,06*.

6,8±0,04*.

6,3±0,05*.

20,4±0,09*.

Примечание: ґ - для лиственницы масса 50 хвоинок; ґґ - для лиственницы длина хвоинки, * - отмечены достоверные отличия от контроля.

У лиственных пород в зоне действия выбросов автотранспорта уменьшается количество листьев на годичном побеге, их площадь, сырая и сухая масса. Наиболее выражены эти изменения у сирени. Так, у сирени по сравнению с контрольным вариантом годичный прирост побегов падает на 44%, число листьев на годичном побеге ниже на 63%, площадь листьев — на 53%.

Как показывают результаты исследований, более устойчивыми видами к выбросам автотранспорта являются лиственница и тополь. Так, у тополя отмечается снижение прироста годичных побегов и площади листьев на нем на 26−33% и 35−42% соответственно, у лиственницы прирост годичных побегов падает на 18%, снижаются показатели сырой и сухой массы 50 хвоинок на 27%, длины хвоинок — на 48%.

Таким образом, в очагах локального действия выбросов автотранспорта древесные растения проявляют неодинаковую устойчивость, которая выражается в различной степени снижения показателей жизненного состояния. Оценивая степень устойчивости древесных насаждений к выбросам автотранспорта по морфометрическим показателям исследуемые деревья можно расположить в следующий ряд: лиственница сибирская > тополь бальзамический > дерен белый > береза повислая > рябина сибирская > сирень обыкновенная.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой