Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание и методика использования сказок в организации театрально — игровой деятельности детей подготовительного к школе группы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты диагностики показали то, что дети хорошо знают знакомые им русские народные сказки, особенно сказки про животных и волшебные сказки. Из бытовых сказок дети хорошо знают только две — «Как мужик гусей делил» и «Каша из топора», наиболее популярные среди детской литературы и мультипликации. Дети хорошо ориентируются в русских народных загадках, немного хуже в пословицах и поговорках… Читать ещё >

Содержание и методика использования сказок в организации театрально — игровой деятельности детей подготовительного к школе группы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение уровня развития театрально — игровой деятельности детей подготовительной к школе группы.

Опытнопрактическая работа проводилась на базе ГОУ № 543 ЮЗАО города Москвы в течение 2011;2012 учебного года. В опытнопрактической работе участвовали дети подготовительной группы в количестве 10 человек.

Список детей подготовительной группы № 1.

№ пп.

Фамилия Имя ребенка.

Возраст ребенка.

1.

Юлия Б.

6, 5 лет.

2.

Кристина Б.

6,5 лет.

3.

Владислав Г.

7 лет.

4.

Александра Д.

7 лет.

5.

Данил Е.

7 лет.

6.

Зиёбек К.

6,5 лет.

7.

Евгений Х.

7 лет.

8.

Егор Ш.

6,5 лет.

9.

Екатерина Ф.

7 лет.

10.

Софья Я.

6.5 лет.

Опытно-практическая работа проходила в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный).

В результате изучения теоретических основ театрально-игровой деятельности дошкольников на констатирующем этапе были поставлены следующие задачи:

  • 1. Выявить литературно-художественный опыт детей и определить особенности понимания детьми специфики русских народных сказок.
  • 2. Выявить уровень исполнительных умений детей, развитие эмоциональной сферы при передаче образа персонажа с помощью мимики, жестов, движений и умение сотрудничать в процессе театрально-игровой деятельности.

I. Для выявления литературно-художественного опыта детей, нами использовалась методика О. С. Ушаковой.

Детям предлагались следующие типы заданий.

Задание 1.

Цель: выявить умение детей различать и ориентироваться в разнообразии сказочного эпоса.

Методика проведения:

Детям предлагалась назвать знакомые произведения устного народного творчества (сказки, загадки, пословицы, поговорки, считалки.).

Ответы детей оценивались по бальной системе:

  • 0 — ничего не сказал;
  • 1 — с помощью воспитателя;
  • 2 — затруднялся в ответе, но ответил без помощи воспитателя;
  • 3 — ответил сразу;
  • 0 т 4 — до 10 бал — низкий уровень

От10 — до 17 бал — средний уровень От 17 — до 21 бал — высокий уровень Задание 2.

Цель: выявить знание детей специфики устного народного творчества. Ответы детей оценивались по системе (+/-).

Методика проведения:

Детям предлагалось послушать отрывки из разных фольклорных жанров (сказки разных видов, загадки, поговорки и т. д.).

При отборе фольклорного материала для исследования мы руководствовались следующими принципами:

  • — материал должен соответствовать возрастному уровню детей;
  • — сказки, поговорки, пословицы и считалки должны быть доступными для понимания, интересными;
  • — материал должен быть знаком детям.

I блок — знание детьми сказок.

1. Сказки о животных:

" Теремок", «Лиса и волк», «Бобовое зернышко», «Лиса и рак» .

2. Волшебные сказки:

" Гуси — лебеди", «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна — лягушка», «Морозко», «По щучьему велению» .

3. Бытовые сказки: «Каша из топора», «Добрый поп», «Федул и Меланья», «Как мужик гусей делил» .

II. блок — Русские народные загадки:

Каждому мальчику по чуланчику.

Скатерть бела всю землю одела.

Зимой и летом одним цветом.

Сидит на макушке, завязаны ушки.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Не сеют, не сажают, а сами вырастают.

III. блок — Пословицы и поговорки:

а) Дареному коню в зубы не глядят.

Друг познается в беде.

Не поминай лихом.

Болен — лечись, а здоров — берегись.

Хлеб — всему голова.

Один в поле не воин.

б) «Подложить свинью» .

" Медвежья услуга" .

" Остаться с носом" .

" Остаться у разбитого корыта" .

" Когда рак на горе свистнет" .

" Наврать с три короба" .

IV блок — Считалки.

Начинается считалка:

На березу села галка, Две вороны, воробей, Три сороки, соловей.

Раз, два, три, четыре, Меня грамоте учили.

Не считать, не писать, Только по полу скакать.

Ехала телега темным лесом За каким-то интересом.

Стук, звон, Выйди вон!

Ходит свинка По борэ, Рвет траву-мураву.

Она рвет и берет И в корзиночки кладет.

Этот выйдет, Вон пойдет!

С результатами диагностики можно ознакомиться в таблице 1.

Таблица 1 Знание детьми устного народного творчества.

И.Ф.

Сказки.

Малой формы фольклор

баллы.

Уровень.

о животных специфика.

волшебные.

бытовые.

загадки.

пословицы.

поговорки.

считалки.

Специфика разных видов сказок.

1. Юлия Б.

с.

;

;

2. Кристина Б.

в.

;

3. Владислав Г.

c.

;

;

4. Александра Д.

в.

;

5. Данил Е.

в.

6. Зиёбек К.

с.

;

;

7. Евгений Х.

с.

;

;

8. Егор Ш.

в.

;

9. Екатерина Ф.

с.

;

;

;

10. Софья Я.

в.

;

По результатам диагностики мы пришли к следующим выводам, что низкий уровень знания детьми устного народного творчества в подготовительной группе отсутствует.

Высокий уровень знания детьми устного народного творчества показали следующие дети: Кристина Б., Данил Е., Егор Ш, меньшая часть детей.

Средний уровень показали: Юлия Б., Владислав Г., Александра Д., Зиёбек К., Евгений Х., Софья Я, Екатерина Ф.

Результаты диагностики показали то, что дети хорошо знают знакомые им русские народные сказки, особенно сказки про животных и волшебные сказки. Из бытовых сказок дети хорошо знают только две — «Как мужик гусей делил» и «Каша из топора», наиболее популярные среди детской литературы и мультипликации. Дети хорошо ориентируются в русских народных загадках, немного хуже в пословицах и поговорках, практически не дифференцируют их, что неудивительно. Если поговорки чаще употребляются и в быту, и на занятиях художественной литературы в детском саду, то поговорки как образное выражение, метафора употребляются реже и дети еще не осознают их отличия от пословиц, не понимают что поговорки не употребляются самостоятельно. Возможно этой разницы не видят и многие взрослые, которые окружают детей, не уделяют этому внимания. Русские народные считалки дети знают скорее в немного измененном виде, чем в том, в котором они сохранились в русском фольклоре. Русские народные считалки со временем преобразовались, видоизменились при передаче из поколения в поколение и до сих пор служат ребятам в играх. Поэтому дети неплохо ориентируются в них. Предлагают свои варианты. Например. Фольклорный вариант считалки:

Ехала телега темным лесом За каким-то интересом.

Стук, звон, Выйди вон!

Современный вариант считалки:

Ехала машина темным лесом За каким-то интересом.

Инте -, инте -, инте — рес.

Выходи на букву С.

С загадками дети не испытывали затруднений. Русские народные загадки являются хорошим дидактическим материалом для развития детей, поэтому часто используются в детских дошкольных учреждениях, а также для игрового времяпровождения родителей с детьми. В старшем возрасте дети уже сами любят загадывать друг другу знакомые загадки.

II. Для выявления уровня исполнительских умений детей, развитие эмоциональной сферы при передаче образа персонажа с помощью мимики, жестов, движений и умение сотрудничать в процессе театрально — игровой деятельности, была использована диагностика Э. Г. Чуриловой, М. Чистяковой, Л.Горбунова.

Этюды на развитие эмоциональной сферы.

«Утро».

Дети лежат на ковре, «спят», ощущают, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открывают глаза, потягиваются, поднимаются, любуются ранним утром (под музыку Э. Грига «Утро», М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке»).

«В Стране цветов».

В Стране цветов праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее и радостное настроение (под музыку П. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»).

«Игра с камушками».

Дети гуляют по берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся камушком, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Затем садятся на песок и начинают играть с камушками: подбрасывают их вверх и ловят или кидают вдаль (под музыка Т. Ломова «На берегу»).

Задание 3. Расскажи и покажи.

Цель: выявить уровень исполнительских способностей детей.

«Расскажи прибаутку».

Методика проведения: Детям читалась знакомая прибаутка, они должны её рассказать в лицах Ой, лады, лады, лады, Не боимся мы воды!

Чистая водичка Умоет наше личико, Вымоет ладошки, Намочит нас немножко, Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды!

Чисто умываемся, Маме улыбаемся!

Инсценирование отрывка из знакомой сказки: «Теремок», по одноименной пьесе С. Я. Маршака.

Методика проведения: Детям предлагалось распределить роли, отобрать элементы костюма и инсценировать отрывок из сказки.

Уровень исполнительских умений оценивался по следующим параметрам:

  • — Умеет драматизировать литературные и фольклорные сюжеты;
  • — Владеет выразительными средствами: речевыми и не речевыми;
  • — Имеет интерес желание участвовать в театрализованных играх;
  • — Умеет пользоваться атрибутами;
  • — Выполняет главные роли;
  • — Выполняет второстепенные роли;
  • — Умение передавать характерные особенности персонажа;
  • — Умение работать над ролью;
  • — Проявляет дружеские отношения к сверстникам.
  • — Принимает активную или пассивную позицию при распределении ролей;

Каждый параметр оценивался по бальной системе:

  • 1 — плохо
  • 2 — хорошо;
  • 3- отлично;

Уровни исполнительских умений:

От 7 — до 15 низкий или первый уровень;

От 16 — до 25 средний или второй ;

От 26 — до 33 высокий или третий уровень.

С результатами диагностики можно ознакомиться с Таблицей 2.

Таблица 2.

Имя ребёнка.

Уровень исполнительских умений детей.

Формирование взаимоотношений.

Баллы.

Уровни.

Умеет драматизировать литературные и фольклорные сюжеты.

Владеет выразительными средствами.

Имеет интерес и желание участвовать в театрализованных играх.

Умеет пользоваться атрибутами.

Выполняет главные роли.

Выполняет второстепенные роли.

Умение передавать характерные особенности персонажа.

Умение работать над ролью.

Проявляет дружеские отношения.

Принимает активную или пассивную позицию при распределении ролей.

Речевыми.

Не речевыми.

Юля Б.

с.

Кристина Б.

в.

Владислав Г.

в.

Александра Д.

в.

Данил Е.

в.

Зиёбек К.

н.

Евгений Х.

в.

Егор Ш.

с.

Екатерина Ф.

с.

Софья Я.

в.

К первому уровню можно отнести Зиебека. Несмотря на то, что он неплохо владеет выразительными речевыми средствами, проявляет интерес к театрализованным играм, но слабо передает характерные особенности героев, не владеет неречевыми выразительными средствами, неверно использует атрибутику. Таким образом, результаты диагностики показали, что многие дети с большим желанием участвуют в театрализованной инсценировке, например: Соня, Егор, Женя, Данил, Саша и Кристина, но некоторые дети мало проявили самостоятельности и инициативы в игре, например: Юля, Зиёбек, Владислав, Катя. Многие дети хотят выполнять главные роли, но не все могут с ними справиться, в результате недостаточной сформированности связной речи, выразительной речи, например: Юля, Зиебек, Катя. Для многих детей пользоваться речевыми выразительными средствами оказалось легче и привычней, чем неречевыми: Юля, Кристина, Саша, Владик, Женя, Егор, Соня, но есть такие, которые затрудняются пользоваться и речевыми и неречевыми средствами, как, например, Катя — вследствие своей стеснительности, зажатости. А Данилу больше удаются неречевые средства выразительности из-за трудности с речью (замедленная речь). Ребята умеют пользоваться атрибутикой, стараются при работе над ролью. Лучшие умения работать над ролью показали те ребята, которые любят играть и организовывать сюжетно — ролевые игры в свободное время, часто берут инициативу в свои руки, любят изображать различных героев, исполнять различные роли, например: Саша, Данил, Егор, Соня.

Правильно подобранный фольклорный материал в виде сказки для инсценирования значительно оптимизирует работу детей, отвечает их интересам.

Результаты констатирующего этапа позволили нам сформулировать задачи формирующего этапа и наметить направления работы по совершенствования театрально-игровой деятельности дошкольников данной группы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой