Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Использование больших проектов для развития речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создаваемые детьми произведения могут встраиваться в готовую среду. Так, в городском дворе из старой мебели строится город, в деревне на пустыре вырастает новая страна из обломков инструментов, природных материалов и камней. На склоне холма на территории детского сада весной, в период ручьев, формируется пейзаж с мельницей, домами крестьян, а осенью, когда много опавших листьев, строятся шалаши… Читать ещё >

Использование больших проектов для развития речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Детское художественное конструирование, т. е. придание формы своим замыслам, интересно в нескольких отношениях. Оно связано, во-первых, с учетом национальных мотивов и приемов в организации занятий, во-вторых, с материалами, используемыми для конструирования, в-третьих, с постановкой задач и способами их решения, в-четвертых, с профессиональной подготовкой воспитателей. Конструирование — это компонент ручного труда и художественно-изобразительной деятельности, которая плавно переходит в игру, т. е. совместно со взрослыми и под их руководством готовится оборудование для спектакля: сцена, занавес, мебель, декорации, костюмы, драпировка под определенный сюжет и пр.

В каждом регионе свои традиции: дни города, национального эпоса, юбилеи известных поэтов и писателей, даты скорбных и радостных воспоминаний, празднование памяти святых-покровителей. В последнее время стали пользоваться особой популярностью праздники, проводящиеся в конкретном районе с целью познакомить, подружить жителей между собой, сделать их более близкими друг другу, привязанными к своему непосредственному окружению, ответственными за то, что происходит вокруг. Это могут быть и субботники, завершающиеся барбекю, грилем и концертом, и ярмарки (например, все выносят во двор ненужные им вещи и продают их за бесценок, а вырученные деньги тратятся на улучшение оборудования детской площадки, наведение порядка в подъездах, общее угощение). По решению совета жителей организуются дни яблок, чеснока, вишен, местной реки (леса, пруда, сквера), катание на лошадях, приглашение цирка и т. д. Поскольку детские сады и школы тоже всегда в центре местной жизни, им отводится в таких праздниках решающая роль. Прикладное значение конструирования в таких ситуациях оказывается очень важным: уже не только родители, но и соседи из ближайших домов любуются выполненными ребенком постройками, самоделками, панно. Гордость за общий труд и привязанность к тому месту, где живешь, позволяют ребенку чувствовать себя более спокойно и уверенно, знать, что и малыши могут чего-то добиться.

Значительное влияние на планирование деятельности имеет годовой цикл. Большая часть работ выполняется к праздникам: дням рождения, Рождеству, Пасхе, празднику урожая, окончанию учебного года. Здесь подарки, праздничное оформление комнат, костюмы, разыгрывание разных сюжетов, поделки, выполненные в рамках праздничной тематики. Детские дни рождения (можно объединить, например, тех, кто родился в одном месяце или просто весной) — повод для конструирования из фруктов, овощей, теста, оформления салатов и пирогов, тортов и пирожных. Соответствующим образом украшаются и помещения. Композиции из живых и засушенных цветов, из природных и синтетических материалов, панно из бросовых материалов, изготовление кукол для театральной постановки — все это повод для интегрирования практических целей, конструктивного и художественного творчества, развития речевых навыков.

Любимые темы у детей — межпланетные путешествия, фантастические существа, роботы, принцы и принцессы. Когда такой тематике посвящается инсталляция (размещение предметов в пространстве с определенной художественной целью), дети своими руками пытаются создать мир, имеющий собственные законы; строят ракеты, вычерчивают континенты, воспроизводят сюжеты сказок в сказочном пространстве, в котором происходят события. Кроме того, есть темы, отражающие телевизионные сериалы для детей. Когда они готовят атрибутику фильма, мотивация их деятельности огромна. Коллективные работы по таким сюжетам показывают, насколько глубоко дошкольники проникают в тематику фильмов, какими видят отношения между персонажами, как обращаются с приметами героев, как развивают и разыгрывают сюжет.

Настенные, потолочные, напольные, настольные украшения, композиции для окон и подоконников не должны быть раз и навсегда сделанными. Ужасное впечатление производит никогда не меняющаяся композиция, сумбурно наваленные детские работы, хранящиеся годами и пожелтевшие от времени. Нужно не только делать новое, но и выбрасывать старое, расчищая место для творчества. Украшения не должны быть разноплановыми, лучше их иметь поменьше и чаще менять.

В качестве материалов используются глина, пластилин, тесто из муки, воск, бумажная масса, пенопласт, папье-маше, дерево, картон, веревки, нитки, проволока, бусины разной формы, а также крупы, зерна, макаронные изделия, которые становятся особенно красивыми, если их покрасить или покрыть лаком. Поролон используется не только для набивания, но и для вырезания игрушек, например, из коврика получаются красивые губки разной формы. Поощряется использование природных материалов: раковин, шишек, каштанов, желудей, неядовитых плодов и их семян, коры, планок, чурбачков, сучков, опилок, стружек, шерсти, ваты, камней, ткани. Наиболее ценным с точки зрения воспитания экологического мышления является использование отходов производства, вторичного сырья, бросовых материалов — пластмассовых бутылок, йогуртовых стаканчиков, крышечек, пробок, пакетов из-под молока, одноразовой посуды.

Из рекомендуемых для дошкольных учреждений готовых конструкторов наиболее популярны кукольные дома, мозаика из пластмассы, стекла, керамики и пр. На плоскости конструируют: фетр по фетру, липкие детали типа стикеров по бумаге или ламинированной поверхности, из жатой или скомканной бумаги. Конструкторы из зубчатых колес и снежинок позволяют рассмотреть начала механики на основе решения простых задач передачи движения. Деревянные кубики с вделанными магнитами позволяют соединять небольшие части несколько более прочно, кроме того, возможно крепление на вертикальной поверхности. Конструирование из плоских деревянных деталей (разного цвета и формы) с магнитами на металлической доске позволяет сделать изображения менее рассыпающимися.

Конструирование из крупных модулей типа «ТРЕСС» (большие — в полтора-два роста ребенка — формы из поролона, обшитые клеенкой разных цветов, в том числе цилиндр, призмы, кольцо, горка, цельные и с вырезанными отверстиями); пазлов из частей размером с ребенка, т. е. собирание целого из частей, разрезной картинки из деталей, но детали соразмерны самому ребенку; домов типа вигвамов (жилище индейцев) и иглу (эскимосская хижина). «Твин-блокс» — конструктор для всей группы, элементы которого представляют собой два восьмиугольника, соединенных в восьмерку, размером 15×6×6 см, из которых можно строить перегородки, стены, мосты. Для всей группы предлагаются как бы увеличенные в размере традиционные конструкторы с перфорированными (имеющими дырки для крепления) деталями, пластинами, площадками, планками, а также гайками, винтами, колесами, выполненные из пластмассы и выдерживающие вес нескольких детей и взрослых. По-прежнему популярны деревянные кубики, количество их заметно выросло, так что для работы детям предлагаются сотни элементов. В ходу и плитки-кубики, где самый маленький элемент представляет собой квадрат, а все остальные кратны ему (т. е. такой же ширины и толщины, но в два, три, четыре… десять раз больше). Кубики сочетаются с деревянной дорогой. Строительная серия «Квадро» — постройки из пластмассовых труб и пластин. Мелкие детали содержат конструкторы «Юмбо» (соединение при помощи штырьков-щеток), старые металлические конструкторы заменены аналогичными деревянными (типа «Ханзе Тек»). Серия лего «Дакта» сомасштабна детям, «Дупло» — для среднего дошкольного возраста, есть и для более маленьких и для старших, причем произошла специализация наборов по типичным темам работы в детском саду («Транспорт», «Дом», «Город», «Деревня», «Семья»), а также по модным темам литературы и кино («Гарри Поттер», «Микки Маус», «Звездные войны» и т. д.). Серия крупных пластмассовых деталей «Аква Канал» позволяет создать разнообразные возможности для конструирования из песка и воды.

Особое место отводится большому чану с песком (песочнице) и бассейну. При небольшом добавлении воды дети круглый год строят из песка. В готовую постройку по разрешению воспитателя можно брать игрушки. В детском саду может быть мастерская со столярным уголком, верстаком, инструментами. Там с помощью молотка, гвоздей, рубанка, пилы можно сделать, под руководством взрослого, настоящую кукольную мебель. Без присмотра взрослого разрешается пользоваться только пластмассовыми конструкторами (строительство машин, домов, починка игрушек при помощи безопасных пластмассовых инструментов). На основе больших полотнищ ткани при совместной работе взрослых и детей делаются палатки, дома, сцены, шапито, лабиринты. Если использовать гофрированный картон, в нем можно прорезать окна, двери, лазы. Коробки из-под телевизора, компьютера, мебели могут послужить основой для строительства поезда, корабля, башни или целого города, соразмерного детям, а из молочных пакетов можно сконструировать небольшой город для кукол. Постройки можно раскрасить.

Популярное направление работы — создание моделей жизни (типа панорамы). Это может быть и квартира, дом, детский сад, и деревня, ферма, город и то место, где ты живешь. Вызывает интерес макет жизни в Китае, у первобытных людей, на севере, у моря (гавань, корабли, рыбная ловля). Материалы комбинируются по замыслу воспитателя или по желанию ребенка. Довольно часто делают так: из бумажной или картонной основы строят макет, например, показывают, где местность плоская, холмистая или гористая. Затем его обклеивают газетами для выравнивания поверхности и при помощи бумажной массы формируют рельеф, придавая произведению естественную завершенность. Когда бумажная масса высохнет, раскрашивают, помещают в рельефе домики, деревья, животных, персонажей.

Создаваемые детьми произведения могут встраиваться в готовую среду. Так, в городском дворе из старой мебели строится город, в деревне на пустыре вырастает новая страна из обломков инструментов, природных материалов и камней. На склоне холма на территории детского сада весной, в период ручьев, формируется пейзаж с мельницей, домами крестьян, а осенью, когда много опавших листьев, строятся шалаши, индейские идолы, изготавливаются костюмы из природных материалов и украшения (бусы из ягод, серьги из семян клена, брошки из плодов шиповника, венки из последних цветов, головные уборы и юбки из листьев). В небольшой рощице возникает страна муми-троллей (существа из глины, каштанов, желудей и т. п.), отправляющихся путешествовать и разведывать окрестности. Лешие, кикиморы, тролли, гоблины, феи, эльфы, дриады, наяды (в каждой стране это свои персонажи) населяют рощи, камни, леса.

Важно, чтобы и взрослые, и дети соблюдали правила безопасности при конструировании, использовали безвредные материалы, краски и клей. Дети до 3 лет не допускаются к работам и играм, где есть мелкие детали. Пользоваться настоящими инструментами можно только в небольших группах по 2—3 человека и под наблюдением взрослого.

Подготовка воспитателей—дело особое. Мыслить по-конструкторски способен только тот, кто прошел школу конструирования. Кто видит творческий подход к материалам, кто знаком с опытом художников, работающих для детей, кто способен к поиску сюжетов, постановке задач, комбинированию элементов разных техник, оформлению детских спектаклей. Чтобы работать с современными детьми, воспитатели должны слышать мнение ребенка, учитывать его интересы, поддерживать любопытство, извлекать из предложенных им вариантов интересную идею, не заставлять его, а стимулировать.

Вопросы и задания

  • 1. На основе знакомых вам конструкторов опишите, как будете работать с детьми, какие термины понадобится ввести, какие трудности могут возникнуть, что доступно сделать из предложенного набора.
  • 2. Дайте друг другу задания по конструированию из бросовых материалов и опишите ход работы в доступной детям форме.
  • 3. Предложите план подготовки местного праздника, продумайте его сценарий, степень участия младших и старших детей и их родителей.
  • 4. Расскажите, чем отличается в речевом отношении работа по одному и тому же проекту с детьми разного возраста.
  • 5. Придумайте, как может пройти экскурсия в местный музей, какие задания можно дать детям, как описать экспонаты, подвести итоги экскурсии.
  • 6. Разыграйте в малых группах сценарий работы пошивочного ателье, студии мебельного дизайна, оформления жилых и офисных помещений.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой