Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методики борьбы с агрессией у подростков с ДЦП

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие… Читать ещё >

Методики борьбы с агрессией у подростков с ДЦП (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На сегодняшний день большинство подростков с последствиями ДЦП находятся в специализированных учреждениях медицинского и педагогического профиля. Эти учреждения обеспечивают прежде всего медицинскую помощь и обучение данного контингента учащихся.

Организация общения как в специализированных медицинских, так и в образовательных учреждениях часто носит односторонний и эпизодический характер. Инициаторами диалога между больными подростками и их здоровыми сверстниками выступают чаще всего педагоги, родители и те здоровые сверстники, которые приглашаются в названные учреждения для сотрудничества с больными подростками.

В этом случае дети с последствиями ДЦП выступают, как правило, в качестве относительно пассивных потребителей той помощи, которая идет извне. Их позиция чаще всего иждивенческая, а деятельность носит репродуктивный характер, когда они воспринимают предлагаемые для усвоения готовые знания, а также определенные формы и содержание общения.

Сегодня представляется крайне недостаточной проработка того, как сделать работу с данным контингентом детей и подростков максимально активной прежде всего в личностном плане.

В своем исследовании мы поставили задачу организовать деятельность наших подростков таким образом, чтобы она носила по возможности творческий, активный, а не репродуктивный характер. Учениками были, повторяем, интеллектуально сохранные подростки, но с нарушениями в двигательной сфере.

Коррекционная работа с подростком, страдающим ДЦП должна вестись параллельно работе со взрослыми, его окружающими, — родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин агрессии в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:

  • — изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
  • — изменение стиля взаимодействия с детьми;
  • — расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

Самое важное — создать для подростка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) — это главное условие предотвращения агрессивности.

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. В таблице 1, представленной ниже, даны общие «рецепты» избавления от гнева, которые полезны родителям.

Теперь рассмотрим конкретные практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с подростками с диагнозом ДЦП, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

  • — полное игнорирование реакций подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);
  • — выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но…»);
  • — переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);
  • — позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

Шесть рецептов избавления от гнева.

Пути выполнения:

  • 1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно
  • — слушайте своего ребенка;
  • — проводите вместе с ним как можно больше времени;
  • — делитесь с ним своим опытом;
  • — рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах;
  • — если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности
  • 2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия
  • — Отложите совместные дела с ребенком;
  • — старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.
  • 3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» .

  • 4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить:
    • — примите теплую ванну, душ;
    • — выпейте чаю;
    • — послушайте любимую музыку
  • 5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:
    • — не давайте ребенку играть теми вещами, которыми дорожите;
    • — не позволяйте выводить себя из равновесия; научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией.
  • 6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться
  • — заранее изучайте силы и возможности своего ребенка;
  • — если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу), отрепетируйте все заранее

Анализируя поведение подростка с ДЦП важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации. [12:111].

Один из важных путей снижения агрессии — установление с подростком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

  • — констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);
  • — констатирующий вопрос («Ты злишься?»);
  • — раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);
  • — обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
  • — апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»). [12:121]

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить по меньшей мере три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка; ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но они против того, как он себя ведет.

7. Контроль над собственными негативными эмоциями. Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции — раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств.

Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

  • 8. Обсуждение проступка. Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего для самого маленького агрессора.
  • 9. Сохранение положительной репутации подростка. Подростку, а тем более подростку с диагнозом ДЦП, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него — публичное осуждение и негативная оценка. Подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

  • — публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
  • — не требовать полного подчинения, позволить подростку выполнить ваше требование по-своему;
  • — предложить подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

10. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у подростка с ДЦП — демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма — бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

  • — нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать, так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно — иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все что нужно делать:
  • — поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
  • — пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;
  • — внушение спокойствия невербальными средствами;
  • — прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
  • — использование юмора;
  • — признание чувств ребенка. [22]

Обычно подростки довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведении, однако у подростков с диагнозом ДЦП могут возникнуть проблемы с осознанием необходимости использования неагрессивной модели поведения. Однако искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам позволяет донести до ребенка необходимость избегать конфликты и агрессию в поведении.

11. Снижение напряжения ситуации. Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией у больных ДЦП, — уменьшить напряжение ситуации.

Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

  • — повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  • — демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
  • — крик, негодование;
  • — агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы» ;
  • — сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
  • — негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
  • — использование физической силы;
  • — втягивание в конфликт посторонних людей;
  • — непреклонное настаивание на своей правоте;
  • — нотации, проповеди, «чтение морали» ;
  • — наказание или угрозы наказания;
  • — обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда,…», «Ты никогда не…» ;
  • — сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);
  • — команды, жесткие требования, давление;
  • — оправдания, подкуп, награды. [21:23]

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Типы агрессии у подростка с ДЦП и способы построения отношений с ними.

1. Гиперактивно-агрессивный ребенок. Такие дети, воспитываясь в семье по типу в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными по причине не восприятия сверстниками.

Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами. Стимулируйте у детей умение признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия к другим сверстникам, взрослым и ко всему живому.

2. Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение.

Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, повозитесь вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.

  • 3. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям и знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так. Вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение. Попытайтесь решать проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, но не за него.
  • 4. Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством зашиты ребенка от мнимой угрозы, «нападения» .

Работайте со страхами, моделируйте, то есть создавайте, опасную ситуацию и вместе с ребенком преодолевайте ее; при этом ситуация должна быть на грани приятного с неприятный с преобладанием приятного.

5. Агрессивно-бесчувственный ребенок.

Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. При этом ему трудно понять, что другому, то есть обиженному, плохо или больно.

Старайтесь стимулировать гуманные чувства у такого ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными; обращайте внимание ребенка на грустное, подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Если это не помогает, приучайте ребенка нести ответственность — «отрабатывать» за свое агрессивное поведение («А теперь иди и извинись», «Погладь по голове», «Пожми руку», «Предложи игрушку обиженному тобой ребенку» и тому подобное).

Очень важным для диагностики агрессивности подростков с ДЦП является тест Руки. Тест руки является проективной методикой исследования личности, предназначенной, прежде всего, для диагностики уровня и структуры агрессивности. При однократном использовании теста диагностируется преимущественно агрессивность как характеристика актуального состояния, тогда как при многократном применении теста его результаты могут интерпретироваться с точки зрения выраженности агрессивности как устойчивой личностной черты. [21: 39].

В качестве стимульного материала используются 9 карточек с изображением кисти человеческой руки нейтрального характера и не несущие никакой смысловой нагрузки. На десятой карточке изображение отсутствует.

Обследуемому в заданной последовательности предъявляют 10 карточек и просят ответить на вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?» При необходимости вопрос уточняется: «Как Вы думаете, что делает человек, которому принадлежит рука? Назовите варианты, которые Вы можете представить» .

Считается, что рисунки рук служат визуальным стимулом, провоцирующим тенденции к действиям, типичным для определенного человека. Подсчет очков представляет собой арифметическую разницу между суммой тенденций к агрессивности и доминантным действиям, с одной стороны, и суммой кооперативных и неагрессивных действий — с другой. Методика рекомендуется для изучения эмоциональных и поведенческих особенностей детей, она позволяет получить ряд психологических прогностических критериев.

Еще одной не менее интересной методикой является «Методика «рисунок семьи» Она относится к группе проективных методик для анализа внутрисемейных отношений. Ребенку предлагается на листе белой бумаги нарисовать свою семью. При этом категорически нельзя комментировать само содержание слова «семья». После выполнения задания проводится беседа по рисунку. Интерпретация рисунка включает:

  • — анализ структуры рисунка (последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, наличие пропусков отдельных членов семьи, отличия в формах и пропорциях отдельных фигур;
  • — анализ графических особенностей рисунка;
  • — анализ процесса рисования.

В результате обследования можно получить достаточно полную информацию об основных параметрах эмоционального отношения подростка с ДЦП с членами семьи, особенностях его эмоциональных реакций, в целом о внутрисемейных взаимодействиях и др.

Важно помнить, что эмоциональное состояние и самочувствие педагогов, а также уровень их агрессивности тоже могут влиять на проявления агрессивности детей с ДЦП.

Исследование подростков с ДЦП при помощи перечисленных методик опровергает сложившийся в сознании здоровых людей стереотип, что не только здоровье откладывает определенный отпечаток на эмоциональное, когнитивное развитие детей с теми или иными нарушениями. Многие считают, что эти подростки в силу недуга более агрессивные, недружелюбны, необщительны. Однако, как правило, подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата не более и не менее агрессивны, чем здоровые дети, и даже не имеют некоторых форм проявления агрессии, таких как угроза в мимике.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой