Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические аспекты контроля основных средств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует обращать внимание на качество оформления инвентаризационных описей. Встречаются случаи формального проведения инвентаризации, когда сведения об объектах (наличие и состояние) переносятся в инвентаризационные описи из инвентарных карточек или прошлогодних инвентаризационных описей. Необходимо проверить, были ли выявлены в процессе инвентаризации объекты основных средств, пришедшие… Читать ещё >

Теоретические аспекты контроля основных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из путей повышения эффективности производства предприятий, фирм, объединений и др. является свободное использование и сохранение на всех участках основных средств.

Поэтому в программы аудиторских проверок и ревизий включают задания по проверке операций с основными средствами.

Под внутренним контролем понимают систему мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих должностных обязанностей при совершении хозяйственных операций.

Контроль выполняет свои функции с помощью собственного метода, который является системой методических приемов и конкретных методик. Реализация любого метода управления, в том числе и финансово-хозяйственного контроля и ревизии, осуществляется с помощью определенных процедур.

Можно выделить следующие методические приемы контроля и ревизии: органолептические методические приемы, выборочные и сплошные наблюдения во внутреннем контроле и ревизии, расчетно-аналитические методические приемы, документальные методические приемы и контрольно-ревизионные процедуры.

Органолептические методические приемы финансово-хозяйственного контроля используют при проверке фактического состояния объектов контроля. Важнейшей из них является инвентаризация. Методический прием инвентаризации используется для контроля достоверности данных бухгалтерского учета, отчетности и баланса предприятия, в частности, наличию и стоимости объектов основных средств.

Выборочные наблюдения применяются в финансово-хозяйственном контроле как один из видов не сплошного исследования хозяйственных операций, которое основывается на применении выборочного метода. Суть выборочного метода заключается в правильном отборе единиц наблюдения. Точность результатов, добытых с помощью этого метода, зависит от способа отбора единиц наблюдения, степени колебаний признака в совокупность, количества единиц, которые подлежат наблюдению.

Результаты применения расчетно-аналитических методических приемов в процессе контроля оформляют в виде ведомостей, которые прилагаются к акту комплексной ревизии деятельности предприятия.

В процессе контроля хозяйственных операций проверяют достоверность, законность и хозяйственную необходимость их на основе документов, в которых они нашли отображение. Контроль осуществляют по форме и содержанию, встречной проверкой операций, взаимным контролем операций и документов, аналитическими и логическими приемами.

Задачи контроля основных средств:

  • — проверка сохранности и технического состояния основных средств;
  • — законности и правильности документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию основных средств;

— правильности начисления амортизации, своевременности и полноты включения ее в затраты производства;

  • — правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций по поступлению, перемещению и выбытию основных средств;
  • — выполнение плана ремонтов, их своевременности и качества, а также установление явных фактов нарушений действующего законодательства относительно управленческих решений ответственных работников предприятия при покупке, использовании, реализации и ликвидации отдельных объектов основных средств;
  • — выработка мероприятий по реализации результатов контроля: привлечь к ответственности виновных работников с возмещением убытков, начисление и наложение штрафных финансовых санкций за допущенные нарушения действующего законодательства по объектам контроля, которые взаимосвязаны с налогообложением доходов предприятия (оценка имущества, амортизация, реализация и т. п.).

Объектами контроля операций с основными средствами являются:

  • 1) первичные документы о поступлении, передаче, реализации, инвентаризации, начислении амортизации, ликвидации объектов основных средств: накладные, акты приема-передачи основных средств, ведомости начисления амортизации, акты переоценки, дефектные акты, акты выполненных работ по ремонту основных средств, сметы и договора на капитальный ремонт, техническое обслуживание основных средств подрядными организациями и пр.;
  • 2) регистры аналитического и синтетического учета: инвентарные карточки учета по отдельным объектам основных средств; описи инвентарных карточек по учету основных средств; карточки группового учета основных средств; инвентарные списки основных средств, которые ведутся материально-ответственными лицами структурных подразделений предприятия, где они используются или находятся; оборотные ведомости в бухгалтерии в разрезе групп, объектов основных средств по материально-ответственным лицам и организации; журналы-ордера по счетам учета основных средств, Главная книга, баланс.

Основные источники информации — это нормативные акты, главными из которых являются ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и классификатор основных средств. [2, 6].

Контроль основных средств рекомендуется проводить в такой последовательности: сначала проверяют фактическое наличие и сохранение собственных средств и таких, которые арендуются, а потом своевременность и полноту их оприходования, законность проведения операций по их перемещению, правильность начисления амортизации, а также организацию и состояние бухгалтерского учета основных средств.

Первым этапом контроля основных средств на предприятии является анализ произведенных инвентаризаций, то есть тщательным образом проверяется своевременность, полнота и качество проведения инвентаризации, и правильность отображения ее результатов в инвентарных описях и сличительных ведомостях.

Кроме того проверяется как определен и отображен в учете нанесенный вред материально-ответственными лицами в результате недостач и порчи имущества.

Следующим этапом контроля является исследование правильности оценки отображения в учете основных средств в зависимости от источников их поступления.

Далее осуществляется проверка стоимости инвентарных объектов по квалификационным группам и соответствующим субсчетам и делается сравнение этих данных с остатками по счетам, данных по Главной книге и балансу.

Следующим этапом проверки является контроль правильности отображения в бухгалтерском учете операций по поступлению, начислению амортизации и выбытию основных средств:

  • а) осуществляется контроль правильности введения объектов в эксплуатацию согласно первичным документам, а также отображенные в учете расходов на приобретение объектов и их списание;
  • б) при создании основных средств путем строительства при подрядном способе, проверяется подрядный договор; при хозяйственном способе строительства проверяются сметы на строительно-монтажные работы и соответствующие расходные документы;
  • в) при проверке правильности выбытия основных средств обращается внимание на первичную стоимость объекта, который выбывает, сумму начисленной амортизации, остаточную стоимость и причины выбытия объекта, а также результаты от его списания.

На следующем этапе необходимо обратить внимание на проверку правильности и своевременности начисления амортизации, износа. Амортизация начисляется в течение срока полезного использования объекта основных средств. Дальше проверяется переоценка и дооценка основных средств.

Обеспечение сохранности основных средств в значительной степени зависит от постановки их учета. Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета; выяснить, все ли основные средства предприятия закреплены за материально ответственными лицами; правильно ли проведена последняя инвентаризация, каковы выявленные ею недостачи или излишки и отражены ли они в учете; проконтролировать достоверность учетных данных о наличии и движении основных средств.

Далее необходимо проверить полноту и достоверность инвентарных карточек. Для проверки полноты инвентарных карточек нужно сопоставить данные описей инвентарных карточек по учету основных средств по классификационным группам с имеющимися в картотеке инвентарными карточками. При отсутствии каких-либо инвентарных карточек следует выяснить причины, убедиться в наличии объектов, по которым отсутствуют инвентарные карточки, и предложить восстановить аналитический пообъектный учет основных средств.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т. д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях проводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Кроме того, изучается соответствие данных аналитического учета основных средств их остатку по синтетическому счету 01 «Основные средства» на определенные даты. Для этого суммы остатков по классификационным группам сопоставляют с остатками по синтетическом счету 01 «Основные средства» в Главной книге. При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно выяснить их причины и виновных в этом должностные лиц, определить последствия (недоначисление или излишнее начисление амортизации) и внести свои предложения по устранению выявленных недостатков.

Проверяется, все ли объекты основных средств закреплены за материально-ответственными лицами.

Контроль полноты закрепления объектов основных средств за материально-ответственными лицами в структурных подразделениях предприятия производится методом сравнения данных Главной книги по остаткам на первое число месяца по счету 01 «Основные средства» и итоговыми данными оборотной ведомости об остатках основных средств в разрезе материально-ответственных лиц. Используя данные бухгалтерии по аналитическим счетам по расчетам по оплате труда материально-ответственных лиц, можно выявить факты нарушений, когда работники не несут ответственности за сохранение основных средств (в связи с нахождением в долгосрочных отпусках по уходу за ребенком до трех лет или долгим нахождением на больничном в связи с временной нетрудоспособностью, увольнением с работы без передачи другим работникам материальных ценностей, которые за ними числятся).

Обнаружив неполное закрепление объектов основных средств за материально ответственными лицами по месту их нахождения и эксплуатации, ревизор обязан выявить, почему было допущено это нарушение, кто виновен в этом и каковы последствия. Одновременно, не ожидая окончания ревизии, необходимо потребовать от руководства ревизуемого предприятия принятия незамедлительных мер по закреплению основных средств за материально ответственными лицами. О выполнении этого предложения следует указать в основном акте комплексной ревизии.

Визуальная проверка наличия договоров с работниками, которые временно или постоянно выполняют обязательства материально-ответственных лиц, встречная проверка по письменному запросу в правоохранительные органы относительно возможности запрета некоторым работникам исполнять работу, связанную с материальною ответственностью, дают возможность определиться в критериях выбора объектов для контроля, выявить взаимосвязанные нарушения, недостачи, кражи, их причины.

Основной и часто используемый метод проведения контроля основных средств — инвентаризация. Общих правил проведения проверки наличия имущества не так много. Инвентаризация активов проводится по местам их хранения и материально ответственным лицам. Комиссия определяет количество объектов активов подсчетом, взвешиванием, обмером. Далее общие требования касаются документального оформления. Сведения о наличии имущества и обязательств, установленные в ходе проверки, заносятся в инвентаризационные описи или акты, формы которых разработаны Госкомстатом.

Так как важным условием обеспечения сохранности основных средств является качественное проведение инвентаризации основных средств работниками предприятия, поэтому в процессе контроля нужно проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств и правильность отражения ее результатов в бухгалтерском учете.

Следует обращать внимание на качество оформления инвентаризационных описей. Встречаются случаи формального проведения инвентаризации, когда сведения об объектах (наличие и состояние) переносятся в инвентаризационные описи из инвентарных карточек или прошлогодних инвентаризационных описей. Необходимо проверить, были ли выявлены в процессе инвентаризации объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию, а также излишние и ненужные машины и оборудование, которые должны быть реализованы или переданы на баланс другого предприятия. На объекты, подлежащие реализации (передаче) или списанию, составляются отдельные инвентаризационные описи. Полноту инвентаризации устанавливают сопоставлением инвентаризационных описей с показателями аналитического учета.

На основе изучения всех материалов инвентаризации, включая и отражение результатов инвентаризации основных средств на счетах бухгалтерского учета, дается заключение о качестве проведенной инвентаризации и предложения по ее улучшению. Для проверки качества инвентаризации целесообразно провести выборочную инвентаризацию отдельных видов основных средств.

Особое внимание обращают на обеспечение правильного хранения излишних, ненужных, бездействующих и находящихся в запасе основных средств. Такие объекты основных средств нередко хранятся под открытым небом, ржавеют, разукомплектовываются.

По всем фактам бесхозяйственного отношения к хранению основных средств проводится тщательное расследование, в результате которого определяются размер нанесенного материального ущерба и виновные в этом должностные лица, а также принимаются меры по привлечению виновных лиц к ответственности с возмещением материального ущерба.

Ревизор должен уделять максимум внимания документированию результатов нахождения фактического наличия и состояния объекта, который инвентаризируется.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами.

Основные средства вносят в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то его вносят в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружении (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, то необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера, организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и др.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и др. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Основные средства, которые на момент инвентаризации находятся вне места нахождения организации (в дальних рейсах автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и др.), инвентаризируются до момента временного их выбытия.

На основные средства, не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и др.). Одновременно с инвентаризацией собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись, в которой дается ссылка на документы, подтверждающие принятие этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

Выявленные излишки основных средств приходуют по рыночной стоимости: Дебет 01 «Основные средства».

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы».

При недостаче и порче объектов основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а сумму амортизации — с кредита счета 01 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». При выявлении конкретных виновников недостающие или испорченные основные средства оценивают по продажным (рыночным) ценам, действовавшим в данной местности на день причинения ущерба, и списывают с кредита счета 94 в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Разницу между рыночной ценой и остаточной стоимостью основных средств отражают по дебету счета 94 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере погашения задолженности ее виновником соответствующую часть списывают со счета 98 в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Если конкретные виновники не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то недостающие и испорченные основные средства списывают у организаций с кредита счета 94 на финансовые результаты у коммерческой организации (счет 91) или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой