Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы оформления интерьера общественных помещений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Огромную роль для создания цельного гармоничного ансамбля предметов в интерьере так же играет грамотное соотношение форм, линий, различных фактур. Обычно формы и контуры классифицируют по их соотнесенности с элементарными геометрическими фигурами — квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником и ромбом. Подавляющее большинство интерьеров основаны на квадрате и прямоугольнике. Они… Читать ещё >

Принципы оформления интерьера общественных помещений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Принцип ансамблевого решения современного интерьера является главным в его художественном оформлении. Под ансамблем интерьера понимают организованную художественную систему, где все обусловлено единым художественным замыслом и функциональным назначением каждого предмета. Средствами для создания цельного гармоничного ансамбля интерьера являются:

цветовое единство;

соотношение формы, линии, фактуры;

соблюдение функционального назначения текстиля.

Все эти факторы помогают собрать композицию в единое целое. Огромная роль в образном решении современного интерьера принадлежит цвету. Именно цвет обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека и на его психику. Так же при помощи тона возможно зрительно изменить пространство в интерьере. Например, градация цвета на стене, от темного низа, постепенно переходящего в светлый верх, позволяет зрительно увеличить высоту помещения.

Грамотно используя соотношение формы, линии, фактуры можно варьировать размерами любого помещения. Мелкий рисунок и постельные тона расширяют пространство, а крупный орнамент и темные цвета скрадывают размеры помещения. Вложенные геометрические комбинации (квадрат в квадрате, или круг в круге) дают множество разных эффектов. Так, арка в арке отдаляет стену, и помещение, при этом, кажется больше [1].

Художественный образ современного интерьера всегда является основой для текстильного оформления общественного помещения. Декоративные ткани и текстильные изделия часто выполняют функцию композиционного центра. Ритмическая организация среды, масштабные соотношения форм, общий колорит интерьера помогают найти правильно решенные текстильные изделия для конкретного помещения: их размещение, размер, функции.

Цвет — важнейший элемент, определяющий настроение интерьера, он нередко оказывает на человека физиологическое и психологическое воздействие. О влиянии цвета существуют три области знаний: физиологическое влияние цвета; соотношение цвета и света; цвет и его зависимость от красителей. Цветовой тон (оттенок) определяет наименование цвета. Все цвета образуются смешением трех основных тонов — красного, желтого и синего. Красный и желтый образуют оранжевый, синий и красный — фиолетовый, синий и желтый — зеленый. Цветовые тона определяются в чистом виде, без добавки белого или черного, и соотношение оттенков демонстрируют на так называемом цветовом круге (приложение А, рисунок А.1). Чем ближе один к другому оттенки на круге, тем спокойнее их сочетание; оттенки, лежащие на противолежащих частях круга, резко контрастируют, их сопоставление возбуждает. Оттенки цвета подразделяют также на теплые и холодные.

Насыщенность, или сочность цвета, определяется долей основного пигмента в общем объеме краски. Оттенок, образуемый, чистым красным пигментом, обладает максимальной насыщенностью. Подобно градации световой плотности отстраивается и градация насыщенности в зависимости от пропорциональной добавки черного, белого или контрастного цвета (приложение А, рисунок А.2). Тона нулевой насыщенности (серые тона) называют бесцветными (ахроматическими), они различаются по световой плотности.

Цветовые гаммы интерьеров строятся на различных комбинациях цветовых тонов, световой плотности и цветовой насыщенности. Основные колористические схемы бывают монохромными, аналогичными, взаимо-дополняющими и ахроматическими. В монохромной схеме используется только один оттенок, это придает интерьеру ощущение абсолютной цельности, разнообразие в которую привносится варьированием плотности света и цветовой сочности (приложение А, рисунок А.3).

Аналогичные, или подобные схемы основаны на использовании оттенков, расположенных близко один к другому на цветовом круге. За счет близости оттенков возникает эффект гармонического спокойствия, которое для преодоления возможной монотонности требует привнесения разных вариаций световой плотности и сочности цвета. Взаимодополняющие схемы строятся на оттенках противолежащих частей цветового круга, их контраст добавляет интерьеру интриги, придает ему возбуждающее звучание. Чтобы несколько затушевать эффект контраста, оттенки цвета обычно смягчают (таблица 1.1).

Ахроматические схемы могут быть построены только на черном, белом и промежуточных серых тонах, или с добавлением какого-то оттенка ради обогащения общего эффекта. Ахроматические цветовые гаммы нередко применяют для видимого объединения пространства или зрительного его увеличения [2].

Цвет интерьера оказывает разное воздействие на тех, кто в нем находится. Цвет, выбранный для стен и пола, существенно влияет на восприятие размера и формы помещения и даже температуры воздуха в нем. С помощью цвета какие-то элементы помещения или его свойства можно либо усилить, либо ослабить. Предметы теплых, темных и насыщенных оттенков кажутся ближе, при этом пространство сжимается и «утепляется»; холодные, светлые и слабонасыщенные цвета делают помещение больше и холоднее [3].

Психологические свойства цвета хорошо известны. Одни цвета, как красный, оказывают возбуждающий эффект, другие, например синий, успокаивают и даже угнетают. Желтый обычно считается веселым, зеленый — комфортным, оранжевый — раздражающим. Цветовая психология учитывается в решении интерьеров: в ресторанах нередко используют красный цвет для повышения аппетита посетителей; в отделке самолетов применяют мягкие зеленоватые оттенки для общего успокаивающего эффекта; в больницах — пастельные оттенки, создающие ощущение покоя. Цвет особенно сильно воздействует на детей, и потому в детских садах обычно выстраивают целую систему цветового «кодирования»: чистые яркие насыщенные цвета в зонах активности, более легкие, слабонасыщенные оттенки — в зонах отдыха. В то же время известно, что разные люди могут реагировать на цвет по-разному, так что следует по возможности подбирать цветовую гамму сообразно индивидуальным предпочтениям обитателей интерьера.

Таблица 1.1 — Основные принципы сочетания цветов.

Цвет.

Подходящие цвета.

Розовато-лиловый.

изумрудно-зеленый, темно-красный, коричневый.

Бледно-сиреневый.

серый, зеленый, розовато-лиловый.

Фиолетовый.

светлые и темные оттенки зеленого.

Синий.

желтый, оранжевый, песочный, розовый.

Серо-голубой.

бордо, серый.

Серый.

фиолетовый, бледно-сиреневый, малиновый, светло-зеленый.

Бледно-зеленый.

темно-зеленый, лиловато-розовый.

Серо-зеленый (цвет морской волны).

оранжевый, васильковый.

Темно-зеленый.

коричневый, беж.

Желтый.

фиолетовый, зеленый, голубой.

Золотистый.

зеленый, светло-серый, темно-красный.

Бледно-желтый.

светло-лиловый, бледно-зеленый, серовато-розовый.

Соломенно-желтый.

бледно-розовый, серовато-голубой, серовато-розовый.

Бледно-розовый.

бледно-сиреневый, голубой, салатовый.

Коричнево-розовый.

кремовый, голубой.

Густо-розовый.

различные оттенки голубого.

Малиновый.

розовато-лиловый, жемчужно-серый.

Алый.

зеленый, светло-голубой.

Темно-красный (бордо).

голубой, черный, беж.

Красный.

серый, зеленый.

Оранжевый.

бледно-голубой, ярко-синий, фиолетовый.

Коричневый.

красный, оранжевый, беж.

Отделка и цветовое решение каждой конкретной аудитории индивидуально, но существуют определенные нормативы, проверенные многолетней практикой эксплуатации, которых следует придерживаться. Помимо субъективных предпочтений учитываются еще и рекомендации цветовой психологии. Оптимальным вариантом является такой, когда стены, потолок, полы выдерживаются в светлой гамме, а яркие цветовые акценты переносятся на рабочие кресла, парты и стулья. Стулья могут иметь сочные цвета, которые редко используются в мягкой мебели для жилых зданий. Выбор цвета для учебной аудитории зависит также от того, каких условий требует работа: сосредоточения или стимуляции и оживления.

Холодные нейтральные цвета создают деловое настроение, теплые насыщенные тона подходят для творческой атмосферы, способствуют дружественному рабочему климату. Цветовое решение зависит от качества освещения и от того, на какую сторону выходят окна. Если окна обращены на север, лучше предпочесть теплые тона. Если окна выходят на юг или в помещении применяется искусственное освещение — стены становятся светлыми и приобретают холодный оттенок.

Демонстрационные залы, где ученики пребывают недолгое время, могут быть окрашены в более яркие и насыщенные тона. Психологи утверждают, что они располагают к общению, и из-за непродолжительного присутствия утомляемость не будет чувствоваться. В интерьере, выполненном нейтральными цветами или близкими к природным, дискомфорт не появится и после продолжительного присутствия. Создавая интерьер, прежде всего необходимо думать о гармонии единого цветового решения, где мебель, оборудование и отделка стен, пола и потолка должны представлять собой единый ансамбль. Именно он является «спутником» комфорта и уюта любого рабочего помещения [4].

Огромную роль для создания цельного гармоничного ансамбля предметов в интерьере так же играет грамотное соотношение форм, линий, различных фактур. Обычно формы и контуры классифицируют по их соотнесенности с элементарными геометрическими фигурами — квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником и ромбом. Подавляющее большинство интерьеров основаны на квадрате и прямоугольнике. Они стабильны и придают пространству устойчивость. Треугольники, ромбы более динамичны и обладают собственной направленностью. Криволинейные фигуры, круги и овалы придают интерьеру мягкость, разнообразие и динамику [5].

Основные направления линий — горизонталь, вертикаль, диагональ. Сами они могут быть толстыми и тонкими, прямыми или изогнутыми. При этом дизайнеру помещения приходится считаться с линейным рисунком, заданным архитектурой: углами и линиями, разграничивающими пол, стены и потолок. Кроме того, он обязан принимать во внимание структурные линии предметов меблировки и линии рисунка тканей или обоев. Обычно одно направление линий является в пространстве основным и определяет общее его настроение.

При господстве вертикальных линий интерьер будет казаться выше, но вместе с тем более официальным и статичным. Интерьер, в котором господствуют горизонтали, производит впечатление неофициального и спокойного. Диагонали вносят динамику в интерьер, их сдержанное использование, например, наклонный потолок или установка мебели под углом к стене, привносит в помещение оттенок необычности и интриги. При этом чрезмерное использование диагоналей грозит созданием ощущения тревоги и даже хаоса. Непрямые линии, изогнутые формы и контуры облегчают жесткую сетку прямых архитектурных линий (приложение А, рисунок А.4). Если они длинные, то несут в себе сочетание изящества и покоя, если короткие, — игривость и возбуждение [6].

Качество поверхности любого объекта является одним из главных элементов в дизайнерском проектировании, поскольку оно воспринимается зрительно и на ощупь. Фактуры поверхности выделяют шероховатые и гладкие, твердые и мягкие, блестящие и матовые. Фактура во многом определяет степень официальности интерьера, она может придавать пространству оттенок холодности или теплоты, создает ощущение разнообразия при единстве цвета.

Как правило, шероховатые матовые поверхности, будь то каменная кладка камина или рыхлое плетение шерстяной обивки мебели, считаются неформальными, а гладкие блестящие поверхности, такие как черный лаковый рояль, подчеркивают официальность обстановки. Если не учтены архитектурные фактуры, заданные стенами, окнами, и полами, равно как и фактуры мебели, то в одном интерьере может оказаться излишнее разнообразие фактур. Это почти неизбежно приведет к ощущению хаоса и распада интерьера на разные элементы [7].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой