Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прежде всего, следует разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Успех связан с чувствами радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную деятельность (о чем в своих работах писали В. К. Вилюнас, А. К. Маркова, Я. Рейковский, Л. С… Читать ещё >

Алгоритм создания ситуации успеха на уроке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основы ситуации успеха в учебной деятельности

За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает того факта, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Но в педагогике, как, впрочем, и в медицине, не существует единой панацеи на все случаи жизни. Поэтому и учебную ситуацию успеха нужно применять продуманно, с учетом многих факторов.

На первый взгляд кажется, что учителям достаточно пару раз организовать ситуацию, при которой ученик испытает успех, удовлетворение, и высокий уровень мотивации, интереса, познавательной активности ему обеспечен. Но такое отношение к ситуации успеха чревато противоположным результатом: постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не столько активное, сколько привычное и даже индифферентное отношение к учению. Кроме того, постоянное ожидание только лишь положительного результата пагубно сказывается на развитии волевых качеств личности: уклонение от преодоления трудностей, отказ от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях, преобладание мотива «избегания неудач» и пр.

В связи с этим, обращаясь к ситуации успеха в учебной деятельности, необходимо понимать те психолого-педагогические механизмы, которые лежат в ее основе.

Прежде всего, следует разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Успех связан с чувствами радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную деятельность (о чем в своих работах писали В. К. Вилюнас, А. К. Маркова, Я. Рейковский, Л. С. Рубинштейн и др.). Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность. Ситуация же — «это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что способен организовать учитель…»[1]

О такой ситуации рассказывает в своей книге У. Глассер: «В одном из классов американской средней школы появился психолог, чтобы провести исследование умственных способностей детей. После соответствующих тестов он объявил имена тех, кто показал наиболее высокий „коэффициент интеллектуальности“ (IQ). При этом он сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал „самыми умными“, более половины в действительности обладали средними или невысокими умственными возможностями. Через год, придя в туже школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию „наиболее умных“, являются лучшими учениками в классе. А ведь о его подлоге никто не знал! Следовательно, репутация умницы создала из слабых иной „Я-образ“, побудивший их с интересом и старанием относиться к учебе»[2].

Чем привлекают психологов и педагогов исследования в области влияний переживания успеха/неуспеха на различную деятельность человека?

Как несомненно позитивные моменты можно отметить следующее:

  • — переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;
  • — появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;
  • — положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Однако опытные психологи и педагоги предупреждают нас о возможных негативных состояниях, стрессовых ситуациях, последовавших после пережитого успеха. Почему возможен такой парадокс? Во-первых, успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей. Во-вторых, за сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует релаксация: если же в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая. В-третьих, переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат, важный и значимый для него самого, не будет адекватно оценен другими людьми.

Так, достигнутый успех «в главных» и «неглавных» учебных предметах ребенком переживается одинаково интенсивно, особенно в начале обучения. Но часто отношение взрослых снижает эту радость: «Пятерка по рисованию? Лучше бы по чтению…» Через снижение значимости переживаемого успеха мы, взрослые, влияем на формирование у ребенка отношения ко всему учебному процессу. Поэтому, «оценивая детей… необходимо исходить из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если он все-таки продвигается вперед, необходимо его поощрить, подбодрить, с тем, чтобы он не чувствовал неудачу, сравнивая свои результаты с заранее определенными нормами, особенно если они для него недосягаемы»[3].

Успех как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в частности необходим в учении. Однако эмоция успеха может быть вызвана различными причинами. В таком случае небезынтересно соотнести между собой такие понятия, как «успех в учении» и «успешность учения».

Если успех — это эмоциональное переживание, то успешность — это качественная характеристика результатов учебной деятельности конкретного ребенка. Если успех может переживаться как однажды, так и многократно, то успешность всегда имеет протяженность во времени. Успешность той или иной деятельности зависит от многих обстоятельств: благоприятных условий, готовности самого субъекта, даже от общественного сознания, сложившегося в конкретных исторических условиях. Другими словами, успех может быть специально организован для кого-то, но может быть и создан активностью субъекта для самого себя. Последнее положение практически является основной установкой «американского образа жизни».

Америка изначально развивалась в особых исторических условиях, это сказалось и на официальной доктрине: «Каждый человек — кузнец своего счастья». Американская действительность предоставляет каждому возможность достигнуть значительного успеха в жизни, стоит только приложить к этому собственные усилия и старания, утверждает реклама, кинопродукция с традиционным «happy end». Не случайно в зарубежной психологии выделилось такое направление, как «позитивное мышление», основанное на технологии суггестии, внушения — думай о себе «Я — умный, способный; у меня есть все данные для преодоления любых препятствий» и пр. и ты действительно станешь таким.

Однако данное направление имеет и свою негативную сторону. В американской печати последних лет появляются материалы, аналогичные мнению Дж. Роджерса. Он в статье «То, что доктор прописал» говорит о чрезмерном увлечении молодых американцев наркотическими средствами, которые необходимы им для того, чтобы забыться, отрешиться от реального мира. Многие из них «чувствуют себя одинокими, обеспокоенными, разочарованными или несчастными, потому что не пользуются успехом, не так изящны, энергичны, интересны, красивы, как это им внушали»[4]. Таким образом, даже позитивное мышление может привести к неадекватной оценке своих способностей, к разочаровывающему неуспеху в жизни и в итоге к возможному разрушению личности.

Успех сугубо индивидуален. Значимость его пока все же определяется нормами, установленными заранее: учащийся каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем. Но необходимо помнить о том, что одинаковое по трудности задание, успешно выполненное отличником и неуспевающим учеником, потребовало от последнего более напряженной мыслительной деятельности, большей интеллектуальной активности, следовательно, его достижения должны быть оценены как более значимые. На практике же учителя ставят одинаковую отметку за решение задачи, тем самым нивелируя усилия учащихся до одного уровня. Есть и такие учащиеся, которые, разуверившись в себе, заранее отказываются от возможности достигнуть успеха, не прилагают особых усилий в учебной деятельности, предпочитая пассивную позицию в учении.

Итак, ситуация успеха создается педагогом (или психологом) в учебной деятельности. Но, как и любую деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи: установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика на решение учебной задачи); обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения); сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда). Следовательно, если ситуация успеха создается учителем последовательно и сознательно, ее структура должна учитывать все перечисленные компоненты.

  • [1] Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. В 2 ч. Часть 1 / Урал. гос. пед. ин-т. —Екатеринбург, 1992. — С. 30.
  • [2] Глассер У. Школы без неудачников / пер. с англ. — М.: Прогресс, 1991. — С. 83.
  • [3] Orlick Т. Every Kidd Can Win. — Chicago: Nelson-Hall, 1975. — C. 8.
  • [4] Rodgers J. Just What Doctor Ordered // Physiology today.1971. 21 Sept.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой