Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практика как способ приобщения студентов к педагогическому творчеству

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако целый ряд аспектов приобщения студентов к педагогическому творчеству в процессе педагогической практики нуждается в изучении: будущие учителя расплывчато представляют составляющие и этапы творческого педагогического процессав обучении мало используется собственно творческих подходовне уделяется должное внимание изучению индивидуальных особенностей практикантов. В ходе этого изучения… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1.
  • Понятие педагогического творчества и место практики в процессе формирования педагога-мастера
    • 1. 1. Педагогическое творчество как научная проблема и практическая задача
    • 1. 2. Место педагогической практики в процессе формирования творческих возможностейудентов
  • Глава 2.
  • Пути развития творчестваудентов в процессе педагогической практики
    • 2. 1. Диагностика творческих возможностейудентов- будущих педагогов
    • 2. 2. Структура и содержание творческой педагогической практикиудентов
    • 2. 3. Эффективность развития творчества студентов в процессе педагогической практики.111−125 с

Практика как способ приобщения студентов к педагогическому творчеству (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная эпоха все настойчивее выдвигает на первый план проблемы формирования творческой личности. К вопросу изучения процессов творчества обращаются психологи, философы, культурологи и, конечно, педагоги.

Повышенный интерес к проблемам педагогического творчества можно объяснить рядом причин. Во-первых, отход от авторитарной системы управления, монополизма марксистской идеологии, расширение демократических свобод, осознание значимости общечеловеских ценностей способствовали всплеску активной деятельности и новаторства соотечественников. Н. А. Бердяев справедливо отмечал, что «благодаря свободе и возможно творчество нового и небывшего, элемент дара и связанного с ним назначения и элемент сотворенного уже мира, в котором и совершается творческий акт, и в котором он берет себе материалы» (27, сЛ 17 — 118). Элемент свободы в педагогической деятельности представляет собой личностную и профессиональную независимость учителя, хотя предполагает определенную автономность: контакты с другими субъектами мира человека, педагогического процесса и т. п. Профессиональное творчество учителя возможно при свободе выбора стиля взаимодействия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, выбора форм, методов и средств организации урочной и внеурочной деятельности.

Во-вторых, дальнейшее развитие науки, запросы практики, общества и государства потребовали серьезного отношения к проблеме формирования творческой личности — подлинного субъекта деятельности, носителя креативного начала. Конституция Российской Федерации (93, статья 44, пункт 1) и Закон об образовании (69), определяя принципы государственной политики, гарантируют свободу творчества, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, его гуманистического образования — обучения, воспитания и развития. Заинтересованность государства в действенном решении названных проблем не должна лишь продекларирована. Каждый гражданин, тем более педагог, обязан осознавать, что только творец может воспитать творческого человека, столь необходимого обществу, определяющего интеллектуальный и культурный уровни нашей страны.

Кризисные явления в России обозначили сегодня задачи совершенствования процесса подготовки студентов, поиска, а порой и пересмотр сложившихся подходов к организации педагогической практики, творческой и личностно-ориентированной. Повышение творческого потенциала каждой личности будет способствовать культурному, духовному и экономическому подъему страны. С учетом этих обстоятельств и был сделан выбор темы научного исследований «Практика как способ приобщения студентов к педагогическому творчеству» .

При решении названных проблем нам не обойтись без опоры на педагогическую теорию, исследования, носящие фундаментальный характер. Педагогическая теория служит основой творческой преобразующей деятельности учителя. Она помогает не только объяснять и теоретически обосновывать педагогические факты и явления, но и научно определять эффективные способы деятельности, одновременно служит средством совершенствования педагогической практики, основой анализа и критерием ее продуктивности.

В разное время вопросы педагогического творчества глубоко и всесторонне рассматривались Ю. П. Азаровым (8), Ю. К. Бабанским (19, 20), И. П. Волковым (46), Л. С. Выготским (48), С. Б. Елкановым (61), В. И. Загвязинским (67), И. А. Зязюном (70), И. П. Ивановым (71), Е. П. Ильиным (75), В.А.Кан-Каликом (82, 83), А. С. Макаренко (120),.

A.К.Мудриком (138), Н. Д. Никандровым (83), А. И. Пискуновым (170), М. М. Поташником (179, 180), В. А. Сластениным (206), К. С. Станиславским (213), Г. И. Щукиной (248), П. К. Энгельмейером (252, 253) и другими. Анализ трудов исследователей проблемы дает возможность определить меру изученности темы.

В настоящее время педагогическая теория располагает богатым понятийным аппаратом: «коллективная творческая деятельность», «педагогическое творчество», «педагогический профессионализм», «педагогическое мастерство», «педагогическое новаторство», «профессионально-значимые качества личности», «творческое самочувствие педагога», «творческая импровизация», «творческий педагогический процесс», «теория решения изобретательских задач», «уровни педагогического творчества» и т. д.

Описаны структуры творческого педагогического процесса (Г.С.Альтшуллер (12), В. И. Загвязинский (67), В.А.Кан-Калик (82,83),.

B.Г.Максимов (122), Н. Д. Никандров (83), М. М. Поташник (179, 180) и другие), механизма его управления, обозначены проблемы творческого самочувствия педагога, педагогического общения (Ю.П.Азаров (8), В. С. Грехнев (55), Н. В. Кузьмина (106), Н. Д. Левитов (113), А. К. Маркова (125), В. М. Мындыкану (139), К. С. Станиславский (213),.

A.И.Щербаков (245), В. И. Щербина (246) и другие).

Развитие педагогической науки определяется прочностью ее связей с педагогической реальностью, ибо теория, оторванная от практики, теряет под собой почву. Только в процессе творческой деятельности возможно выявление и развитие креативного начала у начинающего педагога.

Теоретико-методологические основы формирования творческой личности студента в системе педагогического образования разработаны в исследованиях С. И. Архангельского (16), В. И. Загвязинского (67),.

B.И.Журавлева (62), В. В. Краевского (98), В. М. Полонского (173),.

В.А.Сластенина (206) и других. Разработаны системы диагностики и развития креативного начала у студентов педагогических вузов (О.А.Абдуллина (3, 5), И. В. Галактионов (50), В. П. Бедерханова (25), И. А. Зязюн (157), В. Н. Жутикова (65), И. Н. Кузьмин (104), В. Н. Никитенко (145), Т. С. Полякова (174), В. П. Симонов (201), В. А. Сластенин (201), Г. П. Щедровицкий (244) и другие).

На сегодняшний день разработаны специальные педагогические практикумы и курсы: «Введение в познавательную деятельность» (В.И.Журавлев), «Введение в специальность» (А.И.Кочетов), «Основы педагогического мастерства» (И.А.Зязюн), «Творческая лаборатория учителя» (Ю.Л.Львова), «Основы педагогического общения» (А.Т.Курбатова, Ф.М.Рахматуллина), «Основы педагогической техники» (Н.Е.Щуркова) и т. д.

Составлены тренинги по выявлению творческих задатков и их развитию у студентов в процессе педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей будущих учителей (Г.З.Апресян (15), И. А. Зязюн (157), Ю. В. Ирхин (77), Л. Ю. Ляшко (119), Э. Ш. Натанзон (142), В. В. Петрусинский (73), Л. Ф. Спирин (211), Л. Л. Шевченко (240) и другие), имеются методические рекомендации по организации педагогической практики на всех курсах обучения в вузе.

Однако целый ряд аспектов приобщения студентов к педагогическому творчеству в процессе педагогической практики нуждается в изучении: будущие учителя расплывчато представляют составляющие и этапы творческого педагогического процессав обучении мало используется собственно творческих подходовне уделяется должное внимание изучению индивидуальных особенностей практикантов. В ходе этого изучения выявлены противоречия: между осознанной потребностью в опоре на творческую индивидуальность педагога в педагогическом процессе и неразработанностью средств, способов реализации этого феномена в практике вуза и школымежду образовательными стандартами и задачами творческого развития личности педагога- «любой стандарт в том числе и новый, — по меткому высказыванию М. М. Поташника, — отрицает творчество, но любое творчество в определенной форме вырабатывает новое правило, стандарт для конкретных ситуаций» (180, с.87) — между творческими возможностями и наличными технологиями педагога, реальными и желаемыми результатами.

Цель исследования состоит в раскрытии широких возможностей педагогической практики как способа приобщения студентов к личност-но-ориентированному творчеству в школе и детских оздоровительных лагерях.

Объектом исследования является педагогическая практика студентов педагогического университета.

Предметом исследования определена педагогическая практика как способ приобщения студентов к педагогическому творчеству.

Гипотеза исследования: педагогическая практика может рассматриваться как способ приобщения студентов к педагогическому творчеству, эффективного вовлечения будущих педагогов в креативную педагогическую деятельность при наличии следующих условий: 1) выявление общих и частных индивидуальных способностей студентов- 2) ознакомление студентов с основными составляющими и этапами творческого педагогического процесса- 3) включение студентов в процесс педагогической практики и подготовки к ней через решение творческих задач- 4) индивидуально-личностный подход к студентам в процессе педагогической практики при сочетании индивидуальных и групповых форм работы с будущими педагогами.

Исходя из цели и гипотезы научного исследования поставлены следующие задачи:

1. Исследовать возможности педагогической практики в условиях традиционного учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе по формированию у студентов творческого подхода к педагогической деятельности;

2. Определить этапносгь и условия эффективности приобщения студентов к педагогическому творчеству в рамках педагогической практики;

3. Разработать методические рекомендации по совершенствованию педагогической практики в вузе;

4. Экспериментально проверить эффективность предлагаемых мер по приобщению студентов к педагогическому творчеству.

Методологической основой исследования служили данные общенаучной и частнонаучной методологии. В подходе к объекту и предмету исследования автор опирался на законы диалектики, основы теории познания. Методологическим ориентиром служил принцип всеобщей связи предметов и явлений объективной реальности, принцип детерминизма и системности, которые раскрывают единство элементов системы в качестве условия процесса овладения знания, логику развития взаимосвязанных явлений и процессов. Анализировались Декларация прав человека (236), Конституция Российской Федерации (93), Закон об образовании (69) и другие государственные документы по вопросам совершенствования высшего педагогического образования, его гуманизации, демократизации и индивидуализации путей формирования творческой личности будущего учителя. Эти данные дают характеристику состояния педагогических проблем по теме диссертации в аспекте государственной политики и стратегических направлений их решения.

Помимо общенаучной методологии использовались положения частнонаучной методологии, т. е. методологии педагогики: положение о творческом характере учебно-воспитательного процесса (В.А.Кан.

Калик, А. А. Леонтьев, Н.Д.Никандров), представление о профессиональной педагогической деятельности как целенаправленном проявлении через действенное, операциональное личностных особенностей педагогов (Ю.И.Турчанинова), связь педагогической науки и педагогической практики (В.И.Журавлев, В. М. Полонский, В. В. Краевский и другие), принципы исполнительской интерпретации, «перевода» требований и задач, отражающих объективные тенденции педагогического процесса, в практику подготовки педагогических кадров, отражение хода и результатов исследования в понятийном аппарате педагогики, который реализуется путем ввода новых и переосмысления известных понятий (В.И.Журавлев).

Приняты во внимание принципы и методы прогнозирония новых решений. Учтены принципы синхронного исследования и внедрения передового опыта в практику подготовки педагогических кадров, разработки критериев и показателей эффективности нововведений в теорию и практику вузовского учебно-воспитательного процесса.

В ходе исследования использовались следующие методы. На первом и последнем этапах при анализе состояния проблемы применялись индукция, дедукция, моделирование, метод внеконтексгных операций, теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы по проблемам педагогического творчества, документации, регламентирующей педагогическую практику в вузе. Ведущим выступал метод формирующего эксперимента. Эмпирические методы целевого наблюдения за педагогической практикой студентов, анкетирование практикантов и педагогов по организации и эффективности учебно-воспитательного процесса, беседа, экспертная оценка, контексг-анализ, самооценка, изучение продуктов деятельности «испытуемых» применялись для выявления самых разнообразных способностей у студентов, их умения и желания творчески решать педагогические задачи, возникшие в школе, детских оздоровительных лагерях.

Организация исследования в соответствии с принятой научной гипотезой, целью и задачами включала в себя несколько этапов. На первом, аналитико-поисковом этапе (1992 — 1993) был проведен ретроспективный анализ научной литературы по проблеме диссертационного исследования, изучались различные приемы и способы практического приобщения студентов к педагогическому творчеству, осуществлялось наблюдение за студентами, обобщался передовой педагогический опыт.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (1993 — 1996) были уточнены теоретические позиции, разработана программа педагогического эксперимента и пути ее реализации. Опытно-экспериментальнная работа проводилась на базе средних школ N365, N1097, N1230 г. Москвы, детского оздоровительного лагеря «Волна» .

На третьем, завершающем этапе (1996 — 1997) проводился анализ полученных материалов, были выявлены наиболее эффективные условия для приобщения студентов к педагогическому творчеству в школе и детском оздоровительном лагере во время педагогической практики, оформлялся текст диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость. 1. Изучен и уточнен феномен творчества, в котором выделены следующие особенности: со-циально-деятельностные, эволзоционно-преобразующие, самобытно-индивидуальные, духовно-эмоциональные.

2. Проведено теоретическое обобщение проблематики, психолого-педагогических исследований, касающихся творческой личности и творческой деятельности будущего учителя.

3. Представлена система диагностики и развития у студентов педагогического вуза креативного начала, приобщения их к профессиональному творчеству в процессе педагогической практики.

4. Определены показатели креативности студентов: сформированность профессионального идеала, умение изучать и анализировать свои индивидуальные особенности, особенности детей, готовность и способность к творчеству, индивидуальный стиль деятельности, описаны критерии проявления каждого из названных компонентов творческой личности будущего учителя.

5. Выделены и описаны уровни творчества студентов: нулевой, элементарный, средний, достаточный, высокий.

6. Выявлены условия раннего приобщения студентов к педагогическому творчеству: устойчивая положительная направленность на избранную профессию, обучение практикантов методикам самостоятельного решения творческих педагогических задач, определение уровней сформированносги креативности, включение будущих учителей с первого курса в активную практическую творческую педагогическую деятельность.

7. Определены и обоснованы этапы приобщения студентов к педагогическому творчеству в системе педагогической практики.

Практическая значимость исследования. 1. Материалы данной работы могут быть использованы для организации и проведения инструктивного сбора студентов перед началом летней педагогической практики, чтения спецкурса «Педагог-воспитатель детского оздоровительного лагеря», формирования представлений у будущих учителей комплексного применения диагностических методик по выявлению креативного начала и приобщению студентов к педагогическому творчеству в системе педагогической практики.

2. Апробированы методы диагностики и развития компонентов творческой личности будущего учителя в процессе педагогической практики.

3. Разработаны практические рекомендации по соответствию современным требованиям школы-базы практики, учителей-кураторов, совершенствованию системы педагогической практики в педвузе.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методической оснащенностью исходных параметров работы, применением системно-комплексной методики, предусматривающей сочетание разных уровней анализа явлений с взаимодополнением и взаимокорректирующими процедурами их наблюдения, репрезентативностью и статистической значимостью эмпирических данных, сопоставимостью результатов творческого и экспериментального исследования с массовой педагогической практикой.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Творчество характеризуется социально-деятельностной, эволю-ционно-преобразующей, самобытно-индивидуальной, духовно-эмоциональной чертами.

2. Сущность педагогической творческой деятельности заключается в том, что она является самореализацией одаренной личности педагога в педагогическом процессе вообще и педагогической практике в частностирезультат сотворчества — возникновение качественно новых отношений, повышение уровня обучаемости, воспитуемости, развитости.

3. Для профессионально-творческой направленности личности студента в вузе должна быть создана система приобщения будущих учителей к творческой деятельности как на уровне теоретической модели, так и на уровне практической реализации через организацию семинаров-практикумов, групповых и индивидуальных консультаций, творческих заданий, тренингов и т. п.

4. Основными условиями приобщения студентов к педагогическому творчеству в процессе педагогической практики являются устойчивая положительная направленность на избранную профессию, обучение практикантов методикам самостоятельного решения творческих педагогических задач, определение уровней сформированности креативности, включение практикантов с первого курса в активную практическую творческую педагогическую деятельность.

5. Эффективность приобщения будущих учителей к педагогическому творчеству в процессе организации педагогической практики требует ранней диагностики индивидуальных способностей и мотивации выбора профессии, ознакомления студентов с сущностью творческого процесса, включения их в практическое решение творческих педагогических задач.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы нашли отражение в ряде публикаций, доложены и получили одобрение на ежегодных вузовских научно-практических конференциях в МПУ (1993, 1994, 1995, 1996 г. г.). Разработанные автором методические рекомендации по проблеме приобщения студентов к педагогическому творчеству в процессе педагогической практики прошли апробацию и внедрение в учебно-воспитательный процесс Московского педагогического университета, составлена программа (в соавторстве с А. В. Анохиной, С.Н.Ивановым) к спецпрактикуму «Педагог-воспитатель детского оздоровительного лагеря» (1992).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, одиннадцати приложений. Работа изложена на 176 страницах машинописного текста, содержит 7 таблиц.

Список литературы

включает 255 наименований.

5. Общие выводы.

Ф.И.О. преподавателя, название ДОЛ, дата посещения.

Заключение

.

Проведенное нами исследование позволило теоретически обосновать и практически реализовать систему приобщения студентов к педагогическому творчеству в процессе педагогической практики, то есть в основном подтвердило выдвинутую гипотезу, что дает основание для ряда выводов.

Уточнен феномен творчества, в котором выделены социально-деятельносгные, эволюционно-преобразующие, самобытно-индивидуальные, духовно-эмоциональные особенности. Педагогическое творчество характеризуется как деятельность одаренной личности педагога и всех участвующих в этом процессе, совместным результатом которой являются особые отношения, создание более эффективных средств, приемов, методов, форм, систем для повышения уровня обучаемости, воспитуемости, развитости.

Определены этапность и условия эффективного приобщения студентов к педагогическому творчеству в процессе педагогической практики являются: устойчивая положительная направленность на избранную профессию, непрерывность педагогической практики с первого до последнего года обучения, активность, творческий характер предлагаемой для практикантов деятельности, ознакомление студентов с основными составляющими и этапами творческого учебно-воспитательного процесса, соответствие базы практики современным требованиям к ней, разработка и использование программ, учитывающих педагогические стандарты профессионализма, курс, специфику факультета, преемственность обучения, умение определять уровень сформированности креативности, решать творческие педагогичекие задачи. Указанные условия позволяют системно планировать содержание педагогической практики на всех курсах обучения в вузе, широко использовать оперативную, постоперативную, комплексную диагностики по выявлению и развитию креативности у студентов, активные формы сотрудничества со всеми участниками творческого учебно-воспитательного процесса.

Ключевой фигурой в творческом педагогическом процессе является личность учителя. Предложенная модель творческой личности студента соответствует выводу о том, что педагогическое творчество есть взаимосвязанная совокупность проявления в учебно-воспитательной деятельности высокоразвитых диагностических, методических, организаторских, коммуникативных способностей, ярко выраженных индивидуальных качеств учителя.

Показателями сформированности творческой личности будущего педагога являются: сформированное^ профессионального идеала, умение изучать и анализировать свои индивидуальные особенности, особенности детей, готовность и способность к творчеству, индивидуальный стиль деятельности.

В рамках личностно-ориентированного, системно-деятельностного подхода к педагогической практике студентов определены и описаны уровни творчества будущих учителей: нулевой, элементарный, средний, достаточный, высокий. Представленные результаты эмпирического исследования по выявлению креативного начала и приобщению студентов к профессиональному творчеству позволили определить закономерность: повышение количества представителей 3 -5 уровней и, соответственно, понижения количества представителей 1 -2 уровней творчества будущих учителей к концу опытно-экспериментальной работы.

Исследование позволило решить ряд практических задач: планирование и проведение инструктивного сбора, спецпрактикума «Педагог-воспитатель детского оздоровительного лагеря» — составление творческих заданий для студентов разных курсов в период педагогической практикидиагностику определенных нами компонентов творческой личности студента.

В ходе исследования установлено, что формирование творческой направленности у будущих учителей зависит от степени индивидуализации и творческой направленности учебно-воспитательного процесса в вузе и школе. Это подчеркивает важность индивидуально-творческого подхода в работе со студентами, причем включаются механизмы общего и профессионального самообразования будущего учителя.

Исследование обозначило необходимость решения и других проблем, которые лишь затронуты в работе. Сюда относятся: определение возможностей игры как средства диагностирования креативности студентовроль предметных умений студентов в формировании творческого подхода в педагогической деятельности и другие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A., Петров А. П. Непрерывная педагогическая практика: Опыт и проблемы // Сов. педагогика. 1986. — № 1. — 67−73 с.
  2. O.A. Общепедагогическая подготовка в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1984.-208 с.
  3. O.A. Педагогическая практика в системе психолого-педагогических дисциплин: Материалы Всесозного совещания от 18 ноября 1972 года. Белгород: БГПИ, 1973. — 55−61 с.
  4. O.A., Загрязкина H.H. Педагогическая практика студентов: Учебное пособие для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1989. — 176 с.
  5. O.A., Вислогузова М. А., Журавлева П. Р. Педагогическая практика: Методические материалы для студентов старших курсов. М.: Просвещение, 1994. — 77 с.
  6. O.A. Приобщение студентов к научному анализу и обобщение передового педагогического опыта в процессе педпрактики: Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя. М.: МГПИ, 1978.-68 с.
  7. B.C. Тесты о социологическом исследовании. М.: Наука, 1982. — 199 с.
  8. Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. М.: Педагогика, 1985. — 162 с.
  9. Ю.П. Педагогическое искусство и его проблемы // Сов. педагогика. 1969. -№ 11. — 5−9 с.
  10. A.B., Асадулина И. Г., Басов Н. Ф. Педкласс пединститут: Программно-методические материалы. — Кострома: КГПИ, 1993. — 104 с.
  11. Г. С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. М.: Сов. радио, 1979. — 82 с.
  12. Г. С. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. 1956. — № 6. — 49 с.
  13. О.С., Данько П. Т. Игровой тренинг мыслительной деятельности: Учебное пособие. М.: Российская академия им. Г. В. Плеханова, 1992. — 246 с.
  14. Г. З. Ораторское искусство. М.: МГУ, 1972. — 48 с.
  15. С.И., Михеев В. И., Перельцвайг Ю. М. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов наблюдений в практике педагогических исследований: Материалы лекций. М.: Знание, 1975.-43 с.
  16. Ахмедзянов JLM. Педагогическое призвание и динамика его развития у студентов: Автореф.. канд. пед. наук. -J1.: ЛГУ, 1972. 16 с.
  17. Э.З. Содержание и структура практической готовности учителя к воспитательной работе в школе: Методические рекомендации / Под общей редакцией В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1989.-32 с.
  18. Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса в вопросах и ответах. Киев: Вища школа, 1984. — 342 с.
  19. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1982. — 340 с.
  20. Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Сов. педагогика. 1987. — № 2. — 3−12 с.
  21. H.H. Диалектика творческой и репродуктивной деятельности в системе культуры: Автореф.. дис. канд. философских наук. Л.: ЛГУ, 1992.-20 с.
  22. В.Н. Прототип изобретения: Учебное пособие. М.: ЦНИИПИ, 1964.-9 с.
  23. В.П. Летний дом: Концептуальный проект летней деревни и его методическое обеспечение / В помощь организаторам летнего лтдыха детей. Краснодар: Краснодарский экспериментальный центр развития образования, 1993. — 60 с.
  24. В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов университетов к воспитательной работе.-Л.: ЛГУ, 1997. 28 с.
  25. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки.- М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  26. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. -117−118 с.
  27. М.С. О природе научного творчества: По зарубежным материалам // Вопросы философии. 1966. -№ 6. -143 с.
  28. П.П. Избранные педагогические произведения. -М.: Педагогика, 1961. 183 с.
  29. П.П. Мои воспонимания. М.: Просвещение, 1971.- 185 с.
  30. В.Г., Кузьмин H.H. Об уровне практической подготовки выпускников педагогического института к воспитательной работе // Сов. педагогика. 1979. — № 4. — 87−92 с.
  31. Д.Б. Одаренность: Предмет и метод // Магистр. 1994. — № 2, 3.
  32. Де Боно Э. Рождение новой идеи. М.: Просвещение, 1976.26 с.
  33. Т.Н. Творчество и культура: Автореферат дис.. канд. философских наук. Саратов: СГПИ, 1993. — 18 с.
  34. Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя // Сов. педагогика. 1989. № 8. — 11−15 с.
  35. H.A. Свобода творчества как условие развития духовной культуры. Алма-Ата: КПУ, 1993. — 82 с.
  36. Г. Л. Логика: Полезные советы, методические рекомендации и дидактические тренинги. М.: МПУ, 1994. — 90 с.
  37. Буш Г. Я. Рождение изобретательских идей. Рига: Лиесма, 1976.- 126 с.
  38. З.И. Педагогическая практика важнейшее звено в системе подготовки учителя // Сов. педагогика. — 1982. — № 7. — 63−67 с.
  39. З.И. Педагогическая практика в системе подготовки учителя-воспитателя: Автореферат. канд. пед.наук. М.: МГПИ им. Ленина, 1979. — 16 с.
  40. В.П. Свобода учительского творчества // Народный учитель. -1914. № 1. — 3−9 с.
  41. Р.Б., Годин П. Г., Дежникова Н. С. Теория и практика воспитательных систем / в 2 книгах. М.: Изд. Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании, 1993. — 314 с.
  42. М.А. Творческая деятельность учащегося как средство усвоения нравственных норм: Автореферат. канд. пед. наук.- М.: АПН СССР, Научно-исследовательский институт общей педагогики, 1989. 16 с.
  43. Возрождение и развитие творчества в преподавательской деятельности: Материалы научной конференции / Отв. ред. В. И. Козловский. Новосибирск: Новосибирская государственная академия водного транспорта, 1985. — 38 с.
  44. И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Педагогика, 1982. — 108 с.
  45. В.В. Педагогическая практика как средство подготовки студентов педагогического института к внеклассной воспитательной работе с подростками: Автореф.. канд. пед. наук. М.: МГПИ им. Ленина, 1975. — 25 с.
  46. Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. М.: Педагогика, 1967. — 202 с.
  47. Л.С. Психология исскусства. М.: Наука, 1963.148 с.
  48. И.В. Психологические особенности творческой личности: Диссертация. канд. псих. наук. М.: МПУ, 1997. — 182 с.
  49. С.А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога: Автореф.. доктора пед. наук. -Казань: Казанский гос. университет, 1996. 47 с.
  50. E.H. Коллективная творческая деятельность студентов как фактор профессиональной подготовки учителя: Диссерт.. канд. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1989. — 171 с.
  51. Л.М. Программа РИТС (развитие интеллекта и творческих способностей) в общеобразовательной школе нового типа.- Тольятти: Современник, 1993. 60 с.
  52. В.В. Индивидуально-творческий подход как принцип профессиональной подготовки преподавателей педагогики и психологии: Тезисы докладов. М.: Прометей, 1991.-61 с.
  53. B.C. Культура педагогического общения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 116 с.
  54. В.Д. Культура и творческая деятельность. М.: Просвещение, 1987. — 110 с.
  55. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986. — 83 с.
  56. В.М. Педагогические условия индивидуально-творческой подготовки будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук. М.: МГПУ, 1993.- 178 с.
  57. Деловые педагогические игры: Методические рекомендации педагогическим коллективам школ, внешкольным учреждениям. Л.: Ленинградский городской Дворец пионеров и школьников, 1990.-140 с.
  58. А.Д. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их педагогического мастерства: Автореф.. канд. пед. наук. М.: МГУ, 1972. — 21 с.
  59. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — 156 с.
  60. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. — 176 с.
  61. В.И., Елизаров А. А. Педагогический практикум: Учебное пособие. М.: МОПИ, 1987. — 97 с.
  62. В.И. Основы педагогической кнфликтологии: Учебник. М.: Российское педагогическое агенство, 1995. — 184 с.
  63. В.Н. Учителю о практике педагогической помощи: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 142 с.
  64. В.Н. Педагогическая практика студентов университета: Учебное пособие. Владивосток: ДВГУ, 1983. — 67 с.
  65. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 156 с.
  66. В.И. Педагогическое творчество учителя // Сов. педагогика. 1989. — № 1. — 11−18 с.
  67. Закон Российской Федерации об образовании // Учит, газета. 1992. — № 28. — 4 августа.
  68. И.А. Учитель: Экспериментальная целевая программа «Школа педвуз — школа». — Полтава: ППИ им В. Г. Короленко, 1985. -112с.
  69. И.П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  70. Игра, творчество, развитие: Материалы межрегиональной педагогической конференции / Отв. ред. Л. Ю. Ляшко. Обнинск: Интерколледж, 1994. — 68 с.
  71. Игры обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинскоко в 4 кн. — М.: Новая школа, 1994.
  72. B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  73. Е.П. Искусство общения. М.: Просвещение, 1982.112 с.
  74. Информация педагогической науки и практики: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МОПИ, 1991. — 52 с.
  75. Ю.В. Психологтя успеха: Советы и тесты выдающихся менеджеров и психологов по руководству людьми. М.: РУДН, 1992. -40 с.
  76. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. -Москва Белгород: Изд. МГПУ, БГПИ, 1993. — 219 с.
  77. Н.П. Структура и механизм творческой деятельности. М.: МГУ, 1983. — 70 с.
  78. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Сов. педагогика. 1989. -№ 1. -97 — 100 с.
  79. Кан-Калик В.А. О профессиональной творческой подготовке учителя // Сов. педагогика. 1976. — № 9. — 36 — 40 с.
  80. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Исследование субъективно-эмоциональной сферы творческого процесса педагога. Грозный: Чечено-Ингушское книжное изд., 1976. — 286 с.
  81. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество: Библиотека учителя и воспитателя. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  82. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Подготовка будущего учителя к педагогическому творчеству // Сов. педагогика. 1987. № 6. 14−28 с.
  83. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987, — 190 с.
  84. В.А. Воспитай гражданина: Записки директора школы № 825 г. Москвы. М.: Московский рабочий, 1987. — 98 с.
  85. П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. М.: Педагогика, 1984. — 58 с.
  86. Каталог услуг на 1992 год: Творческая педагогика / Составители Гиршович B.C., Никитская A.B. М.: Новая школа, 1992. — 48 с.
  87. A.A. Моя семья: Записки директора Сыктывкарской школы-интерната № 1 для детей-сирот. М.: Педагогика, 1990. -124 с.
  88. Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности: Диссерт.. канд. пед. наук. М.: МГУ, 1995. — 190 с.
  89. А.Е. Труд и талант учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 82 с.
  90. H.A., Медынский E.H., Шабаева М. Ф. История педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1982. — 447 с.
  91. И.Я. Политехническое обучение в свете эволюции труда. М.: Знание, 1968. — 37 с.
  92. Концепция внешкольного воспитания / Под руковод. В. И. Журавлева. Уфа: Государственный комитет СССР по народ, образованию, 1991. — 24 с.
  93. С.И. Тайны творчества. Тамбов: Библиотека нова., тора, 1962. — 78 с.
  94. А.Н. Моделирование мышления. М.: Политиздат, 1969. — 224 с.
  95. В.В. Методологическое обеспечение ориентации педагогических исследований на практику // Новые исследования в педагогической науке. 1985. — № 1. — 3−6 с.
  96. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Самарский госпединститут, 1994. -165 с.
  97. В.В. Преподавание как творческая деятельность учителя: Диалектика средней школы. М.: Педагогика, 1982. — 304 с.
  98. Соотношение педагогической науки и практики. Знание, 1977.-204 с.
  99. Ю.Д. Мир деловой игры. М.: Просвещение, 1989.-48 с.
  100. В.А. Педагогические способности как профессионально-значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя: Формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ, 1983. — 46 с.
  101. И.Н. Единство теории и практики при обучении педагогических дисциплин условие эффективного формирования профессионально-педагогических умений: Единство терии и практики в преподавании педагогических дисциплин. — М.: Педагогика, 1983. -58 с.
  102. Н.В. Основы профессиональной психодиагностики. М.: Просвещение, 1984. — 168 с.
  103. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и функционирование его личности. Л.: ЛГУ, 1967. — 56 с.
  104. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989. — 37 с.
  105. Г. Г. Комбинаторская модель научного творчества: Тезисы докладов и сообщений к Всесоюзной конференции. Новосибирск: МГУ, 1990. — 138 с.
  106. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя. М.: Педагогика, 1981. — 80 с.
  107. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — 5−9 с.
  108. H.H. Педагогическая теория и школьная практика. М.: Педагогика, 1978. — 112 с.
  109. И.С. Интеллектуальные системы и обучение. Новосибирск: Изд. Института интеллектуальных инноваций и проблем консультирования, 1993. — 150 с.
  110. Н.Д. О психологических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. — 234 с.
  111. Г. А. Нестареющий учитель: Факторы творческой личности. М.: Просвещение, 1987. — 140 с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975. -310 с.
  113. В.А. К вопросу изучения педагического творчества воспитателя: Тезисы межвузовского координационного совещания. М.: МГПИ, 1983. — 191 с.
  114. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 125 с.
  115. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1992. — 124 с.
  116. Т.В., Синицына Е. И. Через игру к творчеству: Методическое пособие. — Обнинск: Обнинский центр НТТУ «Эврика», 1994.-78 с.
  117. A.C. Общие вопросы теоретической педагогики: Воспитание в советской школе / Сочинение в 7 т. М.: АПН РСФСР, 1957- 1958.
  118. A.C. Опыт методики работы детской трудовой колонии: Сочинения в 5 т. М.: Просвещение, 1960.
  119. В.Г. Формирование профессионального интереса у студентов педвузов в процессе педагогической практики: Автореф.. канд. пед. наук. М.: МГПИ им. Ленина, 1976. — 19 с.
  120. Т.Н. Инструктивно-методические материалы по педагогической практике: Для студентов предвыпускных и выпускных курсов. М.: Педагогика, 1979. — 114 с.
  121. Т.А. Формирование педагогического профессионализма студентов с использованием машиноориетированной педагогической информации: Автореф.. канд. пед. наук. М.: МПУ, 1993.- 20 с.
  122. A.K. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  123. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Сов. педагогика. 1990. — № 8. — 8−16 с.
  124. А. Условия творческого труда / Перевод с польского, под ред. Пономарева Я. А. М.: Мир, 1970. — 303 с.
  125. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 140 с.
  126. B.C. Индивидуальность человека: Условия проявления и развития. Пермь: ПГМИ, 1988. — 82 с.
  127. Место жительства место творчества: Методическое пособие /Составитель АкнаеваЭ.Б. — М.: ВНМЦНТ и КПР, 1991. — 50 с.
  128. Методическое пособие по развитию творческого воображения детей «Икар 1»: Для учителей детских дошкольных учреждений, студентов / Составители Иванов C.B. и др. — Ейск: Многопрофильный центр творческой педагогики Азов — XXI, 1993. — 80 с.
  129. Методические рекомендации к проведению учебно-методической практики студентов 1 курса по специальности 0307 «Педагогика и психология (дошкольная)». Якутск: ЯГУ им. М. К. Аммосова, 1993. — 10 с.
  130. Методические рекомендации: Преемственность педагогической ориентации школьников и студентов / Составитель Г. Н. Пашкевич. М.: МОПИ, 1986. — 24 с.
  131. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  132. А.Я. Самовоспитание организаторских способностей у студентов в период педагогической практики в школе: Ав-тореф. канд. пед. наук. М.: МГПИ им. Ленина, 1984. — 16 с.
  133. В.Б. Наука и образование в России: у последней черты? // Педагогика. 1994. — № 4. — с. 119−125
  134. JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя Н Вопросы психологии. 1990. — № 3. — 14−19 с.
  135. A.B. О подготовке школьников к общению: Проблемы подготовки к общению. М.: Просвещение, 1979. — 148 с.
  136. В.М. Педагогическая техника и мастерство учителя. Кишинев: Штиинца, 1991. — 182 с.
  137. Народное образование в СССР: Сборник документов 1917 -1973 г. г.- М.: Просвещение, 1974. 462 с.
  138. Э.Ш. Приемы педагогического воздействия на учащихся: Пособие для студентов педагогических институтов и учителей. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1965. — 220 с.
  139. Э.Ш. Психолого-педагогические задания при анализе идей А.С.Макаренко: Пособие для студентов педвузов, педучилищ, учителей. Кишинев: Лумина, 1970. — 255 с.
  140. И.Л. Система практической подготовки молодого учителя. Саранск: Мордовское книж. издательство, 1972. — 262 с.
  141. Н.Д. На пути к гуманной педагогике Н Сов. педагогика. 1990. -№ 9. — 41−47 с.
  142. В.Н. Синтез психолого-педагогических знаний в практической деятельности учителя: Диссерт.. канд. пед. наук. Л.: ЛГПИ, 1978. — 180 с.
  143. .П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. М.: Мол. гвардия, 1989. — 303 с.
  144. Э.М. Зарубежный опыт повышения квалификации педагогических кадров: Учебное пособие. М.: Издательство РИП-КРО, 1995.-84 с.
  145. Т.В. Внедрение дидактических идей в школьную практику: Внедрение достижений педагогики в практику школы. М.: Педагогика, 1981. — 188 с.
  146. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 280 с.
  147. Г. П. О повышении эффективности руководства педагогической практикой студентов // Сов. педагогика. 1968. — № 8. -114−121 с.
  148. Огородников И.Т. XXIV съезд КПСС и актуальные проблемы высшего педагогического образования // Сов. педагогика, 1971.- № 7. 2−9 с.
  149. С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1983. — 816 с.
  150. О непрерывной педагогической практике в педтехникумах: Циркуляр ППФ от 7 августа 1929 года // Еженедельник Наркомпроса РСФСР. 1929. — № 33 — 34. — сг. 868. — 26−28 с.
  151. В.Т. Формы метологической рефлексии: Тезисы докладов к Всесоюзной конференции 3−5 апреля 1990 года. Новосибирск, 1990. — 38 с.
  152. О практической работе студентов старших курсов педтехни-кумов и девятых групп педуклоновых школ 2 ступени: Циркул. сект, кадр. НКТ от 15 августа 1930 // Бюллетень Наркомпрса РСФСР. 1930.- № 25. ст. 639. — 23−26 с.
  153. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вузов: Автореф. дис.. доктора психол. наук. М.: МГУ, 1983. — 32 с.
  154. Основы педагогического мастерства / Отв. ред. И. А. Зязюн. -Киев: Вища школа, 1987. 208 с.
  155. Отрядный вожатый пионерского лагеря: Методические рекомендации студентам и преподавателям по педагогической практике в пионерском лагере / Составители В. П. Блинова, К. А. Гусева. М.: МОПИ, 1989.-40 с.
  156. Педагогическая практика / Под ред. В. К. Розова. М.: Просвещение, 1981. — 159 с.
  157. Педагогическая практика: Сборник материалов для педагогических колледжей и училищ / Авторы: Л. В. Борисова, Н. И. Бостаншова. М.: Новая школа, 1994. — 134 с.
  158. Педагогическая путевка: Методические рекомендации студенту, проходящему педагогическую практику. Кострома: КГПИ, 1989−24 с.
  159. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И. А. Каирова. М.: Сов. энциклопедия, 1964. — 478 с.
  160. Педагогические задания для творческой работы слушателей ФППК ОНО. Киев: ГПИ, 1989. — 48 с.
  161. Педагогический класс в средней школе: Из опыта работы / Отв. ред. В. И. Полещук. Нижневатовск: Издательство НПИ, 1994. — 63 с.
  162. Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988. — 472 с.
  163. Педагогическое руководство профессиональным самовоспитанием будущих учителей: Методические рекомендации АПН СССР. -М. НИИ общей педагогики, 1989. — 52 с.
  164. Перестройка системы народного образования и развития творческого потенциала учителей гуманитарных предметов в процессе непрерывного образования: Методические рекомендации АПН СССР, 1988.-48 с.
  165. A.B. Что мы знаем и чего не знаем о себе? М.: Педагогика, 1988.- 160 с.
  166. П.И. Дидактическая игра как средство организации проблемного обучения в вузе // Современная высшая школа. -1982.-№ 1.- 28−38 с.
  167. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя // Сов. педагогика. 1985. — № 12. — 42−47 с.
  168. В.П. Психологические условия творческой мотивации студентов педвуза в условиях учебно-познавательной деятельности: Автореферат дис. канд. психол. наук. М.: МГУ, 1988, — 16 с.
  169. Подготовка учителей в развитых капиталистических странах: Сборник научных трудов / Отв. ред. М. А. Соколова. М.: МГПИ, 1983. — 140 с.
  170. В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследований // Сов. педагогика. 1989. — № 11. — 34−41 с.
  171. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. М.: Педагогика, 1983. — 129 с.
  172. Я.А. Психология творческого мышления. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. — 352 с.
  173. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Наука, 1976. — 280 с.
  174. JI.M. Психология самостоятельного творчества студентов. Казань: Изд. Казанского университета, 1990. — 237 с.
  175. Постановление комиссии Наркомпроса РСФСР от 16. 11. 1932 г. «Об учебных программах и режиме в педвузах, университетах и педтехникумах» // Бюллетень Наркомпроса РСФСР, 1932. № 64.- 2−8 с.
  176. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987. — 234 с.
  177. М.М. Педагогическое творчество: Проблемы развития и опыт. Киев: Рад. школа, 1988. — 184 с.
  178. П.Т. Тропой науки: Введение в организацию и технику научно-исследовательской работы молодого ученого. Новосибирск: Наука, 1965. — 143 с.
  179. Программа педагогических институтов: Педагогическая практика / Отв. ред. В. К. Розов, Л. И. Рувинский. М.: МП СССР, 1987. -32 с.
  180. Программа педагогической практики студентов педагогических институтов / Под ред. Е. В. Бондаревской. М.: Министерство народного образования РСФСР, 1989. — 19 с.
  181. Программы педагогических институтов: Педагогическая практика студентов. М.: МП СССР, 1980. — 65 с.
  182. Программа развития творческого потенциала детей и подростков в клубных объединениях. Саратов: Саратовский областной институт усовершенствования учителей, 1992. — 12 с.
  183. Профессиональная подготовка и формирование личности учителя: Библиографический указатель на 1 кв. 1985- 1989 г. г. / Составители Л. И. Бондаренко и др. Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1990. — 135 с.
  184. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении: Над чем работают, о чем спорят философы. — М.: Политиздат, 1967. -271 с.
  185. В.А., Потапова О. М. Учись изобретать. Краснодар: Книжное издательство, 1962. — 68 с.
  186. И.П. НОТ учителя. М.: Просвещение, 1982. — 204 с.
  187. И.П. Педагогическое творчество учителей // Народное образование. 1985. — № 7. — 8−14 с.
  188. Резерв успеха творчество / Под ред. Н. Нойера и др. — М.: Педагогика, 1989. — 116 с.
  189. П.Е. Педагогическая практика в комплексе «педколледж пединститут» // Педагогика. — 1994. — № 4. — 76−78 с.
  190. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. — № 1. -14−19 с.
  191. А.И. Фантазия и творчество // Вопросы философии. -1966. № 9. — 48 с.
  192. М.М. Проблема учителя. М.-Л.: МПУ-ЛГУ, 1927.-214 с.
  193. Л.И. Профессиональное самовоспитание студентов: Основы педагогики. М.: Просвещение, 1985. — 172 с.
  194. Н.Г. Индивидуально-творческий подход в процессе психолого-педагогической подготовки студентов: Диссерт.. канд. пед. наук. М.: МПГУ, 1991. — 174 с.
  195. Д. И. Психодиагностика как необходимая составная часть педагогического мастерства учителя // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — 24−30 с.
  196. В.Г. Формирование организаторских умений у будущих учителей в процессе непрерывной педагогической практики: Диссерт.. канд. пед. наук. М.: АПН СССР, 1988. — 173 с.
  197. Сборник руководящих постановлений и положений: Материалы по педобразованию / Под ред. А. Ф. Белякова. М.: Педагогика, 1925.-34 с.
  198. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192 с.
  199. П.В. Созидающий мозг: Нейробиологические основы творчества. М.: Наука, 1993. — 109 с.
  200. И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. -М.: Просвещение, 1983. 181 с.
  201. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-280 с.
  202. В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: Прометей, 1991. — 141 с.
  203. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 83 с.
  204. В.А. Формирование творческой личности будущего учителя // Сов. педагогика. 1975. — № 1. — 96 с.
  205. В.Г. Педагогические условия подготовки студентов к воспитательной работе в системе общественно-педагогической практики: Автореф.. канд. пед. наук. Челябинск: АПН СССР, 1985. — 19 с.
  206. Л.Ф., Фрумкин М. Л. Обучение студентов решению педагогических задач // Сов. педагогика. 1984. — № 7. — 8−14 с.
  207. Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач: Проблемы теории и методики развивающего профессионально-педагогического обучения и самообразования. Кострома: КГПУ им. Некрасова, 1994. — 107 с.
  208. Л.Ф. Формирование профессионально-педагогических умений учителя-воспитателя. Ярославль: ЯТПИ, 1976.-82 с.
  209. К.С. Работа актера над собой / В 8 т. М.: Педагогика, 1954.
  210. Е.А. Социально-педагогический опыт необходимое условие формирования творческой активности личности будущего учителя: Диссерт.. канд. пед. наук, — М.: МГПИ им. Ленина, 1986.- 170 с.
  211. В.А. Разговор с молодым директором школы: Изб. произведения в 5 т. М.: Педагогика, 1980.
  212. В.А. Рождение гражданина: Изб. педагогические сочинения в 3 т. М.: Педагогика, 1979−81.
  213. Творчество как средство развития способностей студентов: Республиканская научно-методическая конференция / Под ред. И. Е. Лациса Рига: Латвийский гос. университет, 1989. — 70 с.
  214. Творчество педагога в науке и практике: Тезисы докладов научно-практической конференции 28 29 октября 1993 г. / Ред. В. И. Казаренков. — М.: РАО, 1993. — 88 с.
  215. Э.Д. Формирование творческой активности личности будущего учителя: Тезисы межвузовского координационного совещания. М.: МГПИ, 1983. — 142 с.
  216. Теория и практика ориентации молодежи на профессию учителя: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Е. Б. Пирого-ва. Вологда: Вологодский гос. пед. институт, 1989. — 143 с.
  217. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Отв. ред. Т. Ф. Яркина, В. Г. Бочарова. Москва-Тула: Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, 1993. -390 с.
  218. Теория и практика творческой деятельности: Библиографический указатель / Сост. В. В. Белич. Челябинск: Челябинское отделение педагогического общества РСФСР, 1987. — 110 с.
  219. Л.Н. Объявление об издании «Ясной Поляны»: Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1953. — 62 с.
  220. А.И. Дидактическая подготовка будущего учителя: Технологический подход. Орел-Москва: МГПУ, 1993. — 128 с.
  221. Учитель, которого ждут: Из опыта работы Полтавского пед. института / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Педагогика, 1988. — 152 с.
  222. К.Д. Человек как предмет воспитания: Избр. сочинения в 8 т. М.: Педагогика, 1950.
  223. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. М.: Политиздат, 1972. — 480 с.
  224. М.В. Профессиональное воспитание студентов в процессе подготовки к летней педагогической практике: Диссерт.. канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1991. — 164 с.
  225. Формирование инженерно-педагогических кадров: Воспитание творчеством /Отв. ред. С. З. Гончаров. Свердловск: СИПИ, 1989. -146 с.
  226. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1988. 207 с.
  227. В.Н. Педагогическая импровизация в профессиональной деятельности учителя: Автореф. диссерт.. докт. пед. наук. -М.: МГПУ, 1992. -32 с.
  228. В.Н. Педагогическая импровизация: Теория и методика. М.: МИП «ЫВ Магистр», 1992. — № 13. — 46−48 с.
  229. В.Н. Психолого-педагогические тренинги. ИЧП Изд. Магистр, 1995. — 124 с.
  230. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. -М.: Высшая школа, 1988.- 168 с.
  231. Г. М. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности: Диссерт.. канд. пед. наук. М.: АПН СССР, 1978.-178 с.
  232. Е.С., Каширова Е. Г. Права на всякий случай. -М.: Вита-Пресс, 1995. 48 с.
  233. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Просвещение, 1985. -7с.
  234. С.М. О сущности творческой деятельности: Тезисы докладов. Курган: КГПИ, 1971. — 12 с.
  235. С.Т. Школа для детей или дети для школы: Изб. педагог, сочинения в 2 т. М.: Просвещение, 1980 — 320 с.
  236. JI.JI. Педагогическое творчество: Учебник-тренажер. М.: Соборъ, 1996. — 120 с.
  237. П.И., Красовский Б. М. Общие основы подготовки будущего учителя к профессиональному творчеству, Днепропетровск: Криворожский гос. пед. институт, 1991. 109 с.
  238. С.А. Каникулы: Приключенческая энциклопедия для учителей, воспитателей, вожатых. М.: Новая школа, 1994. — 182 с.
  239. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989.- 180 с.
  240. Г. П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности: Обучение и развитие. М.: Просвещение, 1966. — 220 с.
  241. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. Л.: ЛГПИ, 1967. — 28 с.
  242. В.И. Формирование готовности к творческому труду. Алма-Ата: Мектеп, 1983. — 304 с.
  243. Г. И. О спецкурсах и спецсеминарах в системе педагогической подготовки студентов // Сов. педагогика, 1975. № 2. — 16−24 с.
  244. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 240 с.
  245. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.304 с.
  246. В.А. Мысли ученых о науке. Кишинев: Лучина, 1971.-73 с.
  247. П.К. Как надо и надо изобретать: Конспект лекций. М.: Изд. итипогр. РИОВЦСПС, 1925. — 168 с.
  248. П.К. Теория творчества. С-П (б).: Образование, 1910. -162 с.
  249. П.К. Теория творчества. С-П (б).: Образование, 1919. — 180 с.
  250. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1992. — 144 с.
  251. Е. Ш. Школа для всех: Адаптивная модель / Теоретические основы и практическая реализация. М.: Новая школа, 1996. -352 с.
Заполнить форму текущей работой