Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нестандартные формы уроков литературы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показывает практика, далеко не всё новое прогрессивно. Прогрессивно лишь то, что эффективно, то есть если его использование позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём: при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, финансовых средств или времени. Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих… Читать ещё >

Нестандартные формы уроков литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Путей повышения интереса школьников к изучению литературы множество: спектакли, салоны, литературные вечера, походы, экскурсии, связанные с жизнью и творчеством классиков, но эти расширяющие кругозор и знания так называемые «мероприятия» не идут в сравнение с самым главным — уроком, на котором, собственно, и начинается любой литературный маршрут, открытие какой-либо эстетической, нравственной, философской проблемы.

Использование нестандартных форм проведения уроков литературы смогут решить многие проблемы, встающие перед учителем при изучении произведений художественной литературы: развивают речь, активизируют мыслительную деятельность, то есть помогают решить многие учебные задачи, которые стоят перед учителем-словесником при обучении.

Одним из важнейших путей повышения эффективности деятельности образовательных учреждений в современных условиях является развитие инновационных процессов. Причём эти процессы затрагивают как построение самой образовательной системы, так и содержание, формы, методы и средства педагогической деятельности.

Как показывает практика, далеко не всё новое прогрессивно. Прогрессивно лишь то, что эффективно, то есть если его использование позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём: при тех же или меньших затратах физических, моральных сил, финансовых средств или времени.

Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их? В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие «нетрадиционные формы обучения». Пришло время отойти от общепринятых норм, искать свои методы и приёмы.

Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного обсуждения и осмысления языкового материала или литературных произведений, не представляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.

Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель как верный друг и добрый наставник прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.

Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой.

Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.

Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. При подготовке и проведении нетрадиционных уроков в школе следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при следующих условиях:

  • · нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;
  • · хорошее владение учителем методикой проведения нетрадиционных уроков;
  • · умелое сочетание нетрадиционных и традиционных форм работы;
  • · владение способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;
  • · включение нестандартных уроков в систему своей работы.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой