Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование учебной деятельности младших школьников в процессе трудового обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Механизм формирования учебной деятельности младших школьников в процессе трудового обучения представляет собой систему, состоящую из следующих компонентов: экспериментальной модели, учитывающей возрастные способности школьниковсовокупности критериев эффективности сформированности учебной деятельностинравственно-психологической готовности ученика и учителя к продуктивному педагогическому… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Теоретические и практические основы формирования учебной деятельности младших школьников в процессе трудового обучения
    • 1. Историко-педагогический и современный контекст трудового обучения учащихся общеобразовательных школ
    • 2. Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте
    • 3. Функция и структура учебной деятельности младших школьников
    • 4. Уровни сформированности компонентов учебной деятельности младших школьников
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности модели процесса трудового обучения младших школьников
    • 1. Модель процесса трудового обучения младших школьников
    • 2. Организация и методика исследования
    • 3. Анализ результативности формирования учебной деятельности на основе модели трудового обучения младших школьников
    • 4. Технология формирования учебной деятельности младших школьников в процессе трудового обучения

Формирование учебной деятельности младших школьников в процессе трудового обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования.

На фоне современного уровня развития общества четко обозначилась проблема изменения качества воспитания и обучения подрастающего поколения.

Дидактика сейчас уже не может ограничиться областью знаний, умений и навыков, как бы ни важна была данная область. Необходима разработка научно-педагогических основ такого построения учебного процесса, которое давало бы оптимальный результат в развитии школьников. Следовательно, нужно изыскать новые принципы, правила, требования, которые соответствовали бы этой задаче. Поскольку развитие учащихся происходит в процессе обучения, дидактические принципы и требования, рассчитанные на усвоение знаний, умений и навыков, приносят известный результат и в развитии. Однако задача заключается не в том, чтобы получить какой-то результат, а в том, чтобы добиться максимальной эффективности обучения для развития школьников. Выполнение данной задачи требует специального обдумывания и построения учебного процесса.

Среди многих направлений поиска путей совершенствования учебного процесса центральным, на наш взгляд, является опора на методологические и общетеоретические аспекты развивающего обучения, освещенные в трудах JI.C. Выготского, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, JI.B. Занкова, А. Н. Леонтьева и др. Классики отечественной педагогики считают развивающее обучение одной из основных характеристик педагогического процесса, исходят в своих теориях из объективного факта существования творческого потенциала у каждого школьника, который необходимо развивать.

Такие ученые, как Т. Г. Блинова, Е. В. Заика, И. С. Якиманская исследовали проблему формирования учебной деятельности школьников.

Технологические аспекты самостоятельной работы учащихся рассмотрены в трудах JT.B. Жаровой, А. С. Лынды, П. И. Пидкасистого и других.

Вопросам мыслительной деятельности младших школьников в своих исследованиях уделила внимание М. В. Зверева.

В исследованиях Н. К. Индик прослеживается мысль, что эффективность формирования практических действий младших школьников значительно выше, если они обучаются по технологии развивающего обучения.

Проблеме взаимосвязи мыслительных процессов и предметных действий посвятила свои исследования И. И. Будницкая.

Исследования И. И. Аргинской направлены на формирование понятия «задача» в обучении младших школьников.

Волков И.П. видит процесс трудового обучения младших школьников в неразрывной связи с эстетическим воспитанием.

Многие ученые рассматривают учебную деятельность как ведущую, обеспечивающую формирование и развитие личности ребенка в процессе усвоения знаний и умений.

Детально разработан вопрос мотивации учебной деятельности в процессе обучения младших школьников в исследованиях А. К. Марковой.

Аналитический обзор исследований в области обучения младших школьников приводит нас к выводу о том, что обостряется противоречие между потребностями современной школы в инновационных технологиях развивающего обучения и недостатком теоретических и экспериментальных исследований данной проблемы. Особо ярко это проявляется в процессе трудового обучения младших школьников. До настоящего времени не использованы потенциальные возможности развивающего обучения в практическом разрешении противоречия между потребностями общества в развитии творческих способностей школьников и низким фактическим уровнем их трудового обучения, являющегося одним из главных генераторов развития этих качеств личности.

Формирование учебной деятельности в школе осуществляется сразу на интеллектуальном уровне, на таких предметах как русский язык, математика. На наш взгляд, целесообразнее начать формирование учебной деятельности в предметно-практическом плане, на уроках трудового обучения, где эта задача решается значительно эффективнее, а затем, после формирования действий путем переноса, развивать их на других предметах. В работах выше перечисленных авторов, процессу трудового обучения не уделяется должного внимания.

Все это придает социальную остроту, усиливает своевременность и необходимость предпринятого нами исследования, мотивирует выбор темы, актуализирует проблему, которая заключается в определении механизма формирования учебной деятельности младших школьников на уроках труда. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования-учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследованияпроцесс формирования учебной деятельности младших школьников в ходе трудового обучения .

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами поставлены следующие задачи:

1 .Проанализировать состояние трудового обучения младших школьников.

2. Выявить и обосновать условия, обеспечивающие эффективность формирования учебной деятельности младших школьников в процессе трудового обучения.

3. Раскрыть содержание, структуру и критерии формирования учебной деятельности младших школьников на уроках трудового обучения.

4. Разработать и экспериментально подтвердить технологию формирования учебной деятельности младших школьников в процессе трудового обучения.

5. Разработать научно-практические рекомендации по достижению результативности формирования учебной деятельности учащихся начальной школы и повышению квалификации учителей.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование учебной деятельности младших школьников в процессе трудового обучения может быть значительно улучшено, если:

— осуществляется опора на концепцию развивающего обучения, ведущей линией которой являются субъект-субъектные отношения между учителем и учащимся;

— экспериментальная программа обеспечивает взаимосвязанное развитие всех структурных компонентов учебной деятельности;

— учащимся предоставляется возможность реализовать себя в различных направлениях творчески насыщенной учебной деятельности на уроках трудового обучения.

Методологическую основу исследования составляют общая теория деятельности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев) — теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, JI.B. Занков, В. В. Репкин, Д.Б. Эльконин) — теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина) — теория формирования учебной деятельности (Е.Н. Кабанова-Меллер, И.С. Якиманская) — общая теория способностей (В.Д. Небылицин, Б.М. Теплов).

В работе нами использованы положения и идеи, представленные в общей теории профессиональной деятельности (Е.К.Климов, В. А. Сластенин, В.Д.Шадриков).

При составлении и уточнении методики исследования в основу легли работы В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы был использован комплекс методов исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, исследований в области управления учебной деятельностью, а также концепций, типовых программ, учебных планов для начальной школы, экспертная оценка, сравнительный анализ (философской, психолого-педагогической литературы) обобщение, моделирование, изучение продуктов деятельности школьников, педагогический эксперимент, методы статистической и графической обработки экспериментальных данных.

Основной базой опытно-экспериментальной работы явились начальные классы в школе-лицее № 20, школы № 19 г. Бийска, курсы повышения квалификации учителей начальной школы и технического труда в Бийском филиале АКИПКРО.

Исследованием на разных этапах было охвачено 150 учащихся начальной школы, 50 учителей начальных классов г. Бийска, 102 слушателя курсов повышения квалификации из районов бийской зоны.

Организация и этапы исследования. Настоящее исследование проводилось на программной основе в три этапа с 1992 по 1997 год.

На первом этапе (1992; 1993 гг.) осуществлен анализ философской, психологической литературы, трудов по развивающему обучению и формированию учебной деятельности. Результатом первого этапа явилось теоретическая постановка проблемы, определение цели, объекта, предмета и гипотезы настоящего исследования.

На втором этапе (1993;1994 гг.) соискателем осуществлялось педагогическое и психологичеокое обследование учащихся по программе исследования с целью выявления особенностей формирования учебной деятельности младших школьников. На этом этапе была разработана модель трудового обучения в начальной школе.

На третьем этапе (1994;1997 гг.) завершена опытно-экспериментальная работа, проведен анализ результатов исследования, систематизированы и интерпретированы полученные данные, организовано внедрение экспериментальной модели в школах г. Бийска, закончено литературное оформление диссертации.

На всех этапах исследования проводился качественный и количественный анализ, результаты которого представлены в виде схем, графиков, таблиц.

Научная новизна и теоретическое значение исследования:

— с учетом специфики процесса трудового обучения раскрыты ранее установленные в науке подходы к формированию учебной деятельности младших школьников;

— определена и экспериментально обоснована, исходя из технологий развивающего обучения, совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования учебной деятельности младших школьников на уроках трудового обучения;

— теоретически обоснованы развивающие технологии, применяемые в процессе трудового обучения младших школьников;

— проблема формирования учебной деятельности младших школьников рассмотрена на основе процесса трудового обучения в средней школе.

Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что.

— разработана модель процесса трудового обучения младших школьников;

— внедрена в учебный процесс технология формирования учебной деятельности младших школьников;

— представлены и апробированы научно-методические рекомендации, позволяющие учителю, методисту, руководителю школы осуществлять процесс трудового обучения в логике развивающих технологий.

— выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в системе повышения квалификации учителей начальной школы.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается опорой на целостные методологические позиции, использованием апробированных, надежных и взаимодополняющих методов исследования, сочетанием количественного и качественного анализа, корректным применением методов статистической обработки данных, целенаправленной опытно-исследовательской работой.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения' и результаты исследования докладывались и обсуждались на четырех региональных научно-практических конференциях, получили одобрение и опубликованы в тезисах. Модель трудового обучения в начальной школе одобрена экспертным советом Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования, специалистами БиГПИ и Вийского ГОРОНО, прошла апробацию и внедрена в начальных классах школылицея № 20, школы № 19 города Бийска, в четырех школах Советского, Смоленского районов. С данной экспериментальной программой ознакомлено более 100 слушателей на курсах повышения квалификации в Бийском филиале АКИПКРО.

Положенияf выносимые на защиту:

Механизм формирования учебной деятельности младших школьников в процессе трудового обучения представляет собой систему, состоящую из следующих компонентов: экспериментальной модели, учитывающей возрастные способности школьниковсовокупности критериев эффективности сформированности учебной деятельностинравственно-психологической готовности ученика и учителя к продуктивному педагогическому взаимодействиюкомплекса методических приемов и средств, способствующих достижению высокого уровня сформированности каждого из компонентов учебной деятельности: целеполаганияпланирования предстоящей работыучебных действийрефлексииконтроля и самоконтроляоценки своей-деятельности.

Процесс формирования учебной деятельности младших школьников определяется рядом психолого-педагогических условий, среди которых определяющее значение имеют:

— моделирование и реализация учебной работы как системно и вариативно организованного процесса, обеспечивающего целостное развитие младшего школьника;

— формирование творческого отношения к учению;

— обеспечение младшего школьника возможностями овладения и реализации технологии развивающего обучения;

— научно-методическое обеспечение реализации субъект-субъектных отношений в процессе трудового обучения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщая результаты теоретического анализа проблемы и экспериментальной проверки особенностей модели процесса трудового обучения младших школьников, а также опыт ее внедрения в общеобразовательных школах, школе-лицее, структурах переподготовки кадров и дополнительного образования, можно сделать вывод об актуальности и востребованности проведенного эксперимента и дальнейших перспективах изучения проблемы.

В ходе исследования мы исходили из задач, заключающихся в общем развитии личности учащихся, рассмотрели психологические предпосылки развивающего обучения, условия его эффективной организации в процессе трудового обучения младших школьниковподтвердилось положение, что вне целенаправленного формирования учебной деятельности не может быть подлинного развивающего обучения. А целенаправленнее формирование учебной деятельности предполагает ее специальную организацию, обеспечивающую овладение рациональными средствами усвоения. Выделение этих средств, разработка педагогических условий их усвоения и оценки. Учебная деятельность становится эффективной тогда, когда у учащихся сформированы все ее компоненты (мотивационная готовность, целеполагание, учебные действия, рефлексия).

В процессе трудового обучения исключительное значение приобретает развитие учащегося как субъекта своей мотивационной сферы, общения и сотрудничества.

Подводя итоги исследования, мы считаем, что теоретический анализ, и результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о правомерности основных положений диссертации, представленной на защиту, выполнении поставленных задач и подтверждении выдвинутых положений.

Нам удалось реализовать цель данного исследования и провести теоретическое обоснование, конструирование и опытно-экспериментальную проверку модели процесса трудового обучения младших школьников.

В соответствии с объектом и предметом исследования были решены следующие задачи: выявлены и обоснованы особенности модели процесса трудового обучения, сконструирована модель трудового обучения младших школьников в ходе апробации экспериментальной модели процесса трудового обучения нами получены подтверждения о действенности принципов развивающего обучения, разработаны критерии оценки эффективности данной моделитеоретическая модель процесса трудового обучения в ходе практического исследования получила опытно-экспериментальное подтверждение своей состоятельностипредлагаемая нами модель включила в себя компоненты развивающего обучения, что позволило сделать трудовое обучение в начальной школе наиболее эффективнымапробация нашей модели, обогащенной субъектсубъектными отношениями, показала рост творческой самостоятельности, умения планировать свою работу у школьников экспериментальных классов, у учащихся уменьшилась зависимость от учителя и проявилась в большей степени учебная самостоятельность.

В ходе исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза о продуктивности использования технологии развивающего обучения в исследовании процесса трудового обучения в начальной школе.

Считаем, что практическая значимость исследования состоит в том, что: на основе модели процесса трудового обучения разработаны учебные программы и планы для учащихся 1−4 классов и комплекс учебно-методических материалов. Создано и прошло опытно-экспериментальную проверку методическое обеспечение этих планов: методические пособия, рекомендации, раздаточный материал, наглядность и т. д., адекватные целям и содержанию, методам и формам обучения, которые могут быть рекомендованы в качестве основы для реализации экспериментальной модели процесса трудового обучения младших школьников. школьников.

Исходя из предмета нашего исследования, опытно-экспериментальная работа была направлена на углубление теоретического обоснования модели трудового обучения, ее корректировку, подготовку к внедрению и внедрение. Поэтому анализ результатов строился в большей степени на показателях технологичности модели, достаточности методического обеспечения, наличия условий для внедрения.

Дальнейшее исследование проблемы трудового обучения видится в необходимости выявления сущности, содержания, структуры, уровней сформированности учебной деятельности, преемственности начального обучения с трудовым обучением среднего звена, разработке методических рекомендаций, пособий, которые позволили 'бы более глубоко осознать данную проблему и эффективно строить процесс трудового обучения в начальной школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.В. Индивидуальные различия младших школьников, их выявление и учет в процессе обучения: Автореф. канд. дис.-М.: 1978.-19с.
  2. Ш. А. Личностно-гуманистическая основа педагогического процесса.-М.:Педагогика, 1990.-550с.
  3. Ш. А. Как живете дети? М.: Педагогика, 1986.-142 с.
  4. Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1994.- 127 с.
  5. Н.А., Морозова Н. А., Смятских А. Л. Психодиагностика педагогических способностей: Претесты.-М.: 1994.-268 с.
  6. П.Р. Политехническое образование: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы.-М.:1986.-172 с.
  7. Ю.К. Методы обучения в современной школе. М. Педагогика, 1985. 177с.
  8. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.-М.:Педагогика, 1986.- 192с.
  9. Ю.К. Избранные педагогические труды.-М.:Педагогика, 1989.558с.
  10. Базисный учебный план общеобразовательных учереждений Р.Ф. // Вестник образования. N 9. — М.:Просвещение, 1995.-96с.
  11. И. Берцфан Л. В., Захарова А. В. Формирование учебной деятельности школьников.- М.: Просвещение, 1982. 85 с.
  12. М.Н. Современные модели обучения в свете концепций гуманизации образования. // Гуманизация образования. N2, НИИ ППО РАС, 1994. С.3−8.
  13. С.Д., Гуревич Ф. Г. Статистические методы экспертных оценок. М.:Статистика, 1980.- 263 с.
  14. А.Д. Организация и методика педагогических исследований.-М.: Знание, 1981.-43 с.
  15. Большая Советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, издание 3-е Т.16, 1974. — 615с.
  16. А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности.//Психологический журнал,-1994.-N3.-С. 5−13.
  17. В.К. Самостоятельная работа учащихся.: Книга для учителя. -М.:Просвещение, 1984.-64 с.
  18. .Т. Развитие творчества учащихсяся при конструировании. -М.: Знание, 1963.-82с.
  19. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы школы)./ Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.- М.: Просвещение, 1966.-440с.
  20. Вопросы трудового воспитания и политехнического обучения в истории советской педагогики и школы. М.: Педагогика, 1983.-80 с.
  21. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся./ Под. ред. И. С. Якиманской, — М.:Педагогика, 1989.-224 с.
  22. А.Б. Основные принципиальные положения концепции развивающего обучения по Д.Б. Эльконину-В.В. Давыдову, В. В. Репкину.- М.: Феникс, 1994.- 245 с.
  23. И.П. Учим творчеству.-М.:Педагогика, 1988.-95с.
  24. JI.C. Педагогическая психология.- М.:Педагогика, 1982.-480 с.
  25. Выготский J1.C. Собр.соч.в 6 т.Т.2. Проблемы общей психологии. /Под.ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.- 504 с.
  26. JI.C. Собр.соч. в 6 т.Т.4. Детская психология. /Под ред. Д. Б. Эльконина.- М.:Педагогика, 1984.-432 с.
  27. П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. В кн.Дж.Флейвелл «Генетическая психология Жана Пиаже» — М.: Просвещение, 1967.-С. 596−621.
  28. П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. // Вопр.психологии. 1963.-N 5.-С.61−72.
  29. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка.1. М.:Изд-во МГУ, 1985.
  30. .С. Россия: образование и будущее (кризис образования в России на пороге XXI века). Челябинск: 1993.-240 с.
  31. А. С. Методология и медоды научно-исследовательской работы.- М.: Педагогика, 1982.-256 с.
  32. А. С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе: Книга для учителя.- М.:Просвещение, 1990.-144с.
  33. Е.Н. Уроки труда уроки искусства. // Начальная школа. -1995. -N 11 — С. 14−17.
  34. В.В., Эльконин Д. Б. Совершенствование обучения младших школьников. М.: Просвещение, 1984.-68 с.
  35. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1976. -107 с.
  36. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992. Выпуск шестой.- 144 с.
  37. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван: Наука, 1981.-140с.
  38. В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.:Педагогика 1986.240 с.
  39. В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. //Вопр. психол. 1992. — N3−4 — С. 14−19.
  40. В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1992. N1−2.
  41. А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М.:Росс.-Универ., 1992.-117 с.
  42. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просвещение, 1987.-206 с.
  43. А.К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. псих. наук. 1975.-27 с.
  44. А. К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения,— М.: // Вопросы психологии. -1983. N1.
  45. В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы.- М.: Просвещение, 1992.-191 с.
  46. Жарова J1.B. Учить самостоятельности: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1993.- 205 с.
  47. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.- 81с
  48. Занков J1.B. О начальном обучении. М. Просвещение, 1963.- 20 с.
  49. JI.B. Новая программа и медодика обучения. //Народное образование. 1969. — N7. — С. 32−47.
  50. JI.B. Избранные педагогические труды.-М.:Новая школа, 1996.431 с.
  51. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников.— М.: Педагогика, 1984.-152 с.
  52. В.И. Методология и методика дидактического иследования.-М.: Педагогика, 1981.- 160 с.
  53. Закон Российской Федерации «Об образовании.» //Учительская газета. 1992. 4 августа, N28.
  54. И.А. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности. /В сбр. Самостоятельная работа.- М.:1993. -124с.
  55. Э.В. Учиться мыслить.- М.:Феникс, 1994.-98 с.
  56. Н.И. Диагностика доминирующих способностей./ Под ред. Е. Н. Кирпичниковой.-Барнаул: БГПУ, 1991. 24с.
  57. И.И. Структура процесса учения.- М.: Изд-во МГУ, 1986. -198 с.
  58. Кабанова Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Просвещение, 1981.- 98 с.
  59. Кабанова Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1968. — 288с.
  60. Н.Г. Начальное образование в Алтайском крае.- Барнаул:1. АКИПКРО, 1995. 135 с.
  61. И.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики. -М.:Педагогика, 1980.-158 с.
  62. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.-М.: Педагогика, 1988.-212 с.
  63. А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьника. -Казань: 1992.-177 с.
  64. Н.М. Воспитание эстетического отношения ребенка к миру вещей на уроках трудового обучения. // Начальная школа. 1993.- N 6 — С. 15
  65. Н.М. Уроки ручного труда. // Начальная школа. 1994.- N 1- С. 55 60.
  66. Н.М. Развивающее обучение на уроках труда. // Начальная школа 1995. N 1 С. 36−39.
  67. Н.М. Уроки трудового обучения в современной школе. // Начальная школа. 1995.- N 7 — С. 38 — 42.
  68. Е.П. О формировании основ творческой деятельности младших школьников на уроках трудового обучения. // Начальная школа.-1996.- N 2 С. 34 — 45.
  69. П.П. Процесс трудового воспитания в школе. -Барнаул: 1966.147 с.
  70. Кон И.С. В поисках себя.- М.: Политиздат, 1984.-294 с.
  71. .И. Учение процесс творческий: Кн. для учителя: 2-е издание- М.: Просвещение, 1989.-159 с.
  72. Г. С. Избранные психологические труды. М.:Педагогика, 1988. 546 с.
  73. К. Собрание сочинений. T.l. С. 285.
  74. Краткий словарь по психологии. /Под ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского- М.: Политиздат, 1985.- 431 с.
  75. Н.К. Педагогические сочинения в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1979.
  76. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге.- М.: Просвещение, 1989.-123 с.
  77. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд. ЛГУ, 1970.-142 с.
  78. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге.-М.: Просвешение, 1989.-123 с.
  79. А.Н. Проблема деятельности в психологии. //Вопросы философии. 1972.-N9.-C.95−108.
  80. АН. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: -Политиздат, 1977.304 с.
  81. А.Н. Проблемы психического развития, 4-е изд. М.: Просвещение, 1981.- 324 с.
  82. Л. Д. Клейменова Н.С. Деятельностный подход в обучении грамоте.- Барнаул: АКИПКРО, 1992. 98 с.
  83. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Просвешение, 1971. -141 с.
  84. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981.-256 с.
  85. АИ. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976.- 207 с.
  86. Х.И. Групповая работа на уроке.-М.: Просвещение, 1985.- 121 с.
  87. М.И. Полн. собр. соч. Т.8.- 890 с.
  88. С.Н. Когда легко учиться. -М.: Педагогика, 1987.-235 с.
  89. А.С. Методика формирования самоконтроля учащихся в процессе учебных занятий: Учебное пособие.- М.: Просвещение, 1973.- 135 с.
  90. К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. М. Политиздат, 195*:. т. 20 — 810 с.
  91. А.С. Педагогические сочинения в 8-ми томах.-М.: Педагогика, 1983.
  92. А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном возрасте. Петрозаводск: 1992. -180 с.
  93. М.В. Мотивация учения младших школьников.-М.: Педагогика, 1984.-137 с.
  94. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975.-368 с.
  95. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М.: Педагогика, 1983.- 122 с.
  96. Н.А., Кузина ЕЕ., Найденова В. А. Уроки творчества. //Начальная школа. 1994. — N 12 — С. 49 — 52.
  97. Менчинская.НА. Психологические вопросы развивющего обучения. // Советская педагогика. 1968. — N6.
  98. Н.А. Проблемы учения и развития. М.:Педагогика, 1972.286 с.
  99. Методы психологической диагностики/ Под ред. Дружинина-вып. 1 -М.:Институт психологии РАН, 1993.-96 с.
  100. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: ГУ ПТО адм. Челяб. области, ЧФИПО МО РФ, 1995.-288 с.
  101. А.Я. Методология и методика научного исследования. Челябинск: УПО ПТО адм. Челяб. обл., ЧФИПО МО РФ, 1993.-52 с.
  102. А.Я. Общенаучные понятия в педагогике. // Педагогика, 1992. -N 7−8.- С.15−19.
  103. Р.С. Психология: В 2-х кн.- М.:Просвещение, 1994.
  104. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: Психолого-педагогический аспект / Под ред. В. Д. Божович. -М.: Новая школа, 1995. -96 с.
  105. .П. Ступени творчества или развивающие игры: 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991.-156 с.
  106. А.М. Научно экспериментальная работа в образовательном учереждении (деловые советы).-М.: АЛО РАС, 1996.- 130 с.
  107. Обучаем по системе Л. В. Занкова: 1-й год обучения.-М.: -Просвещение, 1991.- 240 с.
  108. Обучение процесс сотрудничества и творчества учителей и учащихся: Ученые-учителям.- Новгород: 1990.-71 с.
  109. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столица. М.: Издательство МГУ, 1987.-303 с.
  110. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование / Под ред JI.B. Занкова, — М.: Педагогика, 1975.- 165 с.
  111. С.И. Словарь русского языка. М.://Русский язык. -1988.-250 с.
  112. А.В. Начальное образование в дореволюционной России (18 611 917 гг.).-М.: Просвещение, 1982.-207 с.
  113. Н.С. Формирование двигательного навыка. //Вопросы психологии. 1982. N4.
  114. Педагогическая технология: Педагогическое воздействие в процессе воспитания младшего школьника / Сост. Н. Е. Шуркова.- М.: МИРОС, 1992.-88 с.
  115. Н.И. Избр. пед. соч. М.: 1958.-365 с.
  116. Д.И. Избр. соч. М.: 1986.-185 с.
  117. И. Ю. Петрова Г. А. Изготовление праздничных сувениров. // Начальная школа. 1994.- N 12 -С.26 — 28.
  118. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований.-М.:Педагогика, 1987.- 144 с.
  119. Психологическое развитие младших школьников: Экспериментальное исследование./ Под ред. В. В. Давыдова.- М.: Педагогика, 1990.-168с.
  120. Психологические критерии качества знаний школьников.- М.: Педагогика, 1990.- 156 с.
  121. Психологические проблемы учебной деятельности школьников. /Под ред. В. В. Давыдова. М.:Советская Россия, 1977.-235 с.
  122. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний. /Под ред. М. В. Зверевой.- М.: Педагогика, 1991.- 166 с.
  123. Развитие познавательных интересов в процессе воспитания младших школьников./ Под редакцией Н. Н. Подьякова.- М.: Просвещение, 1979. -167 с.
  124. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний:
  125. Эксперементально-педагогическое исследование /под ред. М. В. Зверевой. -М.: Педагогика, 1983.- 176 с.
  126. В.В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе. Томск: Пеленг, 1992.- 109 с.
  127. В.В. формирование учебной деятельности как психологическая проблема. //Вестник Харьк. Ун-та, 1977.-N 155. Сер. псих. -С.38−43.
  128. В.В., Дорохина В. Т. «Принятие» задания в процессе обучения.-Зборник //Психология, вып.12.-Киев: Радянська школа, 1973.-С.9−16.
  129. В.В., Жедек П. С. Ленинские идеи о единстве теории и практики в психологии обучения. -36. Псих., вып. 8.- Киев: Радянська школа, 1970.- С.3−16.
  130. В.В. О понятии учебной деятельности. //Вест. Харьк. ун-та. -1976.-N132 .Сер. психол., вып.9.-С.З-10.
  131. В.В., Репкина Г. В., Заика Е. Н. Психолого-педагогический мониторинг учебной деятельности. //Вопр. психол. 1995.- 116 с.
  132. В. В. Развивающее обучение и учебная деятельность. Рига: 1993. — 41 с.
  133. Г. В. Что такое развивающее обучение? Томск: Пеленг, 1993.-64 с.
  134. Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: В помощь учителю начальных классов.- Томск: Пеленг, 1993.- 61 с.
  135. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы психологической диагностики,— М.: Дидакт, 1992.- 267 с.
  136. Росийская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл.ред. В. В. Давыдов.-М.: Большая росс. энциклопедия, 1993. Т.1 1993. — 608 с.
  137. СЛ. Основы общей психологии: В 2-х т. -М.:Педагогика, 1989. Т. 1.-632 с.
  138. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987.- 159 с.
  139. Л.И., Соловьева А. Г. Психология самовоспитания.- М.: Просвещение, 1982.- 143 с.
  140. Руководство самообразованием школьников: из опыта работы /Ред. сост.
  141. Б.Ф. Райский, М.Н. Скаткин- М.: Просвещение, 1983.- 143с.
  142. .А. НОТ ипсольника.-М.:Просвещение, 1976.-127 с.
  143. К.И. Трудовое обучение в Англии. М.:1967.- 214 с.
  144. Н.Г. Виды и функции материализации в обучении.- М.: Просвещение, 1981.- 168 с.
  145. М.Н. Совершенствование обучения младших школьников. -М.: Просвещение, 1984.- 93 с.
  146. М.Н. Политехническое образование и соединение обучения с производительным трудом.-М.:1965.- С. 78.
  147. М.Н. Труд в системе политехнического обучения. М.:1976.- С. 23.
  148. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986.- 152 с.
  149. Р.В. Некоторые условия перехода к самостоятельной работе с источниками учебной информации.- //Вестн. Харьк. ун-та, 1974.- N103.- Сер. псих, -с.45−49.
  150. Я.И. Методология и методы педагогических исследований.-М.: Педагогика, 1989.- 224 с.
  151. Ошвская КА Структура потнавательной деятетнснли.-Влддимир: 1987.-483с.
  152. Советская педагогика. 1956.- N5.- С. 6.
  153. Совершенствование обучения младших школьников. /Под ред. Пышкало А. М. М.: Педагогика, 1984.- 128 с.
  154. Советский энциклопедический словарь. /Под ред. Прохорова А. М. -М.: Советская энциклопедия, 1985.- 1600 с.
  155. И.А. Трудовое воспитание в семье. //Начальная школа. -1996.- N 1 -С.67−69.
  156. Строение учебной деятельности. В. В. Репкин.-//Вестник Харьк. ун-та,
  157. N 132. Сер. психол. вып. 9.- С. 10−15.
  158. А.Ф. Структура познавательной деятельности.- Владимир: 1977. 108 с.
  159. В.А. В защиту производственного обучения в школах Украины.//Политехническое обучение.- 1958.- N8.-C. 18−39.
  160. В.А. О воспитании.: Изд. 4-е.-М.: Политиздат, 1982.260 с.
  161. Н.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся.-М.: Из-во МГУ, 1977.- 154 с.
  162. Н.Ф. теоретические проблемы программирования. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.-132 с.
  163. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.- М.: Педагогика, 1985.- 112 с.
  164. Н.ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников.- М.: Просвещение, 1988, — 174 с.
  165. Теоретические основы процесса обучения в советской школе./ Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера.- М.: Педагогика, 1983.-239 с.
  166. .М. Проблемы индиввдуалъных различий.- М.: АПН, 1961.- 347 с.
  167. Урок в начальной школе: Сборник статей. М.: Просвещение, 1975.- 143 с.
  168. Усввение знаний и развитие младших школьников./Под ред. Л. В. Занкова.-М.: 1965.- 125 с.
  169. Учимся обращаться с ребенком. /Под ред. В. А. Петровского, А. М. Виноградовой, Л. М. Клариной и др. М.: Просвещение, 1993.- 190 с.
  170. Учимся учиться. / Под ред. А. М. Зимичева.- Л.: 1990.- 206с.
  171. К. Д. Труд в его психологическом и воспитательном значении. -М.:Просвещение, Собр. соч. Т2,-С.354−386.
  172. Н.А. Новая структура начальной школы. //Начальная школа. -1995.- N 1- С.68−70.
  173. Философский энциклопедический словарь. /Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев С.М. Ковалев. М.: Советская энциклопедия, 1987 — 590 с.
  174. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся.- М.: Педагогика, 1968.- 198 с.
  175. Формирование учебной деятельности школьников. / Под ред. ЙЛомпшера, В. В. Давыдова, А. К. Марковой.- М.:Педагогика, 1982.-174с.
  176. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф, Талызиной. -М.: Изд-во МГУ, 1968.- 145 с.
  177. Д.И. Формирование учебных навыков.- М.: Педагогика, 1986. -203 с.
  178. X. Мотивация и деятельность: В 2-Х томах М.: Педагогика, 1986.
  179. Д. Школа завтрашнего дня. -М.: Росс, интер. пед. систем, 1993.-216 с.
  180. Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь.- Томск: Пеленг, 1992.- 133 с.
  181. ГА. Виды общения в обучении.- Томск: Пеленг, 1993. -268 с.
  182. Е.Е. Сотворчество. //Начальная школа, 1994. N 3 С. 44 45.
  183. Н.Г. Полн.собр.соч.- М.: 1950. Т. 15.
  184. Чернышевский Н. Г. Полн.собр.соч.-М.: 1950. Т.З.
  185. И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя.- М.: Прсвещение, 1988.- 160 с.
  186. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина.- М.: Просвещение, 1993.- 318 с.
  187. Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 206с.
  188. С.Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Просвещение, 1991.- 178 с.
  189. Г. П. Программный подход в контексте системно-мыследеятельностной методологии. М.: НИИ культуры. Вып.- 1. 1991.- 154с.
  190. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся,— М.: Педагогика, 1988.- 208 с.
  191. Д.Б. Психология обучения младших школьников. Избранные психологические труды. М.:1989. -108 с.
  192. Д.Б. Психологические условия равивающего обучения.-Киев: 1975.-148 с.
  193. И.С. Формирование учебной деятельности.- М.: Просвещение, 1978. -102 с.
  194. И.С. Развивающее обучение. М. Педагогика, 1979, -145 с.
  195. И.С. Основные принципы развивающего обучения.// Среднее специальное образование.- 1976.- N1.
  196. И.С. Воспитание сенсорной культуры труда.-М.: Высш. школа, 1975.- 254 с.
  197. АСЕ. Procedures Manual Lewislle, Texas: 1979.-32 lp.
  198. Atteslander P. Methoden der empirische Sorialforslinna.-Berlin: 1975.-128 s.
  199. Meyers K. Lexikon Hadagogik.-Wien -Zurich, 1988.-327 s.
  200. Roland R Maria Montessoris padagogischeldeen und die Bildungsrefonm im DDR / Zf. Vergleichende Hfdogogih,-Berlin: 1990.-N4.-S.390−397.
  201. Психологический журнал. 1993. N3. Childrens learning in the zon of proximal development. B. Podoff and J. Wertscheds. -San-Francisco, 1984.
  202. Lompscher J. PsychologischeAnalisendtr Lemtatigkeit. Berlin, 1989.-218 s.
  203. Selz O. Versucezur Hebung des intelligentzniverausll Zeitschrifitfur Psuchologis. 1935. N4.142
Заполнить форму текущей работой