Проблема автономности заголовка в структуре гипертекста газетного номера
![Реферат: Проблема автономности заголовка в структуре гипертекста газетного номера](https://gugn.ru/work/6761047/cover.png)
Мы полагаем, что текст газеты (номер газеты) можно рассматривать в качестве гипертекста. Во-первых, как и гипертекст, газетный текст состоит из множества текстов (статьи) или же текстовых блоков (рубрики и разделы), объединенных в единую функциональную структуру в первую очередь по тематическим признакам, по степени актуальности информации и т. д. Во-вторых, газетный гипертекст выполняет… Читать ещё >
Проблема автономности заголовка в структуре гипертекста газетного номера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема автономности заголовка в структуре гипертекста газетного номера
Целью данной статьи является определение статуса заголовка в структуре гипертекста газетного номера при помощи выявления зависимости размера заголовка от размера статьи. Материалом для исследования послужили статьи и заголовки, взятые путем сплошной выборки из периодических изданий газеты «Комсомольская правда» за период с 1960 по 1995 год с интервалом в пять лет.
Заголовок является одним из важных компонентов структуры газетного номера и характеризуется следующими конститутивными признаками, обусловленными его функциями:
- 1) общими дискурсивными признаками — информативностью и воздействием;
- 2) специфическими признаками жанра — выделением информации, установлением контакта, рекламностью. «В свою очередь, рекламность заголовка конкретизируется функционально как диффузность (способность легкого и быстрого распространения среди реципиентов), социокультурная контекстность (способность активизировать и вовлекать в процесс восприятия комплекс социокультурных знаний реципиентов) и эвентуальность (способность ориентировать и направлять читательскую интерпретацию)»1.
В лингвистической литературе существуют две точки зрения в вопросе определения статуса заголовка и его места в структуре, как текста, так и гипертекста газеты. Согласно первой точке зрения заголовок является структурным компонентом текста сообщения, занимающим в его системе подчиненное положение и функционально ее обслуживающим2.
Согласно второй точке зрения заголовок — это самостоятельный элемент системы макротекста СМИ, семантически, прагматически и функционально связанный с текстом сообщения, но стоящий вне него3. По мнению Е. Н. Комарова, заголовок занимает особое место в системе массово-информационного дискурса, что позволяет рассматривать его как ключевой компонент функционирования всего дискурса4. Кроме этого, он выделяет «векторы вторичных коррелирующих структурно-семантических и прагматических связей заголовка внутри системы макротекста СМИ:
- 1) заголовок — другие заголовки;
- 2) заголовок — тексты других сообщений;
- 3) заголовок — перитекст выпуска СМИ;
- 4) заголовок — перитекст других сообщений"5.
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что заголовок является неотъемлемой частью текста. Он имеет двойственную природу. На наш взгляд, газетный заголовок можно лишь условно рассматривать автономно (например, заголовки в Интернет), так как заголовок и текст статьи — это единая функциональная система, реализующая общую прагматическую функцию. Что может лежать в основе объединения заголовка и статьи? Это в первую очередь лексические, стилистические и грамматические средства, повторы и, конечно, размер.
Проблемой размера текста с различных позиций занимались многие ученые (К.И. Белоусов, В. И. Иванов, Г. А. Лесскис, И. Ю. Моисеева, Г. Г. Москальчук и др.). В российской и зарубежной лингвистике заголовки как текст исследовались с разных точек зрения: в рамках функционально-синтаксических (И.П. Распопов, А.М. Ломов) и коммуникативных исследований (И.А. Стернин); в психолингвистике (А.Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Ю.А. Сорокин); с позиций лингвистики текста (Р. Богранд, В. Дресслер и др.) и теории речевых актов (Н.М. Вахтель, Е. В. Власова, Е.А. Курченкова). Однако не все вопросы, связанные с изучением заголовочного комплекса, можно считать решенными. Отсутствуют работы, посвященные формальной стороне заголовка (размер, синтаксическая организация, ритмико-графическое пространство заголовка). Одной из таких проблем является проблема соотношения размера газетного заголовка и размера соответствующей ему статьи. Остается нерешенным вопрос, о том каким образом коррелируют (и коррелируют ли вообще) размеры данных компонентов газетной композиции.
В своей работе мы будем опираться на концепцию текстовых пространств и деятельностно-онтологическую концепцию формообразования текста6, а также теорию полиструктурного синтеза текста, предложенные К.И. Белоусовым7. Новизна нашей работы состоит в том, что мы впервые применяем данные концепции по отношению к заголовкам газетных статей. Также новизну и актуальность нашей работы составляет исследование проблемы автономности заголовка в контексте концепции гипертекста. В своем исследовании мы понимаем газетный номер как гипертекст, обладающий всеми присущими данному типу текста характеристиками и функциями. Если подходить к газетному тексту с точки зрения его системообразующих признаков, то можно утверждать, что категория гипертекстуальности также занимает место среди таких конститутивных категорий, как целостность, связность, информативность и завершенность.
Гипертекстуальность эксплицитно выражена в газетном тексте, в котором взаимодействие различных в жанровостилевом отношении текстов актуализируется на уровне текстового целого. По мнению И. В. Алещановой, незамкнутый характер газетного текста проявляется, во-первых, в его открытости к другим текстовым системам и структурам, а во-вторых, к адресату, тезаурус которого также представляет собой определенную незамкнутую систему пресуппозиций, обусловливающих полноту восприятия адресатом элементов текстовой структуры в их интегративной целостности"8.
Мы полагаем, что текст газеты (номер газеты) можно рассматривать в качестве гипертекста. Во-первых, как и гипертекст, газетный текст состоит из множества текстов (статьи) или же текстовых блоков (рубрики и разделы), объединенных в единую функциональную структуру в первую очередь по тематическим признакам, по степени актуальности информации и т. д. Во-вторых, газетный гипертекст выполняет те же функции, что и просто гипертекст (или электронный гипертекст), а именно: коммуникативную, когнитивную, тезаурусную, культурообразующую и эстетическую9. В-третьих, газетному гипертексту присущи такие признаки гипертекста, как нестабильность композиции (из года в год, из номера в номер могут меняться тематика и количество разделов и рубрик газеты, коммуникативная направленность и пр.); нелинейность текста газеты в пространственном отношении; мультимедийность и интерактивность гипертекста газеты10.
В качестве гиперссылки газетного гипертекста мы можем определить заголовочный комплекс статьи на том основании, что по заголовкам читатель ориентируется в пространстве гипертекста газеты и выбирает необходимую для него информацию. Можно утверждать, что помимо присущих газетному заголовку функций (номинативно-установочная, функция компрессии информации, функция аттракции, рекламная функция и др.) он также выполняет и функции, характерные для гипертекстовых ссылок, а именно — обеспечивает связность элементов газетного гипертекста на структурном уровне, расширяет тезаурус читателя на лексическом и лингвострановедческом уровне, выполняет функцию метакоммуникативного комментария11. Как и гиперссылки электронного гипертекста, газетные заголовки могут быть, в зависимости от места расположения, внутритекстовыми и межтекстовыми.
Особый интерес для нас представляет размер заголовка как одна из важнейших его характеристик, который определяется количеством слов, входящих в состав заголовка.
Таким образом, определение степени корреляции размеров заголовка и статьи становится в нашей работе основным фактором в определении автономности заголовочного комплекса в структуре газетного гипертекста.
Материалом исследования послужили периодические издания газеты «Комсомольская правда» (далее по тексту «КП») за период с 1960 по 1995 год. В силу большого объема материала выборка была составлена следующим образом: исследовались периодические номера газеты через интервал в пять лет, т. е. за 1960, 1965, 1970, 1975, 1980, 1985, 1990 и 1995 годы. Нами было взято по 2 номера за февраль каждого года, таким образом, выборка составила 16 газетных номеров. Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе мы подсчитали количество и размеры заголовков по годам (табл. 1). Из таблицы видно, что наиболее частотными являются трехсложные заголовки, далее следуют четырехи двухсложные заглавия. Многосложные заглавия встречаются в данной выборке довольно редко: самый большой по размеру заголовок (13 слов) был отмечен в 1960 году два раза.
На основе полученных статистических данных можно сделать вывод, что наибольший разброс значений в размерах газетных заглавий приходится на 1960 год, а значит, заголовки этого года обладают наибольшей экспрессивностью. Наиболее спокойными в данной выборке можно считать 1985 и 1965 годы. Приближаются к ним по значениям 1970 и 1990 годы.
Далее мы подсчитали размеры всех соответствующих данным заголовкам статей, определили среднее значение размеров и стандартное отклонение. Полученные данные можно обобщить на рисунке Наибольший разброс значений размеров заголовочных комплексов приходится на 1995, 1960, 1975 и 1980 годы. В остальные годы значения размеров относительно стабильны. Самым нестабильным в данной выборке является 1960 год, так как именно в этом году был отмечен наибольший разброс в значениях размеров газетных заголовков. Можно сделать вывод, что в данный период времени газетные заголовки отличались большей экспрессивностью. Далее по выборке можно отметить также 1970, 1980 и 1990 годы — экспрессивность и разброс значений размеров заглавий также достаточно значительны.
Наиболее стабильными можно назвать 1975 и близкие ему по значениям 1965, 1985 и 1990 годы — разброс в значениях наименьший.
На втором этапе мы рассчитали среднее значение размеров газетных заглавий и стандартное отклонение от среднего значения по выборке (табл. 2). автономность заголовок статья газета Таблица 1.
Количество и размер заголовков газеты «КП» по годам.
Размер | ||||||||||||
Год. | ||||||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | |||||||
; | ; | ; | ; | ; | ||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ||||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||
; | ; | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||
; | ; | ; | ||||||||||
Итого. |
«Среднеквадратическое отклонение является мерой рассеяния возможных значений от среднего арифметического»12. Эта величина определяет коридор случайных и неслучайных значений размеров заголовков газетных статей. Область этих значений является наиболее важной зоной размеров газетных заголовков, а также отражает ритм размеров заглавий в пространстве гипертекста газеты.
Таблица 2.
Сводные значения размеров заголовочных комплексов газеты «КП».
Год. | ||||||||
Среднее значение. | 4,192. | 3,053. | 2,917. | 3,95. | 3,346. | 2,9. | 2,818. | 5,129. |
Стандартное отклонение. | 2,857. | 0,957. | 1,025. | 2,195. | 1,958. | 0,923. | 1,044. | 2,487. |
При сопоставлении полученных на втором этапе данных о размерах заголовках и размерах статей газеты «КП» мы получили следующие результаты. Во-первых, временные отрезки выборки можно разделить на две группы. В первую группу можно отнести года с наименьшим разбросом значений размеров заголовков (1965, 1970, 1985 и 1990). Вторую группу составляют заголовки с наибольшим разбросом значений (1960, 1975, 1980 и 1995). В отношении размеров статей газеты «КП» также определяются две группы по тому же признаку, что у заголовков, т. е. по максимальному и минимальному разбросу значений размеров статей. В первую группу с минимальным разбросом значений вошли 1965, 1975, 1985 и 1995. Вторую группу с максимальным разбросом значений размеров составляют 1960, 1970, 1980 и 1990 годы.
Для выявления взаимосвязи заголовков и статей на физическом уровне мы подсчитали размеры всех соответствующих данным заголовкам статей, на основе этих данных мы вычислили средний размер текста статей (соответственно размеру заголовка), а также стандартное отклонение размеров статей (также соответственно размерам заголовков) (табл. 3).
Таблица 3.
Сводная таблица значений размеров газетных заголовков и статей
Размер заголовка. | Средний размер статьи. | Стандартное отклонение размеров статей. |
; | ||
Следует отметить, что в ритмикографическом пространстве газеты статьи (текст) образуют текстовые блоки разного размера. Нами были выделены следующие виды текстовых блоков: максимальные, минимальные и средние по размеру блоки. Средний размер статей и стандартное отклонение отражают ритм размеров текстовых блоков гипертекста газеты «КП». Полученные данные позволяют нам сопоставить ритм размеров газетных заглавий и текстовых блоков (статей).
![Проблема автономности заголовка в структуре гипертекста газетного номера.](/img/s/9/70/1817170_1.jpg)
Таким образом, мы пришли к выводу, что в диахроническом плане размеры статей и заголовочных комплексов могут как коррелировать друг с другом, например, в 1960, 1965, 1980 и 1985 годах, или же полностью не совпадать, например, 1960, 1970, 1975, 1990 и 1995 годы.
Третий этап был посвящен определению зависимости размеров заголовочных комплексов сложные заголовки, остальные значения относительно стабильны. Наименьший разброс значений размеров статей наблюдается в заголовках, размеры которых равны 9 словам. Полученные статистические данные свидетельствуют о том, что размеры заголовков и соответствующих им статей линейно не соотносятся друг с другом.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
- 1. Параметр размера является одной из важнейших характеристик основных структурных элементов газетного гипертекста таких, как текстовый блок (статья) и гипертекстовая ссылка (заголовок).
- 2. По размеру все заголовки можно распределить на 2 группы: заглавия с наибольшим разбросом значений (экспрессивные) и заглавия с наименьшим разбросом значений (стабильные).
- 3. На подобные группы можно разделить и статьи: статьи с максимальным и минимальным разбросом значений размеров (экспрессивные и стабильные). Это позволило нам сделать вывод, что в диахроническом плане размеры статей и заголовочных комплексов могут как коррелировать друг с другом, например, в 1960, 1965, 1980 и 1985 годах, или же полностью не совпадать, например, 1960, 1970, 1975, 1990 и 1995 годы.
- 4. На основе сопоставления средних размеров статей и заголовков и стандартных отклонений от средней величины мы определили, что размер заголовочного комплекса и размер соответствующей ему статьи линейно не соотносятся друг с другом.
Проведенное исследование позволяет нам сделать вывод, что на физическом уровне (а именно на уровне размера) заголовок и статья газеты «КП» не зависят друг от друга, т. к. большим по размеру статьям могут соответствовать достаточно краткие заглавия и наоборот, т. е. в плане размеров заголовок автономен.
Примечания.
- 1. Комаров, Е. Н. Ценностные ориентиры в заголовках французских и русских средств массовой информации: дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2003. С. 7.
- 2. Алещанова, И. В. Цитация в газетном тексте: дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2000. С. 45; Зелянская, Н. Л. Достоевский и семиосфера русской прозы. Творчество Ф. М. Достоевского 1840−50-х годов в контексте культурно-семиотических тенденций эпохи: монография. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. С. 11.
- 3. Комаров, Е. Н. Ценностные ориентиры в заголовках французских и русских средств массовой информации: дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2003. С. 45−46; Вахтель, Н. М. Высказывание в позиции газетного заголовка: семантика и прагматика: дис. … д-ра филол. наук. Воронеж, 2005. С. 29, 34;
- 4. Лазарева, Э. Л. Соотношение газетного заголовка с элементами текста: типология заглавий. Свердловск: Изд-во УралГУ, 1985. С. 12.
- 5. Комаров, Е. Н. Ценностные ориентиры. С.45−46.
- 6. Там же. С. 47.
- 7. Белоусов, К.И. Деятельностно-онтологическая концепция формообразования текста: дис. … д-ра филол. наук. Оренбург, 2006.
- 8. Белоусов, К. И. Теория и методология полиструктурного синтеза текста: монография. М.: Флинта: Наука, 2009.
- 9. Алещанова, И. В. Цитация в газетном тексте: дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2000. С. 27.
- 10. О функциях гипертекста см.: Клочкова, Е.С. Лингво-прагматические особенности электронного гипертекста на немецком языке: автореф. … канд. филол. наук. Самара, 2009.
- 11. С.14−20.
- 12. Стройков, С.А. Лингво-прагматические характеристики англоязычного электронного лексикографического гипертекста: автореф. … канд. филол. наук. Самара, 2008. С. 7−8.
- 13. О функциях гипертекста см.: Клочкова Е. С. Лингво-прагматические особенности. С.14−20.
- 14. Белоусов, К.И.
Введение
в экспериментальную лингвистику: учеб. пособие / К. И. Белоусов, Н. А. Блазнова. Бийск: НИЦ БПГУ им. В. М. Шукшина, 2004. С. 45−46.