Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Монашеский подвиг. 
Агиографический образ преподобного Сергия Радонежского

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так описывается служение монахов в данном житии: «Жестоко же постное житие живяше; бяху добродетели его сице: алкание, жадание, бдение, сухоядение, на земли легание, чистота телесна и душевна, устана млъчание, плотского хотениа известное умерщвление, труди телеснии, смирение нелицемерное, молитва непрестающиа, разсужение доброразсудное, любовь совръшенна, худость ризная, память смертна, кротость… Читать ещё >

Монашеский подвиг. Агиографический образ преподобного Сергия Радонежского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стоит отдельно сказать о монашеском подвиге. Жития святых приоткрывают нам завесу тайны, почему человек стремится уйти от мира, и почему это является обязательным условием для того, чтобы стать ближе к Богу.

Так описывается служение монахов в данном житии: «Жестоко же постное житие живяше; бяху добродетели его сице: алкание, жадание, бдение, сухоядение, на земли легание, чистота телесна и душевна, устана млъчание, плотского хотениа известное умерщвление, труди телеснии, смирение нелицемерное, молитва непрестающиа, разсужение доброразсудное, любовь совръшенна, худость ризная, память смертна, кротость с тихостью, страх божий непрестанный.».

Для Сергия этот вариант был единственно возможным — ему Господом еще до его рождения было предписано, кем он станет, и он со смирением принял свою долю. Если хочешь изменить этот мир, начни с себя, и Сергий как никто другой исполнил эту истину. Пребывая в непрестанной работе над собой, не страшась трудностей. Это была его внутренняя миссия, его крест. Вера требует полной самоотдачи, и только в уединении ее можно достигнуть. Только тогда человек обращает и всего себя, и ум свой к Богу. Это своего рода искусство, духовное художество, и в то же время, тяжкий труд — ежедневно и еженощно, всецело отдавая себя трудам и молитве, которая так же является крайне тяжелым трудом, постоянно контролируя себя и свои мысли.

Когда братия пришла к Сергию, он сказал им: «Приготовайтеся тръпети скръби, беды, печали, всяку тугу, и нужю, и недостаткы, и нестяжание, и неспание. Уготовайте сердца ваша не на пищу, ни на питие, ни на покой, не на беспечалие, но на тръпение, еже тръпети всяко искушение, и всяку тугу и печаль. И приготовайтеся на труды, и на пощениа, и на подвигы духовныя, и на многы скорби».

Те, кто выбирает этот путь, подвергаются тяжким испытаниям, искушениям, сомнениям. В житиях это, возможно, несколько наивно, описывается, как борьба с бесами.

Монахами становятся «божьи люди не от мира сего, не имеющие здесь пребывающего града, странники, бездомные, Христа ради юродивые». Цель — «совлечься своего естественного образа и облечься во Христа». (М. Булгаков) Сергий был канонизирован, как преподобный, а значит, он в максимально возможной степени смог приблизиться ко Христу.

Со времен Сергия начались значительные перемены в русском монашестве. Мало того, что увеличилось само стремление к иночеству — само направление монашество переменилось. Если раньше монастыри строились рядом с городами или в их стенах, то теперь монастыри стали основывать вдали от мирской суеты, в глухих чащобах, там, где требовалось вложить множество усилий, претерпевая многие трудности и невзгоды. Учениками Сергия и учениками его учеников, составляли четвертую часть созданных монастырей и насчитывали десятки. О создании двух из них говорится в житии преподобного — Андроникова, Симоновского, Голутвинского, монастыре Высоком, монастыря на реке Киржач. Важно отметить, что монастыри стали затем опорными пунктами колонизации — теперь не монастыри строились в городах, а города строились вокруг монастырей. Люди тянулись к ним, как к источникам света, и заселяли ранее пустовавшие земли.

Интересно то, что желание иночества возникало не потому, что в миру было слишком много бед, а, напротив — из-за небывалого подъема нравственных сил. А основой для этого подъема был именно преподобный Сергий. «Како можетъ в сих странах таков светильник явится, паче же въ последняя сия времена?» Но он появился, и он своим примером вдохновил всю Россию, помог ей встать с колен, выпрямиться в полный рост и отвергнуть татарское иго.

Что же приобретают святые, отрекаюсь от всего земного? Через свой подвиг они обретают духовную свободу в любви. И благодаря этой любви, которая не ведает преград и не видит препятствий ни в чем, они могут помогать людям. «Они суть руки божии, которыми Бог совершает дела свои. Поэтому святым и за гранью смерти дано творить дела любви для помощи и спасения других собратий». (М. Булгаков).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой