Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Мебель Петровской эпохи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В начале строительства, вся мебель доставлялась из Амстердама, Гамбурга, Вены. Однако уже в первые десятилетия существования Петербурга мебели, доставленной из Европы, явно не хватало. Со всей очевидностью встала задача наладить собственное производство, используя квалифицированных плотников, работавших на верфях, и иностранных столяров, приехавших в Петербург. Очень скоро русские столяры… Читать ещё >

Мебель Петровской эпохи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С начала XVIII столетия русская художественная и бытовая культура вовлекается потоком петровских преобразований в русло общеевропейского развития. Начинаются радикальные изменения жизненного уклада, ломающие древние устои. В рамках стилистических явлений, зародившихся в Европе и заимствованных Россией, уже в начале XVIII века в мебельном искусстве формируется такое уникальное явление, как «петербургский стиль», отмеченный рядом только ему присущих особенностей. Появление этого своеобразного варианта на базе западноевропейской и русской традиций оказалось возможным лишь в особой атмосфере новой российской столицы, ставшей, образно говоря, «местом встречи с Европой».

В начале строительства, вся мебель доставлялась из Амстердама, Гамбурга, Вены. Однако уже в первые десятилетия существования Петербурга мебели, доставленной из Европы, явно не хватало. Со всей очевидностью встала задача наладить собственное производство, используя квалифицированных плотников, работавших на верфях, и иностранных столяров, приехавших в Петербург. Очень скоро русские столяры начинают не только копировать западноевропейские образцы, но и создавать собственные предметы мебели. С годами Петербург становится самым крупным центром производства художественной мебели в России и сохраняет это положение на протяжении всего XVIII столетия.

Техника наборного дерева — маркетри — принадлежит к разновидности мозаики, когда вся поверхность деревянного изделия покрывается набором из тонких фигурных пластинок фанеровки, вырезанных в соответствии с задуманным рисунком и подобранных по цвету и текстуре древесины. Эта техника была известна в Европе с XVI века и в разное время в отдельных странах отличалась высоким уровнем исполнения (например, в XVII веке изготовлением наборной мебели славились нидерландские мастера; в середине XVIII столетия прекрасные образцы в этой технике создавали французские мебельщики).

Оригинальные и ранее практически неизвестные в России технологии (интарсия, маркетри и т. д.), блестяще освоенные русскими мебельщиками и паркетчиками.

История русской мебели маркетри начинается задолго до этого: первые мебельные образцы, украшенные набором, относятся к петровскому времени и связаны с мастерами, прошедшими обучение за рубежом. Успехи русских специалистов на первом этапе обращения к этой технике со всей полнотой проявились в изготовлении паркетов для петербургских и загородных дворцов. Эти работы отличались сложностью художественного замысла и виртуозностью исполнения. Одним из главных пропагандистов использования наборного и резного дерева в убранстве интерьеров был французский архитектор Ж.-Б.Леблон, являвшийся в 1716−19 главным архитектором С.-Петербурга. Известно, что Центральный зал Верхних палат в Петергофе он предлагал выстлать паркетом, а в 1720, возможно, по его чертежу в Дубовом кабинете палат был положен наборный пол из дуба и ореха. Весьма вероятна и причастность Леблона к паркетным работам в петербургском дворце кн. А. Д. Меншикова (илл. № 3).

Использование живописи в декорировке мебели — прием, к которому обращались на разных этапах развития мебельного искусства. Говоря о расписной мебели как явлении, характерном для русского декоративно-прикладного искусства, следует выделить собственно расписные, украшенные сюжетными и орнаментальными композициями предметы и просто покрытые краской, иногда с золочеными или окрашенными в контрастные цвета деталями (илл. № 2).

К числу самых ранних и наиболее выразительных экземпляров подобной мебели следует отнести уже упоминавшийся большой стол «со спускными полами по английскому образцу» из коллекции Государственного Эрмитажа, сработанный в начале XVIII века архангелогородскими мастерами для Екатерингофского дворца в Петербурге. Своеобразие освоения европейской формы и декора отражено не только в манере живописи, имитирующей набор (орнамент явно ориентирован на образцы голландской и английской мебели рубежа XVII и XVIII веков), но прежде всего в конструкции стола с опускными полами и в решении точеных ножек с перехватами и «яблоками», характерными для мебели стран Северной Европы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой