Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В подавляющем большинстве у подростков и взрослых заикание является следствием длительно протекающего процесса, возникшего в детстве. При устранении заикания необходимо применять дифференцированные в соответствии с его особенностями методы коррекционного воздействия в рамках существующего комплексного лечебно-педагогического подхода к заиканию. За основу лечебно-педагогического воздействия… Читать ещё >

Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В подавляющем большинстве у подростков и взрослых заикание является следствием длительно протекающего процесса, возникшего в детстве. При устранении заикания необходимо применять дифференцированные в соответствии с его особенностями методы коррекционного воздействия в рамках существующего комплексного лечебно-педагогического подхода к заиканию. За основу лечебно-педагогического воздействия следует считать следующие положения.

1. Комплексность как взаимопроникновение медицинских и педагогических приемов. В настоящее время все чаще эта работа обозначается как логотерапия, логопсихотерапия.

Поэтапность Нозологическая дифференцированность и индивидуализация лечебных воздействий.

Об особенностях логопедической работы с заикающимися подростками и взрослыми писали И. Ю. Абелева, Л. 3. Андронова, Л. П. Голубева, А. Я. Евгенова, М. Н. Киселева, А. И. Лубенская, М. И. Мерлис, Ю. Б. Некрасова, Н. Ф. Синицина, М. В. Смирнова, М. Е. Хватцев, А. Г. Шембель, В. М. Шкловский.

Методика устранения заикания у подростков в условиях медицинского стационара, разработанная сотрудниками ГНИЙ уха, горла и носа под руководством проф. С. С. Ляпидевского, содержит 6 основных этапов логопедической работы: 1) подготовительный (2—3 дня); 2) установочный (вступительная конференция, специальный инструктаж в плане психотерапии); 3) максимальное ограничение речи (10—14 дней); 4) активная перестройка речевых навыков (3—4 недели); 5) закрепление правильных речевых навыков (3—4 недель); 6) заключительный этап (выпускная конференция, специальный инструктаж).

Логопедическая работа с взрослыми заикающимися в поликлинических условиях делится на три периода:

Первый период (14 занятий) содержит артикуляционные и дыхательные упражнения; счетную и фразовую зарядки; вопросы и ответы; несложное сообщение; короткое стихотворение (наизусть).

Второй период (12 занятий) включает речевую зарядку; чтение; изложение прочитанного; рассказ на данную тему; практику разговорной речи; объединенные занятия.

В третьем периоде (12 занятий) заикающимся предлагаются небольшие доклады; работа с художественным материалом (стихотворение, художественная проза); драматизация; экскурсии (индивидуальные и групповые); отчеты лечащихся как особая форма речевой работы. По методике И. Ю. Абелевой, Л. П. Голубевой, А. Я. Евгеновой, Н. Ф. Синициной, М. В. Смирновой рекомендуется начинать занятия с дыхательных, голосовых и артикуляционных упражнений.

В связи с возросшим интересом к изучению психологических особенностей заикающихся в последние годы значительно обоснована необходимость психотерапевтического воздействия.

В системе логопсихотерапевтической работы с подростками и взрослыми находят место суггестивные формы психотерапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз). Суггестивная психотерапия широко применяется в лечебной практике с давних времен. Феномен внушения, указывает Б. Д. Карвасарский, присутствует в той или иной степени в каждой беседе врача с больным и является неотъемлемым элементом психотерапии, сочетаясь обычно с убеждением и разъяснением. В курсе комплексного лечения заикания, возникшего в детстве, мы используем следующие виды суггестивного психотерапевтического воздействия:

  • 1) внушение в бодрствующем состоянии;
  • 2) внушение в состоянии гипнотического сна;
  • 3) аутогенную тренировку;
  • 4) косвенное внушение;
  • 5) плацебо-терапию.

Сеанс внушения в бодрствующем состоянии впервые был предложен К. М. Дубровским и широко рекламировался в открытой печати как одномоментный метод лечения заикающихся подростков и взрослых. В. М. Шкловским сеанс внушения в бодрствующем состоянии был введен в курс комплексного лечения заикания как мощный психотерапевтический прием, направленный на устранение у больных страха речи в эмоционально значимых ситуациях. Им же подробно описана методика проведения сеансов, предусматривающая длительное закрепление достигнутых на сеансе результатов.

Гипнотерапия. Этот метод суггестивного психотерапевтического воздействия с успехом применяется в общем комплексе лечебных мероприятий и направлен в основном на укрепление нервной системы заикающихся. Он помогает им преодолеть боязнь, страх речи, чувство неуверенности при общении с окружающими.

Аутогенная тренировка. Вопрос применения аутотренинга при лечении заикания разрабатывался В. М. Шкловским, Ю. Б. Некрасовой, С. Ф. Орловской, С. М. Любинской, Л. Я. Миссуловиным, В. В. Первовой, Л. С. Волковой и др. Общим в работах указанных авторов является то, что аутогенную тренировку рекомендуется использовать в общем комплексе лечебно-коррекционных мероприятий наряду с другими методами психотерапевтического воздействия, логотерапией, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой