Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стихи Заходера для детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Звери, птицы и рыбы, густо населившие поэтический мир Заходерa, подразделяются на тех, что известны решительно всем, на тех, кого знают разве читатели Гржимека и Даррелла (окапи, коати, суринамская пипа), и на тех, кого найдешь только у Заходера, в его вотчине, в Вообразилии" — так определил главную тему поэта критик Ст. Рассадин. Заходер в своем цикле стихов «Мохнатая азбука» совершает прогулку… Читать ещё >

Стихи Заходера для детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Б.В. Заходер (род. в 1918 г.) известен как детский поэт и переводчик зарубежной литературы. Его дорога в детскую литературу лежала через увлечение зоологией (учился на биологических факультетах Московского и Казанского университетов) и через две войны — финскую и Великую Отечественную. С отличием окончим в 1946 году Литературный институт имени М. Горького, в 1947 году Заходер опубликовал свое первое стихотворение для детей я «Морской бой». В том же году вышел сборник его переводов: «Буква „Я“. Веселые стихи польских поэтов». Уже по первым публикациям стало ясно, что Заходер — поэт с бурным темпераментом и особым, игровым отношением к Слову; что он не признаёт унылых интонаций, серьезных рассуждений. «Веселые стихи» — только так можно назвать его поэтическое творчество.

Заходер долго печатался в «Мурзилке» и в «Пионерской правде». Наконец стали один за другим выходить сборники его стихов и переводов: «На задней парте» (1955), «Мартышкино завтра» (1956), I"Никто и другие" (1958), «Кто на кого похож» (1960), «Товарищам детям» (1966), «Школа для птенцов» (1970), «Считалия» (1979), «Моя Вообразилия» (1980) и др.

«Звери, птицы и рыбы, густо населившие поэтический мир Заходерa, подразделяются на тех, что известны решительно всем, на тех, кого знают разве читатели Гржимека и Даррелла (окапи, коати, суринамская пипа), и на тех, кого найдешь только у Заходера, в его вотчине, в Вообразилии» — так определил главную тему поэта критик Ст. Рассадин. Заходер в своем цикле стихов «Мохнатая азбука» совершает прогулку с детьми по зоопарку. Его зоопарк — это еще и азбука людских пороков: почти каждое животное по ассоциации соотносится с каким-либо человеческим типом. Образы животных создаются Заходером иначе, чем привычные всем образы-аллегории в баснях: то или иное качество присваива-ется животному в момент знакомства с ним, тогда как характер аллегорического персонажа закреплен за ним традицией. Спонтанность мышления — вот что отличает поэта Заходера. Ассоциа-ции, каламбуры, перевертыши, логические игры рождаются будто на бегу и застывают в стихах.

Под собой не чуя ног, Скачет резвый рапунок.

Этот загадочный поскакун (дальний родственник не то ершовского Конька-Горбунка, не то мифологического зверя). Игра в слово — основа сказочного вымысла в творчестве Заходера — не только в стихах, но и в прозе, и в переводах. Он выступает к поэт-анималист, рассказывая занимательные истории о животных вступая в диалоги с ними. Например, цикл «Пипа Суринамская», «И другие диковинные звери» посвящен не сказочной, а вполне реальной зоологии. Мораль присутствует в этих произведениях, ни ее дидактизм растворен в шутке, игре. Герой Заходера, будь то человек или животное, рассматривается в первую очередь в отношении своих социальных функций и качеств. Оттого и просвечивает сквозь зоологический эпос Заходера эпос человеческого общества.

Главным же образцом для поэта Заходер называет народное творчество: «Сказка — генотип, генофонд литературы, в ней есть все. Фольклор есть свидетельство единства человеческого роли»" Следуя законам устного народного творчества, поэт не записывает сразу новое стихотворение, а много раз вспоминает его. Б. Заходер пользуется всей палитрой комического — от мягкого юмора до иронии и сатиры, — смешивая их во всевозможных про-порциях. Смех его всегда звучит как здоровый и веселый. К тому же речь от лица ребенка сообщает стихотворному повествованию энергию детского оптимизма, а воображению — раскованность.

Разумеется, среди героев Заходера не одни только животные. есть цикл стихов о школьниках — «На задней парте». Уже по названию можно судить о тех, кто вызывает авторскую симпатию: Па задней парте — озорники с добрым сердцем и живым умом.

Прозаические сказки Б. Заходера 60−70-х годов («Русачок», «Серая Звездочка», «Отшельник и Роза», «Сказка про все на све-та», «Жил-был Фип» и др.) вошли в цикл под многозначительным названием «Сказки для людей». Беря за основу научный факт из зоологии, писатель подводил под нравственное, т. е. человеческое, обобщение (например, симбиоз актинии и рака-отшельника трак-туется как проявление долгой дружеской привязанности).

В прозаических сказках также обнаруживает себя фольклор. Так, «Русачок» — сказка о превращениях Головастика в Лягушку и Зайчонка во взрослого Зайца — построен, как типичная народная сказка с цепной композицией и обрамлением.

В предисловии к «Сказкам для людей» Заходер писал, что эти сказки рассказывают сами звери: «Всем людям — и взрослым, и детям. Звери ведь очень уважают людей, считают, что они сильнее н умнее всех на свете. И хотят, чтобы люди относились к ним хорошо. Чтобы были к ним добрее. И они надеются, что, когда люди их лучше узнают, они станут к ним добрее, именно затем звери и рассказывают о своей жизни, о своих радостях и печалях, о сип их веселых приключениях…» Экология и нравственность объединяются в миропонимании Заходера.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой