Развитие концепции всеобщего менеджмента качества (TQM)
Управление предприятием по концепции TQM рассматривает достижение долгосрочного успеха как предмет управленческого воздействия. Поставленные цели реализуются в круговом цикле управления (цикле Деминга): планирование — осуществление — контроль — управляющее воздействие. Для достижения поставленной цели (максимального удовлетворения запросов потребителей, общества и сотрудников) планируется… Читать ещё >
Развитие концепции всеобщего менеджмента качества (TQM) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирование представлений о качестве складывалось в течение длительного времени. Выделяют три основных этапа развития науки о качестве. Хронологически они разделены следующим образом: первый этап — с древних времён до середины ХIХ века; второй этап — с середины ХIХ века до начала ХХ века; третий этап — сначала ХХ века по настоящее время.
Вместе с развитием общества и материального производства на первых двух этапах происходила подготовка материальных и теоретических предпосылок для становления науки о качестве. Она обусловлена резко возросшей значимостью категорий качества продукции и работы как фактора интенсификации общественного производства.
С развитием технического прогресса менялся подход к контролю, анализу, оценке и управлению качеством. Если в 20-х годах нашего столетия проверка качества продукции проводилась на основании инспекций и испытаний, включающих сортировку, разбраковку и переделку, то в 40-е годы уже применялся пооперационный контроль качества, который позволил ещё на стадии изготовления продукции добиваться повышения качества, что, в свою очередь, привело к сокращению затрат на переделки, а следовательно, и на изготовление.
После окончания второй мировой войны контроль качества промышленной продукции получил дальнейшее развитие и вошёл как составляющий элемент в создаваемую на Западе систему управления качеством. Основные принципы системного подхода были сформулированы в руководстве по управлению качеством, опубликованном в 1951 году.
Методология системного управления качеством промышленной продукции получила развитие в середине 50-х годов в странах блока НАТО, где она использовалась для снижения цен на поставки оборудования и материалов при осуществлении военных проектов. Главным отличием системного подхода к управлению качеством от широко известного контроля качества производимой продукции являлось то, что контроль качества — это лишь служба инспекций и тестирования готовых продуктов, в то время как системный подход к управлению качеством являлся методологией предотвращения ошибок на самых ранних стадиях исполнения проекта, и контроль качества производимой продукции был одной из составных частей этой методологии.
В 1959 году министром обороны США был принят самый первый национальный стандарт по системам управления качеством, за этим в 1968 году последовало принятие единого стандарта по управлению качеством стран — членов НАТО.
В 60-е годы начали разрабатываться системы обеспечения качества на основе профилактики дефектов, как внутренних, так и внешних.
В 70 — 80-е годы возникают вопросы, связанные с экономическим аспектом качества. В этот период начали разрабатываться и внедряться методы и средства управления качеством, позволяющие снизить затраты на изготовление качественной продукции. Методы и средства управления качеством были изложены в международных стандартах серии ISO9000, методы и порядок надзора — в ISO10000. Таким образом, в 70 — 80-х годах происходит переход от обеспечения качества к управлению качеством.
В 80-е годы на первый план выходит разработка вопросов, связанных с экономическими аспектами управления качеством. В этот период было положено начало разработки и внедрения методов и средств системного подхода к управлению качеством, позволяющих снизить затраты на изготовление продукции.
В 90-е годы в менеджмент качества включается не только руководство деятельностью по управлению качеством, но и многоплановое управление процессами, ресурсами, персоналом на всех уровнях управления и во всех сферах деятельности. Эти понятия связаны с понятием «всеобщий менеджмент качества».
Всеобщий менеджмент качества (TQM — Total Quality Management) — это подход к управлению организацией, нацеленный на качество, который основывается на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества. [22].
Задачи TQM:
- — постоянное улучшение качества посредством регулярного анализа результатов и корректировки деятельности,
- — полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат,
- — выполнение намеченного точно в срок.
Тактика TQM:
- — предупреждение причин дефектов;
- — вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества;
- — активное стратегическое управление;
- — непрерывное совершенствование качества продукции и процессов;
- — использование научных подходов в решении задач;
- — регулярная самооценка.
На основании концепции TQM может быть построена система качества.
Различия основных принципов традиционного управления качеством и системы Всеобщего менеджмента качеством приведены в таблице 1.
Управление предприятием по концепции TQM рассматривает достижение долгосрочного успеха как предмет управленческого воздействия. Поставленные цели реализуются в круговом цикле управления (цикле Деминга): планирование — осуществление — контроль — управляющее воздействие. Для достижения поставленной цели (максимального удовлетворения запросов потребителей, общества и сотрудников) планируется специальная деятельность, формируется группа исполнителей, их деятельность документируется и анализируется. По результатам анализа проведенной деятельности планируется следующий в круговом цикле управления комплекс мероприятий.
Таблица 1.
Различия основных принципов традиционной системы управления качеством и системы TQM [11].
Традиционные принципы управления. | Принципы системы TQM. |
Удовлетворение потребностей заказчика. | Удовлетворение потребностей потребителя, общества и сотрудников организации. |
Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества продукции в циклическом режиме. | Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества всех процессов и системы в непрерывном режиме. |
Разработка преимущественно корректирующих воздействий. | Разработка преимущественно предупреждающих воздействий. |
Обучение управлению качеством только сотрудников отдела контроля качества. | Обучение управлению качеством всего персонала. |
Возложение функций обеспечения качества на отдел контроля качества. | Возложение функций управления качеством на всех сотрудников, на органы управления всех уровней. |
Решение в области качества только «горящих» вопросов и задач сегодняшнего дня. | Регулярное выявление и решение в области качества хронических проблем, долгосрочное планирование качества и мер его достижения. |
Выполнение каждым автономно поставленной задачи. | Координация и взаимодействие деятельности всех сотрудников в области качества. |
Деятельность фокусируется на методах и средствах, ориентируется на обсуждение. | Деятельность направлена на результат, ориентируется на эффективные действия. |
Решения принимаются на основе мнений. | Решения принимаются на основе фактов. |
Наиболее важными элементами TQM являются:
- — широкое вовлечение высшего руководства и особенно первого лица организации в планирование и решение проблем качества;
- — фокусирование всей деятельности организации на нуждах и пожеланиях как внешних, так и внутренних потребителей;
- — обеспечение возможности и реальное участие каждого в процессе достижения главной цели — удовлетворять запросы потребителя;
- — фокусирование внимания на процессах, рассматриваемых как оптимальная система достижения главной цели — максимизации ценности продукта для потребителя и минимизации его стоимости как для потребителя, так и для производителя;
- — постоянное непрерывное улучшение качества продукта;
- — базирование всех решений организации только на фактах, а не на интуиции или опыте ее работников.
Как показывает опыт развитых стран, внедрение системы менеджмента качества позволяет значительно (более чем в 2 раза) снизить затраты на качество и увеличить прибыль. Всеобщий менеджмент качества — это не теоретическая дисциплина, а технология руководства процессом повышения качества. Во всех случаях целью всеобщего менеджмента качества является достижение более высокого качества продукции, работ и услуг.
К числу важнейших условий объективности оценки качества и эффективности системы управления качеством продукции относится достоверность испытаний. Любой вид испытаний предопределяет наличие необходимой нормативной базы, регулирующей параметры изделия, устанавливающей планы контроля и программы проведения испытаний, а также обеспечение производства современным испытательным оборудованием.
Необходимость и достоверность оценки технического уровня и качественных показателей усиливается по мере все большего вовлечения стран в международное разделение труда. Высокая стоимость контрольных проверок и испытаний делает необходимым, взаимное признание результатов испытаний. Высший уровень такого признания — сертификация, гарантирующая, что продукт отвечает определенным требованиям и имеет заданное качество.
В мировой практике выделяют 4 уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции: [12].
- 1) Управление качеством как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.
- 2) Обеспечение качества как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его — у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петля качества».
- 3) Общее руководство качеством включает деятельность по управлению качеством и его обеспечением, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества.
- 4) Всеобщее управление качеством подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц.
Мировое сообщество выработало универсальные методы и средства, позволяющие в различных условиях добиваться успешного решения поставленных задач. Поэтому на сегодняшний день для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению качеством необходимо реализовать комплекс обеспечивающих мероприятий, включающий разработку и реализацию системы мер и преимуществ, стимулирующих работу. На это должна быть нацелена создаваемая в стране организационная структура, проводящая оценку и признание систем качества, а также обучение специалистов, способных выполнять все виды работ в области обеспечения, контроля и улучшения качества.
Итак, качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегий, организация производства и маркетинг. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.
Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ISO серии 9000, которые установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ISO — жесткая ориентация на потребителя.
Всеобщий менеджмент качества — это концепция, предусматривающая всестороннее, целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности: от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней, рациональном использовании материальных и людских ресурсов, а также технических возможностей.