Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие концепции всеобщего менеджмента качества (TQM)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Управление предприятием по концепции TQM рассматривает достижение долгосрочного успеха как предмет управленческого воздействия. Поставленные цели реализуются в круговом цикле управления (цикле Деминга): планирование — осуществление — контроль — управляющее воздействие. Для достижения поставленной цели (максимального удовлетворения запросов потребителей, общества и сотрудников) планируется… Читать ещё >

Развитие концепции всеобщего менеджмента качества (TQM) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование представлений о качестве складывалось в течение длительного времени. Выделяют три основных этапа развития науки о качестве. Хронологически они разделены следующим образом: первый этап — с древних времён до середины ХIХ века; второй этап — с середины ХIХ века до начала ХХ века; третий этап — сначала ХХ века по настоящее время.

Вместе с развитием общества и материального производства на первых двух этапах происходила подготовка материальных и теоретических предпосылок для становления науки о качестве. Она обусловлена резко возросшей значимостью категорий качества продукции и работы как фактора интенсификации общественного производства.

С развитием технического прогресса менялся подход к контролю, анализу, оценке и управлению качеством. Если в 20-х годах нашего столетия проверка качества продукции проводилась на основании инспекций и испытаний, включающих сортировку, разбраковку и переделку, то в 40-е годы уже применялся пооперационный контроль качества, который позволил ещё на стадии изготовления продукции добиваться повышения качества, что, в свою очередь, привело к сокращению затрат на переделки, а следовательно, и на изготовление.

После окончания второй мировой войны контроль качества промышленной продукции получил дальнейшее развитие и вошёл как составляющий элемент в создаваемую на Западе систему управления качеством. Основные принципы системного подхода были сформулированы в руководстве по управлению качеством, опубликованном в 1951 году.

Методология системного управления качеством промышленной продукции получила развитие в середине 50-х годов в странах блока НАТО, где она использовалась для снижения цен на поставки оборудования и материалов при осуществлении военных проектов. Главным отличием системного подхода к управлению качеством от широко известного контроля качества производимой продукции являлось то, что контроль качества — это лишь служба инспекций и тестирования готовых продуктов, в то время как системный подход к управлению качеством являлся методологией предотвращения ошибок на самых ранних стадиях исполнения проекта, и контроль качества производимой продукции был одной из составных частей этой методологии.

В 1959 году министром обороны США был принят самый первый национальный стандарт по системам управления качеством, за этим в 1968 году последовало принятие единого стандарта по управлению качеством стран — членов НАТО.

В 60-е годы начали разрабатываться системы обеспечения качества на основе профилактики дефектов, как внутренних, так и внешних.

В 70 — 80-е годы возникают вопросы, связанные с экономическим аспектом качества. В этот период начали разрабатываться и внедряться методы и средства управления качеством, позволяющие снизить затраты на изготовление качественной продукции. Методы и средства управления качеством были изложены в международных стандартах серии ISO9000, методы и порядок надзора — в ISO10000. Таким образом, в 70 — 80-х годах происходит переход от обеспечения качества к управлению качеством.

В 80-е годы на первый план выходит разработка вопросов, связанных с экономическими аспектами управления качеством. В этот период было положено начало разработки и внедрения методов и средств системного подхода к управлению качеством, позволяющих снизить затраты на изготовление продукции.

В 90-е годы в менеджмент качества включается не только руководство деятельностью по управлению качеством, но и многоплановое управление процессами, ресурсами, персоналом на всех уровнях управления и во всех сферах деятельности. Эти понятия связаны с понятием «всеобщий менеджмент качества».

Всеобщий менеджмент качества (TQM — Total Quality Management) — это подход к управлению организацией, нацеленный на качество, который основывается на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества. [22].

Задачи TQM:

  • — постоянное улучшение качества посредством регулярного анализа результатов и корректировки деятельности,
  • — полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат,
  • — выполнение намеченного точно в срок.

Тактика TQM:

  • — предупреждение причин дефектов;
  • — вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества;
  • — активное стратегическое управление;
  • — непрерывное совершенствование качества продукции и процессов;
  • — использование научных подходов в решении задач;
  • — регулярная самооценка.

На основании концепции TQM может быть построена система качества.

Различия основных принципов традиционного управления качеством и системы Всеобщего менеджмента качеством приведены в таблице 1.

Управление предприятием по концепции TQM рассматривает достижение долгосрочного успеха как предмет управленческого воздействия. Поставленные цели реализуются в круговом цикле управления (цикле Деминга): планирование — осуществление — контроль — управляющее воздействие. Для достижения поставленной цели (максимального удовлетворения запросов потребителей, общества и сотрудников) планируется специальная деятельность, формируется группа исполнителей, их деятельность документируется и анализируется. По результатам анализа проведенной деятельности планируется следующий в круговом цикле управления комплекс мероприятий.

Таблица 1.

Различия основных принципов традиционной системы управления качеством и системы TQM [11].

Традиционные принципы управления.

Принципы системы TQM.

Удовлетворение потребностей заказчика.

Удовлетворение потребностей потребителя, общества и сотрудников организации.

Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества продукции в циклическом режиме.

Планирование, обеспечение и контроль улучшения качества всех процессов и системы в непрерывном режиме.

Разработка преимущественно корректирующих воздействий.

Разработка преимущественно предупреждающих воздействий.

Обучение управлению качеством только сотрудников отдела контроля качества.

Обучение управлению качеством всего персонала.

Возложение функций обеспечения качества на отдел контроля качества.

Возложение функций управления качеством на всех сотрудников, на органы управления всех уровней.

Решение в области качества только «горящих» вопросов и задач сегодняшнего дня.

Регулярное выявление и решение в области качества хронических проблем, долгосрочное планирование качества и мер его достижения.

Выполнение каждым автономно поставленной задачи.

Координация и взаимодействие деятельности всех сотрудников в области качества.

Деятельность фокусируется на методах и средствах, ориентируется на обсуждение.

Деятельность направлена на результат, ориентируется на эффективные действия.

Решения принимаются на основе мнений.

Решения принимаются на основе фактов.

Наиболее важными элементами TQM являются:

  • — широкое вовлечение высшего руководства и особенно первого лица организации в планирование и решение проблем качества;
  • — фокусирование всей деятельности организации на нуждах и пожеланиях как внешних, так и внутренних потребителей;
  • — обеспечение возможности и реальное участие каждого в процессе достижения главной цели — удовлетворять запросы потребителя;
  • — фокусирование внимания на процессах, рассматриваемых как оптимальная система достижения главной цели — максимизации ценности продукта для потребителя и минимизации его стоимости как для потребителя, так и для производителя;
  • — постоянное непрерывное улучшение качества продукта;
  • — базирование всех решений организации только на фактах, а не на интуиции или опыте ее работников.

Как показывает опыт развитых стран, внедрение системы менеджмента качества позволяет значительно (более чем в 2 раза) снизить затраты на качество и увеличить прибыль. Всеобщий менеджмент качества — это не теоретическая дисциплина, а технология руководства процессом повышения качества. Во всех случаях целью всеобщего менеджмента качества является достижение более высокого качества продукции, работ и услуг.

К числу важнейших условий объективности оценки качества и эффективности системы управления качеством продукции относится достоверность испытаний. Любой вид испытаний предопределяет наличие необходимой нормативной базы, регулирующей параметры изделия, устанавливающей планы контроля и программы проведения испытаний, а также обеспечение производства современным испытательным оборудованием.

Необходимость и достоверность оценки технического уровня и качественных показателей усиливается по мере все большего вовлечения стран в международное разделение труда. Высокая стоимость контрольных проверок и испытаний делает необходимым, взаимное признание результатов испытаний. Высший уровень такого признания — сертификация, гарантирующая, что продукт отвечает определенным требованиям и имеет заданное качество.

В мировой практике выделяют 4 уровня деятельности, направленной на достижение гарантированного качества продукции: [12].

  • 1) Управление качеством как деятельность оперативного характера для выполнения установленных требований по качеству.
  • 2) Обеспечение качества как деятельность, направленная на достижение уверенности в том, что требования по качеству будут выполнены как внутри предприятия, так и вне его — у потребителя, в том числе в процессе всех видов деятельности, соответствующих модели «петля качества».
  • 3) Общее руководство качеством включает деятельность по управлению качеством и его обеспечением, а также предусматривает разработку и реализацию политики предприятия в области качества.
  • 4) Всеобщее управление качеством подразумевает долговременную стратегию общего руководства и управления предприятием, направленную на обеспечение качества и эффективной деятельности предприятия с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц.

Мировое сообщество выработало универсальные методы и средства, позволяющие в различных условиях добиваться успешного решения поставленных задач. Поэтому на сегодняшний день для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению качеством необходимо реализовать комплекс обеспечивающих мероприятий, включающий разработку и реализацию системы мер и преимуществ, стимулирующих работу. На это должна быть нацелена создаваемая в стране организационная структура, проводящая оценку и признание систем качества, а также обучение специалистов, способных выполнять все виды работ в области обеспечения, контроля и улучшения качества.

Итак, качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегий, организация производства и маркетинг. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.

Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ISO серии 9000, которые установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ISO — жесткая ориентация на потребителя.

Всеобщий менеджмент качества — это концепция, предусматривающая всестороннее, целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности: от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней, рациональном использовании материальных и людских ресурсов, а также технических возможностей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой