Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Суть традиционных игр и их отличие от современных

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиционная игра — средство приобщения ребенка к общечеловеческим (универсальным), этническим и индивидуальным ценностям развития. В системе психологических исследований складывается целостное представление о ней на основе анализа условий её происхождения в истории культуры и места в жизни ребёнка. Древние греки кроме множества самодельных игр и игрушек с различными домашними животными… Читать ещё >

Суть традиционных игр и их отличие от современных (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Традиционные или народные игры являются важным общечеловеческим культурным достоянием, уходящим своими корнями в толщу исторической судьбы как отдельных этносов, так и всего человечества.

Традиционная игра — средство приобщения ребенка к общечеловеческим (универсальным), этническим и индивидуальным ценностям развития. В системе психологических исследований складывается целостное представление о ней на основе анализа условий её происхождения в истории культуры и места в жизни ребёнка.

Традиционная игра в истории культуры Эволюция игры в истории цивилизации происходит под действием законов развития культуры. Культура всегда гордится древностью своего происхождения, она всегда — культ предков (Д.С. Лихачёв).

Благодаря многочисленным археологическим раскопкам наука располагает свидетельствами о подлинных игровых раритетах: предметах для игр, скульптурных изображениях играющих, игровых сюжетах, изображённых на фресках.

Представители древнейших цивилизаций не только создавали игровые предметы, но и использовали простые предметы — камни, раковины, плоды растений, кости животных, наделяя их магическим содержанием.

Совершая агонистические пляски, которые по сути своей — игровые действия, древний человек пытался укротить стихии, изгнать злых духов, предвосхитить удачную охоту. Все эти действия также носили игровой характер. Игра в данном случае как бы пристраивалась к реальным требованиям жизни: живя охотой, готовясь к войне, представители первобытного племени плясали охотничий, военный танец, мимически предвосхищая то, что совершится наяву. Будучи не однажды сыгранными, игровые, магические (по Л.С. Выготскому) действия оставались в памяти людей как некое творение или ценность, передавались последующему поколению как традиция, элемент культуры.

Стремясь к запечатлению волнующих моментов игры, человек изображает игровые сюжеты и сцены в произведениях искусства. Отдельные древнегреческие амфоры расписаны сценами кулачных боев. Минойское искусство и скульптура, корни которого ведут к бронзовому веку (3000—2000 лет до н.э.), изобилуют сценами игр с быком, сопровождавших крупнейшие празднества минойцев. На многочисленных фресках и рельефах погребального дворца в Кефали изображены ритуальные пляски и игры с быком, сцены ловли диких быков, использовавшихся в атлетических турнирах и развлечениях юношей и девушек с о. Крит (по материалам археологических экспедиций А. Эванса). Волнующие эпизоды атлетических игр, бывших частью погребального обряда знати в Греции, а позже в Риме, запечатлены на жертвенных чашах и блюдах, на стенах гробниц [5].

Описания игр находят свое отражение и в произведениях художественной литературы. Первые письменные упоминания об игре встречаются в древнегреческой мифологии. Согласно одной из легенд Древней Греции, дети царицы Ниобы играли в камушки. Гомер, описывая героя троянской войны Патрокла, свидетельствует, что тот ещё мальчиком приводил в гнев своих товарищей, обыгрывая их в «пять камешков».

Обширные этнографические материалы также свидетельствуют о том, что большая часть игр детей разных народов мира отличается поразительным сходством. Любимая детьми и распространённая во Франции игрушка Sabot, «род деревянного волчка, приводимого в движение кнутом, состоящим из тростниковой палочки с привязанной к ней полоской высушенной кожи угря» [9] напоминает немецкую игрушку «бильбоке» [10].

Описанная Д. Колоцца игра итальянских мальчиков «Прыганье камешков по воде» аналогична игре немецких детей «Рикошет», дагестанской народной игре (по материалам Н. Асадулаевой), игре детей на Дону (данные автора).

Любимая во Франции игра мальчиков в шарики величиной с орех, сделанные из стекла, мрамора, алебастра, очень сходна с русской игрой в катание яиц и заключается в сбивании одного шарика другим по разнообразным правилам. Игры каждого народа отражают специфику жизни в этносе. При всей схожести тематики и наличии одних и тех же групп игр и игрушек у различнейших народов, игры каждого народа своеобразны и отражают специфику жизни в этносе. По свидетельству Е. А. Покровского, многие детские игры представляют большую оригинальность в соответствии со свойствами и образом жизни народа.

Э. Тэйлор отмечает, что дети северо-американских индейцев упражняются в натягивании тетивы, чтобы подальше выпустить стрелы, дети эскимосов играют в постройку домиков из снега, молодой островитянин с берегов Южного океана бросает тростник в катящееся кольцо.

С глубокой древности игре принадлежит важное место в жизни детей. Найденные в гробницах египетских фараонов куклы, деревянные фигурки животных, каменные и кожаные мячи, кубари, кегли принадлежали к числу наиболее любимых забав египетских детей. Детство древнегреческих девочек и мальчиков было богато играми и игрушками, к которым они относились с большим трепетом и, достигая юношеского возраста, обыкновенно посвящали их богам: «Филокл посвящает тебе, о Гермес, свой прыгающий мячик, звучную трещотку из самшита и бабки, которые он так любил, и быстрый кубарь — игрушки своей юности».

Древние греки кроме множества самодельных игр и игрушек с различными домашними животными, в хороводы, с водой, пускание жуков на нитке, создали целую игрушечную индустрию для детей всех возрастов: обручи, качели, деревянные коньки, повозки для мальчиков, глиняные и восковые куклы для девочек.

Интерес взрослых к играм и игрушкам детей не только отражает отношение к игре как важному средству воспитания, но и показывает глубинную эмоциональную включенность взрослых.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой