Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предисловие. 
Экономика россии. 
Инфраструктура

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первая декада нового тысячелетия ознаменовалась для России удвоением реального ВВП, ростом совокупной производительности факторов производства, увеличением реальной заработной платы, а также сменой чистого оттока частного капитала на больший по объему чистый приток. В то же время положительные показатели экономического роста наблюдались на фоне благоприятной общемировой конъюнктуры, в которой… Читать ещё >

Предисловие. Экономика россии. Инфраструктура (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первая декада нового тысячелетия ознаменовалась для России удвоением реального ВВП, ростом совокупной производительности факторов производства, увеличением реальной заработной платы, а также сменой чистого оттока частного капитала на больший по объему чистый приток. В то же время положительные показатели экономического роста наблюдались на фоне благоприятной общемировой конъюнктуры, в которой следует выделить, прежде всего, цены на нефть и доступ к дешевым заимствованиям. Рост экономики России на фоне благоприятной конъюнктуры, а также серьезное ухудшение макроэкономических показателей во время кризиса 2008 г. и действующих в настоящее время санкций ставит вопрос о характере и основе наблюдавшегося развития, приводит к необходимости критического осмысления сложившихся макроэкономических пропорций между подсистемами народного хозяйства: инновационной и традиционной, финансовой и реальной, производственной и сферой услуг, инфраи супраструктурой. Интерес к инфраструктурной проблематике подкрепляется также необходимостью теоретических разработок намечаемых государственных инфраструктурных программ, о реализации которых неоднократно высказываются первые лица государства и представители государственной власти. Так, по словам Президента Российской Федерации В. В. Путина, «фактически за предстоящее десятилетие нам предстоит заложить новую инфраструктурную базу страны».

Формирование и развитие представлений об инфраструктуре насчитывает не одно десятилетие и происходило в рамках различных школ, среди которых можно выделить, в первую очередь, зарубежную и отечественную.

В зарубежной экономической науке наиболее ранние разработки проблем инфраструктуры не как отдельных ее составляющих, а как целостного экономического явления принадлежат К. Марксу (К. Marx). В определенной степени способствовавшими становлению инфраструктуры как экономической категории можно считать работы К. Викселя (К. Wicksell), Е. фон Бем-Баверка (Е. von Bohm-Bawerk), У. С. Джевонса (W. S. Jevons), написанные на рубеже XIX—XX вв.

Развитие представлений об инфраструктуре в первой половине XX в. получили в исследованиях Дж. М. Кейнса (J. М. Keynes), А. Пезенти (A. Pesenti). Во второй половине XX в. разработкой категории занимались такие ученые, как П. Н. Розентштайн-Родан (Р. N. RosensteinRodan), X. В. Зингер (Н. W. Singer), А. О. Хиршман (А. О. Hirschmann),.

B. В. Ростоу (W. W. Rostow), П. А. Самуэльсон (Р. A. Samuelson).

В отечественной науке зарождение инфраструктурной проблематики можно видеть в исследованиях, посвященных отдельным составляющим инфраструктуры, например железнодорожному транспорту, который получил достаточно обстоятельное освещение в трудах российского экономиста и статистика А. И. Чупрова. Ряд идей, связанных с пониманием некоторых отраслей экономики как инфраструктурных, можно найти в работах русского ученого и общественного деятеля Д. И. Менделеева.

В советской экономической науке категория инфраструктуры начала рассматриваться в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. Обстоятельное освещение понятие получило в трудах советских экономистов: Э. М. Агабабьяна, Т. Н. Аксеновой, Ю. В. Блохина, Г. П. Бысик, Ю. К. Ветчанина, В. Н. Гурова, В. Г. Кобзарь, И. Ю. Кокиной, В. П. Красовского,.

C. С. Носовой, В. П. Орешина, Р. X. Раямяэ, К. С. Сариева, Ф. Т. Селянина, Г. П. Солюса, В. П. Суставова, Л. Ф. Суховой, В. В. Толстошеева, Б. Н. Хомелянского, А. Ю. Шарипова, И. В. Шульгиной, Ю. Н. Юры и др.

Изменение вектора развития российского общества привело к необходимости переосмысления содержания категории и ее адаптации к новым условиям хозяйствования. Современные исследования инфраструктуры проводятся российскими учеными: О. Г. Алешиной, М. В Андреевой, В. А. Бондаренко, Н. Г. Глушич, В. П. Дроновым, Ю. А. Жаравиной, Н. А. Журавлевой, С. А. Зверевым, О. Б. Ивановым, А. Г. Иванченко, Д. И. Кокуриным, А. И. Кузнецовой, С. И. Махненко, Н. В. Мордовченковым, К. Н. Назиным, М. Г. Николаевой, О. А. Рудневым, Е. М. Рагозиным, И. А. Ситновой, Е. В. Таракановой, В. Н. Федоровым, П. В. Чигак и др.

По мнению авторов, вычленение инфраструктуры как особой подсистемы народного хозяйства страны сопровождается определением специфики собственности и труда, а также состояния сети институтов в данной сфере. В то же время сам по себе инфраструктурный потенциал экономики России представляется как сложная, многоаспектная категория, имеющая неоднородную структуру, которая имеет три важнейших составляющих: ресурсную, внутреннюю и результативную.

Целью настоящего исследования является определение «узких мест» в инфраструктурном потенциале экономики России и путей их устранения.

Поставленная цель приводит к необходимости решения следующих задач:

  • • провести ретроспективный анализ развития представлений об инфраструктуре на сущностном уровне, систематизировав многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов;
  • • сформулировать общетеоретическое определение категории, применимое в различных отраслях научного знания;

б.

  • • провести научную классификацию совокупности многочисленных проявлений экономической сущности «инфраструктура»;
  • • осуществить ретроспективный анализ категории «потенциал»;
  • • осуществить общетеоретический и прикладной анализ факторов, определяющих состояние исследуемого явления, сгруппировав их по уровням воздействия на инфраструктуру как иерархически организованную систему понятий, находящихся на различном уровне приближения к ее сущности;
  • • на основе имеющейся эмпирической базы провести анализ условий формирования инфраструктурного потенциала экономики России;
  • • выделить инфраструктуру как особую подсистему экономики России на основе определения специфики отношений собственности в инфраструктуре, состояния институтов, особенностей процесса труда;
  • • проанализировать состояние ресурсной составляющей инфраструктурного потенциала экономики России, прежде всего, объемов привлечения и характеристик трудовых ресурсов, основных фондов и финансовых ресурсов;
  • • исследовать внутреннюю составляющую инфраструктурного потенциала экономики России как внутреннюю возможность самой инфраструктуры осуществлять целенаправленную деятельность по привлечению конкретных хозяйственных ресурсов и их рациональной переработке для формирования продукта труда, а также параметры такого привлечения и использования в технико-технологических и финансово-экономических аспектах;
  • • рассмотреть возможности применения современных схем участия институциональных образований в инфраструктуре экономики России;
  • • определить параметры инфраструктурного обеспечения экономического роста России.

В качестве объекта настоящего исследования выбрана экономическая сущность «инфраструктура» как индифференцируемая, отражающая природу категории составляющая разнообразных временных форм существования понятия. Предметом исследования выступают многочисленные проявления экономической сущности «инфраструктура» как в реальных экономических процессах, так и в одном из их специфических отображений — научном знании.

Теоретико-методологической основой работы являются результаты фундаментальных и прикладных научных исследований, изложенные в трудах отечественных и зарубежных экономистов по инфраструктурному обеспечению, диалектическому и системному подходам, статистической теории и практике.

Информационной основой исследования послужили сборники, периодические издания, другие аналитические материалы, а также данные сети Интернет, Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата), Министерства экономического развития РФ (Минэкономразвития России, МЭР), Организации экономического сотрудничества и развития (the Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD), Всемирного банка (the World Bank, WB), Международного экономического форума (the World Economic Forum, WEF), Международной организации труда (the International Labour Organization, ILO), Бюро экономического анализа США (U. S. Bureau of Economic Analysis, BEA), Центрального разведывательного управления США (the Central Intelligence Agency, CIA), рейтинги рейтингового агентства «Эксперт РА», базы данных некоммерческого партнерства «Национальная ассоциация пенсионных фондов», данные «Альянса прав собственности» (the Property Rights Alliance), консалтинговой корпорации «Стратегическое прогнозирование» (Strategic Forecasting, Inc., STRATFOR), международной консалтинговой компании «МакКинзи» (McKinsey & Company), Европейского атомного общества (the European Nuclear Society, ENS), Администрации США по информации в области энергетики (U. S. Energy Information Administration, EIA) и др. В процессе написания работы были использованы нормативно-правовые акты, выступления представителей органов государственной власти и местного самоуправления, стенограммы заседаний различных государственных органов.

Учебник ориентированн на широкий круг читателей и будет интересен представителям государственного и муниципального управления, бизнес-структуктур, научно-исследовательских коллективов и университетского образования.

Авторы будут благодарны получить отзывы коллег и читателей на следующие адреса электронной почты: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script (Кокурин Д. И.), Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script (Назин К. Н).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой