Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности русского масонства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Русское масонство во второй половине XVIII века сыграло огромную роль в духовной мобилизации творческих сил России. Захватывая значительные слои русского общества, оно, несомненно, подымало творческие движения в душе, было школой гуманизма, но в то же время пробуждало и умственные интересы. Членами масонских лож были, в основном, люди, болезненно переживавшие пустоту, связанную с отходом… Читать ещё >

Особенности русского масонства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Русское общество переживало идеологический кризис. Масонство явилось проявлением внецерковной религиозности. С одной стороны, оно было реакцией на широкое распространение европейской атеистической философии, а с другой — вызвано тем, что церковь шла на поводу у правительства, утратив свою главную роль духовной силы.

Вся историческая значительность русского масонства была в том, что это была психологическая аскеза и собирание души. К концу 70х годов XVIII века масонское движение охватывает почти весь тогдашний культурный слой. Масонство стало неким орденом, с очень строгой дисциплиной, не только внешней, но и внутренней. Именно эта внутренняя дисциплина, или аскеза, оказалась всего важнее в масонском движении. И в этой аскезе воспитывался новый тип человека. В масонстве впервые будущий русский интеллигент начинает осознавать разорванность и раздвоенность своего бытия и начинает тянуться к цельности.

Масонская аскеза вбирает в себя очень разные мотивы: рассудочное равнодушие стоического типа, утомление житейской суетой, иногда «любовь к смерти» и подлинная трезвость сердца. В масонском обиходе была разработана сложная методика самонаблюдения и самообуздывания. Борьба с самостью и рассеянием, собирание чувств и помыслов, отсечение страстных желаний, «образование сердца», «насилование воли». Масоны считали, что корень зла находится именно в самости и своеволии. Они проповедовали строгость и ответственность жизни, нравственную самодеятельность, нравственное благородство, воздержание и бесстрастие, самопознание и самообладание, добродетель и тихую жизнь. Нужно высвободить в себе «внутреннего человека». Масонство требовало не только личного совершенствования, но и деятельной любви. Филантропическая деятельность русских масонов того времени известна очень хорошо.

Для значительной части масонства была очень привлекательна и ценна надежда на проникновение в эзотерическую сторону христианства, которую им заслоняла Церковь. На этом пути масонство призывала к единству веры и знания — разум без веры не в состоянии познать таинственную сторону бытия, а вера без разума впадает в суеверия. В обоих случаях необходима свобода — и разум, и мистическая жизнь «вольностью процветают». В мистицизме, характерном для русского масонства, особенно важны два мотива. Во-первых, чувство мировой гармонии или всеединства, мудрость земли и мистическое восприятие природы. Во-вторых, сосредоточение на человеке: «Человек есть экстракт всех существ». Натурфилософия была одной из основных тем масонского мировоззрения. Это было пробуждением религиозно-космического чувства, а также поэтического и метафизического чувства природы. Для масонства очень характерно острое чувство не столько греха, сколько нечистоты мира. И разрешается оно не покаянием, а скорее воздержанием. Весь мир представляется пораженным и больным. Отсюда желание космического исцеления.

Отношение екатерининского масонства к церкви было двойственным. Во всяком случае, внешнего благопочтения масоны никогда не нарушали. Многие из них добросовестно исполняли все церковные обряды. Иные прямо настаивали на совершенной неизменности и неприкосновенности чинов и обрядов. Однако православный обряд привлекал их богатством и пластичностью своих образов и символов. Масоны ценили в православии именно эту традицию символов, уходящую своими корнями в античную древность. Однако масоны считали, что их задача уйти от «исторического» христианства «истинному», из видимой Церкви в Церковь «внутреннюю». Такой «внутренней» Церковью для масонов был их орден, и в ней были свои обряды и тайны. Это, прежде всего, мечта об эзотерическом круге избранных и посвященных, хранящих тайные предания; истина открывается немногим, в порядке чрезвычайного озарения.

Принадлежность к союзу «вольных каменщиков» приобщала к размышлениям о сокровенном смысле жизни. Легенды о храме Соломона, обряды, символы — все это настраивало на преемственность истории. Ритуальная игра, воскрешавшая обряды тамплиеров, отвечала духу времени. В своей книге «Homo Ludens» Й. Хейзинга пишет: «На каждой странице истории культурной жизни XVIII века мы встречаемся с наивным духом честолюбивого соперничества, создания клубов и таинственности…, в склонности к тайным союзам, к разным кружкам и религиозным сектам, — и в подоплеке всего этого лежит игровое поведение… Именно увлеченность игрой и не умеряемая никаким сомнением самозабвенность делают их исключительно плодотворными для культуры» Новиков В. И. Масонство и русская культура. [Антология текстов]. — М., 1998, с. 7.. Стоит отметить при этом, что масонские игры пронизывала серьезная мысль, потому что играющие искали воплощения своих идеалов в «сегодня».

Русское масонство во второй половине XVIII века сыграло огромную роль в духовной мобилизации творческих сил России. Захватывая значительные слои русского общества, оно, несомненно, подымало творческие движения в душе, было школой гуманизма, но в то же время пробуждало и умственные интересы. Членами масонских лож были, в основном, люди, болезненно переживавшие пустоту, связанную с отходом от церковного сознания. Успехи масонства в русском обществе показывали, что таких людей было очень много, поскольку масонство открывало им путь к сосредоточенной духовной жизни, к серьезному и подлинному идеализму.

Подытожить все сказанное лучше всего словами Н. А. Бердяева: «Масонство было у нас в XVIII в. единственным духовно-общественным движением, значение его было огромно… Лучшие русские люди были масонами…» Новиков В. И. Масонство и русская культура. [антология текстов]. — М., 1998, с. 7.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой