Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Маскарады. 
Праздничная культура эпохи Петра Великого

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Право участвовать непосредственно в самом действе имели только избранные: «важные и приближенные персоны», горожане же были зрителями. Известно, что в зрелище, длившемся восемь дней, сам Петр не только участвовал, но и активно включился в работу по составлению церемониала и сценария карнавала. Таким образом Петром был сделан важнейший шаг в развитии праздничной культуры, называемый режиссурой… Читать ещё >

Маскарады. Праздничная культура эпохи Петра Великого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Театральная энциклопедия определяет маскарад как (от фр. Mascarade, ит. Masherata) — это празднество, бал, вид массового народного гуляния с уличными шествиями, театрализованными играми, участники которого надевают маски и особые костюмы. Маскарады, главным образом, проходят под открытым небом.

Истоки маскарадов лежат в глубокой древности, начиная с архаических времен и древней Греции. Что же касается России, то прототипами маскарадов были святочно-масленичные гуляния, скоморошество, т. е. истоки находятся в русском фольклоре. Со времени маскарады видоизменялись, приобретали различные формы. Поэтому нельзя утверждать что Петр I привез маскарад из Европы как нечто совершенно новое и не знакомое русскому народу.

При Петре I, маскарады имели политическую направленность, карнавалы для простонародья еще были безусловно в диковинку. Потому что имели очень яркую и зрелищную форму, шокирующую и привлекающую формой, а не содержанием не ясным простому люду.

Маскарады Петра Великого, как и ассамблеи были своеобразным орудием укрепления власти самодержца. Так с 28 по 31 января 1722 года в Москве, по случаю Ништадского мира Петр I устроил внушительное карнавальное шествие. По улицам от подмосковного села Всехсвятское до Тверских ворот проехал поезд, состоящий из шестидесяти саней и конных повозок, декорированных под парусники, галеры, турецкие фелюги. На них в разнообразных маскарадных костюмах находились приближенные царя — сенаторы и придворные, офицеры и иностранные гости. Шествие объехало город, дважды — Кремль и Красную площадь, превращая улицы и площади в веселое и шумное зрелище, дозволенное лицезрению простого люда, который мог активно выражать свое отношение к происходящему. Карнавал славил морские победы России, смеялся над врагом.

Декоративный наряд праздника был причудлив и разнообразен. Прежде всего в него органично вписалось убранство «веселого поезда». Тут находились и веселый Бахус на бочке, и «Нептун-морской», восседающий в санях, декорированных под гигантскую раковину и украшенных морскими конями, и трубачи с литаврами и барабанами. Все смешалось в радостном действе. Веселыми шутками друг с другом и с толпами зрителей перебрасывались победоносная Фортуна, испанки в гондолах, боярышни в расписных санях, голландские матросы и купцы, маски-домино и «страшные турки-янычары», обитатели «Беспокойного монастыря».

Эти первые в Петербурге и в Москве карнавалы для простонародья еще были безусловно диковинной неожиданностью, хотя и восторженно принимаемой.

Однако, Петровские праздничные нововведения не содержали подлинной демократии, Петр I никогда не выдавал себя за «народного царя» и не забывал подчеркнуть различие между «благородным» и «подлым» сословиями. Но карнавальный смех сближал всех, иллюзорно уравнивал, на период празднества сглаживал конфликты и противоречия и гласно, громко утверждал успехи политико-экономических и культурных преобразований, демонстрировал торжество правящего класса, поднимающихся буржуазии и купечества, прославлял абсолютистскую власть.

В Петербурге 30 августа 1723 г. состоялся карнавал в честь победы России над Швецией. Он также имел очень зрелищную, костюмированную и постановочную форму.

Право участвовать непосредственно в самом действе имели только избранные: «важные и приближенные персоны», горожане же были зрителями. Известно, что в зрелище, длившемся восемь дней, сам Петр не только участвовал, но и активно включился в работу по составлению церемониала и сценария карнавала. Таким образом Петром был сделан важнейший шаг в развитии праздничной культуры, называемый режиссурой праздника.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой