Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Отпуска работников. 
Научно-практический комментарий к федеральному закону "о прокуратуре российской федерации" в 2 т. Том 2. Разделы iv—vii

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно ч. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право па отдых. При этом работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый отпуск. Базовые положения, непосредственно регулирующие вопросы правоотношений, связанных с отпусками, содержатся в главе 19 ТК РФ. В частности, в ст. 115 Кодекса… Читать ещё >

Отпуска работников. Научно-практический комментарий к федеральному закону "о прокуратуре российской федерации" в 2 т. Том 2. Разделы iv—vii (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Прокурорам, научным и педагогическим работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно.

Прокурорам, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, но нс менее 45 календарных дней.

Прокуроры, научные и педагогические работники, проходящие службу в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях), или в органах и организациях прокуратуры, расположенных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской Федерации, оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного отпуска на территории (в пределах) Российской Федерации и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Порядок оплаты проезда устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж службы в качестве прокурора, научного или педагогического работника предоставляется:

после 10 лет — 5 календарных дней;

после 15 лет — 10 календарных дней;

после 20 лет — 15 календарных дней.

В стаж службы, дающий право на предоставление дополнительного отпуска, засчитываются также периоды службы в качестве стажеров в органах и организациях прокуратуры. В указанный стаж в календарном исчислении засчитываются служба в других правоохранительных органах, военная служба, а также работа в должности судьи.

  • 2. По просьбе прокуроров, научных и педагогических работников допускается с согласия администрации разделение отпуска на две части. При этом оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно и предоставление времени для проезда к месту отдыха и обратно производятся только один раз.
  • 3. В отдельных случаях работнику по его заявлению с разрешения руководителя соответствующего органа или организации прокуратуры ежегодный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен в следующем году.
  • 4. Работникам, увольняемым из органов прокуратуры в связи с ликвидацией органа или организации прокуратуры, сокращением численности или штата работников (далее — организационно-штатные мероприятия), болезнью, выходом в отставку, на пенсию, по их желанию предоставляется очередной ежегодный оплачиваемый отпуск. За не использованный в год увольнения очередной ежегодный отпуск выплачивается денежная компенсация пропорционально проработанному времени.
  • 1. Согласно ч. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право па отдых. При этом работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый отпуск. Базовые положения, непосредственно регулирующие вопросы правоотношений, связанных с отпусками, содержатся в главе 19 ТК РФ. В частности, в ст. 115 Кодекса определено, что основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 дней предоставляется работникам как в соответствии с нормами Кодекса, так и на основании других федеральных законов. К таковым относится и Закон о прокуратуре, который установил в п. 1 ст. 41.4 основной ежегодный оплачиваемый отпуск для прокурорских работников продолжительностью 30 календарных дней.
При этом законодатель определил, что в данный срок не учитывается время следования к месту отдыха и обратно.

Приказом Генерального прокурора РФ от 02.03.2015 № 95 утверждено Положение о предоставлении отпусков в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации (далее — Положение)1, в силу п. 1.1 которого его нормы распространяются на прокуроров, научных и педагогических работников, федеральных государственных служащих, работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной граждан;

СПС «КонсультантПлюс».

ской службы, и работников, осуществляющих профессиональную деятельность по иным должностям (профессиям).

Согласно п. 4.4 Положения очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, при составлении которого учитываются сроки проведения аттестации прокуроров, научных и педагогических работников и гражданских служащих. График составляется кадровым подразделением органа (организации) прокуратуры с учетом предложений руководителей структурных подразделений аппаратов Генеральной прокуратуры РФ и прокуратур регионального звена, Академии Генеральной прокуратуры РФ, а также прокуроров районного звена, и утверждается руководителем, имеющим право предоставления отпусков. Соответственно работники должны быть ознакомлены с графиком отпусков не позднее чем за 2 недели до начала календарного года.

Положение не содержит, как это было ранее в приказе Генерального прокурора РФ от 11.05.2001 № 29 «О порядке предоставления отпусков работникам Генеральной прокуратуры Российской Федерации»1, требование о том, что:

  • • график ежегодных отпусков необходимо составлять с учетом равномерного распределения на протяжении всего календарного года;
  • • при составлении графика нельзя допускать одновременного нахождения в ежегодном отпуске более 25% работников подразделения, обеспечивая их взаимозаменяемость.

Пунктом 4.5 Положения определено, что рапорт (заявление) о предоставлении отпуска должен быть представлен работником в кадровое подразделение не позднее чем за 20 дней до его начала с указанием фамилии, имени, отчества, должности, классного чина (при наличии), периода предоставления и вида отпуска, даты его начала и продолжительности. В рапорте прокурорского работника, содержащем просьбу о предоставлении дополнительных дней для проезда к месту проведения отпуска и обратно, должны быть указаны количество дней, место проведения отпуска и вид транспорта, который планируется использовать для поездки.

Согласно п. 2.2 Положения отпускные удостоверения оформляются кадровыми подразделениями после издания приказа о предоставлении отпуска в случае, если прокурорский работник выезжает для проведения очередного отпуска в другую местность. При этом на таком удостоверении поставляется отметка о прибытии к месту отдыха и убытии.

Количество предоставленных дополнительных дней (суток) на время пути следования корректируется с учетом фактически использованных транспортных средств и подтверждающих документов (билет, в том числе электронный, посадочный талон, при следовании личным транспортом — справка транспортной компании о времени движения пассажирского поезда, копия загранпаспорта с отметкой о пересечении границы в случае выезда за пределы России).

  • 2. Абзац второй п. 1 комментируемой статьи определяет, что прокурорам, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по нормам, устанавливаемым Правительством РФ, но не менее 45 календарных дней. Постановлением Правительства РФ от 06.03.1996 № 242 «О продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого прокурорам, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями»[1] установлена следующая продолжительность такого отпуска:
    • • в районах Крайнего Севера — 54 календарных дня;
    • • в приравненных к районам Крайнего Севера местностях — 46 календарных дней;
  • 2
  • • в иных местностях, где установлены районные коэффициенты (коэффициенты) к заработной плате, — 45 календарных дней.
  • 3. С 1 января 2014 г. п. 1 комментируемой статьи был дополнен абзацем третьим, согласно которому прокуроры, научные и педагогические работники, проходящие службу в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях), или в органах и организациях прокуратуры, расположенных в субъекте РФ, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории России, оплачивается стоимость проезда к месту проведения основного отпуска на территории (в пределах) России и обратно один раз в год, если иное не предусмотрено федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. При этом установление порядка оплаты проезда возложено на Генерального прокурора РФ, приказом которого от 19.11.2013 № 499 утверждена и введена в действие с 1 января 2014 г. Инструкция о порядке возмещения прокурорам, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации расходов на проезд к месту проведения ежегодного основного оплачиваемого отпуска и обратно (далее — Инструкция)1.

Пунктом 3 Инструкции определено, что расходы на проезд к месту проведения отпуска и обратно железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом (кроме такси) возмещаются прокурорским работникам финансовыми подразделениями органов (организаций) прокуратуры РФ в полном объеме с учетом норм, предусмотренных п. 8, 10 и 11 Инструкции, при следовании по кратчайшему маршруту в пределах территории России, в том числе при следовании транзитом (Калининградская область) через другие государства.

Согласно п. 8 Инструкции расходы за проезд к месту проведения отпуска и обратно возмещаются прокурорским работникам по следующим нормам:

  • а) имеющим классный чин действительного государственного советника юстиции, а также занимающим должности заместителей Генерального прокурора РФ:
    • • железнодорожным транспортом — по тарифу проезда в вагонах типа:

Л (двухместный мягкий (СВ)) любой категории поезда;

  • 1C (бизнес-класса) высокоскоростных поездов;
  • • воздушным транспортом — по тарифам салона 1 класса (бизнес-класса);
  • • морским транспортом — по тарифам проезда в каютах I категории судов транспортных линий;
  • • речным транспортом — по тарифам проезда в каютах «люкс» судов транспортных линий;
  • • автомобильным транспортом — по тарифам проезда в автобусах с мягкими откидными сиденьями;
  • б) имеющим классные чины государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса, за исключением лиц, указанных в подпункте «а» п. 8:
    • • железнодорожным транспортом — по тарифам проезда в вагонах типа:

Л (двухместный мягкий (СВ)) любой категории поезда;

  • 1C (бизнес-класса) высокоскоростных поездов;
  • • воздушным транспортом — по категории экономического класса;
  • • морским транспортом — по тарифам проезда в каютах I категории судов транспортных линий;
  • • речным транспортом — по тарифам проезда в каютах «люкс» судов транспортных линий;
  • • автомобильным транспортом — по тарифам проезда в автобусах с мягкими откидными сиденьями;
  • в) имеющим классные чины старшего советника юстиции, советника юстиции, младшего советника юстиции:
    • • железнодорожным транспортом — по тарифам проезда в вагонах типа:

К (купейный) любой категории поезда;

С (с местами для сидения) любой категории поезда;

  • 2С (экономического класса) высокоскоростных поездов;
  • • воздушным транспортом — по категории экономического класса;
  • • морским транспортом — по тарифам проезда в каютах II категории судов транспортных линий;
  • • речным транспортом — по тарифам проезда на местах I категории судов транспортных линий;
  • • автомобильным транспортом — по тарифам проезда в автобусах с мягкими откидными сиденьями;
  • г) имеющим классные чины юриста 1, 2, 3 класса, младшего юриста, а также не имеющим классного чина:
    • • железнодорожным транспортом — по тарифам проезда в вагонах типа:

К (купейный) любой категории поезда;

С (с местами для сидения) любой категории поезда;

  • 2С (экономического класса) высокоскоростных поездов;
  • • воздушным транспортом — по категории экономического класса;
  • • морским транспортом — по тарифам проезда в каютах III категории судов транспортных линий;
  • • речным транспортом — по тарифам проезда на местах II категории судов транспортных линий;
  • • автомобильным транспортом — по тарифам проезда в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

В случае, если представленные прокурорским работником документы подтверждают произведенные расходы на проезд по более высокой категории проезда, чем установлено п. 8 Инструкции, компенсация расходов производится на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленной категорией проезда, выданной работнику соответствующей транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом на дату приобретения проездного документа.

Возмещению также подлежат документально подтвержденные расходы на предоставление в поездах постельных принадлежностей, на оплату услуг по оформлению проездных документов, уплату дополнительных сборов (аэропортные, топливные, аэронавигационные сборы).

При использовании воздушного пространства для проезда прокурорского работника к месту проведения отпуска и (или) обратно к месту постоянного жительства проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту использования отпуска либо если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту использования отпуска и (или) обратно.

В соответствии с п. 10 Инструкции при отсутствии проездных документов, но при документальном подтверждении пребывания прокурорского работника в месте проведения отпуска (документы, подтверждающие пребывание в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, отметки в заграничном паспорте и т. д., или документы, удостоверяющие регистрацию по месту пребывания) на основании рапорта и справки транспортной организации о стоимости проезда по кратчайшему маршруту следования к месту проведения отпуска и обратно возмещение расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно производится по следующим нормам: а) при наличии железнодорожного сообщения — по тарифам плацкартного вагона пассажирского (скорого) поезда;

  • б) при наличии только воздушного сообщения — по категории экономического класса;
  • в) при наличии только морского или речного сообщения — по тарифам каюты X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, каюты III категории речного судна всех линий сообщения;
  • г) при наличии только автомобильного сообщения — по тарифам автобуса общего типа.

При отсутствии проездных документов, но при представлении их дубликатов (копий) или справки транспортной организации, осуществляющей перевозку, о стоимости проезда и документальном подтверждении пребывания прокурорского работника в месте проведения отпуска возмещение расходов производится на основании рапорта прокурорского работника и по решению руководителя органа или учреждения прокуратуры с учетом норм, предусмотренных п. 8 Инструкции.

В силу п. 11 Инструкции возмещение расходов при проезде прокурорского работника к месту проведения отпуска и обратно личным транспортом производится при документальном подтверждении пребывания прокурорского работника в месте проведения отпуска в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости проезда, рассчитанной на основе норм расхода топлива, установленных для соответствующего транспортного средства, и исходя из кратчайшего маршрута следования. При этом даты выдачи чеков автозаправочных станций должны соответствовать датам следования прокурорского работника в отпуск и обратно.

Кроме того, согласно п. 4 Инструкции прокурорским работникам также возмещаются расходы на проезд до станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы, при проезде транспортом общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения (автобусом, маршрутным такси, пригородным электропоездом, подвесной канатной дорогой, судами на воздушной подушке, паромом). При этом расходы на проезд в пригородных электропоездах повышенной комфортности «Экспресс», «Аэроэкспресс», «Экспресс-Спутник» возмещаются по расценкам пригородного электропоезда, на рейсовых автобусах «Автоэкспресс» — по тарифу проезда в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

Пунктом 12 Инструкции определено, что в случае приобретения прокурорским работником проездного документа, оформленного в бездокументарной форме (электронный билет), документами, подтверждающими расходы на проезд к месту проведения отпуска и обратно, являются:

  • • распечатанная маршрут/квитанция и посадочный талон при авиаперевозке;
  • • распечатанный контрольный купон при железнодорожной перевозке;
  • • распечатанная маршрутная квитанция и посадочный талон при автоперевозке.

Согласно п. 15 Инструкции при следовании к месту проведения отпуска за пределы территории России воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы РФ аэропорту (в том числе чартерным рейсом, по туристической путевке, в стоимость которой включена стоимость перевозки) прокурорским работником представляется справка, выданная транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости перевозки по территории России, включенной в стоимость перевозочного документа (билета).

Указанная в справке стоимость, подлежащая возмещению прокурорскому работнику, определяется транспортной организацией как процентная часть стоимости воздушной перевозки согласно перевозочному документу, соответствующая процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве России, к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна.

Расходы на получение справок от транспортных организаций о стоимости перевозки по территории России компенсации не подлежат.

Значения ортодромических расстояний от международных аэропортов России до зарубежных аэропортов (в границах России), а также процентное отношение ортодромии по России к общей ортодромии устанавливаются Главным центром Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации и размещаются на сайте ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ГЦ ЕС ОрВД (адрес сайта: http://www.matfmc.ru/).

Следует отметить, что до 1 января 2014 г. абзац первый п. 1 ст. 41.4 Закона о прокуратуре предусматривал оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах России всем прокурорским работникам.

4. Абзацами четвертым-восьмым п. 1 комментируемой статьи установлены нормативы ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, призванные стимулировать прокурорских работников прежде всего за продолжительную службу в органах и (или) организациях прокуратуры.

Вместе с тем абзац восьмой определяет, что в льготный стаж включаются не только непосредственные годы службы в качестве прокурорского работника, но и период нахождения работника в роли стажера. Институт стажерства функционировал в советский период, когда занятию непосредственно прокурорской должности предшествовало нахождение претендента в должности стажера. Закон о прокуратуре, начиная с его редакции 1992 г., не предусматривает подобной формы прохождения службы в органах прокуратуры, хотя с учетом возросших квалификационных требований к должности помощника прокурора районного звена видится целесообразным его возрождение.

Кроме того, в стаж работы, дающий право на дополнительный оплачиваемый отпуск, в календарном исчислении засчитываются служба в других правоохранительных органах, военная служба, а также работа в должности судьи. Данная норма оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, законодатель создал механизм стимулирования государственных служащих, в силу тех или иных причин вынужденных переходить из других органов в органы или организации прокуратуры. С другой стороны, едва ли справедливо ставить на одну ступень прокурорских работников, отдавших многие годы жизни службе в системе прокуратуры РФ, и лиц, пополнивших ряды прокурорских работников после длительного пребывания на службе в других органах. К слову, в норме ничего не говорится о том, следует ли учитывать дискредитирующие обстоятельства, в силу которых новообращенный прокурорский работник вынужден был покинуть предыдущее место службы. Ведь формальных причин для отказа такому лицу в приеме на работу в органы и организации прокуратуры ст. 40.1 Закона о прокуратуре не содержит, если, конечно, речь не идет об уголовно наказуемом характере содеянного.

Абзацами пятым—седьмым п. 1 комментируемой статьи установлены сроки ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска прокурорских работников, которые составляют:

  • • 5 календарных дней — после 10 лет службы;
  • • 10 календарных дней — после 15 лет службы;
  • • 15 календарных дней — после 20 лет службы.
  • 5. Пункт 2 комментируемой статьи допускает возможность разделения по просьбе прокурорских работников с согласия администрации отпуска на две части. Эта норма базируется на положениях ст. 125 ТК РФ, предусматривающего по соглашению между работником и работодателем разделение на две части ежегодного оплачиваемого отпуска. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

Такой подход является оправданным в случае наличия у прокурорского работника права на дополнительный оплачиваемый отпуск, а также для лиц, работающих в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями и в силу этого имеющих длительный ежегодный оплачиваемый отпуск (см. комментарий к п. 1 ст. 41.4 Закона о прокуратуре). Доказано, что «выпадание» прокурорского работника из рабочей обстановки на длительный период создает определенные трудности в его последующей адаптации к привычному рабочему ритму, что, безусловно, не может не сказаться на производительности и качестве его труда. В бытность работы автора комментария во второй половине 1990;х гг. в центральном аппарате практиковалось фактически принудительное разделение отпусков руководителей структурных подразделений, и это было оправдано с учетом высказанной точки зрения. В последующем отношение к этому вопросу несколько изменилось. В п. 4 упоминавшегося выше приказа Генерального прокурора РФ от 11.05.2001 № 29 «О порядке предоставления отпусков работникам Генеральной прокуратуры Российской Федерации» определялось, что разделение ежегодного отпуска допустимо производить только с согласия и по приказу Генерального прокурора РФ, что на практике фактически препятствовало разделению отпусков работников центрального аппарата[2].

По просьбе прокуроров, научных и педагогических работников допускается с согласия администрации разделение отпуска на две части. При этом оплата стоимости проезда к месту' отдыха и обратно и предоставление времени для проезда к месту отдыха и обратно производятся только один раз.

В комментируемой статье не нашло отражения важное положение ст. 125 ТК РФ о том, что отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. При этом неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску на следующий рабочий год.

Согласно п. 5.4 Положения отзыв прокурорского работника допускается в случае крайней служебной необходимости только с его согласия по решению руководителя органа (организации) прокуратуры, принявшего решение о предоставлении отпуска. При этом неиспользованная по указанной причине часть отпуска должна быть предоставлена в любое время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

В пункте 2 комментируемой статьи закреплено, что при разделении ежегодного оплачиваемого отпуска оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно и предоставление времени для проезда к месту отдыха и обратно производятся только один раз. Здесь следует учитывать, что с 1 января 2014 г. эта норма касается только тех категорий прокурорских работников, которые перечислены в абзаце третьем п. 1 ст. 41.4 Закона о прокуратуре.

6. Согласно п. 3 комментируемой статьи в отдельных случаях работнику по его заявлению с разрешения руководителя соответствующего органа или организации прокуратуры ежегодный оплачиваемый отпуск может быть предоставлен в следующем году. Такая ситуация может возникнуть, например, в случае, когда отпуск по графику определен на последние месяцы уходящего года, но в силу служебной необходимости работник не может покинуть рабочее место. Возможны и иные, сугубо личные, но уважительные для работодателя мотивы.

  • 7. В силу п. 4 ст. 41.4 Закона о прокуратуре при увольнении из органов и организаций (это слово в оригинальном тексте закона отсутствует) прокуратуры в связи с ликвидацией органа или организации прокуратуры, сокращением численности или штата работников (организационно-штатными мероприятиями), болезнью, выходом в отставку, на пенсию, работникам по их желанию предоставляется очередной ежегодный оплачиваемый отпуск. Базовые положения по этому вопросу закреплены в ст. 127 ТК РФ, согласно которому:
    • • при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска;
    • • по письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска;
    • • при увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора. В этом случае днем увольнения также считается последний день отпуска;
    • • при предоставлении отпуска с последующим увольнением при расторжении трудового договора по инициативе работника этот работник имеет право отозвать свое заявление об увольнении до дня начала отпуска, если на его место не приглашен в порядке перевода другой работник.

В свою очередь за не использованный в год увольнения очередной ежегодный отпуск работнику прокуратуры выплачивается денежная компенсация пропорционально проработанному времени. При этом следует учитывать, что Закон о прокуратуре не предусматривает возможности замены ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией в условиях, не связанных с увольнением работника, однако и не запрещает подобной процедуры. В этой связи полагаем уместным привести положения ст. 126 ТК РФ, согласно которой:

  • • часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Эта норма нашла отражение в п. 5.5 Положения, п. 5.6 утвержденных приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2015 № 37 Правил внутреннего трудового распорядка работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации1, а также в соответствующих организационно-распорядительных документах прокуроров регионального звена и ректора Академии Генеральной прокуратуры РФ;
  • • при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части;
  • • не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также случаев, установленных Кодексом).
  • 8. В ст. 41.4 Закона о прокуратуре не нашел отражения вопрос, связанный с предоставлением работникам отпусков без сохранения заработной платы, в то время как в практике органов и организаций прокуратуры подобные случаи встречаются достаточно часто, в связи с чем сошлемся на ст. 128 ТК РФ, определяющую, что:
    • • по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем;
    • • работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

участникам Великой Отечественной войны — до 35 календарных дней в году;

работающим пенсионерам по старости (по возрасту) — до 14 календарных дней в году;

работающим инвалидам — до 60 календарных дней в году;

работникам в случаях рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников — до пяти календарных дней;

в других случаях, предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами либо коллективным договором.

Согласно п. 6.2 Положения при предоставлении отпуска по причине рождения ребенка или смерти родственника подтверждающие документы могут быть представлены по окончании отпуска. Количество отпусков по личным обстоятельствам в течение календарного года не ограничивается.

* * *.

  • [1] СПС «КонсультантПлюс».
  • [2] Например, автор настоящего комментария, проходя службу в должности начальника отдела в составе управления центрального аппарата, одним из немногих добивалсяразделения своего ежегодного оплачиваемого отпуска, мотивируя свое желание фактомпреподавания на условиях совместительства на полставки в должности доцента, а затеми профессора в Инстшуте повышения квалификации руководящих кадров Генеральнойпрокуратуры РФ, в котором отпуска педагогическим кадрам (к слову, сроком в 56 календарных дней) предоставлялись исключительно летом, когда был перерыв в учебном процессе.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой