Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Порядок и условия исполнения, отбывания наказания в виде ограничения по военной службе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассматривая исполнение наказания в виде ограничения по военной службе, О. Г. Перминов указывает, что решение о переводе осужденного на другую должность принимается с учетом не только целесообразности исполнения приговора, но и мнения и согласия самого осужденного, например при переводе в другую местность, а также в соответствии с нормами действующего законодательства о порядке прохождения… Читать ещё >

Порядок и условия исполнения, отбывания наказания в виде ограничения по военной службе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Приказ объявляется по воинской части, доводится до сведения осужденного военнослужащего и принимается к исполнению (ч. 1 ст. 143 УИК РФ). Согласно п. 13 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, в целях реализации вступившего в законную силу решения суда приказ командира воинской части об исполнении приговора доводится до осужденного, всего личного состава части, кадровых и финансовых органов.

О поступлении приговора, об издании соответствующего приказа и о принятии его к исполнению командир воинской части в трехдневный срок извещает суд, вынесший приговор. Копия приказа направляется в суд (ч. 2 ст. 143 УИК РФ). О необходимости немедленного извещения учреждением или органом, на которые возложено исполнение наказания, суда, постановившего обвинительный приговор, о его исполнении указывается в ч. 5 ст. 393 УПК РФ. Об уведомлении учреждением и органом, исполняющими наказание в виде ограничения по военной службе, суда, вынесшего приговор, говорится также в ч. 3 ст. 20 УИК РФ.

В соответствии со ст. 144 УИК РФ установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

В ч. 3 ст. 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Осужденные к ограничению по военной службе в данном праве ограничиваются. Карательным элементом материального характера рассматриваемого наказания является положение, закрепленное в ч. 2 ст. 51 УК РФ, о том, что из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством РФ.

Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу, но контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством РФ по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Оклады по нетиповым воинским должностям устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям.

Размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих принимается Правительством РФ.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту за пределами территории РФ, денежное довольствие выплачивается в иностранной валюте и в рублях в случаях, размерах и порядке, которые определяются нормативными правовыми актами Президента РФ и (или) нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Особенности обеспечения денежным довольствием отдельных категорий военнослужащих определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

Основное целевое назначение надбавок — стимулировать военнослужащего к повышению профессиональной квалификации и росту уровня мастерства, а также компенсировать тяготы и лишения, связанные с неблагоприятными или особыми условиями службы. Выплата надбавок, как правило, не связана с возложением на военнослужащего дополнительных служебных обязанностей.

В зависимости от порядка установления надбавки классифицируют на две группы. В первую группу включают те надбавки, выплата которых обязательна и связана со строго определенными нормативными правовыми актами условиями: за выслугу лет; за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; за знание иностранного языка; за службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях; за классность; пенсионные и т. д. Ко второй группе относят те надбавки, установление которых конкретному военнослужащему происходит по усмотрению командира: надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы; квартальные премии[1].

Выплаты — это составная часть денежного довольствия, имеющая, как правило, разовый и компенсационный либо стимулирующий характер.

В соответствии с ч. 21 ст. 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей устанавливается премия в размере до трех окладов денежного содержания (в расчете на год). Правила выплаты указанной премии определяются Правительством РФ.

При исполнении ограничения по военной службе удержания неправомерны из выплат, не входящих в денежное довольствие военнослужащих, например из гонораров за научную и творческую деятельность, полученных ими на основании и. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы.

Удержания не производятся из пособий на детей, продовольственного обеспечения, а также из компенсационных выплат, связанных с вещевым, транспортным, страховым, санаторно-курортным и иным обеспечением военнослужащих, проходящих службу по контракту.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе поступившим на военную службу по контракту из запаса, при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, поступлением на военную службу, но контракту, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором превышает один год, или в связи с передислокацией воинской части производятся следующие выплаты:

  • 1) подъемное пособие — в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и ¼ оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего на новое место (к месту) военной службы военнослужащего или в близлежащий от указанного места населенный пункт либо в другие населенные пункты (из-за отсутствия жилого помещения);
  • 2) суточные на военнослужащего и каждого члена его семьи, переезжающих в связи с переводом военнослужащего на новое место военной службы, за каждый день нахождения в пути — в размере, установленном Правительством РФ для военнослужащих, направляемых в служебные командировки.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 УК РФ во время отбывания ограничения по военной службе осужденный военнослужащий не может быть повышен в должности. Подобное положение содержится и в ч. 1 ст. 145 УИК РФ. Указанные нормы не позволяют реализовать законный интерес осужденного военнослужащего быть назначенным на вышестоящую должность, закрепленный в и. 3 ст. 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», согласно которому военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.

Кара в ограничении по военной службе выражается в принудительном переводе осужденного с ранее занимаемой должности на другую в пределах воинской части. Указанный карательный элемент закреплен в ч. 2 ст. 145 УИК РФ, согласно которой, если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность в пределах воинской части, о чем извещается суд, вынесший приговор.

В результате перевода на другую должность осужденный лишается определенных прав, законных интересов и обязанностей по ранее занимаемой должности и приобретает определенные права, законные интересы и обязанности по новой должности, т. е. фактически происходит замена специфических служебных прав, законных интересов и обязанностей. Кроме того, осужденный к ограничению по военной службе может испытывать не только определенные служебные, но и материальные правоограничения. Так, например, он может лишиться определенных служебных навыков по должности, а также каких-либо дополнительных выплат или же иных надбавок в связи с исполнением своих служебных обязанностей по ранее занимаемой должности.

Законодатель не уточняет, на какую именно другую должность осужденный военнослужащий может быть перемещен, должна ли быть новая должность равной (равнозначной или равноценной) ранее занимаемой или же она может быть нижестоящей.

По мнению некоторых ученых, данная должность должна быть равнозначной той, которую осужденный занимал ранее. Так, в частности, В. Е. Южанин считает, что «перемещения производятся только на равнозначную должность. Например, с должности начальника химической службы полка он может быть перемещен начальником продовольственной службы или с должности командира роты — на равноценную должность»[2].

Поддерживая указанную точку зрения, на наш взгляд, представляется необходимым внести уточнение в действующее федеральное законодательство о том, что осужденный перемещается на другую равную должность.

Конечно, термин «равная должность» в данном случае следует понимать условно, поскольку новая должность не может быть абсолютно равной ранее занимаемой.

Отдельные авторы полагают, что термин «равнозначная должность» означает «равная по окладу денежного содержания». В частности, О. В. Филимонов указывает, что перевод может производиться на равноценную (по окладу денежного содержания) должность1.

Указанное утверждение соответствует определению равной воинской должности, данному в п. 14 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237. В соответствии с указанным Положением воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Некоторые ученые полагают, что осужденный без его согласия не может быть перемещен на нижестоящую должность, поскольку такое перемещение не является элементом содержания рассматриваемого наказания[3][4].

С указанным мнением авторов нельзя не согласиться. К тому же в п. 15 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими указывается, что «факт осуждения не является основанием для увольнения военнослужащего с военной службы либо понижения его в должности или воинском звании». При этом нельзя не отметить, что данное положение Правил отчасти не соответствует действующей ч. 2 ст. 145 УИК РФ.

Следует также заметить, что отдельные авторы придерживаются иной позиции и считают, что осужденный военнослужащий к ограничению по военной службе может быть перемещен на нижестоящую должность, не указывая при этом на необходимость получения его согласия.

Так, например, О. В. Филимонов отмечает, что перевод осужденного военнослужащего к ограничению по военной службе может производиться на нижеоплачиваемую должность[5].

В соответствии сп. 16 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий — более низкий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Во избежание указанных утверждений, а также противоречий между ведомственными актами и федеральным законодательством именно в федеральном законодательстве следовало бы закрепить положение о том, что факт осуждения не является основанием для увольнения военнослужащего с военной службы либо понижения его в должности или воинском звании.

Кара в ограничении по военной службе выражается также в принудительном переводе осужденного с ранее занимаемой должности на другую с переводом в другую часть.

В соответствии с ч. 2 ст. 145 УИК РФ, если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность в связи с переводом в другую часть, о чем извещается суд, вынесший приговор.

Данный карательный элемент, но сравнению с принудительным переводом осужденного с ранее занимаемой должности на другую в пределах воинской части обладает большим карательным содержанием, поскольку сопряжен не только с заменой определенных служебных прав и обязанностей, со служебными и материальными правоограничениями, но и с изменением места жительства, переменой трудового коллектива, потерей определенных социально полезных связей.

Кроме того, карательным элементом ограничения по военной службе является принудительный перевод осужденного с ранее занимаемой должности на другую в связи с переводом в другую местность. Указанный карательный элемент также закреплен в ч. 2 ст. 145 УИК РФ.

Помимо правоограничений, характерных для принудительного перевода осужденного с ранее занимаемой должности на другую в связи с переводом в другую часть, осужденный в результате перевода в другую местность может испытывать и дополнительные правоограничения. Так, он может утратить льготное исчисление срока военной службы, например при переводе из местности, где установлен меньший срок военной службы, в местность, где установлен больший срок военной службы.

Рассматривая исполнение наказания в виде ограничения по военной службе, О. Г. Перминов указывает, что решение о переводе осужденного на другую должность принимается с учетом не только целесообразности исполнения приговора, но и мнения и согласия самого осужденного, например при переводе в другую местность, а также в соответствии с нормами действующего законодательства о порядке прохождения военной службы. При отсутствии такого согласия на перевод в другую местность, если по контракту была определена конкретная воинская часть, город, область и т. п., контракт с военнослужащим может быть расторгнут. Об этом ставится в известность суд, вынесший приговор, который обязан решить вопрос о замене наказания в виде ограничения по службе другим видом наказания[6]. Данная точка зрения не является бесспорной.

Представляется, что карательные элементы ограничения по военной службе, сопряженные с переводом осужденного на другую должность, применяются исходя из целей наказания. Перевод осужденного на другую должность является принудительным. Закон не требует получения согласия осужденного на перевод на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность. Мнение или ходатайство осужденного о переводе на ту или иную другую должность может только лишь учитываться.

Анализируя карательные элементы ограничения по военной службе, сопряженные с переводом осужденного па другую должность, нельзя не отметить, что из смысла закона, в частности ч. 2 ст. 145 УИК РФ, неясно, возможно ли осуществлять перевод осужденного на другую должность повторно. Думается, что в исключительных ситуациях следует допустить возможность повторного перевода осужденного на другую равную должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность. К исключительным ситуациям такого перевода следует относить: смерть или тяжелую болезнь близкого, угрожающую его жизни; стихийное бедствие или иные ситуации, причинившие значительный ущерб осужденному и его близким; семейные и гражданско-правовые ситуации, затрагивающие интересы осужденного (например, вопросы наследования имущества, сохранения жилой площади и т. п.).

  • [1] Военное право: учебник. М.: За права военнослужащих, 2004. С. 266.
  • [2] Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерациии Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / под общ.ред. П. Г. Мищенкова. М.: Экспертное бюро-М, 1997. С. 505.
  • [3] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А. И. Зубков. М.: Инфра-М; Норма, 1997. С. 313; Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / отв. ред.А. И. Зубков. М.: Норма, 2001. С. 406; Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред. А. И. Зубкова. 2-е изд., перераб.М.: Норма, 2005. С. 378.
  • [4] См.: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными / подобщ. ред. П. Г. Мищенкова. С. 505; Милюков С. Ф. Российское уголовное законодательство: опыт критического анализа. СПб.: СПбИВЭСЭП, Знание, 2000. С. 188 ;Старков О. В., Милюков С. Ф. Наказание: уголовно-правовой и криминоненологи-ческий анализ. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. С. 59.
  • [5] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А. И. Зубков. М.: Инфра-М; Норма, 1997. С. 313; Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / отв. ред.А. И. Зубков. М.: Норма, 2001. С. 406; Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред. А. И. Зубкова. М.: Норма, 2005.С. 378.
  • [6] Перминов О. Г. Уголовно-исполнительное право: учеб, пособие для вузов.М.: Былина, 1999. С. 199—200; Уголовно-исполнительное право России: учеб, пособие / под рсд. О. Г. Перминова. М.: Юрид. лит., 2001. С. 328.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой