Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД КРИЗИСА ФЕОДАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX в.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правительство предприняло меры по повышению авторитета дворянских собраний и усилению их роли в местном управлении. С принятием Закона от 6 декабря 1831 г. «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» выборная служба как разновидность государственной получила юридическое подтверждение. С этого времени выборные служащие считались состоящими в действительной государственной службе, что… Читать ещё >

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД КРИЗИСА ФЕОДАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX в.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

  • — знать основные реформы, проведенные Александром I; состав, структуру и компетенцию центральных и местных органов государственной власти и управления; особенности правового положения основных слоев населения; основные причины проведения систематизации законодательства; особенности судебного процесса; структуру и содержание основных нормативных правовых актов;
  • — уметь использовать основные категории и понятия теоретических и исторических наук; анализировать содержание нормативных правовых актов, выявляя новые нормы по сравнению с предшествующим законодательством; давать характеристику важнейшим государственным преобразованиям Александра I, определяя их роль для дальнейшего развития российской государственности, а также отмечая их международное значение;
  • — владеть навыками оперирования основными понятиями, необходимыми для изучения абсолютных монархий.

Социальное положение отдельных слоев населения

Дворянство.

Сразу же после смерти Павла I его сын Александр I в своем Манифесте от 12 марта 1801 г. объявил, что он будет управлять страной по законам своей бабушки Екатерины Великой. Он начал с того, что восстановил отмененные Павлом I жалованные грамоты дворянству и городам, восстановил дворянские выборные органы, освободил дворян от телесных наказаний, возвратил уволенных из армии и опальных, вернул из ссылки до 12 тыс. репрессированных чиновников и военных, уничтожил Тайную экспедицию и восстановил союз с Англией. Он отменил и другие раздражавшие дворянство указы предшествующего императора, вроде запрета носить круглые французские шляпы, выписывать иностранные книги и журналы, выезжать за границу.

В 1809 г. Александр I поручает М. М. Сперанскому подготовить указы, касающиеся прохождения дворянами государственной службы. Эти указы были опубликованы 3 апреля и 6 августа 1809 г. и назывались «О придворных званиях» и «Об экзаменах на чин». Указ от 6 августа 1809 г. в целях повышения профессионального уровня и грамотности чиновников требовал, чтобы все чины, начиная с восьмого класса (коллежский асессор), давались только после предъявления диплома об университетском образовании или сдачи экзаменов в объеме университетского курса. Согласно Указу от 3 апреля 1809 г. все придворные обязаны были избрать определенный род службы, в противном случае их придворные звания считались лишь почетными отличиями, не дающими никаких служебных прав. Эти указы диктовались государственной необходимостью (уровень образования среди чиновников был низким), однако практическое их значение оказалось невелико, тем более что и придворные, и чиновники вскоре научились обходить указы. Вместе с тем, указы позволили самодержавию освободиться от неугодных придворных и, главное, еще теснее привязать бюрократию к верховной власти.

В связи с разложением и кризисом крепостничества шел процесс дробления и оскудения дворянских родов. Из 127 тыс. дворянских семей с восьмой (1833 г.) по девятую (1850 г.) ревизии разорилось 24 тыс. семей, лишившись земли и крепостных. Вместе с тем, в состав дворянства вливались выходцы из других сословий, получивших патенты на личное и потомственное дворянство посредством выслуги по Табели о рангах. Их удельный вес в составе российского дворянства к 1825 г. составлял 54%. В основном это были представители нарождающейся буржуазии, добивавшейся дворянских прав. Приказчик помещичьего имения, откупщик, торговец, разжившийся на казенных подрядах, скупали имения разорявшихся дворян и сами становились помещиками. Этот процесс зашел уже настолько далеко, что грозил потерей дворянским сословием тех позиций, которые делали его основной социальной базой самодержавия.

В связи с этим правительство Николая I предприняло шаги по укреплению дворянского сословия: обедневшие дворяне наделялись государственными землями, их дети бесплатно принимались в специальные дворянские военные и гражданские учебные заведения, для дворян сокращались сроки службы при производстве в чины, правительство щедро выдавало дворянам денежные ссуды на улучшение хозяйства.

В 1832 г. издается закон, ограничивающий проникновение в сословие дворянства буржуазных элементов. Для последних создавалась новая привилегированная сословная категория «почетный гражданин» двух степеней — «потомственный почетный гражданин» и «личный почетный гражданин». В первую группу попадали дети личных дворян и церковнослужителей (получивших образование), крупные капиталисты, купцы первой гильдии, ученые и художники, во вторую — низшие чиновники и лица, окончившие высшие учебные заведения, а также дети церковных служителей без образования. Этот закон санкционирован рост буржуазных элементов, ставя их в феодальные сословные рамки.

Стремлением уменьшить число лиц, получавших статус дворянина через выслугу, был продиктован Указ 1845 г. о порядке приобретения дворянства. Если раньше право на получение личного дворянства давал 12-й класс по Табели о рангах, а потомственного — восьмой, то теперь — соответственно девятый и пятый. Чтобы приостановить дробление дворянских имений, в том же году издается Указ " О майоратах", который, однако, не получил практического применения. По этому указу дозволялось учреждать (с согласия помещика) в имениях, насчитывавших свыше 1000 душ крестьян, «майораты», т. е. владения, которые целиком передавались по наследству старшему сыну в семье и не дробились между другими наследниками. К моменту отмены крепостного права было создано всего 17 майоратов.

Правительство предприняло меры по повышению авторитета дворянских собраний и усилению их роли в местном управлении. С принятием Закона от 6 декабря 1831 г. «О порядке дворянских собраний, выборов и службы по оным» выборная служба как разновидность государственной получила юридическое подтверждение. С этого времени выборные служащие считались состоящими в действительной государственной службе, что давало им право на получение чинов, наград и пенсий, а избрание на разные должности чиновников признавалось одной из главных задач дворянских собраний. Уравнивая дворянскую выборную службу с государственной, законодатели стремились поднять значение дворянских корпораций. В частности, дворяне получили право избирать председателей обеих судебных палат, заявлять правительству не только о сословных, но и о местных нуждах, ходатайствовать о прекращении злоупотреблений или устранении административных неудобств, а чтобы оградить собрания от влияния губернаторов, последним запрещалось участвовать в их работе.

Законом от 6 декабря 1831 г. был значительно повышен имущественный ценз для участия в этих собраниях. Правом голоса теперь пользовались только потомственные дворяне не моложе 21 года безукоризненного поведения, имевшие недвижимую собственность в данной местности и чин на государственной службе. Избирательным голосом пользовались только дворяне, имевшие в данной губернии не менее 100 душ крестьян и не менее 3000 десятин земли. Мелкие дворяне должны были складываться до полного ценза и избирать своих представителей для участия в голосовании.

Число выборных должностей постоянно росло. Так, помимо предводителей дворянства и членов депутатских собраний, дворянские корпорации избирали председателей и заседателей палат, совестных судей, почетных попечителей гимназий, членов различных комиссий и других должностных лиц местного управления. Особое место в системе губернского и уездного управления занимали предводители дворянства, в которых и губернаторы, и министерства видели, прежде всего, представителей администрации.

Сословное деление российского общества дополнялось делением этническим. Россия, с незапамятных времен бывшая полиэтническим государством, в рассматриваемый период стала еще более многонациональной. В нее входили районы, стоявшие на разных уровнях экономического развития, и это не могло не отразиться на социальной структуре империи. Вместе с тем, все вновь вступавшие в Российскую империю территории типологически относились к феодальной формации. Следовательно, классовая и сословная структура их была в принципе однотипной.

Присоединение новых территорий к России означало включение инонациональных феодалов в общую структуру феодалов российских, а феодально-зависимого населения — в состав эксплуатируемых. Однако такое включение проходило не механически, а имело определенные особенности. Еще в XVIII в. царское правительство предоставило все права российского дворянства прибалтийским баронам. Больше того, они получили еще и особые привилегии. По условиям капитуляции Риги и Ревеля (Таллинна), подтвержденным Ништадтским мирным договором 1721 г., устанавливался прибалтийский особый порядок. Его суть сводилась к тому, что все права и основные привилегии немецких баронов в Прибалтике сохранялись, и вся реальная власть сосредоточивалась в руках выборных дворянских органов и лиц. Языком делопроизводства оставался немецкий. Рига, Ревель и другие города, торгово-ремесленное население которых составляли немцы, сохраняли прежнее устройство. В 80-х гг. XVIII в. особый прибалтийский порядок был отменен, и на Прибалтику распространилось действие Учреждения для управления губерний (1775 г.) и Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства — Жалованной грамоты дворянству (1785 г.). Прибалтика делилась на две губернии, подчиненные наместнику. Однако на практике дворянские организации сохраняли огромное влияние на администрацию, да и ее большая часть состояла из тех же немецких баронов.

Права русских дворян первоначально получили и польские феодалы. Приобрели их и молдавские бояре в Бессарабии. В 1827 г. такие права получили грузинские дворяне. В XIX в., как и раньше, на государственную службу принимались лица вне зависимости от национальной принадлежности. В формулярных списках чиновников даже не было графы о национальности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой