Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Региональные системы коллективной безопасности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

ЗЕС создан в 1948 г. на основе Договора об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне. Договор предусматривает автоматическое применение принципа коллективной обороны в случае нападения на одну из стран — участниц. ЗЕС — это региональная организация безопасности закрытого типа. Первоначальные члены — Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Франция… Читать ещё >

Региональные системы коллективной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Региональные системы коллективной безопасности представляют собой часть универсальной системы коллективной безопасности. Цель региональных систем — поддержание международного мира и безопасности. Наиболее эффективно функционируют те региональные организации, в которых участвует большинство государств данного региона. В Уставе ООН закреплена возможность создания региональных организаций безопасности «для разрешения таких вопросов по поддержанию мира, которые являются подходящими для региональных действий» (ст. 52). Ранее в доктрине международного права господствовала однозначная точка зрения относительно региональных организаций безопасности.

  • 1. Члены таких организаций — только государства одного политико-географического региона.
  • 2. Деятельность региональных организаций безопасности не может распространяться за пределы данного региона.
  • 3. Никакие принудительные действия не должны предприниматься без полномочий от СБ ООН.
  • 4. СБ ООН должен быть всегда информирован о предпринятых или предполагаемых действиях (ст. 54 Устава ООП).

Сфера действия региональных организаций считалась строго ограниченной:

  • — региональные организации не правомочны принимать решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или государств, принадлежащих к иным или нескольким регионам;
  • — участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые касаются региональных действий, затрагивают интересы государств только данного региона.

Главная задача региональных систем безопасности — обеспечение мирного разрешения споров, мирное предотвращение войны.

СБ ООН может использовать региональные организации для осуществления под своим руководством принудительных действий. Региональные организации не могут принимать принудительных мер без разрешения СБ ООН. Исключение — принудительные меры с применением вооруженных сил для отражения уже совершенного нападения на одного из участников системы региональной безопасности (право на коллективную самооборону — ст. 51).

Такая позиция не отражает сложившейся практики деятельности региональных организаций безопасности. Устав ООН не содержит точного определения региональных организаций. Используя концепцию имманентной компетенции, в настоящее время понятие «вопросы, которые являются подходящими для региональных действий» имеет более широкое толкование, как и перечень мероприятий, которые правомочны осуществлять региональные организации. Уже сложилась устойчивая система гибких взаимоотношений между региональными организациями и ООН, позволяющая говорить о «разделении труда» в сфере поддержания мира.

В советской литературе вплоть до начала 1990;х гг. (и до сих пор в работах некоторых отечественных ученых) безусловно императивным условием создания региональных систем безопасности считалось обязательная принадлежность членов организации только к одному географическому региону. Эта концепция использовалась для доказательства неправомерности создания НАТО и несоответствия ее требованиям гл. VIII Устава ООН (члены НАТО, такие как Турция, Греция, Италия, Чехия, Венгрия, не принадлежат к Североатлантическому региону). Подобная концепция не отражает (и никогда не отражала) реальной правовой действительности.

Глава VIII Устава прямо не содержит требования участия в региональных организациях безопасности государств только одного географического региона. Такое требование выводилось путем расширительного толкования норм гл. VIII, что запрещено Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Деятельность СБСЕ/ОБСЕ (правомерность создания которой никогда не оспаривалась ни одним из отечественных юристов) и деятельность ОДКБ показывают, что организации безопасности с субрегиональной структурой также правомерны, как и организации с полностью региональной структурой. Главное — сам характер деятельности организации, ее направленность на поддержание мира, готовность противостоять актам агрессии и приверженность основным принципам международного права.

Основные системы региональной безопасности действуют в рамках региональных организаций общей компетенции.

ОАГ — правовые основы системы региональной безопасности на американском континенте содержатся в Уставе ОАГ 1948 г., Межамериканском договоре о мирном разрешении международных споров 1948 г., в Боготской декларации 1948 г. (изменения во все эти документы были внесены в 60−80-е гг. XX в.). Цели американской системы коллективной безопасности: достижение мира и безопасности на континенте, укрепление солидарности и сотрудничества, защита территориальной целостности, организация совместных выступлений в случае агрессии, мирное разрешение споров. В соответствии со ст. 25 Устава любая агрессия против одного из американских государств рассматривается как агрессия против всех остальных.

Устав ОАГ дает расширенный перечень случаев, когда государства вправе применять меры законной коллективной самообороны: «Если неприкосновенность, или целостность, или суверенитет, или политическая независимость любого американского государства будут нарушены посредством вооруженного нападения или акта агрессии, не представляющего собой вооруженное нападение, или внутриконтинентального конфликта между американскими государствами, или в результате ситуации, которая может поставить под угрозу мир в Америке» .

В отличие от других региональных систем коллективной безопасности Устав ОАГ не предусматривает обязанности извещать СБ ООН о принятых мерах военного характера.

АС — система африканской коллективной безопасности учреждена в соответствии с Хартией АС, закрепляющей обязанности государств по взаимной помощи и общей обороне, обязанность оказывать друг другу эффективную помощь в случае вооруженного нападения на любое африканское государство, предотвращать любые акты агрессии против любого государства — члена АС.

В 1981 г. были созданы Межафриканские вооруженные силы по поддержанию мира для осуществления контроля за выполнением соглашения между воюющими группировками в Чаде.

ЛАГ — система ближневосточной коллективной безопасности закреплена в Пакте ЛАГ, содержащем положения, аналогичные Хартии АС и Уставу ОАГ. В 1971 г. были созданы Межарабские вооруженные силы по разъединению в Ливане («зеленые каски»). Цель создания — предотвращение вооруженных столкновений между различными религиозными группировками.

ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) — региональная евразийская организация безопасности; функционирует с 2001 г. на основе Декларации о создании ШОС. Уставные документы Организации — Хартия и Соглашение о региональной антитеррористической структуре (РАТС) — были приняты в 2002 г. Государствачлены: Китай, Казахстан, Россия, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан; государства-наблюдатели: Пакистан, Иран, Индия и Монголия.

Основные направления деятельности: поддержание мира, укрепление безопасности и доверия; противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, транснациональной преступной деятельности и нелегальной миграции. ШОС открыта для вступления всем государствам региона.

Одними из наиболее важных целей ЕС, закрепленных в Маастрихтском договоре 1992 г., являются формирование единой внешней и оборонной политики; обретение «европейской оборонной идентичности» и создание общих вооруженных сил ЕС. Основные государства — члены ЕС одновременно входят в две субрегиональные организации безопасности — ОБСЕ и НАТО.

Цель создания европейской организации безопасности — наделение ЕС собственным военным и политическим потенциалом для проведения миссий гуманитарного и спасательного характера, ОПМ и «управления кризисами», включая применение силы. Основы Общеевропейской политики безопасности и обороны разработаны на неофициальном саммите министров обороны (2000 г.). Было принято решение о подготовке Комитета по политике и безопасности, Военного комитета и Военного штаба. В качестве основных задач Общеевропейской политики провозглашаются проведение операций по предотвращению или урегулированию конфликтов на европейском континенте; гуманитарные акции, эвакуация граждан; миссии по восстановления мира.

Формирование Общеевропейской политики безопасности и обороны завершилось на официальной конференции министров обороны в г. Ницца (2000 г.). Были созданные постоянные оборонные структуры ЕС, приняты установки по обеспечению военного потенциала, взаимоотношениям с НАТО и другими государствами. Постоянные оборонные структуры ЕС:

  • 1. Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности состоит из дипломатических представителей государств-членов. Осуществляет политический контроль и стратегическое управление ОПМ.
  • 2. Комитет, но военным вопросам состоит из представителей военных всех государств-членов. Дает рекомендации военного характера.
  • 3. Военный штаб занимается анализом ситуации, планированием до принятия решения.

Конференция в Пицце стала первым шагом на пути создания общего военного потенциала ЕС. Обязательства государств-членов предусматривают создание резерва в 100 тыс. военнослужащих, 400 боевых самолетов и 100 военных кораблей. По оценкам экспертов ЕС, такой резерв позволяет развернуть в течение 60 дней боевой корпус численностью 50−60 тыс. военнослужащих, включая вероятность необходимости урегулирования одновременно двух кризисных ситуаций. Речь идет не о создании «европейской армии», а о формировании многонациональных структур типа Еврокорпуса либо об использовании национальных воинских контингентов.

На саммите в г. Гетеборге (2001 г.) члены ЕС согласовали методы сотрудничества системы европейской безопасности с НАТО. Особо подчеркивалось, что новая система безопасности не является конкурентом или альтернативой НАТО. Было принято Совместное заявление США и ЕС, где отмечалось, что Общеевропейская политика усилит и ЕС, и НАТО. Положения о тесной координации с НАТО, сохранении главенствующей роли альянса, включении в систему европейской безопасности государств НАТО, не входящих в ЕС, закреплены в документах ЕС по созданию Общеевропейской политики безопасности и обороны.

Формирование Общеевропейской политики безопасности и обороны получило новый импульс в результате событий 11 сентября 2001 г. В Итоговом документе Чрезвычайного заседания ЕС (Брюссель, 2001 г.) подчеркнуто, что рост эффективности деятельности ЕС напрямую связан с темпами развития европейской системы коллективной безопасности.

Россия принимает участие в ОПМ, проводящихся под эгидой ЕС, в частности, в Брюсселе 5 ноября 2008 г. было заключено Соглашение между Россией и ЕС об участии России в военной операции ЕС в Республике Чад и Центрально-африканской Республике (ЕУФОР Чад/ЦАР).

ЗЕС создан в 1948 г. на основе Договора об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самообороне. Договор предусматривает автоматическое применение принципа коллективной обороны в случае нападения на одну из стран — участниц. ЗЕС — это региональная организация безопасности закрытого типа. Первоначальные члены — Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Франция. В 1954 г. присоединились Италия, Исландия, Норвегия, Португалия и ФРГ. С самого начала проявились две альтернативные стратегии: Великобритания выступала за наиболее тесное сотрудничество с США в рамках НАТО, а Франция отстаивала идею более независимой европейской обороны.

До начала 1990;х гг. ЗЕС практически нс проводил самостоятельной политики, выступая придатком НАТО, но являлся важным посредником в отношениях между НАТО, Великобританией и ЕЭС. Римская декларация 1984 г. провозгласила ЗЕС «европейской опорой» системы безопасности в рамках НАТО. В 90-е гг. воинский контингент ЗЕС использовался СБ ООН для проведения ОПМ. 1997 г. — санкции СБ ООН против бывшей Югославии (эмбарго на поставку оружия) — ЗЕС оказывал помощь по контролю за их выполнением, осуществлял миротворческую миссию ООН в Боснии, Герцеговине и Хорватии.

С подписанием Амстердамского договора ЕС в 1997 г. и началом Общей внешней политики и политики безопасности функции ЗЕС постепенно перешли к ЕС. Решение о передаче ЕС большинства полномочий и оперативного потенциала ЗЕС было закреплено Марсельской декларацией ЕС в ноябре 2001 г. Процесс интеграции ЗЕС в ЕС был фактически завершен к 2002 г. Формально Договор о ЗЕС истек в 2004 г., но ЗЕС не был распущен. Главная функция, оставшаяся у ЗЕС — коллективная безопасность, ее передача ЕС пока что отложена. В марте 2010 г. было заявлено о прекращении деятельности ЗЕС в 2011 г.

ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) — военно-политический союз, созданный государствами СНГ на основе Договора о Коллективной Безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 г. Договор продлевается автоматически каждые пять лет. Участники: Армения, Казахстан, Киргизстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан. В 1993 г. присоединились Азербайджан, Грузия, Беларусь. В 1999 г. Азербайджан, Грузия и Узбекистан (в 2006 г. восстановил свое членство) вышли из ДКБ.

В 2002 г. было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию; были подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. В 2004 г. ГА приняла резолюцию о предоставлении ОДКБ статуса наблюдателя в ООН. В 2009 г. представитель Секретариата ОДКБ заявил, что Иран в перспективе может получить статус страны-наблюдателя в ОДКБ.

В 2009 г. лидеры стран ОДКБ одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) и подписали Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ (14 июня 2009 г.). Коллективные силы должны использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Однако документы по КСОР не были подписаны Узбекистаном и Беларусью, а такие документы могут приниматься только на основе консенсуса (Правило 14 Правил процедуры ОДКБ 2004 г.). Таким образом, говорить о легитимном создании КСОР в настоящее время не приходится.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой