Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Указатель «Что читать народу?» в зеркале мнений исследователей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учительницы устраивали библиотеки и предлагали читателям пересказывать содержание прочитанного, записывали эти пересказы и отзывы о книгах, проводили в городе и в деревне небольшие публичные чтения вслух. В городе слушателями чаще всего были ученицы воскресной школы, разных возрастов, преимущественно молодые девушки: прислуги, белошвейки, почти все крестьянского происхождения; в деревне… Читать ещё >

Указатель «Что читать народу?» в зеркале мнений исследователей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Новаторство Х. Д. Алчевской в составлении рекомендательных пособий

Учительницы устраивали библиотеки и предлагали читателям пересказывать содержание прочитанного, записывали эти пересказы и отзывы о книгах, проводили в городе и в деревне небольшие публичные чтения вслух. В городе слушателями чаще всего были ученицы воскресной школы, разных возрастов, преимущественно молодые девушки: прислуги, белошвейки, почти все крестьянского происхождения; в деревне — в основном неграмотные украинские крестьяне: мужчины и женщины, дети и старики. Читали большей частью книги, написанные специально «для народа». Чтицы стремились как можно подробнее записать свои впечатления о том, как проходило чтение, и зафиксировать реакцию слушателей, воспроизвести их высказывания. Чтение в деревне неграмотным крестьянам хороших книг представлялись особенно важным, ибо таким образом мог, по мнению учительниц, формироваться неиспорченный вкус.

Чтения Х. Д. Алчевской для большинства постоянных ее слушателей были первым знакомством с более или менее серьезными книгами светского содержания, для многих — вообще с книгами. Процесс чтения являлся для них актом живого общения с чтицей, друг с другом и не в последнюю очередь — с героями книг.

Предполагалось, выявляя отношение читателей и слушателей к тем или иным книгам, составить для издателей и учителей аннотированные рекомендательные списки литературы «для народа». Плодом этой огромной работы стали вышедшие в 1884, 1889 и 1906 гг. три больших тома, объединенные общим названием «Что читать народу? Критический указатель книг для народного и детского чтения». («Что читать народу? Критический указатель книг для народного и детского чтения. Составлен учительницами Харьковской частной женской воскресной школы». Т.1. СПб, 1884; т.2. СПб, 1889; т.3. М., 1906. Они были представлены на выставках в России и за границей; первые два тома «Указателя», удостоенные высоких международных премий, заслужили множество лестных отзывов. Это трехтомное издание часто привлекается в качестве источника для характеристики «народного читателя» конца XIX в. Ценность и даже уникальность этого источника определяется тем, что его материалы позволяют судить не только о том, какие книги и как читали в народной среде, что изучалось уже не раз, но и о том, как они воспринимались народными читателями. 8].

Помощь в учебно-методической работе школе Х. Д. Алчевской оказывали известные деятели народного образования Я. В. Абрамов, Д. И. Багалей, Н. А. Корф и другие. Педагог и методист Н. А. Корф пропагандировал организацию воскресных школ, был сторонником всеобщего начального обучения на родном языке, участвовал, как и Д. И. Багалей, в составлении методических пособий для школы Х. Д. Алчевской. Принимал участие в работе Харьковской воскресной школы Я. В. Абрамов. Публицист и педагог Я. В. Абрамов изучал историю воскресных школ, распространял опыт их деятельности, опубликовал очень интересные и поучительные работы «Частная женская воскресная школа в Харькове и воскресные школы вообще» (Харьков, 1890) и «Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее» (Петербург, 1900).

На страницах периодики, в широкой переписке, на международных выставках в Антверпене, Брюсселе, Нижнем Новгороде, Москве, Париже, Чикаго Х. Д. Алчевская горячо пропагандировала педагогический опыт своей и других воскресных школ. Это сделало ее имя хорошо известным за границей. На Всемирной выставке в Париже в 1889 году указатель «Что читать народу?» получил самую высокую оценку, а Христину Даниловну избрали вице-президентом Международной лиги просвещения. 11].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой