Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пути совершенствования организации бухгалтерского учета на малых предприятиях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях усиления тенденции развития малого предпринимательства разрабатываются программы государственной поддержки субъектов малого бизнеса. Одним из направлений государственной поддержки является анализ действующего законодательства на предмет его эффективности для развития предпринимательской инициативы. Проблемы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях неоднократно поднимались… Читать ещё >

Пути совершенствования организации бухгалтерского учета на малых предприятиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ направлений упрощения системы учета для малых предприятий

В целях усиления тенденции развития малого предпринимательства разрабатываются программы государственной поддержки субъектов малого бизнеса. Одним из направлений государственной поддержки является анализ действующего законодательства на предмет его эффективности для развития предпринимательской инициативы. Проблемы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях неоднократно поднимались и в процессе реформирования бухгалтерского учета. В частности, в Программе реформирования была специально отмечена необходимость «ввести упрощенную систему учета для субъектов малого предпринимательства». Принципы учета и отчетности для малых предприятий различны в разных странах. Подходы к организации системы учета на малых предприятиях связаны с размерами этих предприятий и их экономическими показателями.

В Казахстане к малым предприятиям в настоящее время относятся организации, максимальная численность работников которых от 30 до 100 человек (в зависимости от вида деятельности) и которые соответствуют критерию по составу уставного капитала. Эти критерии были установлены в 1995 году и до настоящего времени не пересматривались.

Таким образом, общим для большинства стран являются более низкие требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, а также предоставлению и публикации бухгалтерской отчетности.

В Республике Казахстан бухгалтерские стандарты разрабатываются и утверждаются для всех предприятий, хотя некоторые из них могут малыми предприятиями не использоваться (те, которые не отвечают нуждам малых предприятий). Упрощение учета в РК для малых предприятий в основном касается больше «технического» аспекта бухгалтерского учета: упрощение идет по направлению сокращения рабочего плана счетов и возможностью применения упрощенной формы бухгалтерского учета с применением небольшого числа бухгалтерских регистров. Предоставление бухгалтерской отчетности малыми предприятиями обязательно, но допускается предоставлять отчетность в сокращенном виде.

Несмотря на продолжение процесса реформирования бухгалтерского учета в РК остаются нерешенными ряд проблем, в частности:

  • 1) остается открытым вопрос о применении всех требований бухгалтерских стандартов малыми предприятиями;
  • 2) вопрос о разработке специальных стандартов для малых предприятий;
  • 3) вопрос о совместимости финансовых требований с налоговыми (для малых предприятий это имеет большое значение).

При решении вопроса о применимости бухгалтерских стандартов необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • 1) соответствие финансовой информации и управленческой информации. В финансовом учете операции должны отражаться таким образом, чтобы это соответствовало и управленческим нуждам предприятия;
  • 2) информация, получаемая при использовании соответствующих стандартов должна отвечать потребностям пользователей финансовой отчетности малого предприятия;
  • 3) стандарты должны быть совместимы с требованиями налоговых органов в части расчета налогооблагаемой прибыли. Но, т.к. в настоящее время бухгалтерский учет и налоговый учет разведены, то выполнение данного критерия (по моему мнению) невыполнимо. Следовательно, возникает следующая проблема: проблема соотношения бухгалтерского и налогового учета.

При решении этого вопроса необходимо исходить из того, что налоговый учет предназначен только для обеспечения правильности расчетов с государством. Следовательно, в нем нет необходимости отражать какую-либо дополнительную информацию, не имеющую отношения к налоговым расчетам. Следовательно, налоговый учет должен быть как можно менее трудоемким.

Бухгалтерский учет же должен обеспечить потребность внутренних пользователей (менеджмент) в информации, необходимой им для управленческих целей. В ряде стран, в частности во Франции, особенностью национально плана счетов является двухуровневая система счетов для финансового и управленческого учета. Но вместе с тем, система управленческого учета применяется лишь крупными компаниями. В РК типовой план счетов такой двухуровневой системы счетов не предусматривает, предусмотрены лишь счета, на которых может формироваться информация о затратах в разрезе, необходимом для предприятия.

Двухуровневая система счетов финансового и управленческого учета может быть самостоятельно разработана и применена малым предприятием. Это сократит объем учетной работы и повысит оперативность формируемой информации для управленческих целей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработка специальных стандартов учета для малых предприятий не является необходимым элементом законодательного регулирования бухгалтерского учета. Такие предприятия вполне могут пользоваться «общими» стандартами (положениями) минуя те, использование которых является затратоемким при одновременном отсутствии информационной необходимости в конкретной информации. Например, в некоторых стандартах прямо указано, что «данное положение может не применяться малыми предприятиями». Отчасти это связано с тем, что круг собственников малых предприятий ограничен, так как по организационно-правовой форме — это общества с ограниченной ответственностью или закрытые акционерные общества.

Собственники таких предприятий активно участвуют в хозяйственной деятельности. К активным пользователям финансовой информации малых предприятий, предоставляемой в бухгалтерской отчетности, относятся менеджмент и собственники, а так же налоговые органы и органы государственной статистики. Органы управления и собственники предприятий — это, как правило, одни и те же лица, которые в полной мере осведомлены о ситуации на предприятии. А налоговые и статистические органы не востребованы в объективной и полной информации, содержащейся в отчетности, поэтому малые предприятия предоставляют, как правило, сокращенную бухгалтерская отчетность, а именно Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Поэтому и использование вышеуказанных бухгалтерских стандартов для малых предприятий в данном случае не имеет смысла, т.к. информация, получаемая при их использовании, остается невостребованной.

Но совсем по-другому может обстоять дело у тех предприятий, которые нуждаются в заемных средствах, инвестициях, возникает необходимость публичного размещения ценных бумаг организации. В этом случае несмотря на возможное наличие относительно больших затрат, связанных с применением некоторых положений бухгалтерских стандартов и раскрытием информации в отчетности (в полном объеме), предприятию выгоднее будет их осуществить, т.к. к числу пользователей отчетности добавляются потенциальные кредиторы, инвесторы. Они востребованы в информации и о движении денежных средств, и о капитале организации, и обо всех налоговых обязательствах. Поэтому в данном случае возникает необходимость предоставления отчетности в полном объеме, содержащей объективную, достоверную информацию, полученную при соблюдении всех требований бухгалтерских стандартов. А затраты предприятия на выполнение всех этих требований могут быть не сравнимы с выигрышем, который они получат в дальнейшем, а именно от привлечения заемного или инвестиционного капитала.

Таким образом, как в международной, так и в казахстанской практике нет единого подхода к упрощению системы учета для малых предприятий. Упрощение учета на каждом конкретном предприятии будет зависеть от структуры организации, ее собственников, востребованности информации внутренними и внешними пользователями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой