Дидактика применения информационно-образовательной среды
Дидактика применения ИОС в образовательной системе исходит из того, что наличие преподавателя в системе обучения является обязательным и его основная функция состоит не в передаче информации, а в управлении процессом обучения. Формирование умения добывать необходимую информацию из разнообразных источников, начиная с партнера по совместному проекту и кончая удаленными базами данных, обрабатывать… Читать ещё >
Дидактика применения информационно-образовательной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дидактика применения ИОС в образовательной системе исходит из того, что наличие преподавателя в системе обучения является обязательным и его основная функция состоит не в передаче информации, а в управлении процессом обучения.
Использование ИОС в процессе обучения строится на определенной дидактической концепции, которая определяет отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения для достижения педагогических целей. (10).
В качестве педагогических целей рассмотрим:
- · приобретение определенной суммы знаний в рамках специальности или направления подготовки;
- · развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности;
- · развитие навыков и умений работы с информацией, овладение способами познавательной и творческой деятельности, которые можно применять в дальнейшем при переподготовке или смене профессиональной деятельности;
- · формирование социальных качеств, в первую очередь, умение работать в коллективе, где совместными усилиями решаются сложные познавательные задачи.
Достижение педагогических целей в работе обеспечивается за счет дидактических функций, закладываемых в ИОС, к которым относятся:
- · формирование навыков исследовательской деятельности путем моделирования работы научных лабораторий;
- · формирование умения добывать необходимую информацию из разнообразных источников, начиная с партнера по совместному проекту и кончая удаленными базами данных, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий;
- · организация различного рода совместных учебных и исследовательских работ обучающихся и преподавателей;
- · оперативный обмен информацией, идеями, планами по совместным проектам, темам и т. д.;
- · формирование у партнеров по учебной деятельности коммуникативных навыков и культуры общения;
- · организация оперативной консультационной помощи;
- · гуманитарное развитие обучающихся.(10)
Реализация дидактических функций обеспечивается за счет применения при построении ИОС современных информационных технологий, обладающих следующими дидактическими свойствами, в первую очередь, к которым относятся:
- · возможность хранения, переработки и передачи информации любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);
- · возможность доступа к различным источникам информации;
- · возможность использования для решения задач современного программного обеспечения, как учебного, так и профессионального наукоемкого назначения;
- · возможность организации компьютерных конференций, в том числе аудио и видео.(3)
Теоретическое осмысление традиционного учебного процесса позволяет выделить пять дидактических методов обучения: информационно — рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический и исследовательский, которые охватывают всю палитру педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося как при очном контакте, так и при использовании информационно-образовательной среды. Рациональная, дидактически обоснованная последовательность обучения, предполагает следующие этапы работы в ИОС:
- · изучение теоретического материала по конспектам лекций;
- · осмысление и закрепление теории на практических занятиях;
- · приобретение и развитие практических умений, накопление профессионального опыта с использованием виртуальных лабораторных практикумов;
- · решение практических задач с помощью наукоемких пакетов программ и специализированного программного обеспечения.(7)
Вывод: Наличие преподавателя в системе обучения является одним из важнейших компонентов, следовательно, его наличие в инфомационно-образовательной среде так же важно.