Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Задачи медицины. 
Ибн-Сина и его Канон врачебной науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Медицина рассматривает тело человека, поскольку оно здорово или утрачивает здоровье. Познание всякой вещи, если оно возникает, достигается и бывает совершенным через познание ее причин, если они имеются; поэтому в медицине следует знать причины здоровья и болезни. Причины эти бывают явные, а бывают и скрытые, постигаемые не чувством, а умозаключением на основании акциденций; поэтому в медицине… Читать ещё >

Задачи медицины. Ибн-Сина и его Канон врачебной науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Медицина рассматривает тело человека, поскольку оно здорово или утрачивает здоровье. Познание всякой вещи, если оно возникает, достигается и бывает совершенным через познание ее причин, если они имеются; поэтому в медицине следует знать причины здоровья и болезни. Причины эти бывают явные, а бывают и скрытые, постигаемые не чувством, а умозаключением на основании акциденций; поэтому в медицине необходимо также знать и акциденции, которые имеют место при здоровье и при болезни. В истинных науках изъяснено, что познание вещи приобретается через познание ее причин и начал, если они ей присуди, а если их нет, то через познание ее акциденций и обязательных существенных признаков. Причины, однако, бывают четырех разновидностей — материальные, действенные, формальные и конечные. Материальные причины это заложенные в теле основы, в которых существует здоровье и болезнь. Ближайшая основа — орган или пневма, более отдаленная основа — соки, еще более отдаленная — элементы. Эти две последние основы различаются, смотря по сочетанию, хотя при сочетании имеет место также и превращение. Все то, что устроено таким образом, стремится при сочетании и превращении к некоему единству; в данном положении единством, связанным с этим множеством, является либо натура, либо определенная форма. Что касается натуры, то она возникает по превращению, определенная же форма возникает по сочетанию. Действенные причины — это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным. Таковы состояния воздуха и то, что с ними связано; еда, вода, напитки и то, что с ними связано; опорожнение, запор, страна, жилище и то, что с ними связано, телесные и душевные движения и покой. К этим же причинам относятся сон, бодрствование, переход из одного возраста в другой, различия по возрасту, полу, ремеслу, привычкам, а также то, что происходит с человеческим телом и соприкасается с ним — либо не противоречащее природе, либо находящееся в противоречии с природой. Формальные причины — это натуры и возникающие после них силы, а также сочетания. Что же касается конечных причин, то это действия. В познание действий неизбежно входит познание сил, а также познание пневмы, несущей силы, как мы это изъясним в дальнейшем. Таково содержание врачебной науки, поскольку она исследует тело человека — как оно бывает здоровым и как болеет. Однако, с точки зрения конечной цели этого исследования, то есть сохранения здоровья и прекращения болезни, у медицины должны быть также и другие предметы; соответственно средствам и орудиям, применяемым при этих двух состояниях. Средствами здесь являются целесообразное пользование едой и напитками, правильный выбор воздуха, определение меры покоя и движения, лечение лекарствами и лечение рукой. Все это у врачей применяется в соответствии с тремя разновидностями людей: здоровых, больных и средних, о средних мы еще будем говорить и скажем, почему можно считать, что они стоят между двумя группами, которые в действительности не связаны никаким посредствующим звеном. И вот теперь, когда мы привели эти объяснения по отдельности, в совокупности у нас получилось, что медицина рассматривает элементы, натуры, соки, простые и сложные органы, пневмы с их естественными, животными и душевными силами, действия и состояния тела — здоровье, болезнь и среднее состояние, а также причины этих состояний: кушанья, напитки, воздух, воду, страну, жилище, опорожнение, запор, ремесло, привычки, движения и покой тела и души, возраст, пол, те необычные события, которые случаются с телом, разумный режим в еде и напитках, выбор подходящего воздуха, выбор движения и покоя, а также лечение лекарствами и действия рукой, ведущие к сохранению здоровья, и терапию каждой болезни по отдельности. Некоторые из этих вещей врачу следует, поскольку он врач, представлять себе только по существу, научным представлением, и подтверждать их существование тем, что это вещи общепризнанные, принятые знатоками науки о природе; другие же он обязан доказывать в своем искусстве. Говоря о тех из них, что подобны аксиомам, врач должен утверждать их существование безусловно, ибо начала частных наук бесспорны и они доказываются и поясняются в других науках, стоящих впереди них; так идет все далее и далее до тех пор, пока начала всех наук не поднимутся до первой мудрости, которую называют наукой метафизики.

Что же касается тех вещей, которые врач обязан и представлять себе, и доказывать, то это болезни, их частные причины, их признаки, а также и то, как прекращать заболевание и сохранять здоровье. Врач обязан дать доказательства существования тех из этих вещей, которые существуют скрыто, во всей подробности, указывая их величину и периодичность".

Ибн Сина впервые дал научное определение болезни как нарушение функционирования организма: в главе «Об определении понятий «причина», «болезнь», «проявление» он пишет: «Мы говорим: причиной в книгах о медицине называется обстоятельство, которое возникает первично и обусловливает бытие того или иного состояния человеческого тела или же устойчивость этого состояния. Болезнь же есть неестественное состояние человеческого тела, обусловливающее по существу первичным образом расстройство в действии больного органа. Это происходит либо от неестественной натуры, либо от неестественного сочетания частиц. А проявление есть нечто такое, что следует за этим состоянием, и оно неестественно, причем безразлично, является ли оно противоположным естественному или не является, как например, чрезмерное покраснение щек при воспалении легких. Пример причины — гнилостность; пример болезни — лихорадка; пример проявления — жажда и головная боль. И еще пример причины — переполненность сосудов, спускающихся к глазу; пример болезни — закупорка сосудов в виноградной оболочке; это болезнь орудия, зависящая от сочетания частиц; пример проявления — утрата зрения. Проявление называют «проявлением», рассматривая его само по себе или по отношению к тому, у кого оно имеет место, и называют «признаком» с точки зрения исследования его врачом, который переходит от этого признака к познанию сущности болезни. Болезнь иногда бывает причиной другой болезни, больше того, даже проявление болезни может быть причиной болезни: так, сильная боль становится причиной обморока; сильная боль может также быть причиной опухоли при излиянии материи к болящему месту. Проявление и само по себе становится болезнью. Такова, например, головная боль, проистекающая от лихорадки: порой она так утверждается и укрепляется, что становится болезнью».

Ученый рассуждает о разных состояниях человеческого тела и о родах болезней, обобщая опыт предшественников:

«Состояний человеческого тела, по Галену, существует три: здоровье — то есть состояние, при котором тело человека по натуре и по сочетанию частиц таково, что все исходящие от него действия совершаются здраво и полностью. Болезнь есть состояние человеческого тела, противоположное этому, а третье состояние, по Галену, не есть ни здоровье, ни болезнь — либо по причине отсутствия полного здоровья и полной болезни, как бывает, например, с телом стариков, выздоравливающих и детей, либо по причине совпадения обоих состояний одновременно в двух органах или одном органе, но в двух далеких друг от друга категориях, как например, когда орган здоров в отношении натуры, но болен в отношении сочетания частиц, или же в одном органе и в близких друг к другу категориях, как например, когда орган здоров в отношении формы, но не здоров в отношении размера и положения, или здоров в отношении пассивных качеств, но не здоров в отношении качеств активных. А иногда это состояние возникает от того, что здоровье и болезнь следуют друг за другом в разное время, как например, когда кто-нибудь здравствует зимой и болеет летом.

Болезни бывают простые и сложные. Простая болезнь — это болезнь, являющаяся одной из разновидностей заболевания натуры или одной из разновидностей болезни сочетаний частиц, о которых мы будем говорить после. А сложная болезнь — такая, в которой соединяются две из этих разновидностей или больше, сливающиеся в одно заболевание.

Родов простых болезней бывает три. Род первый — это болезни, относимые к органам, сходным в отношении частиц, то есть болезни от расстройства натуры. Их относят к органам, сходным в отношении частиц, потому, что они прежде всего и по существу случаются с органами, сходными в отношении частиц, и только из-за этого поражают сложные органы. Такие болезни могут образоваться и стать существующими в каком угодно органе, сходном в отношении частиц, тогда как для сложных болезней это невозможно.

Второй род — это болезни органов-орудий. Это болезни сочетаний частиц, которые возникают в органах, составленных из органов, сходных в отношении частиц и являющихся орудиями действий.

Третий род — это общие болезни, которые случаются с органами, сходными в отношении частиц, но случаются и с органами-орудиями, поскольку это органы-орудия, без того, чтобы появление таких болезней у органов-орудий следовало за появлением их у органов, сходных в отношении частиц. Таковы, например, болезни, называемые «нарушением непрерывности» и «распадом единого». Нарушение непрерывности иногда происходит с сочленением, совершенно не поражая сходных в отношении частиц органов, из которых слагается сочленение, а иногда происходит, например, с одними лишь нервами, костями и сосудами. В общем, болезней существует три рода — болезни, следующие за расстройством натуры, болезни, следующие за расстройством образа сочетания частиц, и болезни, следующие за нарушением непрерывности. Всякая болезнь следует за одним из этих явлений, происходит от него и приписывается ему".

Невероятно, но к созданному Авиценной учению о пульсе современные ученые до сих пор ничего не могут добавить:

«Пульс — это движение сосудов, слагающееся из сжатия и расширения, для того, чтобы охладить пневму легким дуновением воздуха. Рассматривать можно пульс либо вообще, либо в частности по отношению к каждой болезни.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой