Традиции меценатства.
Астраханские меценаты
![Реферат: Традиции меценатства. Астраханские меценаты](https://gugn.ru/work/6770659/cover.png)
Земля Астраханская славна была своими меценатами, которые вкладывали свою душу в бескорыстную помощь искусству, культуре, образованию, благоустройству города. Имена астраханских меценатов сегодня носят улицы, мосты, музеи, дома. Хорошо известно имя Павела Михайловича Догадина — основателя Астраханской картинной галереи, человека, влюбленного в искусство и посвятившего ему всю свою жизнь… Читать ещё >
Традиции меценатства. Астраханские меценаты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Меценаты на Руси были всегда. Меценат — благотворитель, человек, безвозмездно помогающий развитию науки и искусства, оказывающий им материальную помощь из личных средств.
Меценат, по определению Д. Н. Ушакова Большой толковый словарь современного русского языка. Ушаков Д. Н.: В 4-х томах. — М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935;1940. Т.2. С. 847., — это покровитель наук и искусств, названный так по имени богатого римского патриция эпохи императора Августа — Гая Цильния Мецената. В нынешнем понимании — это человек, который помогает другим людям бескорыстно, от чистого сердца и души, и находит в этой помощи нуждающимся своё признание и отдушину.
Меценатами не рождаются, ими становятся по велению сердца и желанию души. Меценатство — это не способ показать всем вокруг, что вы человек большой души и великой щедрости, это возможность оставить что-то действительно хорошее после себя потомкам.
Появление и развитие меценатства в России стало следствием стремительного социально-экономического, политического и культурного развития страны в XVIII в. В результате реформ Пётра I наука и искусство в России выходят из-под эгиды церкви, приобретая светский автономный характер. Таким образом, эти сферы общественной жизни становятся объектами меценатской деятельности.
Можно выделить два значительных периода в истории российского меценатства. Первый этап вторая половина XVIII первая треть XIX веков характеризуется дворянским собирательством и коллекционированием. Второй, более значительный по объему и содержанию, ознаменован купеческим меценатством второй половины XIX — начала XX веков Гавлин М. Л. Меценатство в России: Научно-аналитический обзор. М. 1994. С. 6. Вследствие модернизации в России в середине XIX века и реализованных в её рамках комплекса буржуазно-демократических реформ происходит активизация меценатской деятельности. Основными жертвователями в данный период выступают представители купечества и буржуазии. Эта поддержка способствовала развитию собственно русской национальной культуры.
Закат дворянского меценатства связан, прежде всего, с ухудшением экономического положения дворянства. Причиной этого явилось резкое снижение объёмов пожалований со стороны государства, постепенное разорение помещичьего хозяйства Там же. С. 15. Также активизация меценатской деятельности, начиная со 2-ой половины XIX века, была обусловлена модернизацией экономической, общественно-политической системы Российской империи. В рамках этого процесса происходит изменение российского общества, которое характеризуется выдвижением на ведущие позиции представителей буржуазии, разночинной интеллигенции. Именно с усилением социальной роли этих сословных групп наблюдается рост национального самосознания, обусловивший активизацию развития русской культуры и искусства. Одним из важных факторов стимулировавший этот процесс была получившая широкое распространение в это время поддержка сферы культуры со стороны российской буржуазии и купечества Боханов А. Н., Коллекционеры и меценаты в России, М., 1989, с. 5. Таким образом, активизация меценатской деятельности является одним из последствий процесса модернизации Российской империи.
При изучении феномена меценатства второй половины XIX — начала XX вв. немаловажное значение имеет мотивация меценатов. Православное самосознание, с его идеей, что богатство дается для реализации благих целей, сформировало в торгово-промышленной среде понимание того, что богатый человек обязан быть жертвователем. Попова О. С. Развитие меценатства в условиях модернизации России во второй половине XIX — начале XX века. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008 г. — С. 66.
Не менее распространенными были сугубо прагматические причины меценатства. Одним из главных способов повышения своего социального статуса для представителей буржуазии была общественная служба. Именно активная меценатская и благотворительная деятельность открывала возможность представителям буржуазии приобрести ордена, чины, звания. Эти награды также позволяли выйти за пределы своей сословной социальной группы и изменить своё общественное положение.
Таким образом, меценатство в России сложное многоплановое явление. На его формирование оказывали влияние многочисленные экономические и общественно-политические факторы.
Земля Астраханская славна была своими меценатами, которые вкладывали свою душу в бескорыстную помощь искусству, культуре, образованию, благоустройству города. Имена астраханских меценатов сегодня носят улицы, мосты, музеи, дома. Хорошо известно имя Павела Михайловича Догадина — основателя Астраханской картинной галереи, человека, влюбленного в искусство и посвятившего ему всю свою жизнь. Увековечены имена купцов: И. Варвация, братьев Губиных, Н. Агабабова, Г. В. Тетюшинова и Сапожниковых и др.
Семья Сапожниковых уникальна тем, что Петр Сапожников, выходец из крестьянской семьи, основатель династии меценатов, не будучи астраханцем внес огромный вклад в развитие Астрахани, а его сыновья продолжили его благотворительную деятельность. Поэтому мне хотелось бы на примере деятельности купца П. С. Сапожникова выяснить что давало возможность П. Сапожникову жертвовать на благо Астраханской земли.