Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сущность, содержание и классификация инноваций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена независимо от того, существовал ли этот рынок прежде или нет; Получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать; Новшество… Читать ещё >

Сущность, содержание и классификация инноваций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термин «innovation» в переводе с английского означает «нововведение».

В соответствии с классификацией Й. Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается как:

  • 1) изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;
  • 2) внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного метода (способа) производства, в основе которого лежит новое научное открытие и который может заключаться также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара;
  • З) освоение нового рынка сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны не была представлена независимо от того, существовал ли этот рынок прежде или нет;
  • 4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;
  • 5) проведение соответствующей реорганизации например, обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Инновация — это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Новшество — это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Новшества и изобретения становятся инновациями после их коммерциализации (внедрения).

Время между появлением новшества и воплощением его в инновацию называется инновационным лагом.

Новшества могут оформляться в виде:

  • — открытий;
  • — изобретений;
  • — патентов;
  • — товарных знаков;
  • — рационализаторских предложений;
  • — документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс;
  • — организационной, производственной или другой структуры;
  • — ноу-хау;
  • — понятий;
  • — научных подходов или принципов;
  • — документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т. п.);
  • — результатов маркетинговых исследований и т. д.

Таблица 2. Виды и цели инновации.

Виды инноваций.

Инновационные цели.

Продукт-инновация.

Обеспечение выживания Увеличение прибыли Увеличение доли рынка Независимость Интересы клиентов Повышение престижа Создание новых рабочих мест Рост оборота и сбыта.

Процесс-инновация.

Рост прибыли (в результате роста производительности, экономии сырья и энергии) Уменьшение загрязнения окружающей среды.

Социальные инновации.

Социальная ответственность по отношению к коллективу и обществу Рост престижа фирмы Независимость Улучшение положения на рынке труда.

В литературе приведен ряд классификаций инноваций. Наиболее полную типологию нововведений предлагает А. И. Пригожин:

  • 1) по типу новшества:
    • * материально-технические (техника, технология, материалы);
    • * социальные;
    • * экономические;
    • * организационно-управленческие;
    • * правовые;
    • * педагогические;
  • 2) по инновационному потенциалу:
    • * радикальные (базовые);
    • * комбинаторные (использование различных сочетаний);
    • * модифицирующие (улучшающие, дополняющие);
  • 3) по принципу отношения к своему предшественнику:
    • * замещающие (вместо устаревшего);
    • * отменяющие (исключают выполнение операций);
    • * возвратные (к предшественнику);
    • * открывающие (новые, аналогов нет);
  • 4) по объему применения:
    • * точечные;
    • * системные (технологические, организационные и т. п.);
    • * стратегические (принципы управления, производства);
  • 5) по эффективности (целям):
    • * эффективность производства;
    • * эффективность управления;
    • * улучшение условий труда и т. д.;
  • 6) по социальным последствиям:
    • * вызывающие социальные издержки;
    • * новые виды монотонного труда;
    • * вредные условия и т. п.;
  • 7) по особенностям механизма своего осуществления:
    • * единичные (на один объект);
    • * диффузные (на многие объекты);
    • * завершенные и незавершенные;
    • * успешные и неуспешные;
  • 8) по особенностям инновационного процесса:
    • * внутриорганизационные;
    • * межорганизационные;
  • 9) по источнику инициативы:
    • * прямой социальный заказ;
    • * в результате изобретения.

Каждая инновация реализуется по схеме, называемой инновационным циклом, включающим различные этапы — от идеи до коммерциализации новшества.

Обобщенная схема инновационного цикла.

Сущность, содержание и классификация инноваций.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой