Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Экологические интересы и рычаги влияния стейкхолдеров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция стейкхолдеров основывается на положении, что бизнес успешен, когда он удовлетворяет потребности заинтересованных лиц. Однако интересы и потребности стейкхолдеров неодинаковы, более того, они могут быть конкурирующими или взаимоисключающими (например, поставщики заинтересованы в высоких закупочных ценах на предлагаемое ими сырье, государство — в налогах, и то, и другое повышает… Читать ещё >

Экологические интересы и рычаги влияния стейкхолдеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Окружающая среда, или среда жизни организации, характеризуется множеством находящихся в динамике взаимосвязанных факторов (экономических, политических, социальных, культурных и других), причем скорость и направленность их изменений непостоянны. Поскольку любое изменение среды сказывается на деятельности организаций, ее изучение имеет огромное значение для эффективного менеджмента.

Одно из современных воззрений в теории менеджмента — это концепция стейкхолдеров (от анг. stakeholder), в соответствии с которой организации рассматриваются как социальные институты или сети заинтересованных лиц, взаимодействующих между собой и с организацией посредством обмена ресурсами, товарами, услугами, информацией. Под стейкхолдерами, или заинтересованными лицами, понимаются индивидуумы или группы лиц внутри организаций и в их внешнем окружении, характеризующиеся общностью интересов, имеющие возможности в процессе реализации своих целей воздействовать на организацию и вместе с тем находящиеся под влиянием организации1.

Ко внешним стейкхолдерам относятся поставщики и партнеры, снабжающие организацию сырьем, материалами, трудовыми, финансовыми ресурсами (в том числе инвесторы, кредиторы, страховые компании), потребители, конкуренты, государство (в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти), общественность или контактные аудитории (средства массовой информации, профсоюзы, местное население, общества потребителей, общества защиты природы и др.).

Основные внутренние стейкхолдеры: собственники капитала (акционеры, единоличный собственник), руководитель организации и менеджеры высшего звена (топ-менеджмент), персонал, включая профсоюзы.[1]

С точки зрения характера интересов по отношению к предприятию стейкхолдеров можно разделить на 5 групп[2].

  • • Экономические стейкхолдеры, причастность которых к деятельности предприятия обусловлена, главным образом, риском экономических ущербов, связанных с нарушением экологического законодательства (финансовые организации, инвесторы).
  • • Социальные стейкхолдеры, т. е. представители общества, для которых степень благоприятности окружающей среды и условий жизнедеятельности зависит от деятельности предприятия (население, проживающее вблизи предприятий, а также все лица, пользующиеся создаваемыми при них объектами инфраструктуры (например ведомственными санаториями и т. п.)).
  • • Политические стейкхолдеры, т. е. все политические силы (партии, движения и т. п.), способные инициировать принятие официальных решений, регулирующих процессы взаимодействия предприятий с окружающей средой (например лоббировать принятие нормативных актов, ужесточающих природоохранные требования).
  • • Территориальные стейкхолдеры, связанные с организацией проблемами совместного использования ресурсов окружающей среды (совместного земле-, водопользования и др.).
  • • Технологические стейкхолдеры, к которым относятся все организации, связанные с предприятием общим технологическим циклом (поставщики сырья, смежники, качество продукции и услуг которых, их «экологичность» зависят от технологий, применяемых предприятием).

Концепция стейкхолдеров основывается на положении, что бизнес успешен, когда он удовлетворяет потребности заинтересованных лиц. Однако интересы и потребности стейкхолдеров неодинаковы, более того, они могут быть конкурирующими или взаимоисключающими (например, поставщики заинтересованы в высоких закупочных ценах на предлагаемое ими сырье, государство — в налогах, и то, и другое повышает себестоимость и цену продукции, что невыгодно потребителю и уменьшает доходность бизнеса в целом, противореча интересам акционеров). Поэтому цели бизнеса всегда представляют собой компромисс между позициями отдельных стейкхолдеров, а основная сложность управления организацией заключается в определении баланса их интересов.

Одна из тенденций современного рынка — экологизация интересов стейкхолдеров. Поэтому для эффективного управления предприятием с учетом экологических аспектов огромное значение имеет анализ позиций заинтересованных сторон в вопросах охраны окружающей среды, а также оценка их возможного влияния на бизнес. При решении названных задач необходимо учесть следующие факторы:

  • • во-первых, постоянно возрастает скорость, с которой происходят изменения требований стейкхолдеров, что дает высокий уровень неопределенности в оценках;
  • • во-вторых, ситуация существенно усложняется поляризацией мнений заинтересованных лиц (даже в пределах одной группы), связанных с неодинаковым уровнем развития экологического сознания и проявляющихся в различном восприятии экологических проблем;
  • • в-третьих, требования стейкхолдеров отличаются не только по содержанию, но и по форме (начиная от невысказанных пожеланий и заканчивая ультиматумами);
  • • в-четвертых, существенно отличается активность стейкхолдеров, упорство в проведении своих интересов.

Очень важно понимание руководством организации сути требований стейкхолдеров. Для выявления их мнений можно использовать различные методы: наблюдения и опросы, конференции и семинары, интервью, анализ публичных заявлений, внутренних программ заинтересованных сторон, руководящих указаний и стандартов, исследования рынка, отслеживание нормативных актов и тенденций их изменения, участие в промышленных и общественных группах по интересам, прямые связи с соседями, органами контроля, потребителями и поставщиками, информацию СМИ и других открытых источников (ГОСТ Р ИСО 14 031—2001, п. А. 2.3).

Влияние заинтересованных лиц во многом определяется их активностью. Наибольшую активность в плане экологически ориентированных требований проявляют все стейкхолдеры, заинтересованные в финансовом успехе фирмы, потребители, СМИ, образовательные и исследовательские учреждения. Особого внимания также заслуживают экологически заинтересованные стейкхолдеры (например общественные экологические объединения). Их отличие от других заинтересованных лиц заключается в том, что они отстаивают не групповые или индивидуальные интересы, а интересы будущих поколений или самой природы. В некоторых случаях такие стейкхолдеры идут на противоправные действия и при этом еще пользуются поддержкой общественности. Потенциал экологических требований стейкхолдеров зависит от возможности их замены и имеющихся в их распоряжении ресурсов. Так, критической группой для предприятия будет поставщик, предлагающий незаменимый ресурс при отсутствии других поставщиков этого ресурса. Основные интересы различных стейкхолдеров в экологической сфере, а также возможные рычаги их деятельности приводятся в табл. 2; для сравнения даются общие требования стейкхолдеров.

Как видим, экологизация коснулась интересов всех стейкхолдеров. И не случайно ISO 14 001 требует принимать во внимание точку зрения заинтересованных сторон (ГОСТ Р ИСО 14 001—2015, п. 4.2). Поскольку их требования таят в себе существенный конфликтный потенциал, они должны учитываться в ходе принятия решений, касающихся функционирования организаций. Вместе с тем отметим, что в гражданском обществе тяжесть принятия решений и ответственность за их последствия организации должны разделять с другими участниками рынка (партнерами, инвесторами, потребителями), государством и иными причастными лицами.

Экологизация интересов стейкхолдеров (составлено на основе Schaltegger, Sturm, 1994; Гусева, Хачатуров и др., 1999).

Таблица 2

Т радиционные требования

Экологические

требования

Возможные рычаги влияния

Собственники

Высокая доходность бизнеса, уверенность в будущем, рост производительности труда

Этически приемлемое использование труда и капитала, инвестиции в охрану природы, отсутствие финансовых экологических рисков

Расстановка приоритетов в бизнесе, мотивирование к экологической деятельности

Менеджеры

Финансовый успех предприятия, личные выгоды (материальное вознаграждение, одобрение проделанной работы)

Легитимность деятельности

Расстановка приоритетов в бизнесе, мотивирование к экологической деятельности

Сотрудники

Сохранение рабочего места, высокая оплата труда, короткий рабочий день

Хороший имидж работодателя, отсутствие риска потерять рабочее место (например в случае нанесения серьезного ущерба окружающей среде и закрытия предприятия), отсутствие риска для здоровья на рабочем месте, повышение благодаря инициативам в экологической сфере

Отказ работать на экологически грязное предприятие, организация акций протеста

Кредиторы, инвесторы, страховщики

Высокая доходность бизнеса, уверенность в будущем

Инвестиции в охрану природы, отсутствие финансовых экологических рисков

Выдвижение требований в отношении экологической результативности предприятий, заключение договоров о сотрудничестве с учетом результатов экоаудита с условием внедрения системы экологического менеджмента СISO 14 001)

Т радиционные требования

Экологические

требования

Возможные рычаги влияния

Поставщики

Высокие закупочные цены, хорошие партнерские отношения

Ожидание, что экологически чистая продукция будет пользоваться спросом, хороший имидж своих клиентов

Отказ от сотрудничества

Перекупщики продукции

Большие торговые надбавки, хорошо продаваемая продукция

Нетоксичная и не требующая большого количества упаковки продукция

Отказ от сотрудничества

Заказчик, конечный потребитель продукции

Недорогая качественная продукция, стабильные поставки

Качественная с экологической точки зрения продукция, более полная информация о продукте, послепродажная ответственность

Бойкотирование продукции, снижение объемов закупок, заключение договоров о сотрудничестве с условием внедрения системы экоменеджмента

Конкуренты

Конкуренция по цене и качеству

Новая сфера конкуренции, экомаркетинг, экологически обусловленная экономия издержек

Вытеснение экологически грязной организации с рынка

Профессиональные объединения, включая саморегулируемые организации

Представительство интересов членов объединений

Представительство экологических интересов членов объединений

Инициация внедрения интегрированного подхода к решению экологических проблем, выдвижение требований в отношении экологической результативности предприятий, лоббирование экологических интересов

Профсоюзы

Высокая оплата труда, короткий рабочий день, хорошие условия труда

Безопасные с экологической точки зрения условия труда

Организация акций протеста

Т радиционные требования

Экологические

требования

Возможные рычаги влияния

Государство

Разработка законов и контроль их соблюдения

Разработка законов, регламентирующих отношения в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, и контроль за их соблюдением

Гибкая система ограничительных, контрольных мер и экономических стимулов для предприятий — экологических лидеров, возбуждение судебных процессов против нарушителей закона, поддержка экспериментальных проектов, стимулирование спроса на экологически чистую продукцию

СМИ

Завоевание аудитории

Поднятие интереса аудитории к экологической тематике

Распространение информации и поддержка экспериментальных проектов, инициатив, критика «грязных» предприятий, организация акций протеста

Общественные организации, включая международные

Представительство интересов общества

Представительство интересов общества и природы, информация о воздействии организации на окружающую среду

Распространение информации и поддержка экспериментальных проектов, инициатив, критика «грязных» предприятий, организация акций протеста

Образовательные и исследовательские учреждения

Получение знаний

Получение знаний, ориентирование в системе ценностей

Формирование общественного мнения, информационная и методическая поддержка внедрения систем экоменеджмента

Географические соседи (юридические лица и население прилегающих территорий)

Хорошие соседские отношения

Хорошие соседские отношения, касающиеся загрязнения природы, информация о воздействии организации на среду

Выражение озабоченности положением дел в области экологии, организация акций протеста, возбуждение судебных процессов

Контрольные вопросы к главе 5

  • 1. Приведите примеры связей между предприятием и его окружением.
  • 2. Дайте определение стейкхолдеров.
  • 3. Раскройте сущность концепции стейкхолдеров.
  • 4. Приведите примеры взаимодополняющих (комплиментарных), конкурирующих и взаимоисключающих требований стейкхолдеров в экологической сфере.
  • 5. Какие последствия для природоохранной деятельности организации несет существование различных стейкхолдеров?
  • 6. Каковы основные экологические требования следующих групп заинтересованных лиц: финансовые стейкхолдеры, потребители, персонал фирмы, местная общественность?
  • [1] Пахомова Н., ЭндресА., Рихтер К. Экологический менеджмент. С. 264.
  • [2] Ферару Г. С. Экологический менеджмент. С. 420.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой