Экологические интересы и рычаги влияния стейкхолдеров
Концепция стейкхолдеров основывается на положении, что бизнес успешен, когда он удовлетворяет потребности заинтересованных лиц. Однако интересы и потребности стейкхолдеров неодинаковы, более того, они могут быть конкурирующими или взаимоисключающими (например, поставщики заинтересованы в высоких закупочных ценах на предлагаемое ими сырье, государство — в налогах, и то, и другое повышает… Читать ещё >
Экологические интересы и рычаги влияния стейкхолдеров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Окружающая среда, или среда жизни организации, характеризуется множеством находящихся в динамике взаимосвязанных факторов (экономических, политических, социальных, культурных и других), причем скорость и направленность их изменений непостоянны. Поскольку любое изменение среды сказывается на деятельности организаций, ее изучение имеет огромное значение для эффективного менеджмента.
Одно из современных воззрений в теории менеджмента — это концепция стейкхолдеров (от анг. stakeholder), в соответствии с которой организации рассматриваются как социальные институты или сети заинтересованных лиц, взаимодействующих между собой и с организацией посредством обмена ресурсами, товарами, услугами, информацией. Под стейкхолдерами, или заинтересованными лицами, понимаются индивидуумы или группы лиц внутри организаций и в их внешнем окружении, характеризующиеся общностью интересов, имеющие возможности в процессе реализации своих целей воздействовать на организацию и вместе с тем находящиеся под влиянием организации1.
Ко внешним стейкхолдерам относятся поставщики и партнеры, снабжающие организацию сырьем, материалами, трудовыми, финансовыми ресурсами (в том числе инвесторы, кредиторы, страховые компании), потребители, конкуренты, государство (в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти), общественность или контактные аудитории (средства массовой информации, профсоюзы, местное население, общества потребителей, общества защиты природы и др.).
Основные внутренние стейкхолдеры: собственники капитала (акционеры, единоличный собственник), руководитель организации и менеджеры высшего звена (топ-менеджмент), персонал, включая профсоюзы.[1]
С точки зрения характера интересов по отношению к предприятию стейкхолдеров можно разделить на 5 групп[2].
- • Экономические стейкхолдеры, причастность которых к деятельности предприятия обусловлена, главным образом, риском экономических ущербов, связанных с нарушением экологического законодательства (финансовые организации, инвесторы).
- • Социальные стейкхолдеры, т. е. представители общества, для которых степень благоприятности окружающей среды и условий жизнедеятельности зависит от деятельности предприятия (население, проживающее вблизи предприятий, а также все лица, пользующиеся создаваемыми при них объектами инфраструктуры (например ведомственными санаториями и т. п.)).
- • Политические стейкхолдеры, т. е. все политические силы (партии, движения и т. п.), способные инициировать принятие официальных решений, регулирующих процессы взаимодействия предприятий с окружающей средой (например лоббировать принятие нормативных актов, ужесточающих природоохранные требования).
- • Территориальные стейкхолдеры, связанные с организацией проблемами совместного использования ресурсов окружающей среды (совместного земле-, водопользования и др.).
- • Технологические стейкхолдеры, к которым относятся все организации, связанные с предприятием общим технологическим циклом (поставщики сырья, смежники, качество продукции и услуг которых, их «экологичность» зависят от технологий, применяемых предприятием).
Концепция стейкхолдеров основывается на положении, что бизнес успешен, когда он удовлетворяет потребности заинтересованных лиц. Однако интересы и потребности стейкхолдеров неодинаковы, более того, они могут быть конкурирующими или взаимоисключающими (например, поставщики заинтересованы в высоких закупочных ценах на предлагаемое ими сырье, государство — в налогах, и то, и другое повышает себестоимость и цену продукции, что невыгодно потребителю и уменьшает доходность бизнеса в целом, противореча интересам акционеров). Поэтому цели бизнеса всегда представляют собой компромисс между позициями отдельных стейкхолдеров, а основная сложность управления организацией заключается в определении баланса их интересов.
Одна из тенденций современного рынка — экологизация интересов стейкхолдеров. Поэтому для эффективного управления предприятием с учетом экологических аспектов огромное значение имеет анализ позиций заинтересованных сторон в вопросах охраны окружающей среды, а также оценка их возможного влияния на бизнес. При решении названных задач необходимо учесть следующие факторы:
- • во-первых, постоянно возрастает скорость, с которой происходят изменения требований стейкхолдеров, что дает высокий уровень неопределенности в оценках;
- • во-вторых, ситуация существенно усложняется поляризацией мнений заинтересованных лиц (даже в пределах одной группы), связанных с неодинаковым уровнем развития экологического сознания и проявляющихся в различном восприятии экологических проблем;
- • в-третьих, требования стейкхолдеров отличаются не только по содержанию, но и по форме (начиная от невысказанных пожеланий и заканчивая ультиматумами);
- • в-четвертых, существенно отличается активность стейкхолдеров, упорство в проведении своих интересов.
Очень важно понимание руководством организации сути требований стейкхолдеров. Для выявления их мнений можно использовать различные методы: наблюдения и опросы, конференции и семинары, интервью, анализ публичных заявлений, внутренних программ заинтересованных сторон, руководящих указаний и стандартов, исследования рынка, отслеживание нормативных актов и тенденций их изменения, участие в промышленных и общественных группах по интересам, прямые связи с соседями, органами контроля, потребителями и поставщиками, информацию СМИ и других открытых источников (ГОСТ Р ИСО 14 031—2001, п. А. 2.3).
Влияние заинтересованных лиц во многом определяется их активностью. Наибольшую активность в плане экологически ориентированных требований проявляют все стейкхолдеры, заинтересованные в финансовом успехе фирмы, потребители, СМИ, образовательные и исследовательские учреждения. Особого внимания также заслуживают экологически заинтересованные стейкхолдеры (например общественные экологические объединения). Их отличие от других заинтересованных лиц заключается в том, что они отстаивают не групповые или индивидуальные интересы, а интересы будущих поколений или самой природы. В некоторых случаях такие стейкхолдеры идут на противоправные действия и при этом еще пользуются поддержкой общественности. Потенциал экологических требований стейкхолдеров зависит от возможности их замены и имеющихся в их распоряжении ресурсов. Так, критической группой для предприятия будет поставщик, предлагающий незаменимый ресурс при отсутствии других поставщиков этого ресурса. Основные интересы различных стейкхолдеров в экологической сфере, а также возможные рычаги их деятельности приводятся в табл. 2; для сравнения даются общие требования стейкхолдеров.
Как видим, экологизация коснулась интересов всех стейкхолдеров. И не случайно ISO 14 001 требует принимать во внимание точку зрения заинтересованных сторон (ГОСТ Р ИСО 14 001—2015, п. 4.2). Поскольку их требования таят в себе существенный конфликтный потенциал, они должны учитываться в ходе принятия решений, касающихся функционирования организаций. Вместе с тем отметим, что в гражданском обществе тяжесть принятия решений и ответственность за их последствия организации должны разделять с другими участниками рынка (партнерами, инвесторами, потребителями), государством и иными причастными лицами.
Экологизация интересов стейкхолдеров (составлено на основе Schaltegger, Sturm, 1994; Гусева, Хачатуров и др., 1999).
Таблица 2
Т радиционные требования | Экологические требования | Возможные рычаги влияния |
Собственники | ||
Высокая доходность бизнеса, уверенность в будущем, рост производительности труда | Этически приемлемое использование труда и капитала, инвестиции в охрану природы, отсутствие финансовых экологических рисков | Расстановка приоритетов в бизнесе, мотивирование к экологической деятельности |
Менеджеры | ||
Финансовый успех предприятия, личные выгоды (материальное вознаграждение, одобрение проделанной работы) | Легитимность деятельности | Расстановка приоритетов в бизнесе, мотивирование к экологической деятельности |
Сотрудники | ||
Сохранение рабочего места, высокая оплата труда, короткий рабочий день | Хороший имидж работодателя, отсутствие риска потерять рабочее место (например в случае нанесения серьезного ущерба окружающей среде и закрытия предприятия), отсутствие риска для здоровья на рабочем месте, повышение благодаря инициативам в экологической сфере | Отказ работать на экологически грязное предприятие, организация акций протеста |
Кредиторы, инвесторы, страховщики | ||
Высокая доходность бизнеса, уверенность в будущем | Инвестиции в охрану природы, отсутствие финансовых экологических рисков | Выдвижение требований в отношении экологической результативности предприятий, заключение договоров о сотрудничестве с учетом результатов экоаудита с условием внедрения системы экологического менеджмента СISO 14 001) |
Т радиционные требования | Экологические требования | Возможные рычаги влияния |
Поставщики | ||
Высокие закупочные цены, хорошие партнерские отношения | Ожидание, что экологически чистая продукция будет пользоваться спросом, хороший имидж своих клиентов | Отказ от сотрудничества |
Перекупщики продукции | ||
Большие торговые надбавки, хорошо продаваемая продукция | Нетоксичная и не требующая большого количества упаковки продукция | Отказ от сотрудничества |
Заказчик, конечный потребитель продукции | ||
Недорогая качественная продукция, стабильные поставки | Качественная с экологической точки зрения продукция, более полная информация о продукте, послепродажная ответственность | Бойкотирование продукции, снижение объемов закупок, заключение договоров о сотрудничестве с условием внедрения системы экоменеджмента |
Конкуренты | ||
Конкуренция по цене и качеству | Новая сфера конкуренции, экомаркетинг, экологически обусловленная экономия издержек | Вытеснение экологически грязной организации с рынка |
Профессиональные объединения, включая саморегулируемые организации | ||
Представительство интересов членов объединений | Представительство экологических интересов членов объединений | Инициация внедрения интегрированного подхода к решению экологических проблем, выдвижение требований в отношении экологической результативности предприятий, лоббирование экологических интересов |
Профсоюзы | ||
Высокая оплата труда, короткий рабочий день, хорошие условия труда | Безопасные с экологической точки зрения условия труда | Организация акций протеста |
Т радиционные требования | Экологические требования | Возможные рычаги влияния |
Государство | ||
Разработка законов и контроль их соблюдения | Разработка законов, регламентирующих отношения в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, и контроль за их соблюдением | Гибкая система ограничительных, контрольных мер и экономических стимулов для предприятий — экологических лидеров, возбуждение судебных процессов против нарушителей закона, поддержка экспериментальных проектов, стимулирование спроса на экологически чистую продукцию |
СМИ | ||
Завоевание аудитории | Поднятие интереса аудитории к экологической тематике | Распространение информации и поддержка экспериментальных проектов, инициатив, критика «грязных» предприятий, организация акций протеста |
Общественные организации, включая международные | ||
Представительство интересов общества | Представительство интересов общества и природы, информация о воздействии организации на окружающую среду | Распространение информации и поддержка экспериментальных проектов, инициатив, критика «грязных» предприятий, организация акций протеста |
Образовательные и исследовательские учреждения | ||
Получение знаний | Получение знаний, ориентирование в системе ценностей | Формирование общественного мнения, информационная и методическая поддержка внедрения систем экоменеджмента |
Географические соседи (юридические лица и население прилегающих территорий) | ||
Хорошие соседские отношения | Хорошие соседские отношения, касающиеся загрязнения природы, информация о воздействии организации на среду | Выражение озабоченности положением дел в области экологии, организация акций протеста, возбуждение судебных процессов |
Контрольные вопросы к главе 5
- 1. Приведите примеры связей между предприятием и его окружением.
- 2. Дайте определение стейкхолдеров.
- 3. Раскройте сущность концепции стейкхолдеров.
- 4. Приведите примеры взаимодополняющих (комплиментарных), конкурирующих и взаимоисключающих требований стейкхолдеров в экологической сфере.
- 5. Какие последствия для природоохранной деятельности организации несет существование различных стейкхолдеров?
- 6. Каковы основные экологические требования следующих групп заинтересованных лиц: финансовые стейкхолдеры, потребители, персонал фирмы, местная общественность?