Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Характеристика женской прессы в современной России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Историко-типологическое развитие отечественной женской периодики проходило не планомерно, в связи с изменением социально — политических характеристик общества существовавшая система прессы была заменена на новую, в которой фактор экономического спроса на информацию был вытеснен идеологической пропагандой. В то время, когда в СССР в качестве массовых выходили политические издания, за рубежом… Читать ещё >

Характеристика женской прессы в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема женских изданий, как и вообще положение женщины в современной России, вызывает повышенный интерес (на телевидении появились даже специализированные передачи, например «Я сама»). Одни исследователи серьезно занимаются этой проблемой, другие склонны считать, что понятие «женская пресса» надуманное и не имеет под собой никаких реальных оснований. Однако факт такой полемики сам по себе свидетельствует о том, что она возникла не на пустом месте, более того, в издательской области мы обнаруживаем явления, подтверждающие правомерность выделения изданий, созданных в особую группу.

В нашем современном обществе роль женщин обширна — от продолжательницы рода до общественной деятельницы, свободной творческой личности. В зависимости от типа общества и стадий его развития эти роли постоянно изменяются.

Поскольку в советские времена человек воспринимался, прежде всего, как существо общественное, основными считались профессиональные функции женщины. Однако в период последнего десятилетия XX века женщина начала чувствовать себя более свободной, чувствовать равноправие с мужчиной во всех сферах жизни. В подтверждении этому следует сказать и то, что были сняты запреты в СМИ на темы интимной жизни. Поэтому стали более заметными роли подруги, спутницы мужчины, женщины, которая ухаживает за собой, и, безусловно, матери, хранительницы домашнего очага.

В советские времена основными считались профессиональные функции женщины, и потому именно трудовая жизнь женщин была в центре внимания средств массовой информации: женщина с кайлом и лопатой, женщина у станка и с подойником, в классе и в кабинете поликлиники. Это было связано с тем, что человек воспринимался прежде всего как существо общественное.

В то же время и исконные роли продолжательницы рода, воспитательницы детей, хозяйки в доме занимали, судя по исследованиям, важное место не только в жизни, но и в общественном сознании и, следовательно, в женской прессе. Этим вечным ролям женщины она всегда уделяла и сейчас уделяет большое внимание.

Однако в период общественных перемен последнего десятилетия XX в. женщина начала чувствовать себя более свободной и осознавать свое равенство с мужчиной не только в производственной и общественной сферах, но и в семье и личной жизни. Этому содействовало и то, что были сняты прежние запреты в СМИ на темы интимной жизни, секса и т. п. Поэтому стали более заметными, акцентированными роли подруги, спутницы мужчины, сексуального партнера. Хотя по-прежнему женщина воспринимается обществом прежде всего как воспитательница детей, хозяйка в доме, хранительница семейного очага. Другими словами, роли женщины и отношение к ним общественного мнения (соответственно отраженного в СМИ) качнулись по закону маятника — от производственных, бесполых к чисто женским, даже физиологическим, сексуальным.

Рост женских периодических изданий, превалирование в сегменте женской прессы, популяризирующих определенные жизненные форматы, стили быта, поведения привели к широкому обсуждению процесса развития глянцевых СМИ. Однако при рассмотрении современного этапа функционирования женских изданий и выявлении в нем негативных тенденций, необходим комплексный поход к определению причин и факторов стремительного формирования женских изданий и утверждения на рынке западных моделей изданий.

Историко-типологическое развитие отечественной женской периодики проходило не планомерно, в связи с изменением социально — политических характеристик общества существовавшая система прессы была заменена на новую, в которой фактор экономического спроса на информацию был вытеснен идеологической пропагандой. В то время, когда в СССР в качестве массовых выходили политические издания, за рубежом продолжалось развитие рынка СМИ, женские журналы освещали информацию, связанную с изменением направлений одежды, предметов быта, искусства. По мнению Ж. Липовецкого, автора книги «Третья женщина», «начиная с XX века именно женские иллюстрированные журналы становятся главными средствами привития обществу искусства наведения красоты» Липовецкий Ж. Третья женщина / Ж. Липовецкий. — СПб.: Алетейя. — 2010. — 512 с. // Библиотека Гумер — социология. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — (http://www.gumer. nfo/bibliotek_Buks/Sociolog/lipov/index.php), свободный.. Феномен роста наименований женских изданий и их тиражей объяснялся изменением общественной морали — женщина, ставшая полноправным участникам жизни общества, стремилась привлечь к себе внимание, совершенствуя свой внешний вид; ростом косметической, швейной промышленности, чья продукция становилась основным предметом обсуждений в женских изданиях; совершенствованием полиграфического производства, позволившем актуализировать визуальный ряд изданий — фотоизображения на глянцевых страницах акцентировали внимание аудитории на внешних атрибутах женской красоты; внедрением рекламы в журнальную сферу, концентрирующей интересы потребителей на определенных видах, наименованиях «модной» продукции.

Женская пресса представляет спектр идеальных образов, стремление к которым ассоциируется с приближением к социальной успешности. Социальные типы, доминирующие в изданиях, принадлежат к слоям населения со средним и выше среднего уровнем достатка, читательская аудитория журналов — женщины, стремящиеся попасть в данные социальные категории. Однако обладание атрибутами «высшего общества» не гарантирует реального вхождения в него, что и провоцирует миф о возможной социальной идентификации Рогинская О. Глянцевое «я»: женские журналы и кризис автобиографизма / О. Рогинская // Критическая масса. — 2009. — № 1.

Образы в изданиях представляют не реальных людей, а унифицированные типы с модными пропорциями тела, цветом глаз и т. д. «Гламурный» тип красоты отрицает природную красоту, ориентируя потребителя модной продукции на вечную молодость Бражников Я. Закат гламура / Я. Бражников // Правая.ру. — 18.12.08.

Период развития глянцевых женских изданий подходит к своему завершению Крах гламура // Медиаатлас. ру. — 20.01.09. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — (http://www.mediaatlas.ru/), свободный. — Загл. С экрана. Сторонники негативного отношения к женским глянцевым журналам мотивируют свою позицию тем, что данная периодика не отражает реальный ход жизненных событий, а формирует собственное мировидение, способствует созданию и тиражированию мифов, отвлекающих внимание аудитории от реально важных событий. Данные концепты в деятельности СМИ имеют двоякую природу видения, вследствие чего их можно трактовать как в позитивном, так и в негативном направлениях. Рассматривая аспекты в деятельности прессы, в данном случае в женских периодических изданиях, необходимо принимать во внимание, что журналы отражают культурную и социальную реакцию на изменение места, роли и положения женщины в обществе. Издания XIX в. также были нацелены на освещение изменения статуса современницы, но они ориентировались преимущественно на выявление гражданских образов, не идеализируя атрибуты внешней красоты. В XX в. произошло смещение акцентов от культурных, моральных характеристик женщины к ее внешности. Если советские женские журналы рассматривали социально-политическую и общественную сферы жизни женского населения, то современная пресса полностью отстранилась от политической тематики, что произошло не только по причине распространения зарубежной периодики и западных моделей стандартов поведения Смеюха В. В. Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2010, № 1. Еще в конце перестройки социологические опросы показывали, что россиянки не проявляют интереса к политическим преобразованиям, более актуальны для них проблемы внутрисемейного уровня Силласте Г. Г. Женские элиты России: эволюция и особенности / Г. Г. Силласте // Общественные науки и современность. — 2011. — № 1. — С. 112−121. Современные женщины также видят свое первостепенное предназначение в реализации функций жены и матери. Данные стремления поддерживаются и развиваются в женских изданиях, предлагающих советы по красоте, психологии, здоровью, детской педагогике. Тематический баланс изданий, бесспорно, нарушен в сторону материалов о красоте и модной индустрии, что объясняется экономическими и культурными факторами развития социума на современном этапе.

Дифференциация прессы на массовую и качественную является одним из условий развития рынка СМИ. Тенденция превалирования массовой периодики свидетельствует о присутствии экономических условий развития СМИ. Реклама обеспечивает изданиям возможность развития. А иллюстративный ряд журналов превратился в одну из важнейших характеристик прессы. Сегодня женские издания выпускаются крупнейшими медиахолдингами — женская пресса в качестве медиактива дает значительные возможности в плане расширения аудитории и экономического развития.

Итак, в конце XX — начале XXI вв. на отечественном рынке прессы наблюдается активное развитие женских изданий. В связи с социально-историческими особенностями функционирования отечественной периодики в сегменте женских изданий утвердилась модель западного глянцевого журнала — издания с глянцевой обложкой, популяризирующего модные тенденции. Массовая аудитория данных изданий, рекламные инвестиции обеспечивают их эффективное развитие, что позволяет проводить аудиторную сегментацию и выпускать журналы, ориентированные на различные читательские группы.

Сейчас нам доступны любые журналы. Что читать, какое издание выбрать в качестве модного путеводителя, каждый решает сам. Критерием являются лишь личные пристрастия. И как бы скептики не относились к модным женским журналам, они все равно будут сопровождать нас всю жизнь, и, наверное, не найдется ни одной женщины, которая не заглянула бы в такой журнал хоть «одним глазком». А когда-нибудь современные женские издания, попав в руки представительниц новых поколений, расскажут им о временах мам и бабушек.

Перспективы развития женской прессы — вопрос сложный. В значительной мере ее будущее зависит от того, как будет развиваться страна. Однако руководители женских изданий считают, что в дальнейшем будут создаваться прежде всего специализированные, узконаправленные издания, ориентированные на те аудиторные и тематические ниши, которые еще не закрыты существующими изданиями (разные возрастные, профессиональные, социальные категории читателей, журналы с прикладной тематикой). В регионах скорее всего будет развиваться женская пресса общесоциальной направленности, которой пока мало Макаров М. Худая участь дамских журналов в России // Сын Отечества. 2008. Ч. 39. № XXVII.

пресса феминистский тематический аудиторный.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой