Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление жанра плутовского романа. 
Границы жанра

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главный герой плутовского романа — плут, пикаро, мошенник, авантюрист, прохиндей, человек, не по собственной воле вырванный из своей ячейки общества, как правило, вызывающий симпатию читателя. Герой скитается по стране, грабит, обманывает, но все это порождают характеристики века. Главный герой не желает бороться, он предпочитает плыть по течению. Само слово «пикаро» впервые появилось в романе… Читать ещё >

Становление жанра плутовского романа. Границы жанра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Хотелось бы отметить, что литературный процесс в Европе 17 века отличается очень большой сложностью и противоречивостью. 17 век является эпохой, обозначившей переход от Просвещения к Возрождению, и это определило особенности исторического и культурного развития в европейских странах происходит укрепление позиций феодально-католической реакции, и это вызвало кризис ренессансного гуманизма, с наибольшей силой выраженного в искусстве барокко. К началу 17 века окончательно изживает себя рыцарская литература, в этот период возникает обширный интерес к личности. «Поэтому частный человек впервые предстает именно как герой (употребляя это слово не в смысле „положительности“, высокого, возвышенного начала, но в смысле дерзкой и упорной активности)». В этот период появляется большое количество новых жанров в литературе — мемуары, дневники, авантюрный роман, психологический роман и другие. А так как 17 век известен своими бурными политическими событиями (английская буржуазно-демократическая революция, Тридцатилетняя война, голландская война, реставрация Стюартов в Англии, португальская война за независимость, период самоизоляции Японии, и другие), что привело к появлению большого количества бродяг и скитальцев, людей оторванных от своей ячейки общества. «Естественно предположить, что имеющее столь далеко идущий общественный смысл бродяжничество значительной части людей в Испании, Франции, Англии, Германии 16−17 веков должно было породить мощные отзвуки в литературе. И в самом деле, мы находим целое литературное направление, вырастающее на этой почве, — так называемый плутовской роман» В. В. Кожинов. «Происхождение романа. «Теоретико-исторический очерк», стр. 251. [1].

Становление большинства европейских литератур происходит под влиянием испанской литературы, например, литература Франции и Англии. По мнению многих литературоведов начало жанру плутовской роман положил «Дон Кихот» Сервантеса, вышедший в свет в 1605 году. Но, например, у Соколянского мы видим четкое разграничение между пикареской и «романом сервантесовского типа». По мнению М. Г. Соколянского, роман плутовской и «роман сервантесовского типа» два параллельно развивающихся жанра, в следствие чего, плутовской роман становится основным источником авантюрного романа, а «Дон Кихот» Сервантеса («. жанровая природа которого неизмеримо сложнее и богаче, чем природа пикарески. «) дает начало так называемому «роману большой дороги» .

Нужно заметить, что Испания в 17 веке становится центром Контрреформации в Европе. Испанский абсолютизм в союзе с церковью начинает тяжелые гонения на свободомыслие. Тяжелая политическая ситуация сопровождается глубоким экономическим кризисом Испании. «Первые плутовские романы появились в Испании. Прообразом их была „Селестина“ Фернандо де Рохаса (конец 15 века) — диалогизированный роман из жизни городского дна. Но первым подлинным плутовским романом стала анонимная повесть „Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения“ (1554), послужившая образцом для многочисленных вариаций жанра» КЛЭ — стр. 807.. [2; 807]. Плутовской роман центральный жанр испанской прозы «золотого века». «В ренессансной и барочной пикареске, как правило, доминирует объективное изложение событий; личность повествователя в них полностью отсутствует» М. Г. Соколянский. Западно-европейский роман эпохи просвещения (Проблемы типологии). Киев, Одесса. 1983, стр. 52.. [3,52]. В начале 17 века господствует литература Барокко, в которой преобладают черты мистики, пессимизма и идея гибели мира. Так же в 17 веке развивается жанр прециозной литературы, которая носит чисто аристократический придворный характер.

Происходит повсеместная романизация всех жанров. Значительную роль в становление романного жанра сыграли мемуары и дневник. Но на стадии становления романа писатели старательно избегают этого слова и отказываются называть свои произведения романами. Об этом ярко свидетельствуют названия произведений — «История …», «Жизнь…» и другие.

Главный герой плутовского романа — плут, пикаро, мошенник, авантюрист, прохиндей, человек, не по собственной воле вырванный из своей ячейки общества, как правило, вызывающий симпатию читателя. Герой скитается по стране, грабит, обманывает, но все это порождают характеристики века. Главный герой не желает бороться, он предпочитает плыть по течению. Само слово «пикаро» впервые появилось в романе Матео Алемана «Гусман из Альфарачи». «Первым же классическим образцом плутовского романа стал „Гусман из Альфараче“ (первая часть — 1599 г.; вторая — 1604 г.) Матео Алемана, который уже в барочном климате воспринял и преобразил опыт „Ласарильо“. Испанская действительность предстоит в этом романе в гиперболизированном гротескном виде. Отрицательные аспекты деформируются и принимают монументальные пропорции» (томашевский)" … интересное высказывание Ст. Миллера о герое-пикаро: " …Пикаресный герой — не просто жулик, и хаос его личности — нечто большее, чем чисто нравственный хаос. Он отражает тотальную нехватку структурности в мире, а не просто недостаточность этической или социальной стройности…" Н. Т. Рымарь.

Введение

в теорию романа. 1989, Оформление. Издательство Воронежского университета, 1989, стр. 51−52 [5; 51−52]. Герой такого романа — это порождение действительности Испании, вступающей в новый век. Он существует как бы вне классов, общественных групп и прослоек. Это предоставляет герою свободу перемещения не только в географическом, но и в социальном пространстве, а писателю — возможность подробно, в самых различных вариантах изучить связь между «свободным» пикаро и средой, состоящей сплошь из пройдох разных рангов, вплоть до самых высокопоставленных, которых автор переставляет в любом порядке, создавая неожиданные сочетания и комбинации. «Массы жили в ужасающей нищете, и эта нищета, отягощенная презрением к каждодневному систематическому труду, в сочетании с всеобщим ослеплением легкой наживой за океаном, обезлюживанием деревни и переселением в города, способствовала созданию если не класса в строгом смысле слова, то обширной прослойки авантюристов, бродяг, тунеядцев и бездельников. Образованию этой прослойки не только не препятствовали всевозможные благотворительные учреждения и подаяния, но напротив — они лишь умножали эту категорию разношерстных тунеядцев и авантюристов. Нищета, общественное отчаянье, безнадежность и моральное разложение породили пикаро. Впервые это слово было зарегистрировано в литературных текстах 1540-х годов. Означало оно человека, занятого черным трудом, не имеющего своей профессии и живущего случайными заработками, бродягу, мошенника.» (томашевский) Отличительная черта плутовского романа — то, что повествование ведется из уст героя. «В „классическом“ П. р. Повествование чаще всего строится как устный рассказ героя о своей жизни или как его записки, воспоминания. Поэтому П. р. не знает сложной композиции, он развивается строго хронологически, начиная с детства героя» КЛЭ, стр. 807.. [2; 807]. Еще одной отличительной чертой плутовского романа является то, что в конце повествования главный герой остается жив, что довольно редко бывает в мировой литературе. Так называемая незавершенность, он может продолжать свою деятельность и далее. «Специфический „интерес продолжения“ (что будет дальше?) и „интерес конца“ (чем кончится?) характерны только для романа и возможны только в зоне близости и контакта (в зоне далевого образа они невозможны)» М. М. Бахтин. «Эпос и роман» (О методологии романа). Http: //www.infoliolib. info/philol/bahtin/epos.html.. [4;] Герой плутовского романа переживает жанр и продолжает существовать в литературе и в 18 веке. «Необходимо учитывать, что пикаро как герой пережил пикарескный роман как жанровую разновидность, которая (в чистом виде) изжила себя уже к середине 17 столетия» М. Г. Соколянский. Западно-европейский роман эпохи просвещения (Проблемы типологии). Киев, Одесса. 1983, стр. 52. [3; 52]. «Однако понятие „плутовской роман“ настолько зыбко, что с самого начала здесь требуется дать некоторые предварительные пояснения. Хронологические границы жанра порой раздвигались совершенно неправомерно. От „Сатирикона“ Петрония до „Признаний авантюриста Феликса Круля“ Томаса Манна и „Призовой лошади“ Фернандо Алегрии. Порой же они сужались едва ли не до одного „Гусмана де Альфараче“. Между тем плутовской роман — жанр исторически завершенный, то есть имеющий определенные временные пределы.» (томашевский) Плутовской роман дает большой толчок к дальнейшему развитию жанра романа. Плутовской роман написан легко и ненавязчиво, перед нами раскрывается достаточно яркая жизнь героя, во всех её перепитиях. Читатель с легкостью перемещается по страницам романа и с удовольствием наблюдает за тем, как герой пусть и не всегда с легкостью, но ловко выпутывается из всех каверзных ситуаций. «Внутренняя жизнь» героя «плутовского романа» остается абсолютно вне сферы художественного изображения. «Школа жизни», которую герой — пикаро проходит по мере развертывания сюжета — своего рода «антивоспитание». На протяжении повествования автор может менять свое отношение к герою, то он ему симпатизирует, защищает его, то явно осуждает. Герой плутовского романа постоянно находится в движении. Очень часто происходит так, что именно эта активность героя приводит к его новым злоключениям. «Герои плутовского романа 17−18 вв., романа барокко постоянно перемещаются из одной сферы жизни в другую, постоянно переживают всевозможные приключения, выступают в различных ролях» Н. Т. Рымарь.

Введение

в теорию романа. 1989, Оформление. Изд. Воронежского университета, 1989, стр. 49. [5; 49]. Но, по мнению многих литературоведов, это лишь видимость активности, а на самом деле движение вовсе не свойственно такому герою.

На смену плутовскому роману приходит роман психологический, в котором много внимания уделяется личностным переживаниям главного героя — его мыслям, душевной борьбе, внутреннему противостоянию окружающему миру, что до этого времени было не свойственно литературе. Ярким примером этого жанра является «Принцесса Клевская» Мадлен де Лафайет. Так же многие ученые относят к стыку плутовского и психологического романа «Манон Леско» Прево. С. В. Тураев в книге «От просвещения к романтизму» пишет о том, что происходит противопоставление традиции плутовского романа и романа психологического С. В. Тураев. «От просвещения к романтизму». Москва. 1983, стр. 76.

" Роман, приходя к господству, содействует обновлению всех других жанров, он заражает их становлением и незавершенностью. Он властно вовлекает их в свою орбиту именно потому, что эта орбита совпадает с основным направлением развития всей литературы" М. М. Бахтин. «Эпос и роман» (О методологии романа). Http: //www.infoliolib. info/philol/bahtin/epos.html. [4].

Роман во всех своих вариациях становится очень популярным и востребованным жанром. И в первую очередь это обусловлено тем, что роман — первое произведение в литературе, повествующее о настоящем, еще и с добавлением фантазий автора, что было абсолютно не свойственно героическому эпосу и рыцарскому роману, описывающим только исторические события прошлого. «Роман — это литературная форма, обладающая своей творческой задачей, своими ценностями и философией» Н. Т. Рымарь.

Введение

в теорию романа. 1989, Оформление. Изд. Воронежского университета, 1989, стр. 50. [5].

М.М. Бахтин относит роман к низшему жанру, — это развлекательное чтение М. М. Бахтин. «Эпос и роман» (О методологии романа). Http: //www.infoliolib. info/philol/bahtin/epos.html. В романе много авторского вымысла, и даже исторические события могут искажаться и подстраиваться по времени под желания автора.В. В. Кожинов пишет: «…к 17 в. слово „роман“ обозначает волшебное, фантастическое, сказочное повествование, рассказ о невероятных приключениях» В. В. Кожинов. «Происхождение романа. «Теоретико-исторический очерк», стр. 252. Однако, может быть именно это волшебное и фантастическое привлекало и привлекает к себе такое количество читателей и делает жанр романа столь популярным.

" Жизненная почва романа — социальная действительность мира обособленных, раздробленных, разрозренных форм жизни, отделенных друг от друга социальными, моральными, религиозными, правовыми барьерами: это мир иерархических отношений, враждебных интересов. Не случайно своего расцвета роман достигает в период развития капиталистических отношений, когда частный интерес становится основным двигателем общества" Н. Т. Рымарь.

Введение

в теорию романа. 1989, Оформление. Изд. Воронежского университета, 1989, стр. 52. [5].

Герой романа (в частности и герой плутовского романа) противопоставляет себя обществу. Именно зарождение интереса к отдельной личности и дает толчок появлению в мировой литературе романного жанра.

" Плутовской роман реалистичен, но не в смысле натурализма или реализма XIX века. Сомнительна правота социологической критики, которая пытается наделить плутовской роман документальным значением, пытается на основе его анализа воссоздать жизнь, общество, нравы и обычаи испанского «золотого века». Следует помнить, что в эпоху плутовского романа еще действовала классическая поэтика правдоподобия, согласно которой закон литературного произведения не отражение правды, а создание правдоподобия, создание такого образа мира, который бы не противоречил законам действительности, который, не будучи ею, тем не менее мог бы ею казаться. Следует помнить и о том, что стиль плутовского романа является низким и идея его была завещана Возрождению еще античной риторикой. И стиль этот в силу ряда культурно-исторических причин оказался стойким именно в Испании." (Томашевский) К середине 17 века история испанской «пикарески» завершается. Но многие жанровые новации и приемы авторов «пикаресок» в том же веке станут достоянием иных национальных литературных традиций. («Симплициус Симплициссимус» Я.К. Гримельсгаузена) будут унаследованы романистами 18 века и последующих веков (Лессажем, Мариво, Прево, Дидро, Дефо, Филдингом, Смолеттом, Теккереем, Диккенсем, Гоголем и другими). При этом сюжетно-композиционная схема плутовского романа, в особенности повествование от первого лица, будут использованы и в очень далеких от пикарески разновидностях романа. Таким образом, границы жанра плутовского романа мы определим так — конец 16 — сер.17 века, но при этом, следует отметить, что герой-пикаро продолжает свою жизнь и в последующих этапах развития мировой литературы до настоящего времени. И стоит добавить, что если плутовской роман, как жанр существовал по большей части в литературе Испании, то плутовской герой перемещается практически во все страны.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой