Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Публицистичность таджикской литературы периода Великой Отечественной войны

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

139)-Мусулмонк|улов Р. Са*ф ва сайри таърихии он дар насри то-%ик (134,172−173) -Салимов Ю. Оид ба анъанаи насри ривоятй дар насри устод С. Айнй (102,12)-Раффоров Р. Забон ва услуби очерки «К^рамони хал^и то^ик Темурмалик» (102,181−201)-Акобиров Ю. Дарисов Ш.-Ай-ни (13,120−124)-Раффоров У. Матбуоти То^икийтон дар солкой Ч&нги Бузурги Ватанй (94,49).К?маров А. Аньанах, ои М. Горький дар адабийти… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТАРИШКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА ПЕРИОДА ВЕШКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
    • 1. Дискуссии вокруг жанровых особенностей неко^ торых публицистических произведений
    • 2. Политическая и художественная публицистика
  • ГЛАВА II. ОЧЕРКИ ВОЕННЫХ ЛЕТ
    • I. Очерки, посвященные советским воинам
    • 2. Очерки о трудовом фронте
  • ГЛАВА III. — ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ
    • 1. Публицистические источники лирической поэзии
    • 2. Политическая лирика 1941−1945 гг
    • 3. Проявление публицистичности в лирике
    • 4. Публицистичность любовной лирики
  • ГЛАВА 1. У. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ И! ПРОЗЫ
    • 1. Публицистический пафос эпической поэзии
    • 2. Публицистичность прозы. П
  • ГЛАВА V. РОМАНТИЧЕСКИЕ И ДИДАКГИЧЕСШЕ ТРАДИЦИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ПЕРСИДСКО-ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ' В-ПУБЛИЦИСТИКЕ ВОЕННЫХ ЛЕТ
    • 1. Романтический колорит публицистики .119'
    • 2. Традиции афористичности и философичности поэзии

Публицистичность таджикской литературы периода Великой Отечественной войны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Годы Великой Отечественной войны отали новой вехой в развитии публицистической деятельности С. Айни, писал А. Сайфуллаев в статье «В ногу со временем», анализируя монографию А. Маниязова «Публицистика и поэзия Садриддина Айни», посвященной публицистической деятельности поэта в 1918;1921 гг"К сожалению, о публицистике С. Айни этого периода имеются лишь общие упоминания и замечания в отдельных научно-исследовательских трудах, статьях и учебниках^ том числе в монографии В. Асрори «Литература.и фольклор», в «Очерках истории таджикской советской, литературы», в учебнике «Родная литература» для X класса и в др. Между тем произведенияС. Айни"написанные в жанрах публицистики в период Великой Отечественной войны, требуют отдельного серьезного исследования с научной точки зрения.

В начале 50-х годов крупный исследователь жизни и творчества С. Айни И.С"Брагинский обратил внимание таджикских айниведов на эту проблему. Через несколько лет, в 1958 г"вышла в свет монография А. Маниязова «Публицистика и поэзия Садрвддина Айни» ,.

Спустя 10 лет на юбилейной сессии «Ежегодник Айни» (1968 г.) по инициативе и настоянию И. С. Брагинского перед исследователями творчества С. Айни вновь была поставлена важная задача дальнейшего изучения педагогических и публицистических произведений послеоктябрьского периода основоположника таджикской советской литературы С. Айни (90,169).

В 1970 г.(в Институте языка и литературы им. А.С.Пушкина-АН Узбекской ССР) М. Хасановым была защищена кандидатская диссертан ция на тему" Идейно-художественные особенности публицистики С. Айни" Здесь и далее первая цифра указывает на порядковый номер библиографии, вторая— страницу. которая явилась новым шагом в изучении публицистики С. Айни, особенно написанной на узбекском языке в 20−30-е и в первой половине 40-х годов.

М.Хасанов был совершенно прав указывая, что определение жанровых особенностей поэтических и прозаических произведений, в частности, художественной публицистики писателя, имеет важное значение в изучении его творчества.

Нами рассмотрен этот важный вопрос в начале первой главй диссертации. Точно зная, к какому жанру относится то или иное публицистическое произведение писателя, мы сможем правильно оценить его по законам именно этого жанра, не применяя к нему требования других жанров литературы или журналистики.

Изучение общего состояния публицистики. и очерков военных лет на примере публицистических произведений С. Айни подготавливает почву для исчерпывающих исследований жанров публицистики и особенностей таджикской публицистической литературы, созданной в военные годы.

Следует отметить, что кроме выступлений С. У" луг-заде на пленумах правлений Союза писателей Таджикистана и СССР (1944,1945 гг.), его р статьи" 3а литературную правду", а также статей С. Табарова «Таджик-^ окая литература в годы Великой Отечественной войны» (157,106−112), Ш. Ниязи и Л. Н. Демидчик «Таджикская литература в 1941;1945 гг.» (109,455), Дж. Шарифова «Великая Отечественная война в таджикской. прозе» (125,312−313)," Писатель—идущий в ногу со временем" (176,41-р

Улурзода С. Ддабиёти советии точик дар солкойанги Бузурги Ватанй, газ. Точ$икистони сурх (в дальнейшем: Т. е.), 1944,19 ноябрь. Таджикская литература в дни Отечественной войны (1б4,55−60).За ли-ратурную правду.—Литературная газета, 1945,17 мая.

43), затрагивающих вопросы публицистики и очерка военных лет, опубликован еще целый ряд произведений, в которых затрагивается вопрос.

3 4 5 о публицистических статьях и очерках С. Айни, С. Улуг-заде-Ф.Ниязи^ и других публицистических произведениях, посвященных теме войны. К сожалению, эти ценные сведения до сих пор не собраны и не обобщены. Безусловно, сопоставительное изучение этих мнений, иногда противоположных с научной точки зрения, будет способствовать выявле—нию специфических черт жанров публицистики и таджикской публицистической литературы, зародившейся в военные годы, и в определенной.

3 Улурзода С. Нависанда ва олим'(1бЗ, 23)-Де^отй А.—Садриддин Айнй (25,262)-Брагинский Й.С.1изнь и творчество Садриддина Айни.

88,167−170) .)^аёт ва эчодиёти Садриддин Айнй (89,127−129).Из' истории таджикской и персидской литератур (91,471−472)-Шукуров М. Шав^ агар ра^бар шавад.(184,33−29).Жанри таьрихй ва мо^ияти замон.

185Д08).Самопознание жанраСШЗ, 76−80).Асоси реалистй ва ру^и ро-мантикй (185,72−73).Типсозии романтикй дар очерки Айнй «Темурмалик» .

185,82−88)-Демидчик Л. Личный опыт и художественное обобщение.

101,72) -Сайфуллоев А., Демвдчик Л. Дустии хал^о—дустии адабиёт.

148,139)-Мусулмонк|улов Р. Са*ф ва сайри таърихии он дар насри то-%ик (134,172−173) -Салимов Ю. Оид ба анъанаи насри ривоятй дар насри устод С. Айнй (102,12)-Раффоров Р. Забон ва услуби очерки «К^рамони хал^и то^ик Темурмалик» (102,181−201)-Акобиров Ю. Дарисов Ш.-Ай-ни (13,120−124)-Раффоров У. Матбуоти То^икийтон дар солкой Ч&нги Бузурги Ватанй (94,49).К?маров А. Аньанах, ои М. Горький дар адабийти халвой Осиёи Миёна ва Цазо^истон (79,172−179)-Ульрих Л. Горький и Узбекистан (165,79)-Ра^имов Н. Садриддин Айний (144,36−37). Юсуфов К. Симоианговарони советй дар эчрдиёти С. Улурзода,-газ.Маориф ва маданият.1960,23 февраль-11 Сотим Улурзода" (189,II-' 12).Эчодиёти Сотим Улурзода дар солкой Чанги Бузурги Затанй (190, 44*49).Сотим Улурзода ва повести тарчимаи^олии у «Суб^и чавонии мо» (191,21−26). Икромй ^.Инти^оми то^ик (Ю7,34−36)-Мулло^онов М.^иссаи ар-занда (02,142−153)-Шарифов Ч^Адибе ки боаёт баробарадам меза-над (176,42−43) и др. мере облегчит исследования тем литературоведам, которые занимаются этой областью литературы.

В 1977 г. издательство «Ирфон» выпустило в свет книгу под названием «Труд и есть награда» «имеющая подзаголовок «Публицистика и очерки» .Она объединила статьи, очерки, корреспонденции и зарисовки Гафара Мирзо, написанные им более чем за 20 лет.

В последнее время мы часто сталкиваемся с тем, что термин «публицистика» употребляется как название жанра, тогда как ни в литературе, ни в журналистике такого жанра не существует,—подчеркивал Ибрагим Усмон в рецензии «Публицистика поэта» «написанной на вышеупомянутую книгу Г. Мирзо.

В печати же совокупность жанров журналистикиначиная с информации, отчетов, репортажей, интервью и кончая очерком и фельетоном), называют публицистикой. Исходя из этого, подзаголовок книги, Г. Мирзо «Труд и есть награда» может и должен состоять только из одного слова «публицистика» «поскольку, как ранее было отмечено, очерк сам по себе является одним из жанров публицистики (166,151).

Нам думается, что эта мысль рецензента в корне не верна. Подтвер ждением тому является и определение публицистики, данное. в «Краткой литературной энциклопедии» (1977 г.):" Публицистика—род литературы и журналистики. Подлинная публицистика— высший род журналистики" (III, 72−73) .

Очевидно, здесь слова «род» и «жанр» по значению тождественны, подобно тому, как иногда литературные роды— эпос, лирику, драму— называют литературными жанрами (169,158).

А.Бочаров также писал, что «публицистика всегда сопутствовала-литературе.Впрочем, точнее будет сказать, что публицистические жанры литературы всегда сопутствовали жизни, достигая наибольшего могущеотва в периоды крупных общественных потрясений» (86,76).В другой статье А. Бочаров писал, что публицистика— это «отрасль журналистики, имеющая свои жанры» (143,51)".

Подтверждением тому, что мысль Ибрагима Уомона не верна, может служить и высказывание И. К^зьмичева в монографии «Жанры русской литературы военных лет (1941;1945)»: «Как бы ни был близок очерк, к публицистике, все же эти жанры принадлежат к разным родовым категориям. Публицистика-^ это-политическая лирика в прозе. Очерк же по существу своему эпическое произведение, ибо основой, фундаментом его является освещенное художником конкретное событие, определенный жизненныйфакт. Очерк относится к эпическому роду и на этом осно** вании имеет ряд общих родовых примет с новеллой, повестью и ромаНОМ» (113,179). Мы разделяем точку зрения И, К. Ку зьмичева и с этих позиций во второй главе проводим анализ очерков военных лет, но историко-ис-следовательского очерка С. Айни «Восстание Муканны» «который ранее подробно исследован таджикскими филологами, мы не касаемся. Исследуемые очерки мы подразделяем на две группы: I) очерки, посвященные советским воинам, и 2) очерки о трудовом фронте.

Размышляя о таджикской литературе периода Великой Отечественной войны, исследователь Ш. Ниязи подчеркивал: «Изучение особенностей литературы этого периода и определение значения вдохновенного художественного слова в общенародной борьбе является одной из важных и насущных задач советского литературоведения» (Г7АД32)"Док~ ладчик на У1 съезде писателей Таджикистана (1971) А. Сайфуллаев, говоря о значении монографий Ш. Ниязи «Таджикская эпическая поэзия периода Великой Отечественной войны» (1965) и С. Салехова «Сати» 1 ра в таджикской печати 20−30-х годов" (Душанбе, 1969) отметил:" Изу-чение различных областей истории таджикской советской литературы с точки зрения жанровых и художественных проблем является важным достижением таджикской литературоведческой науки" (147,112).

Продолжая исследования таджикской эпической поэзии (Ш.Ниязи), драматурги^ и прозы^военных лет в третьей главе диссертации мы подробно рассиатриваем особенности лирической поэзии 1941;1945 годов, выявляем специфические черты таджикской лирической поэзии этого периода.

Спустя два года после окончания Великой Отечественной войны, на II съезде писателей Таджикистана М. Турсун-заде обратил внимание исследователей на эту важную проблему:" Таджикская литература, в особенности поэзия, воспевая боевые и трудовые подвиги, проявленные советскими людьми как. на фронте, так и в тылу, активно содействовала победе над врагом. Хотя количество произведений таджикской литературы этого периода невелико, но по качеству. и роли она превосходит довоенную литературу. И, что особенно важно, — в этот-тяжелый период всю таджикскую поэзию пронизывало чувство беспредельного патриотизма советских людей. Думаем, что даже риторические стихотворения военного периода заслуживают тщательного изучения, так как они сыграли важную пропагандистскую роль, вдохновляя народы на борьбу с врагом" (159,20).

Изучение лирики военного периода начиналось статьёй М. Гаф$ро-ва «Великая Отечественная в таджикской литературе» (Т.е., 1942,5 мар

Демидчик Л. Н. Героика труда и битв.—В кн. Таджикская драматургия 40−50-х годов.—Душанбе:Дониш, 1965, с.10−39.. .. 7.

Шарипов Дж. Отражение Великой Отечественной войны в таджикской прозе.— Душанбе: Дониш, 1981.—148 с. та) и предисловием Х. Юсуфи «Антифашистские стихотворения АЛаху-ти» к его сборнику «Боевые песни» .После гибели этих двух исследователей, павших в борьбе за освобождение Родины, начатое ими доброе дело перешло в руки их друзей, коллег по перу: С. Табаров, Ш. Хусейн-зад е, Н. Маъсуми, Х. Мирзо-заде и. др.

О литературе периода войны, в том числе о лирике тех лет, было написано несколько статей, посвященных творчеству отдельных. поэтов, и третья глава «Очерк таджикской советской литературы» .Впервые подробно этот вопрос исследован С. Табаровым в статье «Таджикская литература в годы Великой Отечественной войны» (157,100−124). В этом исследовании, как отмечается во введении монографии Ш. Ниязи, все роды литературы, а особенно поэзии, рассмотрены в самых общих чертах, а анализ идейно-художественных особенностей произведений не очень глубок (Х35,9).Следует добавить, что изучение публицистической литературы и вопросов связи и соотношения лирической поэзии военных лет с публицистикой до сих пор оставались вне поля зрения таджикских исследователей. Например, авторы третьей главы «Очерков истории таджикской советской литературы», анализируя эту область литературы, ограничились лишь одним абзацом:" Нужно сказать, что в годы войны таджикской литературе В1 значительной мере была присуща публицистическая направленность. Отличительные черты публицистических жанров ярко выступают в отдельных публицистических статьях, в выступлениях и речах писателей." (141,154).А в статье С. Табарова о большом патриотическом и интернациональном значении публицистических статей и стихотворений С. Айни военных лет и произвел ений А. Лахути, Дж. Икрами, М. Миршакара, М. Турсун-заде,$.Ниязи того же периода, говорилось в самых общих чертах (157,109).

В третьем томе «Истории многонациональной советской литературы» по существу только одно предложение касается вопроса публицистичности таджикской литературы военных лет?" Стихотворение «Месть» поэта-воина Х.Юсуфи. является лучшим образцом публицистической лирики военных лет" (109,434^.А ведь в таджикской литературе 19 411 945 гг., как и в литературах других советских народов, публицистика занимала видное место. Тесная связь таджикской литературы с публицистикой военного времени бесспорно вдохновляла таджикских мастеров слова.

Для выявления публицистических источников стихотворений, написанных таджикскими поэтами, мы обратились, в первую очередь, к периодической печати военного времени." Одна из особенностей литературы военных лет заключается в том, что советские писатели оперативно откликались на ежедневные военные события, доносили своим художественным словом вести с фронта до самых широких масс" (135,6). В этом таджикским поэтам особенно помог опыт русского революционного поэта В. В. Маяковского.Этот вопрос подробно. освещается Ш.Хусейн-заде в статье «Традиции В. В. Маяковского в таджикской советской поэзии» (171,218−241).Хотя вопрос взаимосвязи поэзии В. В. Маяковского с публицистикой в годы революции давно привлекает вни-. мание многих исследователей, в том числе В. Перцова, А. Метченко, З. Па-перного, В. Тимофеевой, Н. Калитина, В. Дувакина, И. Денисовой и.других литературоведов, изучающих творчество поэта," однако эта проблема продолжает оставаться остро актуальной." .Вопрос соотношения и связи поэзии В. В. Маяковского с публицистикой его времени проливает свет на творчестве поэта—трибуна (153,3).

Творчество представителей таджикской литературы военных лет также было ярко публицистичным.

В третьей главе нами рассматривается вопросы публицистичноети лирической поэзии военных лет, выявляются различные составные элементы, создающие пафос публицистичности в лирике, в том числе в любовной. Только комплексное решение всех вышеперечисленных вопросов даст нам возможность в нужной степени определить специфические черты лирической поэзии военных лет.

Публицистичность эпической поэзии и жанра рассказа 1941;1945 годов рассматривается нами в четвертой главе работы.

Как уже отмечалось"таджикская эпическая поэзия военных лет исследовалась Ш. Ниязи в основном в тематическом аспекте. Главное внимание было уделено идейно-художественному анализу поэм и притч, появившихся в годы войны. Мы же в своем исследовании затрагиваем ту часть военной поэзии, в которой очень ярко и выпукло проявляется публицистичность. Рассмотрение поэм, притч и рассказов под этим углом зрения может способствовать определению степени их публицистичности. Например, известный специалист в области журналистики и литературы А. В. Западов досконально изучил оды М. В. Ломоносова с точки зрения законов публицистики. Взгляд на оду как на публицистическое произведение позволил ему обнаружить ту особенность, о которой и не подозревали исследователи, рассматривавшие этот жанр с чисто литературоведческих позиций (143,44).

Хотя публицистические жанры утвердились в таджикской литературе после Октябрьской революции, традиции афористичности, роман- -тичности и философичности в ней имеют очень древнюю историю. Материалы пятой главы показывают, что современные таджикские литераторы в своих произведениях умело сочетали эти древние традиции*<�зновыми принципами художественного отображения героических свершений Советской Армии на фронтах и трудящихся в тылу. Говорят, в древности для того, чтобы железная палица была несгибаемой, ее изготовляли из оплава семи металлов. Точно так же переплетение различных элементов публицистичности с классическими традициями романтичности, афористичности и философичности в содержании стихов, способствуя воздействию художественных произведений на массы, тем самым укрепляло связь литературы с народом—борцом в годы войны.

— 12.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Как уже отмечалось, в таджикской литературе военного периода нет ни повести, ни романа, так как «писатели в начале войны были больше публицистами и очеркистами, чем беллетристами, создателями больших, широко охватывающих события произведений. Теперь, — ., сказал Н. Тихонов на X пленуме правления СП СССР, состоявшемся че-* рез неделю после. окончания Великой Отечественной войны, мы подошли ко времени, когда большой роман не является неожиданностью, когда у писателя есть возможность углубленно работать». .

Действительно, спустя некоторое время таджикский читатель. получил повесть С. Улуг-заде «Благородные друзья» (1947) и первую книгу романа Ф. Ниязи «Верность» (1949).

В сборник фронтовых очерков и рассказов Ф. Ниязи «Месть тад-жика» (1947) как «фронтовой рассказ» включено его произведение. -" Платок" (1943), которое впоследствии легло в основу романа «Верность». Вспоминая это, писатель пишет:" Я как участник Сталинград*". ской битвы вначале написал очерк о подвиге таджикского-бойца Са-фара Одинаева. Прочитав этот очерк, С. Айни направил мне письмо, в. котором советовал доработать очерк. Письмо вдохновило меня на ооз-дание романа «Верность» на основе очерка" .

Так, опыт журналистской деятельности помог С. Улуг-заде и Ф. Ни-язи в последующем создать крупные художественные произведения.

Между тем, исследователь советской публицистики А. Бочаров, ци—тируя олова писателя Ю. Олеши:" Ценность и значение современной ли тературы зависит именно от наличия в ней журналистской природы., интерес к тем областям жизни, которые обычно привлекали журналистов^ наши дни создает большую литературу. Все эти области захвачены борьбой между социализмом и капитализмом. От журналистского.

— 140 желания увидеть и объяснить рождается передовая, современная—нашего века, нашей эпохи— литература. подчеркнул «журналистское желание увидеть и объяснить— это и есть публицистика, открыватель и истолкователь новых явлений социальной действительности» (86,77).

Как подметил Дж. Шарифов, второй дополненный вариант книги Ф. Ни-язи «Верность» по сравнению с первым изобилует подробностями о Родине, о солдатской дружбе, исходящими из уст героя Сафара. Кроме того, иногда высказывания героя превращаются в неуместную риторику и голую публицистику, всем известные истины объясняются долго и нудно (178,58).

— На наш взглдд, ослабление публицистического начала в книге писателя. «Люди и встречи» (187,94) по сравнению с романом «Верность» связано с тем, что Ф. Ниязи с конца 1941 г. до начала 1943 г. работал в качестве ответственного редактора и заместителя редактора во-* енных газет «За Родину» ," Красноармейская правда" и «Фрунзевец», агитатора-пропагандиста Донского фронта и политруком 66-й Армии, воевавшей в Сталинграде. Многолетняя журналистская и политическая деятельность Ф. Ниязи не могля не сказаться на его творчестве. Особенно в начальном периоде создания такого крупного художественного произведения, как роман «Верность», это влияние, казалось, должно быть неизбежным.

Участие в военной печати определило генеральную. тематику .художественных произведений последующего периода. Беспримерные подвиги, проявленные советскими людьми разной национальности на войне, их чувства, переживания и помыслы воспеты не только в «Верности», но и в других произведениях писателя, сюда относятся книга очерков и рассказов «Отрывки из фронтовых рассказов» (1962), драматическое произведение «Мост» (1967) и романы «Не говори, Цтд лес пустой» (1974)," Невооруженные солдаты" (1983).На ГОТ съезде КПСС.

— 141 «• подчеркивалось: «Работы авторов, верных военной теме, учат любви к Родине, стойкости в испытаниях» (7,62).

Ф.Ниязи в предисловии к очерку «И в безнадежности есть надежда.» ошмечает, что очерк написан на основе документов, писем, фотографий и рассказов свидетелей и сообщает, что героем очеркаяв-ляется друг его детства А. Акрамов, вместе с которым писатель отправлялся на фронт, а в образе Давлята— героя романа «Не говори, что лес пустой» стремилоя воплотить незабываемый облик, черты характера этого друга" (50,90). .

Тяга к документальности и достоверности наблюдается и в очерках С. Улуг-заде «Герой Днестра, Вислы и 0дера» (1965), А. Бабаджана «Домулло Азизов» (1970) и М. Бабдджана «Ходи Кенджаев» (1970)?

Как отмечалось в третьей главе диссертации, таджикские. поэты широко использовали в качестве первоисточников и эпиграфов. своих стихотворений материалы печати, сообщения Совинформбюро, призывы главы Советского государства И. В. Сталина, высказывания ведающихся военачальников, таких как Александр Невский и др. Ничего не оставалось вне поля зрения писателей и поэтов.

Творческий опыт поэзии периода войны используется и теперь в. -наши дни, примером тому служат поэмы А. Каххари «Ночь перед. смертью», М. Каноата «Голоса Сталинграда» и К. Насрулло «Возглас невинных» жертв". .. .

Эти три произведения написаны на основе исторических фактов, их герои сами участники Великой Отечественной войны. А-Каххари ут-* верждает: «Хотя поэма моя в целом поовящена Герою Советского Сою- ' за Т^уйчи Эрджигитову, но в ней я рассказываю о своей военной судь* —.

Идейное содержание и особенности таджикской прозы о войне, созданной в послевоенный период, рассмотрены в исследованиях Й. Шу-курова (187,87−98) и Дк. Шарифова (178,110−136).

— 142 бе и о тысячах моих сверстников, участников войны" (37,123).

М.Шукуров заметил, что поэтические эпиграфы, которыми начинаются главы романа Д&к.Икрами «Я виновен», способствуя выпуклости описаний душевных состояний персонажей, углубляют драматизм переживаний и событий, происходящих в душе героев ?184"ПО).Именно с этйй целью М. Каноат в «Голосах Сталинграда» дает комментарии к письму Рубена своей матери Д. Ибаррури и выдержкам из письма немецкого солдата, приведенным в качестве эпиграфовЛаких исторических документов и подписей типа: «За Волгой для нас земли нет!» , — оставленных на стенах сталинградских домов, было не мало (43,38).

М.Каноат использовал эту историческую надпись в поэтическом монологе Главнокомандующего 62-й Армией Сталинграда—генерала Чуйкова:

За Волгой для нас земли нет, нет места Ни живым, ни мертвым нас от тебя не оторвать!

И еще. Из дневника немецкого солдата следующая запись приведена в предисловии четвертой главы: «16 ноября. Сегодня от жены получил письмо. Они уверены.что мы до рождества вернемся в. Германию и что Сталинград находится в наших руках. Какое великое заблуждение. Этот город превратил нас в бесчувственную группу. Сталинград— это ад на земле. Мы каждый божий день атакуем. Если нам удается-утром занять 20 метров, вечером отбрасывают нас обратно. Один русский соддат одну нашу группу может сломить морально и физически» (35,28).

Действительно, ефрейтор В. Опперман 18 ноября 1942 г. с подступа Сталинграда так писал своему брату (43,44), .

Романтичность ощущается и в том, что в разговор вступает земля, гора, вода, небо и солнце" ,—пишет исследователь (185,98).

— 143.

Точно так же в поэме «Голоса Сталинграда» в разговор вступают земля и река.

Автор статьи «Война и воин в современной поэме» Х. Атаханова упоминает, что каждое слово, издаваемое землей и рекой, наполнено романтикой великой жизненной правды, реалистической правдьиВот почему в отличие от «Сына Родины», где принципы реалистического отображения действительности по сравнению с романтическими еще слабы и не главенствуют, поэма «Голоса Сталинграда» является, подлинно реалистической. О реалистичности поэмы говорят и исторические факты, приведенные в качестве вступлений как к предисловию поэмы, так и к ее главам.

В первой главе «Голоса Сталинграда», так же как в. шестой гла-. ве «Сына Родины», земля— это мать, призывающая своих сыновей к борьбе за свободу. Однако заключительная глава произведения М. Каноата, названная «Голос матери», в отличие от поэмы М. Турсун-заде, является еще и страстным призывом матерей к миру.

Соглаоно мнению критика А. Сайфуллаева, именно в этой главе, «создав нетленный образ матери, поэт наделяет его романтическим духом бессмертия». .

В обоих произведениях подвиги, совершаемые героями, романтичны. Вспомним сцены, когда Кадыр выводит с поля боя немецкого офицера, извивая его седельным луком («Сын Родины»), а моряк— черноморец Миша бросается под танк с горящей в руке гранатой («Голоса Сталинграда»).

Изображение этих двух моментов из солдатской жизни-, реальныхв своей основе, в художественном произведении получили романтическую окраску. Поэт не без основания уподобляет Мишу—" живого-огня" Данко— герою романтического раосказа М. Горького «Старуха Из ер"* гиль», который пламенем своего сердца осветил путь борцадыза своб оду.

Как мы убедились, опыт поэтов военного времени, творчество которых представляет гармоничный сплав принципов романтического и реалистического отображения действительности, был творчески освоен и развит современным поэтом М.Каноатом.

В поэме Х. Файзулло «Ложе недуга», посвященной супруге Героя Советского Союза Саидкула Турдыева, реалистическое изображение событий отличается романтической и публицистической насыщенностью. Изображение переживаний подруги героя по получении ею извещения о гибели мужа, решение их единственного сына, выполнившего завещание матери о захоронении ее рядом с мужем на Украине, и другие реальные подробности бесспорно усилили драматизм произведения.

Участник Великой Отечественной войны М. Фархат, в то время делавший первые шаги в литературе, в партизанской поэме «Колодец» высмеивал тщетные усилия немецкого солдата Курта, надеявшегося на получение «железного креста», если задержит хоть одного партизана.

Обращение М. Фархата к опыту сатирических стихов М. Амин-заде, А. Дехоти, М. Миршакара, Дж. Сухайли и А. Лахути спустя 35 лет после победы в войне в значительной степени обогатило традиции этого жанра.

Новое освоение и осмысливание событий Великой Отечественной войны, духовной жизни советских воинов молодыми таджикскими литераторами и теми, чье детство совпало с жестокой войной, 20−35 лет спустя после окончания войны подробно рассматривается в статьях Дж. Шарифова «Художественная летопись Великой Отечественной войны» (177,139−145), Х. Мухаммадиева «Тайна мастерства» (134″ а", 138−144), в опубликованных докладах М. Каноата «Пять чувств поэта и шесть граней жизни» (120″ а", 77-в8), X. Атахановой «Поэзия 1976 г.» (82,83−99), в книге Ю. Акбарова «Судьба человека и судьба поэзии» (76,132−139) и др.

— 145 -БИБЛИ10ГРАФИЯ 1. ПР (ИЗВЕЩЕНИЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МАРКШША-ЛЕНИНИЗМА.

1. К. Марко и Ф. Энгельс об искусстве, в двух томах, т.1.-М.:Искуо*" ство, 1967,-584 с.

2. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. С прил.!К.Марко.Тезисы о Фейербахе."М.:Политиздат, 1980.-78 о.

3. Ленин В.Й.В редакцию газеты «Правда» .-Соч.4-е изд., т.35,о.23.

4. Ленин В. И. Карл Марко (Краткий биографический очерк с изложением марксизма).-Поли.собр.соч., т.26,с.43−93.

2.0адАЛЬНО-ДОШЕНТАЛЬШЕ МАТЕРИАЛЫ.

5. Брежнев Л. И. Речь на торжественном собрании представителей трудящихся Москвы.-Правда, 1980,1 апр.

6. История Коммунистической партии Советского Союза в шести томах, т.5,кн.I (1938;1945 гг.).-М.:Политиздат, 1970.-723 с.

7. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.:Политиздат, 1981."223 о.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Айни.-Айш С.^ллиёт,^.5.>«Душанбе:Ирфон, 19б3.^27б с-
  2. Айни.-Айнй С. Куллиёт,^.9.-Душанбе:Ирфон, 1969.^41б о.
  3. Айни.-Айнй С. Куллиёт,^.П, китоби якум.-Душанбе:Ирфон, 1963.508 с.
  4. Айни.-Айнй С. Ахгари ин1 $илоб.-Душанбе:Ирфон, 1974.~264 с.
  5. Айни.-Айнй С. Ча^ор номаи уотод.-Садои Шар^ (в дальнейшем:1. С.Ш.), 1973,№ 4,0.82−66.
  6. Акобиров Ю. Дарисов Ш. Айни.-М.:Молодая гвардия, 1968¿--I44 с¿-
  7. Алиццжан.-Олимжонамид.Беш томлик асарлар мажмуаси, 4-том.
  8. Тошкент:Рафур Рулом номидаги Дцабиёт ва санъат нашри&ги, 1972.-272 о.
  9. Амин-заде.-Аминзода М. Ба^ори дил.-Душанбе:Ирфон, 19б4.-624 с.
  10. Афсахзод.-Афса^зод А.^офизнома.-Душанбе:Ирфон, 1971.-104 с.
  11. Ахроров, Негматуллаев.-Аз^роров У., Неъматуллоев ^.^алолат бод,
  12. Ибохон!- Х^ик^ати аскари сурх, 1944,10 апр.
  13. Барои Ватан (3а Родину).-Сталинобод:Нашр.давл.То^., 1941.-104 с.
  14. Война и победа („Комоомольокая правда“ в Великой Отечественнойвойне)."М.?Молодая гвардия, 1976.-368 с,
  15. Г&ни.-Ранй С. Касооз!-Тоникистони оурх (в дальнейшем: Т. е.), 1942,29 авт.
  16. Г^лям Гафур.-Рафур Рулом. АсарларДО томлик, 7-том.-Тошкент:
  17. Рафур Рулом номидаги Ддабиёт ва саньат нашриёти, 1975.-432 с.
  18. Дехоти.-Де^отй А. Гвардиячийни ме^нат.-Т.о., 1943,3 окт.
  19. Дехоти.-Де^отй А. Куллиёт, н.1*-Душанбе:Ирфон, 1965376 о.
  20. Дехоти.-Де^отй А. Куллиёт, ч,.4.-Душанбе:Ирфон, 1966.""768 с.
  21. Дехоти.-Дез^отй А. Куллиёт, ч.5.-Душанбе:Ирфон, 1966.-472 о.
  22. Дкавхари.-Чав^арй З. Асар^ои мунтахаб.-Душанбе:Нашр.давл.То^., 1962.-304 с.
  23. Джавхари-заде.-Ч, ав^аризода С. Гулшани афрухта.-Сталинобод:
  24. Нашр.давл.Тон*, 1959.-576 о.
  25. Диалил.-Налил Р.^икоя^ои замонтанг.-Сталинобод:Нашриёти давлатии назди СКХ РСС То^икистон, 1944.-92 о.
  26. Дкалил.-Налил Р.Марьямваркор.-Т.с., 1945,8 май.
  27. Дкомеъ-ул-хикоёт.—Нрмеъ-ул-^икоёт,.1.-Душанб е: йрфон, 198 0."464 с.
  28. Зарбулмасал ва маколхои точикй.-Зарбулмасал ва ма^ол^ои то^икй.Тартибди^андагон А. Писарчик, С. То^иддинов, М.^амид^онова.-* Сталинобод: Нашр.давл.То^., 1960.-228 с.
  29. Знамена победы, в двух томах, т.1.-М.:Правда, 1975.-496 с.
  30. Икрами.-Икромй Н*В°Рошил°вчиён.-Т.с., 1941,6 сент.
  31. Икрами.-Икромй ^.Мактубз^ои)^аким Карим.-С.Ш., 1969,№ 1,с.96−115.
  32. Каноат.-1^ноат М. Суруши Сталинград.-Душанбе:Ирфон, 1972.-62 о.
  33. Карим.-Карим.Таронаи му>$аббат.-Т.с., 1941,28 окт.
  34. Каххори.-Цаэ^орй А. Ва^те ки тугого хомуш мешудавд.<*С.Ш., 1973,5,с.120−123.
  35. Кригер Е. Так рождались соадаты.-Неделя, 1975,№ 19,с.14−15.
  36. Лесная Л. Му^аммадй Ибро^имов.-Т.о., 1941*28 окт.
  37. Лахути.-Ло^утй А. Парриши Орёл ра^и ма^судро наздик кард.1. Т.о., 1943,15 авт. .
  38. Лахути.-Ло^утй А. Асар^ои му нтахаб.-Стали ноб од: Нашр .давл.Тон,.1949.-456 с.
  39. Лукницкий В. В горах и сердцах людей.-Душанбе:Ирфон, 1971.-448 с.
  40. Мир, признательный Сталинграду.-„Волгоград: Нижне-Волжскоекниж.изд-во, 1973."Д76 с.
  41. Миршакар М. Афандй дар Берлин.—Т.о., 1942,8 июль.
  42. Мирпнцсар М.^ишло^и тиллой. Панчи ноором.-Сталинобод:Нашр.давл.1. То^., 1950.-64 р.
  43. Миршакар М. Куллиёт,^.2.-Душанбе:Ирфон, 1972.-396 с.
  44. Миршакар М. Айёмиавонй.-Душанбе:Ирфон, 1972.-112 с.
  45. Насир.-Нооири Хисрав. Гулчине аз девони ашъор. Тартибди^аедава муаллифи сарсухан К.Айни.-Сталинобод:Нашр.давл.То^., 1957.-180 о.
  46. Ниязи.-Ниёзй Ф. Инти^оми то^ик.-Сталинобод:Нашр.давл.То^., 1947.-116 с.
  47. Ниязи.-Ниёзй Ф. Аз ноумеди^о басе умед аст.-С.Ш., 1975,№ 5,о.90−102.
  48. ОЗиди.-Обидй){.А^ибгох.-'Т.о., 1941,26 оент.
  49. Озод Р. И^бол.-Сталинобод:Нашр.давл.Точ""1951.-120 о.
  50. Озод Р. Ашъори мунтахаб.-Сталинобод:Нашр.давл.Тон., 1959.-Г75 о.
  51. Рахим.-Бо^й Ра^им.Ба фронт.-Сталинобод:Нашриёти давлатии назди СКХ РСС Точ^кистхзн, 1945.-22 о.
  52. Рахими.-Ражими М. Шеър^ои интихобкардашуда.-Сталинобод:Нашр.давл.То^., 1940.-294 с.
  53. Рахими.-Ражими М. Ба душман бераз^м бош!(БарЬи з^аёт).-Сталинобод :Нашриёти давлатии назди СКХ РСС То^кистон, 1944.-48 о.
  54. Рахими.-Ражими М. Ро^и равшан.-Сталинобод:Нашр.давл.То^., 1952.266 о.
  55. Рохи пуршараф.-Роз^и пуршараф, мачмуаи адабй.-Сталинобод:Нашрити давлатии назди СКХ РСС То^кистон, 1944.-130 о.
  56. Сиру&.Б.Чанг дар дами дарвозаи Сталинград.-Т.о., 1944,5 март.
  57. Сталин И.В.О Великой Отечественной войне Советского Союза, 5. е изд.-М.:Политиздат, 1953.-208 о. .
  58. Таронаи разаб.-Таронаи разаб, мачмуаи з^икояз^о ва шеьр^о.-Сталинобод:Нашр.давл.То^., 1943.-128 с.
  59. Толстой А.Избр.соч.в шести томах, т.УХ.-М.:Сов.писатель, 1953.633 с.
  60. Фазылов.-Фозилов М. Фар^анги ибораз^ои рехтаи забони з^озираиточик,^.2.-Душанбе:Ирфон, Х964.-804 о.
  61. Юоуфи.-Юсуфй Э^.Аз з^авою обу замин."Т.о., 1941,25 июнь.
  62. Юсуфи.-Юоуфй Х,.Лаз$за^ои хурсавдии ман.-Маориф ва маданият (вдальнейшем: М. ва м.), 1975,6 май.
  63. Юсуфи.-Юсуфи Х^Роз^и нотамом.^Душанбе:Ирфон, 1973.-260 о.
  64. Х^вяхои зарбулмаоал. Цикоя^ои зарбулмаоал. Гирдоваранда М.Фозилов.-Душанбе:Йрфон, 1967.-184 6.
  65. Абдулло Ф. Иноон ва чамъият.-С.Ш1976,№ 2,с.132−142.
  66. Абдуджаббаров.-Абду^абборов А. Айнй— публицист.- Точикистонисоветй, 1978,26 фев.
  67. Абрамов А. Лирика и эпоо Великой Отечественной войныСоветский писатель, 1972.-672 о.
  68. Адабиёти совети.-Ацабиёти советй барои синфи X.-Душанбе:Ирфон, 1971.-408 о.
  69. Акбаров Ю.^исмати инсон ваиомати шеър.-Душанбе:Дониш, 1980.196 о.
  70. Армугон .-Армур-он.-Самарканд :Матбааи ш. Панча^ент, 1970.-264 с.'
  71. Аорори.-Асрорй В. Адабиёт ва фольклор (^иоми аввал).-Душанбе:1. Ирфон, 1967.-280 с. .
  72. Агаханова.-Отахонова Х. Падидаз^ои нав^уи.-Душанбе:Ирфон, 1972.176 е.
  73. Атаханова.-Отахонова Х. О^ангз^ои тозаи шеъри имруз.-В кн.1 Пайвацди з$ис ва авдеша.-Душанбе:Ирфон, 1982, с.83−99.
  74. Атаханова."0тахонова Х. Ч^нг ва ч4анговар дар достони муосир.1. М. ва м., 1975,6 май.
  75. Атаев.^Атоев М. Эчрдиёти давраи Данги Бузурги Ватании С.Айнй.
  76. Газетаи муаллимон, 1958 Д5 апр.
  77. Белинский В. Г. Собр.ооч.в трех томах, т.З.-М.:ГИХЛ, 1948.-928 с.
  78. А. Существует такое качество— публицистичность.
  79. Брагинский И. С. Садриддин Айни, очерк жизни и творчества.-М.:1. ГЙХЛ, 1954.-200 с.
  80. Брагинский Й. С. Жизнь и творчество Садриддина Айни.~М.:ГИХЛ, 1959.-200 с.
  81. Брагинский И.С.^аёт ва эчодиёти Садрвддин Айнй.-Душанбе:йрфон, 1968.-196 с.
  82. Брагинский И. С. Проблемы творчества Садриддина Айни.-Душанбе:1. Ирфон, 1974.-176 с.
  83. Брагинский И.С.Анъана^ои адабиёти форсу то^ик.-С.Ш., 1968,№ 2,с.127−131.
  84. Валиходжаев.-Валиху^аев Б. Тамоил^ои романтики ва реалиста дарнасри устод.-^ар^ати Узбекистон, 1975,15 апр.
  85. Г&фаров.-Раффоров У. Матбуоти Точркистон дар солкой Чанги Бузурги Ватани.-Коммунисти То^кистон, 1975,№ 4,с.45−50.
  86. Гафуров.-Рафуров М. Чанги Ватанй дар адабиёти то^ик.-Т.о., 1942,5 март.95иаиГеронимуо Б. Летопись мужества и братства.-Звезда ВостокаД982, № 6,с.160−163.
  87. Глинкин П. Муза в походной шинели. Очерк, публицистики о Великой
  88. Отечественной войне.-Лениздат, 1971.-1бО с.
  89. Горький М.Собр.соч.в тридцати томах, т.24.-М.:ГИХЛ, 1953.-576 с.
  90. Гулямов С. Таджикская советская интеллигенция.-Душанбе:Ирфон, 1974.-176 с.
  91. Демидчик Л. Публицистичность драмы и отражение современности.
  92. В кн.-Дашнномаи Мирзо Турсунзода.-Душанбе, Дониш, 1971, с.92−99.
  93. Демидчик Л. Личный опыт и художественное обобщение.-Памир, 1972,5,с.71−77.
  94. Джашнномаи Айни.-^ашнномаи Айнй,*$узъи 1У.-Душанбе:Дониш, 1971.344 с.
  95. Журбина Е. Искуоство очерка.-М.Советский писатель, 1957.-222 о.
  96. Журбина Е. Повесть с дя§ вмн сюжетами (0 публицистической прозе).
  97. М.:Советский писатель, 1974.-296 с.
  98. Икрами.чйкромй Чь. Инти^омй то^ик.-Шар^и оурх, 1947,№ 8,0.34−36.
  99. НО. Канторович В. Заметки писателя о современном очерк е.^.?Советский писатель, 1973.-544 с.
  100. Левшина И.1^айд^о оид ба таърихи тараздиёти хикояи советии тоик.-Шар^ сурх, 1955,№ 12,с.83−109. .
  101. Советский писатель, 1970.-336 с. ~
  102. Лахути.-Ло^утй А. Дар бораи шеъру шоирй.-С.Ш., 1967,№ 12,о.129.
  103. Лурье А. Н. Поэтический эпос революции.-Л. Наука, Ленинградское отд., 1976.-208 с. 120"а,.Каноат.-{5аноат М. Пан^ э^соси шоир ва шашати зивдагй.-С.Ш."г1976,№ 7,с.77−88.
  104. Маймин В.А.О русском романтизме .-М. ¡-Просвещение, 1975 .—240 с.
  105. Максакова В. В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны.-М. ¡-Наука, I977.-344 с.
  106. Мамаджанов.-4Яамажонов С. Улур Ватан уруши даврида узбек ада-„биёти.-Тошкент:$ан,$ 975.- 172 о.
  107. Маниязов.-„Маниёзов А. Публицистика ва назми устод Садриддин
  108. Айни.-Сталинобод^ашр.давл.Точ., 1958--152 с. ~
  109. Масъалахои адабиёти муосири точик.-Масъалахои адабиёти муосири то*$ик.-Душанбе:Ирфон, 1970.-416 с.
  110. Маъсуми.-Маьсумй Н. Му^аммад^он Ра^имй.-Сталинобод:Нашр.давл.1. То^., 1960.-88 с.
  111. Маяковский В.Полн.собр.соч., т.12.-М.Гослитиздат, 1959.-715 с.
  112. Мирзо-заде.-Мирзозода Х.^абиби мо.-С.Ш., 1967,№ 2,с.127−133.
  113. Мирзо-заде.-Мирзозода Х. Табъи оташбор.-Точикистони советй, 1967,18 март.
  114. Миршакар М. Чанд сухан дар бораи драматургияи точик.-С.Ш., 1966,№ 5,с.81−89.
  115. Муллоджанов.-Муллогонов М.^исоаи арзанда.-Шар^и сурх, 1963,4,0.142−156.
  116. Муниров К. Ога^ий.-Тошкент:Узбекистон ССР Фанлар Академиясинашриёти, 1959#-56 с.
  117. Мусулмонкулов.-Мусулмон^улов Р. Са^ъ ва сайри таърихии он дарнаори то^к.-Душанбе:йрфон, 1970.-217 с. 134"а“.Мухаммадиев.-Му^аммадиев ^.Се^ри майорат.-Ю.Ш., 1976,№ 11, с.138−144.
  118. Ниязи.-Ниёзй Ш. Назми эпикии то^к дар солкойанги Бузурги Ватанй.-Душанбе:Нашрийти Академияи фанзой РСС Точикистон, 1965.-196 с.
  119. Ниязи.-Ниёзй Ф. Саба^ои уотод.-Точикистони советй, 1978,9'апр. Овчаренко А. И. Публицистика М.Горького.- 2-е изд., доп.-М.:
  120. Советский писатель, 1965.-628 с. Озмитель Е.К.О сатире и юморе.-Л.:Просвещение, Ленинградскоеотд., 1973.-192 с.
  121. Очерки таърихи адабиёти советии точик.-Очерки таърихи адабиёти советии то^ик, 1 $.2.-Сталинобод:Нашр.давл.То^., 1957.-524 с.
  122. Прохоров Е. П. Публицист и действительность.-Изд-во Московского университета, 3973.-318 с. Рахимов.-Рахимов Н. Садридцин Айний.-Тошкент:Фан, 1970.-164 с. 135.136.137.138.139.140.141.142.143.
  123. Сайфуллаев.-Сайфуллоев А. Тафаккур ва образ.-Душанбе:йрфон, 1968.-167 с.
  124. Сайфуллаев.-Сайфуллоев А.^ам^адами замон.-М.ва м., 1971,17 июль
  125. Сайфуллаев.-Сайфуллоев А. Тан^вди адабй дар мубориза бароиидеал^ои коммуниста.-С.Ш., 1971,№ 7,0.111−119.
  126. СайфуллаевДемвдчик.-Сайфуллоев А. Демидчик Л.Дустии хал^о—дустии адабиёт.-С.Ш., 1972,№ 12,с.132−145.
  127. Сайфуллаев.-Сайфуллоев А. Тад^и^и лирикии к^рамонии хал^.1. М. ва м., 1975,15 июль. '
  128. Сайфуллаев.-Сайфуллоев А. Чорчии дустй.-С.Ш., 1975,№ 8,с.101−110.
  129. Сайфуллаев.-Сайфуллоев А. Мактаби Айнй.-Душанбе:Ирфон, 1978.352 о.
  130. Сирус Б. Вазни ашъори Х, абиб Юсуфй.-В кн.:Чашнияи Барром Сирус.
  131. Душанбе:Дониш, 1977.-176 с.
  132. Смородин А. А. Поэзия В.В.Маяковского и публицистика 20-х годов.-Л.: Наука, Ленинградское отд., 1972.-272 о.
  133. Спивак И. Советская поэзия периода Великой Отечественной войны в жанровом развитии.-Изд-во Львовского ун-та, 1972.-160 с.
  134. Сучков Б. Исторические судьбы реализма.-М.:Советский писатель, 1977.-528 о.
  135. Табаров С. Адабиёти то^ик дар давраи Чанги Бузурги ВатанЙ.
  136. Шар^и сурх, 1954,№ 6,с.100−125.
  137. Турсун-заде.-Турсунзода М. Адабиёти то^ик ва вазифа^ои он.
  138. Шар^и сурх, 1947,№ 12,с, 3−20.
  139. Турсун-заде.-Турсунзода М. Куллиёт,%.3.-Душанбе:Ирфон, 1979.432 с.
  140. Улуг-заде.-Улурзода С. Адабиёти советии то^ик дар сол^Ои ^анги
  141. Бузурги Ватанй (Маъруза дар пленуми II правленияи Иттифо^и нависандагони Точикистон).-Т.с., 1944,19 ноябрь.
  142. Улуг -заде.-Улурзода С. Нависанда ва олим.-Шар^и сурх, 1947,№ 2−3,с.2−3.
  143. Улуг-заде С.Единение.-Душанбе:Таджикгосиздат, 1963.-200 с“
  144. Усман Ибрагим.-Усмон Ибро^им.Публицистикаи шоир.-С.Ш., 1978,9,с.150−153.
  145. Усманов.-Усмонов И. Шуълаи ин^илоб.-С.Ш., 1975,№ 9,о.146−148.
  146. Хаоанов.—^асанов М. Садрвддин Айний публицистикаоининг роявий-бадиий хусуоиятлари.-Дис. кавд.филол.наук.-Ташкент, 1970.-231 с.
  147. Ходи-заде, Шукуров, Абдуджаббаров.-^одизода Р., Шукуров №., Абду^абборов Т. Фар^анги истило^оти адабиётшиносй.-Душанбе: Ирфон, 1966.-188 о.
  148. Худойдодов Б. Чавд сухан аз таърихи инкишофи очерки то^йк.
  149. В кн.:Суруди одамони на^иб, Душанбе, Ирфон, 1972,^0.5−14.
  150. Хусейн-заде.-^усейнзода Ш. Ба^с ва андеша.-Душанбе:Ирфон,, 1964.-264 о. .
  151. Душанбе:Ирфон, 1974.-76 с. .
  152. Шавкат Н. Назми то*$ик ба хизмати Цанги Бузурги Ватанй.-С.Ш., • 1965,№ 5,с.132−144. ~
  153. Шарипов.-Шарифов Х. Мар^ила^ои адабй ва методи эчрдй.“<1.Ш., 1979,№ 5,с.133−140.
  154. Шарипов.-Шарифов Ц. Адибе ки боаёт баробарадам мезанад.1. С.Ш., 1964,№ 9,0.38−47.
  155. Шарипов.-Шарифов Д. Солномаи бадеии Цанги Бузурги Ватанй.1. С.Ш., 1975,№ 5,с.139−145.
  156. Шарипов.-Шарифов Ч^.Инъикоои Цанги Бузурги Ватанй дар насрито^ик.-Душанбе:Дониш, 1981.-148 с.
  157. Шодикулов Х. Черты новаторства таджикской советской поэзии30. х годов (I929-I94I): Автореф.дис. канд.филол.наук.-М., 1977.-26 с.
  158. Шодикулов.-Шоди^улов Х^.Рузнома ва шеър.-С.Ш., 1974,№П, с.134~143.'. •
  159. Шукуров М. Сухан аз лирика ва мазмуниаётии он.-С.Iff., 1965,, № 2,с.78−105. .
  160. Шукуров М.^ар суханоёву ^ар нукта ма^оме дорад.-Душанбе:
  161. Ирфон, 1968.-160 с. 185. Шукуров М. Самопознание жанра.-Памир, 1972,№б, с.7б-81. :
  162. Шукуров М. Диди эстетикии халк^ ва насри реалисти.-Душанбе:1. ИрфонД973.-160 о.
  163. Шукуров М. Па^лу^ои таД^и^и бадей.-Душанбе:Ирфон, 197б.-272 с.
  164. Шукуров М.^офизаи таърихй ва таърихият.-В кн.:Пайванди замокло ва хал^хр.Душанбе, ИрфонД982, с.183−194.
  165. Шукуров М. Насри солкой 1945−1974.-Таърихи адабиёти советиито^ик, инкишофи жанр^о, иборат аз шашилд, ч.1У.-Душанбе: ДонишД980.-384 с. — -
  166. Шукуров М. Демидчик Л.Насри Ч4алол Икромй.-Душанбе:Ирфон, 1979.144 о.
  167. Юсупов. r-Юсу фов К. Сотим Улурзода (Х, аёт ва фаъолият) .-Сталинобод :Нашриёти АФ РСС То^икистон, 1961.-26 с.
  168. Юсупов.-Юсуфов К. Э^одиёти Сотим Улурзода дар солкой ^анги
  169. Бузурги Ватанй.-Мактаби советй, 1961,№ 9,с.44−49.
  170. Юсупов.-Юсуфов К. Сотим Улурзода ва повести тар^имаи^олии у
  171. Суб)$иавонии мо».-ДушанбеДониш, 1968.-126 с.
  172. Юсупов.-Юсуфов К. Абдуеалом Де^отй.-Душанбе:Дониш, 1971.-28 с.
Заполнить форму текущей работой