Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Средства доказывания при расследовании автотранспортных происшествий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Допрос водителей, причастных к ДТП, обычно имеет определенные сложности, связанные с тем, что данные лица заинтересованы в исходе дела. Поэтому они стремятся объяснить обстоятельства происшествия так, чтобы смягчить свою вину или избежать ответственности. Они обычно уменьшают скорость движения управляемой ими автомашины, расстояние, с которого заметили аварийную опасность на дороге, и поэтому… Читать ещё >

Средства доказывания при расследовании автотранспортных происшествий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основными средствами установления и доказывания главных (ключевых) обстоятельств по делам об автотранспортных происшествиях служат осмотр места происшествия и транспорта, судебно-медицинское освидетельствование водителей, допросы участников и очевидцев автопроисшествия, следственный эксперимент и назначение экспертиз. Осмотр места автотранспортного происшествия и автотранспорта имеет определенную специфику. Она определяется видом происшествия и своеобразием осматриваемого места. Это всегда открытый участок местности с движением транспорта, уничтожающим следы автопроисшествия. Значит, по прибытию на место аварии надо сразу же:

  • — обеспечить безопасность проведения осмотра, закрыв с помощью работников ГИБДД часть проезжего участка или всю дорогу, организовав объезд, для проведения следственного действия;
  • — оказать помощь пострадавшему (пострадавшим) и при необходимости транспортировать его (их) в ближайшую медицинскую организацию;
  • — зафиксировать обстановку ДТП, т. е. взаимное расположение автомашин, следов и иных вещественных доказательств.

Фиксирование осуществить путем фотосъемки, замеров и привязки объектов к координатам на местности. Очертить мелом положение колес причастных к ДТП автомашин, следы начала и окончания торможения, волочения, юза и т. п. Замеры делают от правого тротуара или обочины по ходу движения транспорта. Исходными точками могут быть перпендикуляр угла дома, километровый или телеграфный столб либо иной ориентир. Дорожная обстановка, положение объектов, следов и вещественных доказательств обязательно фиксируются на масштабной схеме ДТП, фотоили видеосъемкой.

При проведении осмотра места происшествия следователь должен стремиться:

  • 1) как можно быстрее восстановить нормальную работу транспорта;
  • 2) в первую очередь осматривать менее устойчивые следы;
  • 3) осматривать следы, характеризующие вид и механизм автотранспортного происшествия.

В соответствии с этим первоочередному осмотру подлежат следы, указывающие на точку наезда или место столкновения; кровь, масла автомашины, месторасположение осколков фар или осыпей грязи с автотранспорта. При осмотре места автотранспортного происшествия обязательному исследованию подлежат следы торможения, юза, иные следы движения транспортных средств. При наличии трупа — его месторасположение, поза, местонахождение крови, мозгового вещества, точки наезда и других объектов, которые позволяют воспроизвести механизм происшествия и положение пострадавшего в момент аварии. Осматривается одежда пострадавшего, на которой можно обнаружить следы протектора, краски, грязи и т. п., что способствует восстановлению обстоятельств аварии. При осмотре транспортных средств выявляются следы, образовавшиеся во время ДТП, восстанавливается механизм происшествия, устанавливается техническое состояние транспортного средства (состояние тормозной системы, рулевого управления, шин, осветительных приборов). Необходимо зафиксировать следы рук на ручках управления автомобилем для установления водителя, следы крови, мозгового вещества и пальцев рук на корпусе автомашины для восстановления механизма происшествия. Освидетельствование водителей-участников автотранспортного происшествия необходимо для установления наличия или отсутствия у них алкогольного или наркотического опьянения. Предварительную проверку этого можно сделать с помощью индикаторов, имеющихся у сотрудников ГИБДД. Однако реакция индикаторов на алкоголь не специфична. Она наступает и по другим причинам — болезнь зубов, желудка, принятие лекарств, использование зубных паст или конфет, в состав которых часто входят спиртосодержащие компоненты, и т. д. Поэтому результаты применения индикаторов не имеют доказательственного значения. Факт опьянения устанавливается только путем проведения судебно-медицинской экспертизы.

Допрос водителей, причастных к ДТП, обычно имеет определенные сложности, связанные с тем, что данные лица заинтересованы в исходе дела. Поэтому они стремятся объяснить обстоятельства происшествия так, чтобы смягчить свою вину или избежать ответственности. Они обычно уменьшают скорость движения управляемой ими автомашины, расстояние, с которого заметили аварийную опасность на дороге, и поэтому не имели технической возможности ее избежать или предотвратить. В некоторых случаях сообщаемые водителем доводы не только не смягчают его долю ответственности в ДТП, а наоборот, ее усиливают. Достоверность изначальных сведений о происшествии, сообщенных водителем — участником ДТП, нужно проверять комплексом следственных действий, включающим допросы очевидцев, следственный эксперимент, назначение экспертиз. Допрос свидетелейочевидцев также имеет ряд особенностей, которые связаны как со спецификой рассматриваемого вида происшествий, так и своеобразием условий его восприятия. Всех свидетелей-очевидцев по условиям восприятия ими ДТП можно разделить на четыре группы:

  • 1) находившиеся в транспортном средстве и описывающие происшествие, а также те действия водителя этого транспортного средства, которые они успели заметить, и те действия, которые, как они полагают, он осуществлял или должен был осуществить так, как они видели из транспортного средства;
  • 2) находившиеся вблизи автотранспортного происшествия и видевшие картину его протекания полностью или частично;
  • 3) находившиеся вдали от автотранспортного происшествия, видевшие его полностью или частично;
  • 4) наблюдавшие отдельные элементы протекания события ДТП или его обстановки (интенсивность движения транспорта во время происшествия, метеоусловия, визг тормозов, удар транспортных средств при их столкновении и т. д.).

Свидетелей-очевидцев необходимо допросить о:

  • 1) тех условиях и обстоятельствах, в которых они находились и наблюдали автотранспортное происшествие или его детали;
  • 2) действиях водителя, управлявшего транспортным средством, и характере движения этого транспортного средства;
  • 3) поведении потерпевшего или характере движения другого транспортного средства;
  • 4) механизме протекания события происшествия и его последствиях;
  • 5) фактической обстановке до и в момент происшествия, которую нельзя выявить в процессе осмотра места происшествия;
  • 6) наличии и расположении автомашин в момент аварии, характере их движения, условиях видимости, наличии помех;
  • 7) скорости движения автотранспортных средств — участников аварии, направлении их движения (прямолинейное, под углом и т. п.);
  • 8) действиях водителя после происшествия (подавал автомобиль назад, вперед, оказывал помощь пострадавшему и т. д.).

Получить ответы на приведенные вопросы обычно нелегко. Это связано как с трудностями восприятия фактов ДТП, так и с тем, что многие из них являются понятиями оценочными (близко/далеко, быстро/медленно и т. п.), которые даются исходя из субъективного представления допрашиваемого. Поэтому при расследовании автотранспортных происшествий часто сталкиваются с противоречиями в показаниях свидетелей. Устранить эти противоречия можно путем проведения допроса на месте происшествия или посредством следственного эксперимента. К протоколу рекомендуется приложить схему с указанием места нахождения свидетеля и расположения объектов, о которых он сообщает. Следственный эксперимент является одним из следственных действий, направленных на выяснение механизма протекания ДТП и его отдельных обстоятельств. При расследовании автотранспортных происшествий проводятся следственные эксперименты по установлению:

  • 1) возможности наблюдения, восприятия какого-либо факта, явления;
  • 2) возможности наблюдения, восприятия какого-либо действия;
  • 3) возможности существования какого-либо факта;
  • 4) механизма отдельных деталей события;
  • 5) процесса образования следов события, о котором стало известно в ходе расследования.

Наибольшее распространение в практике расследования автотранспортных происшествий имеет проведение следственного эксперимента, направленного на установление скорости движения. Нередко знание этой величины является решающим в определении состава преступления и вины конкретного участника происшествия. Кроме того, проводятся следственные эксперименты на возможность видеть, слышать, совершать определенные действия в конкретных условиях. Следственный эксперимент, всесторонняя оценка его результата и сопоставление с другими доказательствами по делу, несмотря на некоторую условность, дают возможность определить действительные обстоятельства происшедшего ДТП и вину конкретного лица в его совершении. Назначение судебных и криминалистических экспертиз является важнейшим средством расследования автотранспортных происшествий и установления обстоятельств, подлежащих доказыванию. Обычно при расследовании рассматриваемой группы преступлений назначаются экспертизы: судебно-автотехническая, транспортно-трасологическая, КЭМВИ, судебно-медицинская экспертиза трупа и вещественных доказательств, судебно-почвоведческая и комплексные (медико-автотехнические, медико-криминалистические, трасолого-автотехнические и др.).

Судебно-автотехническая экспертиза помогает установить:

  • 1) скорость движения автомашины по следам торможения;
  • 2) наличие или отсутствие у водителя технической возможности предотвратить наступление вредных последствий в конкретных дорожных условиях;
  • 3) техническую правильность действий водителя в конкретной ситуации с учетом техники вождения и требований безопасности движения;
  • 4) техническое состояние автомашины, время и причины возникновения неисправностей;
  • 5) тормозные и остановочные пути, фактические данные и технические возможности автомашины в различных дорожных ситуациях.

Транспортно-трасологическая экспертиза способствует установлению:

  • 1) вида, типа, модели транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия;
  • 2) вида, типа, модели транспортного средства, на которое устанавливаются шины, следы которых обнаружены на месте происшествия;
  • 3) принадлежности следов, обнаруженных на месте происшествия, конкретному транспортному средству.

Судебно-медицинская экспертиза решает следующие вопросы:

  • 1) каков характер и расположение следов и повреждений на одежде и теле потерпевшего;
  • 2) где расположено место приложения травмирующей силы и каково ее направление;
  • 3) какими частями автомобиля причинены повреждения телу потерпевшего;
  • 4) какова причина смерти и др.

Судебно-почвоведческая экспертиза помогает определить:

  • 1) имеются ли на представленном предмете наслоения веществ почвенного происхождения;
  • 2) является ли представленное вещество почвой;
  • 3) имеются ли в почве какие-либо включения, характерные для конкретного участка местности;
  • 4) каков механизм образования загрязнений на предметах одежды и других предметах-носителях;
  • 5) имеют ли общую групповую принадлежность загрязнения, обнаруженные на месте ДТП и на одежде потерпевшего, и загрязнение на конкретном транспортном средстве;
  • 6) не происходят ли загрязнения, обнаруженные на месте столкновения транспортных средств или наезда на пешехода (на одежде потерпевшего), от вышеназванного транспортного средства, т. е. имел ли место факт контактного взаимодействия между транспортным средством и пешеходом или между транспортными средствами.

На разрешение металлографической экспертизы ставятся вопросы:

  • 1) какова марка металла (сплава), из которого изготовлена представленная на исследование деталь или ее часть;
  • 2) не составляли ли единого целого обломок и деталь, представленные на исследование;
  • 3) какова причина износа детали;
  • 4) имелись ли в детали скрытые дефекты;
  • 5) когда наступило разрушение детали — до происшествия, во время происшествия или после него.

Криминалистические экспертизы материалов, веществ, изделий при расследовании автотранспортных происшествий могут быть нескольких видов: лакокрасочных материалов и лакокрасочных покрытий; изделий из стекла; волокнистых материалов и изделий из них; нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов. Эти экспертизы определяют характер вещества, представленного на исследование, его вид и общую родовую (групповую) принадлежность с частицами вещества, изъятыми с места происшествия или другого транспортного средства, одежды потерпевшего.

Комплексная медико-автотехническая экспертиза помогает определить:

  • — тип, модель, марку транспортного средства, которым был совершен наезд на пешехода;
  • — исходя из полученных телесных повреждений у лиц, находившихся в транспортном средстве при столкновении, из следов на одежде, обуви, частях транспортного средства, установить, кто сидел за рулем.

Комплексная медико-криминалистическая экспертиза решает вопросы:

  • — какими частями автомобиля образованы повреждения на теле и одежде потерпевшего;
  • — в каком положении находились потерпевший и автомобиль в момент наезда;
  • — образовано ли повреждение на транспортном средстве в результате контакта с телом человека или каким-либо другим предметом.

Комплексная трасолого-автотехническая экспертиза может ответить на вопросы:

  • — каким было направление действия деформирующих сил, приложенных в момент контакта к деталям транспортного средства;
  • — под каким углом располагались оси транспортных средств в момент контакта;
  • — в каком месте (на какой стороне) проезжей части дороги располагались транспортные средства в момент контакта;
  • — каков был механизм образования следов.

Рассмотренные следственные действия являются основными средствами доказывания при расследовании автотранспортных происшествий, а особенности проведения этих действий и их содержание подчеркивают своеобразие и специфику процесса расследования дел данной категории, которые необходимо учитывать в практической деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой