Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Факторы роста ВВП и уровня жизни населения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышение производительности труда — решающий фактор роста ВВП. Оно способствует надежному насыщению рынка разнообразными товарами и услугами, укреплению денежного обращения и сбалансированности доходов и расходов всех звеньев бюджета. Экономический подъем в США, Японии, Германии и других странах начинался не только с увеличения количества товаропроизводителей, но в не меньшей степени… Читать ещё >

Факторы роста ВВП и уровня жизни населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Факторы роста ВВП и уровня жизни населения

В настоящее время оживление экономики достигается в основном за счет увеличения цен, продажи за рубеж нефти, алюминия и других изделий, играющих немалую роль для обеспечения независимости страны. При этом экспорт машин и техники резко сократился из-за крайне медленного технологического перевооружения предприятий. Для значительного наращивания экономически выгодного экспорта требуется расширить объемы выпуска конкурентоспособной продукции, и прежде всего средств производства. Это даст возможность резко снизить в структуре экспорта удельный вес сырьевых ресурсов, необходимых для ускоренного роста ВВП и национального дохода.

Чтобы кардинально улучшить структуру производства и работу предприятий, повысить экономическую эффективность их хозяйственной, торговой и финансовой деятельности, надо усилить государственное регулирование и стимулирование широкого применения прогрессивных методов организации высокопроизводительного труда, укрепления курса рубля и постепенного его превращения в устойчивую мировую валюту. В результате намного увеличатся объемы внешней торговли, усилится стимулирование эффективного экспорта и устранится стихийное воздействие доллара на обесценение рубля.

Будут создаваться реальные предпосылки для устойчивого роста производства и доходов консолидированного бюджета, активизируются все факторы наращивания ВВП и повышения уровня жизни людей.

Достижению этих стратегических целей должно способствовать прежде всего ускорение научно-технологического перевооружения производства. Страны Запада для увеличения выпуска конкурентоспособной продукции заменяют устаревшие средства производства в среднем каждые 7 лет. Чтобы решить такую задачу, необходимо разработать и реализовать обоснованную стратегию экономического и социального развития страны по меньшей мере на 10 лет, предусмотреть в ней поэтапный устойчивый рост производства и улучшение условий жизни людей. Потребуется нарастающее увеличение инвестиций, а также формирование целостной системы научно-технических и организационных мер по радикальному улучшению структуры и методов управления предприятиями нового типа. Важно обеспечение капиталовложениями в первую очередь предприятий, способных в относительно короткий срок создать наиболее прогрессивные средства производства для расширения выпуска высокоэффективной продукции.

Для обновления основных производственных фондов необходимы выбор приоритетов и формирование принципиально новой структуры предприятий, которые при относительно меньших объемах инвестиций могут достичь большего экономического и социального эффекта. Решение такой проблемы, как показывает мировой опыт, возможно путем создания корпоративных хозяйственных систем, органически соединяющих науку с производством и повышающих уровень управления им на коллективной основе.

В ближайшие 2−3 года требуется увеличить инвестиции, обеспечивающие расширение выпуска конкурентоспособной продукции в наукоемких и ряде других отраслях. Такой подход позволил бы одновременно с ускорением темпов роста ВВП, а также доходов федерального и местных бюджетов оздоровить социальную сферу и повысить эффективность экспорта. Быстрее можно будет снизить инфляцию и достичь устойчивости рубля. Тем самым создавались бы реальные предпосылки для стабильных цен и усиления интеграции экономик стран Содружества.

Непрерывный подъем производства не может быть стихийным. Научно обоснованная государственная стратегия позволила бы определять очередность и конкретные направления увеличения инвестиций, нужных для качественного перевооружения производства с выделением для этих целей новейших видов оборудования и крупных средств. Пока что наметилось лишь одно государственное направление в решении сложнейшей проблемы роста инвестиций — создание Бюджета развития и Банка развития. Однако в ближайшее время Бюджет развития резко не увеличится. Требуется качественное перевооружение производства за счет внутрихозяйственных ресурсов вновь созданных корпораций, а также возможного расширенного притока иностранных инвестиций.

Начавшееся в 1999;2001 гг. оживление экономики продолжится, если более полно и эффективно использовать условия для дальнейшего роста производства в промышленности и агропромышленном комплексе. Имеются в виду: существенное увеличение численности малых предприятий, освобождение малого бизнеса в течение двух первых лет от налогов, а в последующие два года — снижение их размеров в 2 раза;

сокращение налогов с предприятий, инвестирующих техническое перевооружение производства и внедрение новой техники пропорционально росту затрат на эти цели; значительное расширение краткои долгосрочных кредитов, предоставляемых кооперативам, фермерам, а также крестьянским хозяйствам на приобретение удобрений и новой техники под залог земли; переоценка основных производственных фондов, с тем чтобы с учетом их уточненной стоимости более рационально акционировать предприятия с обязательным участием трудовых коллективов, а также государства в росте акционерного капитала и улучшении его использования; усиление использования лизинга новейшего оборудования и машин, требующихся для подъема производства и повышения его эффективности; ускоренное формирование производственно-торговых и финансовых объединений, ориентирующих производство на решение стратегических социальных и экономических задач. В этих целях было бы целесообразно возложить на Министерство экономического развития и торговли при участии Министерства сельского хозяйства руководство по созданию в промышленности и сельском хозяйстве корпораций, интегрирующих науку с производством для наращивания выпуска конкурентоспособной продукции.

Для повышения качества труда и его производительности необходимо сократить безработицу и обеспечить занятость людей с учетом их способностей и квалификации. Россия сможет и должна занять достойное место среди экономически развитых государств в формировании реальных предпосылок для повышения производительности труда на основе научно-технического перевооружения производства, его организационной и структурной перестройки. Важно повысить уровень образования всех работников, в том числе предпринимателей. Сейчас эта проблема решается неудовлетворительно, и в реальном секторе экономики продолжается кризис в связи с ухудшением условий жизни многих людей. Наметившееся оживление промышленности целесообразно подкрепить системой организационных и экономических мер, способствующих стабильному увеличению объемов конкурентоспособной продукции на внешнем рынке.

Основоположники классической экономической теории считали труд основой роста национального богатства и благосостояния народов. Он создает и необходимый финансовый капитал. Устойчивость государственного бюджета нашей страны также в конечном итоге достигается путем повышения производительности общественно полезного труда. Одним из доказательств этого явилось банкротство многих коммерческих банков, показавших свою неспособность содействовать росту промышленного и сельскохозяйственного производства, а также увеличению занятости граждан. В результате безработица росла, а производительность труда снижалась. Банковский кредит не выполнил своей основной функции. Коммерческие банки пытались улучшить свое финансовое положение преимущественно за счет валютного рынка, не имеющего надежной базы из-за сокращения объемов производства товаров и услуг. Устойчивый валютный рынок еще предстоит создать на основе расширения занятости людей, роста производительности их труда и овладения предпринимательскими способностями всеми руководителями предприятий, менеджерами. Пока же они нуждаются в специальной подготовке, а также в заимствовании прогрессивного предпринимательского опыта в развитых странах. Без решения этих задач невозможно создать конкурентоспособный, социально направленный рынок.

В рыночных условиях рабочая сила выступает, как известно, в качестве товара. Но он все же, как считал К. Маркс, товар особого рода. Его покупатель заинтересован в лучшем применении, а продавец своего труда — в справедливой оплате и ее росте в меру увеличения производительности. Но этого предприниматели могут достигнуть при рациональной организации труда и повышении квалификации работников. В итоге будут снижаться издержки производства и расти прибыль. Вот почему надо совершенствовать организацию труда, а также систему его оплаты и экономического стимулирования. Как показывает опыт Японии и других стран, именно при этих условиях возможны устойчивый рост производства и улучшение качества продукции. В развитых странах с целью рациональной организации труда создаются крупные корпоративные хозяйственные структуры с научно-технологическими подразделениями, маркетинговым и кредитно-банковским обслуживанием. Хороших результатов в такой деятельности достигли Япония, США, Германия, Швеция и другие государства. Их опыт заслуживает изучения и использования.

Повышение производительности труда — решающий фактор роста ВВП. Оно способствует надежному насыщению рынка разнообразными товарами и услугами, укреплению денежного обращения и сбалансированности доходов и расходов всех звеньев бюджета. Экономический подъем в США, Японии, Германии и других странах начинался не только с увеличения количества товаропроизводителей, но в не меньшей степени и с улучшения организации их работы по повышению объемов конкурентоспособной продукции. На этой основе формировался и возрастал ссудный капитал банков, который в свою очередь содействовал развитию производства, а также внутренних и международных рынков. На протяжении XX столетия постепенно происходило сращивание промышленного, торгового и финансового капиталов, что открывало новые возможности для наращивания инвестиций и подъема экономики. Однако многие страны с рыночной экономикой из-за недостаточного научно-технического прогресса пока не создали конкурентоспособное производство. Им, как правило, нужны кредиты или другие виды помощи извне. Россия тоже получала кредиты от МВФ и зарубежных банков. Но это временная и вынужденная мера, свидетельствующая об ослаблении, а не укреплении экономики. В таком положении оказались и другие страны СНГ из-за ошибок в проведении реформ, недостаточности мер по улучшению организации и стимулированию труда на предприятиях. В результате объем производства товаров сократился, несмотря на приватизацию собственности и расширение самостоятельности трудовых коллективов. При ослаблении государственного контроля денежные средства перемещались из производственных отраслей в торговлю и коммерческие банки, которые, однако, слабо выделяли кредиты предприятиям. Но если развитые государства стремятся повышать эффективность экспорта и расширять его за счет роста производства конкурентоспособной продукции, то многие наши предприниматели и руководители коммерческих банков заинтересованы наращивать свои денежные капиталы, не считаясь с тем, что увеличение экспорта сырья, в том числе нефти, может со временем привести к немалым трудностям в производстве. Запасы нефти невоспроизводимы, и ее добыча будет постепенно сокращаться.

В США и других странах ограничиваются спекулятивные махинации субъектов рынка, в том числе банков. Тем самым создаются предпосылки для усиления социальной направленности рынка, способствующей повышению качества жизни людей. Но и эти меры во многом зависят от политической ориентации государственного управления. При демократическом подходе к регулированию экономики и решению социальных проблем повышаются занятость людей и их уровень жизни. Появляется интерес к труду, росту его производительности. Соответственно усиливается в целом социальная направленность рыночной системы хозяйствования.

По мере дальнейшего сращивания промышленного, банковского и торгового капиталов, создания крупных межотраслевых и транснациональных корпораций возрастает возможность выделять финансовые средства на освоение новейших технологий, а также на улучшение условий труда работающих, вовлечение все большего их числа в управление производством. Благодаря этому взамен узкой специализации усиливается его диверсификация, а также координация крупных, средних и малых предприятий. В итоге повышается профессионализм работников. Эти и другие изменения в мировой экономике слабо учитывались в проведении реформ в России, что послужило причиной резкого сокращения производства, несмотря на огромные природные богатства, мощный производственный потенциал, сравнительно высокий уровень образованности и культуры народа.

Большинство наших предпринимателей и менеджеров недостаточно учат производственный персонал тому, как надо лучше работать. Многие из них не могут правильно оценивать главную роль организации и производительности труда в решении стратегических задач развития цивилизованного рынка.

Все возрастающее значение приобретает усиление роли науки в повышении эффективности производства и социальной направленности рынка. Мировой опыт показывает, что без использования новейших технологий невозможно повысить эффективность добывающих и обрабатывающих отраслей, сельского хозяйства, строительства, транспорта.

Однако важно не только расширять производство, но и более справедливо решать социальные проблемы. Требуется увязанная с социально-экономическими целями научно-техническая политика на перспективу, предусматривающая системный подход к использованию всех факторов интенсификации и повышения эффективности многоукладной экономики. валовый продукт благосостояние население, Но такая цель неосуществима без взаимовыгодных экономических и научно-технических преобразований в странах Содружества. Нужно учитывать не только внутрироссийский, но и межгосударственный аспект в масштабах евроазиатского региона. Создание равновыгодного общего экономического пространства и качественное преобразование производительных сил — важная предпосылка эффективного использования природных ресурсов и мощного подъема производства товаров и услуг. Эту проблему лишь в последнее время признали необходимым последовательно решать Россия, Казахстан, Узбекистан, Белоруссия и Таджикистан. На основе прочного и взаимовыгодного экономического союза они смогут активнее использовать факторы, обусловливающие расширение внутрихозяйственных источников наращивания инвестиций и выпуска новейших конкурентоспособных изделий, их продажи, в том числе на мировых рынках.

В XXI в. рост производства конкурентоспособной продукции будет играть огромную роль не только для устойчивого развития экономики и эффективного экспорта, но и значительного увеличения государственных доходов. Вот почему следовало бы разработать и принять программу ускорения НТП и внедрения в производство новейших технологий, чтобы преодолеть научно-техническое отставание от передовых стран. С укреплением экономического евразийского союза сформируется цивилизованный рынок с отлаженной системой государственного регулирования, стимулирования производства и совершенствования его структуры на высокой технологической основе.

Освоение новейших технологий — генеральный путь подъема экономики и уровня жизни народа. Однако в последние годы усилилась технологическая и инновационная отсталость России и других стран СНГ от развитых государств. Учитывая это, а также напряженное финансовое положение было бы преждевременно полагать, что в России, как и на Украине, в Белоруссии, Казахстане, уже создана цивилизованная рыночная система, отвечающая интересам народа. Она еще не обеспечивает рациональное распределение и эффективное использование ресурсов в народном хозяйстве, и прежде всего прогрессивной техники и новейших технологий. Все страны Содружества, как и Россия, нуждаются в совершенствовании организации производства и налаживании эффективных экономических и научно-технических связей с государствами. Улучшение структуры производства, ускорение НТП и создание прогрессивных хозяйственных систем — все это будет отвечать требованиям мирового рынка. Словом, нужна действенная, долгосрочная социально-экономическая и научно-техническая стратегия. Но такая действенная стратегия пока не ощущается. В этом главный недостаток хозяйствования. Почти во всех странах Содружества неустойчив рынок потребительских товаров. Многие из них закупаются за рубежом. Рынок этой продукции, как и многих устаревших машин, оборудования и других средств производства, не может обеспечивать постоянный рост производства и его эффективности. Чтобы увеличить удельный вес наукоемкой конкурентоспособной продукции в общем объеме промышленных изделий, надо значительно повысить уровень не только прикладной, но и фундаментальной науки. Однако за годы перестройки и реформ наука оказалась недооцененной. Некоторое оживление в сфере научных исследований началось лишь в 2000 г.

Для выхода на передовые позиции требуется не только увеличение расходов на науку, но и кардинальное совершенствование системы ее финансирования, с тем чтобы, во-первых, стимулировать новейшие научные разработки и ускорить их внедрение в производство и, во-вторых, укрепить научно-технические связи стран Содружества. Этому могут и должны способствовать развитие форм сотрудничества научных и технических кадров и взаимовыгодный рынок стран евразийского сообщества.

Большое значение будут иметь стимулирование научно-технической и инновационной деятельности путем дифференциации оплаты труда и предоставления ряда льгот; совершенствование структуры научных организаций, отвечающих требованиям межотраслевой координации производства высококачественной продукции; более четкое разделение прав и обязанностей органов государственной власти в деле формирования и осуществления прогрессивной научно-технической политики.

На состоянии экономики и социальной сферы нашей страны сказываются общегосударственные проблемы, решать которые целесообразнее совместными усилиями Центра и субъектов Федерации. Имеются в виду формирование экономического механизма реализации научно-технической политики, организация научно-технического прогнозирования, создание необходимой инфраструктуры, совместных фондов научного, научно-технического и технологического развития и т. д.

Важнейшую роль сыграют разработка долгосрочной (на 10 лет) научно-технической политики и ее практическое воплощение в системе взаимоувязанных программ. Реализация этих программ позволит направить усилия фундаментальной и прикладных наук на решение первоочередных проблем ускорения 11ТП и внедрения в производство новейших технологий, а также создания единого информационного пространства в целях эффективного управления социально-экономическим развитием каждого государства Содружества и его связями с научными структурами других стран.

Необходимы формирование и реализация системы организационных и экономических мер, способствующих тесному соединению науки с производством. это будет содействовать устойчивому росту производства в отраслях, обеспечивающих интенсификацию экономики и наращивание выпуска конкурентоспособной продукции. Целесообразны также разработка и ежегодное уточнение комплексной программы ускорения НТП в народном хозяйстве с определением главных задач фундаментальной и прикладных наук. 7.

Устойчивый рост ВВП и доходов населения возможен при осуществлении активной социальной политики. Это вызвано прежде всего усилением социальной направленности рынка при устойчивом росте экономики на основе совершенствования методов хозяйствования и использования производственного, ресурсного и научно-технического потенциалов. Но имеющиеся резервы могут привести в действие только высокообразованные и достаточно подготовленные по разнообразным профессиям кадры работников на предприятиях, а также ученые. Необходимо повышать уровень профессиональной подготовки рабочих, создавать им возможность получения бесплатного не только среднего, но и высшего образования, требующегося в новых условиях высокомеханизированного и автоматизированного производства, способного улучшить качество жизни людей. В связи с этим нецелесообразно заимствовать опыт США по введению платного обучения молодого поколения. Для России более подходит опыт ряда стран Западной Европы.

Кроме того, надо радикально улучшать систему воспитания и образования детей, всесторонне готовить их к новым условиям жизнедеятельности, имея в виду не только умелое использование прогрессивных традиций предшествующих поколений, но и, что не менее важно, активное участие в созидании новой цивилизации. Необходимо активнее решать проблемы улучшения жизни молодых людей, свободного выбора профессий и обеспечения продуктивной занятости.

Требуется крупномасштабная подготовка хорошо обученных, инициативных и высокопрофессиональных предпринимателей и управленцев, способных успешно решать производственные задачи на основе использования новейших технологий, а также улучшения условий труда и жизни работников.

Одна из важнейших целей социальной политики — повышение роли труда, его качества и производительности. Это также будет способствовать устойчивому экономическому росту, устранению кризисных ситуаций. Решение такой проблемы возможно при развитии высокообразованного и культурного народа, с помощью целенаправленных действий по подъему производства и усилению социальной направленности рыночной системы.

Устойчивый экономический рост и улучшение условий жизни людей во многом зависят от состояния агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство из-за несовершенства организации и управления, а также недостатков в научно-техническом и технологическом обеспечении производства продолжает все больше отставать. Вот почему в ближайшие годы необходимо обеспечить приоритет АПК. Можно использовать для этого кредитную и другие формы финансовой помощи. Такой подход в социально-экономической стратегии будет способствовать приросту населения и закреплению на селе высокообразованной молодежи. В итоге можно не только преодолеть нынешний кризис в селах и малых городах, но и обеспечить подъем агропромышленного комплекса, способного полнее удовлетворять потребности России и увеличивать экспорт продовольствия в страны Содружества, а также дальнего зарубежья.

За истекшие годы реформ государство фактически пока не создало условий для успешного становления цивилизованного рынка, стимулирующего рост производства и продажи сельскохозяйственной продукции. Слабо учитывался полезный опыт развитых стран по внедрению новейших технологий и достижений в организации производства товаров личного потребления. Пока не решается проблема собственности на землю и ее использования как в интересах крестьянства, так и общества в целом. По нашему мнению, необходимо принятие федерального закона об условиях и порядке развития крестьянских хозяйств.

Переход к рыночной системе хозяйствования на селе сдерживается. Продолжаются бесплодные дискуссии по проблемам использования собственности на землю и возможности ее продажи. Недопустимы спекуляции и завышения цен на землю лицами, не имеющими прямого отношения к увеличению производства сельскохозяйственной продукции. Проблема же, связанная с залогом земли, а также правовым регулированием процедуры землеустройства, не решена. Нет закона о разграничении права собственности на землю на федеральном и региональном уровнях.

Важное значение будет иметь более рациональная структура предприятий, обеспечивающих интенсивное развитие производства, с учетом оптимального сочетания крестьянских хозяйств и вновь созданных кооперативов, а также предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию Кроме того, нужна сеть Машино-технологических станций. Решение этих проблем будет способствовать увеличению занятости населения, повышению уровня его благосостояния.

По ряду причин сельскохозяйственные предприятия не справляются со своими основными задачами и нуждаются в перестройке как с точки зрения формы собственности и методов хозяйствования, так и организации труда и его стимулирования. Сложившаяся система управления требует преобразования на основе принципов подлинной демократии и усиления материальной заинтересованности тружеников в повышении эффективности производства. Фермерам и кооператорам предстоит более умело овладеть маркетингом и системой мер по улучшению своих конечных результатов. Их производственные и торговые функции важно органически увязать с работой машинно-тракторных и технологических станций, а также производственно-хозяйственных комплексов, изготавливающих и реализующих по стабильным ценам сельскохозяйственную технику и удобрения. Необходимо (с учетом мирового опыта) эффективное сочетание малого фермерского производства с крупным высокомеханизированным.

В заключение отметим, что до начала Первой мировой войны прирост совокупного продукта России составлял 8−10% в год, а рубль был устойчивой валютой. Сейчас, чтобы достичь такого положения, требуются большие усилия властных структур. Но это создаст благоприятные условия для внутренней и внешней торговли, расширения притока инвестиций. Важнейшей предпосылкой для устойчивого роста производства и улучшения условий жизни людей может стать наращивание объемов взаимовыгодной торговли между странами евроазиатского" региона, располагающего огромными запасами сырьевых ресурсов. В итоге сформируется высокоразвитый экономический союз государств, заинтересованных в ускорении производственных и социально-культурных преобразований. Возрастет его авторитет и в мировом сообществе.

Журнал «Экономист «№ 10 2001г.

Статья факторы роста ВВП и уровня жизни населения. Бачурин, д-р экон. наук, профессор

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой