Анализ и контроль за выполнением бюджета
Второй уровень (см. табл. 11) анализа рассматривает отклонения, которые вызывает изменение объема продаж. Они смогут в свою очередь детализироваться, представляя воздействие структурных сдвигов, емкости рынка, доли на рынке. Эта проблема целиком и полностью должна ложиться на плечи маркетингового отдела, который обязан, невзирая на влияние различных условий, обеспечить запланированный размер… Читать ещё >
Анализ и контроль за выполнением бюджета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Система контроля выполнения бюджета в организации считается своеобразным мониторингом ее финансового состояния.
Рассмотрим несколько подходов к реализации системы контроля бюджета организации:
Контроль — развитие планирования, сопутствующий процесс осуществления планов. Контроль, если рассматривать в экономическом смысле, то это наблюдение и управление, однако эффективное регулирование и наблюдение невозможны без постановки целей и планирования мероприятий по реализации этих целей, то контроль включает комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдению. Задачи контроля заключаются в том, чтобы путем подготовки и предоставления нужной управленческой информации направлять руководство на принятие решений и необходимых действий (принципиальная схема осуществления контроля в области бюджетирования представлена ниже на рис. 9.
Контроль — это инструмент для управления предприятием, который охватывает всю деятельность и обеспечивает достижение цели, которая намечается перспективными планами. Контроль подразумевает достаточную, оперативную и надежную информацию об исполнении бюджета предприятия Таблица 9 — Анализ отклонений за 2013 г.
Показатели. | Сумма ден. ед. | Доля в %. |
Фактическая операционная прибыль. | 1,5. | |
Бюджетная операционная прибыль. | 230 000. | |
Отклонения от жесткого бюджета. | — 200 000. | 98,5. |
В рассмотрении первого уровня учитывается применение основного бюджета, т. е. плана, который не учитывает изменение объема или других условий в плановый период.
В практике используют гибкий бюджет («переменный»), приспособленный к меняющемуся объему.
Таблица 10 — Анализ отклонений за 2013 г.
Показатели. | Фактические ден. ед. | Доля в %. | Жесткий бюджет ден. ед. | Доля, %. | Отклонения, ден. ед (+,-). |
Объем продаж, ед. | ——; | ——; | — 2500. | ||
Выручка. | 830 000. | 870 000. | — 40 000. | ||
Переменные расходы. | 53,5. | 62,3. | — 7000. | ||
Маржинальный доход. | 273 000. | 28,9. | 281 000. | 71,3. | — 8000. |
Постоянные расходы. | 37,3. | 49,9. | — 10 000. | ||
Операционная прибыль. | 23,5. | — 3000. | |||
Отклонения основного бюджета. | 0,6. | 38,3. | — 11 000. |
Гибкий бюджет считается составляющей частью анализа второго уровня. Отклонение прибыли распределяется на две группы:
- а) отклонение, которое вызывает изменением объема продаж, появляется при составлении основного и гибкого бюджета, цена и удельные неустойчивые расходы постоянны;
- б) отклонение от гибкого бюджета получается при сравнении фактических данных и бюджета гибкого, и берется фактический объем продаж.
Второй уровень (см. табл. 11) анализа рассматривает отклонения, которые вызывает изменение объема продаж. Они смогут в свою очередь детализироваться, представляя воздействие структурных сдвигов, емкости рынка, доли на рынке.
Эта проблема целиком и полностью должна ложиться на плечи маркетингового отдела, который обязан, невзирая на влияние различных условий, обеспечить запланированный размер продаж.
Таблица 11 — Анализ отклонений второго уровня.
Детализация ценового отклонения. | Детализация отклонения. | Детализация отклонения. |
Территория «А». | По объему продаж. | По материалам. |
Территория «Б». | По структурным сдвигам. | (фактор норм, фактор цен), трудовым и прочим затратам. |
Возможных уровней детализации может быть много. К примеру, воздействие отклонения цен по участкам может быть подразделено согласно потребителям, торговым агентам, сезонам года и т. д. Степень детализации и число уровней анализа контролируется руководителем.