Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности психического развития старших дошкольников в контексте учебной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Психологи А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Гальперин П. Я. считают, что старшим дошкольникам доступно усвоение знаний в определённой системе по всем разделам программы с выделением в них характерных закономерностей, они могут вычленять отдельные стороны из целого предмета, анализировать их свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием. Это даёт возможность усложнять содержание познавательного… Читать ещё >

Особенности психического развития старших дошкольников в контексте учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психическое развитие детей — это сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры.

Существенные изменения совершаются в психике ребёнка между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребёнком собственного опыта. Он усваивает такой способ познания, как наблюдение, и узнаёт многое в жизни окружающей природы и жизни людей. Чем более последовательно руководит педагог этим процессом непосредственного познания ребёнком внешнего мира, тем более обширными, осмысленными и глубокими будут знания, приобретаемые старшими дошкольниками.

Потребность в формировании у детей дошкольного возраста качеств, необходимых для успешного обучения к учебной деятельности, со всей серьёзностью ставит вопрос о том, способны ли дети этого возраста по своему физическому и умственному развитию воспринять всё это, что подготовит их к обучению в школе.

Многочисленные исследования учёных позволяют на этот вопрос дать положительный ответ. Новые данные психологических и физиологических исследований свидетельствуют, «что возрастные возможности старших дошкольников. В отношении усвоения новых знаний и умений, в отношении формирования умственных и художественных способностей, а также нравственноволевых качеств личности значительно выше, чем это предполагалось до сих пор». Но развитие, воспитание и подготовка старших дошкольников к обучению в школе могут быть успешными только в том случае, если они сообразуются с возрастными психологическими и физическими особенностями детей.

Дети старшего дошкольного возраста обладают богатыми оптимальными возможностями к обучению. Для детей этого возраста характерна исключительная способность к восприятию. Большое количество знаний усваивается ими быстро и на всю жизнь. Психологи, физиологи, педагоги считают, что дети 6−7 лет находятся в наиболее благоприятном возрасте для начала обучения в школе.

Известный психолог Л. С. Выготский писал «Для всякого обучения существуют оптимальные, то есть наиболее благоприятные, сроки. Отход от них вверх или вниз, то есть слишком ранние и слишком поздние сроки обучения, всегда оказывается с точки зрения развития вредным, неблагоприятно отражающемся на ходе умственного развития ребёнка.

У детей 6−7 летнего возраста развивается способность слушать, умение выделять звуки в словах, в достаточной мере развивается речевой аппарат, они начинают свободно владеть родным языком. Профессор Н. И. Красногорский подчёркивал: «В период второго детства, то есть в течение 4, 5 и 6 годов, происходит упрочнение и дальнейшее развитие корковых и подкорковых функций. Анализаторно — синтетическая деятельность коры головного мозга прогрессивно усиливается и усложняется. Наступает интенсивное развитие процессов внутреннего торможения. На интенсивном подражании и повторении возникает новый мощный взмах речевой деятельности. Дети с лёгкостью фиксируют новые цепи комплексов, обогащают свой словарный фонд, совершенствуют грамматический строй речи и всё больше входят в речевые цепи, абстрактичные цепи. К 5- 7 годам заканчивается образование речи, и дети приобретают способность свободно говорить на родном языке. После 5−6 лет у детей в коре головного мозга по законам образования условных рефлексов образуются условнорефлекторные функции чтения и письма.

Л.А. Венгер на основании своих исследований пришёл к выводу, что в старшем дошкольном возрасте вполне можно формировать элементарные формы учебной деятельности, используя в этих целях, прежде всего занятия как форму, наиболее целесообразную и руководимую педагогом.

По его убеждению при соответствующей организации обучения дети шести лет «достигают сравнительно высокой степени обобщения и отвлечения, приобретают возможность понимать условные схематичные изображения, усваивать обобщённые знания об отражаемых в них связях и отношениях вещей.

Известный учёный-педагог дошкольного воспитания и обучения Е. И. Тихеева, изучая психическую деятельность дошкольников, отмечала, что у детей 6- 7 лет начинает проявляться интерес и способности к графическому слову, а поэтому обучение к грамоте необходимо начинать с 5- 6 летнего возраста.

У дошкольников рано начинают проявляться волевые процессы. Эти процессы ещё не совершенны, но ребёнок шестогоседьмого года жизни уже способны сдерживать свои импульсивные движения, активно тормозить действия, нежелательные для окружающих, проявлять произвольное внимание, запоминать, воспроизводить виденное или слышанное. Контролировать, организовывать, регулировать и согласовывать свою деятельность с другими, проявлять чувство ответственности, упорство в достижении цели, желаемых результатов деятельности в соответствии с требованиями взрослых или сверстников. Всё это делает возможным воспитание у старших дошкольников правильного волевого поведения в процессе учебно-воспитательной деятельности.

А.С. Макаренко подчёркивал, что у детей необходимо с одной стороны, воспитывать активность, самостоятельность, целеустремлённость, а с другойформировать тормоза, умение сдерживать себя от нежелательных поступков.

У детей седьмого года жизни уже ярко проявляется внешние нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства. Дети испытывают чувства наслаждения от соприкосновения с прекрасным в природе, окружающей действительности. В этом возрасте проявляется интерес к познанию и чувство удовлетворения от познания нового, неизвестного. Ярко проявляется любознательность выражающаяся в вопросах «зачем», «почему», «для чего», то есть стремление к установлению и осознанию причинноследственных связей и зависимости предметов и явлений окружающего мира. Дети 5- 7 лет начинают понимать важность трудовой деятельности человека как для себя, так и для других. Ребёнок стремится к учению как важной, обязательной и необходимой, серьёзной деятельности трудового типа, важной не только для него, но и для окружающих его взрослых.

А.М. Леушина, Н. Ф. Талызина, и другие учёные педагоги, изучая умственную, интеллектуальную деятельность дошкольников, доказали, что у шестилетних детей могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие научные понятия, способность к обобщению, анализу, классификации, группировке знаний, абстрактному мышлению.

Психологи А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Гальперин П. Я. считают, что старшим дошкольникам доступно усвоение знаний в определённой системе по всем разделам программы с выделением в них характерных закономерностей, они могут вычленять отдельные стороны из целого предмета, анализировать их свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием. Это даёт возможность усложнять содержание познавательного программного материала, формировать более высокие умственные, нравственные и эстетические качества личности старшего дошкольника учитывая при организации учебно-воспитательной работы большие психолого-физиологические возможности детей 6−7лет, надо «максимально развивать эти специфические дошкольные и вместе с тем перспективные психофизиологические качества, не навязывая ребёнку преждевременно чуждых ему форм мышления и способов деятельности…, уделять особое внимание определению доступных пределов работоспособности старшего дошкольника, так как всякая перегрузка и переутомление может отрицательно сказаться на состоянии здоровья ребёнка и на перспективе его дальнейшего развития.

  • 1) по мнению Н. А. Менчинской, «обучаемость» является сложным, многообразным и динамичным свойством личности, проявляющимся в индивидуальных показателях личности, быстроты и качества усвоения применения знаний, умений и навыков в процессе обучения и самостоятельного познания.
  • 2) проблеме обучаемости, как усвоению учащихся знаний, формированию у них умений, посвящено немало исследований отечественных психологов и педагогов (Д.Н. Богоявлинский, Е.Н. Кабанова-Меллер, Л. Н. Ланда, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, В. И. Решетников, А. К. Маркова, З. И. Калмыкова, Б. В. Зейгарник, В. Д. Небылицын и другие).
  • 3) в психологии обучаемость трактуется с разных позиций, но общее в содержании этого понятия то, что это потенциальное свойство человека, которое проявляется в разных условиях его жизнедеятельности.
  • 4) рассматривая понятие «обучаемость», мы ставим перед собой задачу выделить те его особенности, от которых зависит лёгкость овладения однородными знаниями, темп продвижения в них, то есть связывали его понятием общих способностей. У дошкольников эти свойства их психики обуславливают быстроту и лёгкость в овладении новыми знаниями, широту их переноса, то есть выступают как их общие способности к учению.
  • 5) в целом обучаемость — это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче приобретает дошкольник новые знания, тем свободнее оперирует ими в учебной деятельности, тем выше, следовательно, и темп его умственного развития.

Итак, особенность развития детей 6−7 лет состоит в огромных оптимальных возможностях формирования у них тех психических качеств, которые нужно вырабатывать у ребёнка, опираясь на его естественные (природные) предпосылки. И наиболее соответствующие возрасту виды деятельности и психическое развитие личности старшего дошкольника более успешно совершается в процессе педагогически организованной деятельности; активизация деятельности детей есть активизация их развития. Содержание, организация и мотивы деятельности определяют темпы, глубину психического развития ребёнка. Постоянное совершенствование имеющихся навыков, поиски нового содержания, форм организации деятельности обеспечивают наиболее успешное развитие личности в целом.

В старшем дошкольном возрасте познавательная активность успешно формируется в процессе обучения, когда воспитатель использует разнообразные методы и приёмы, побуждающие детей к исследовательскому подходу, самостоятельному активному и творческому поиску ответов на постоянно возникающие вопросы. Организация учебно-воспитательного процесса должна быть такой, чтобы всегда побуждать ребёнка к активному проявлению своих сил и возможностей, ставить его в позицию активного деятеля. Единство и взаимообусловленность процессов обучения, воспитания и развития — одна из важнейших закономерностей психического развития ребёнка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой