Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура и основное содержание базовой концепции развития общества, основанного на знаниях и интеллекте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Увеличить инвестиции в качественное образование для всех и обеспечение равных возможностей. Развитие общества знания — задача мирового масштаба, как отмечается в рекомендациях, ее решение необходимо для сокращения бедности, обеспечения всеобщей безопасности и действенной реализации прав человека; увеличения производительного потенциала знания; усиления партнерства между развивающимися странами… Читать ещё >

Структура и основное содержание базовой концепции развития общества, основанного на знаниях и интеллекте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Концепция — система взглядов, конструктивный принцип, совокупность идей в конкретной области знания, единый определяющий замысел.

Концепция — производное слово от «концепт» — термина, которым оперирует человек в процессе мышления и который выражает содержание результатов познания объекта исследования.

По степени общности (по уровню познания) концепции бывают трех видов. Первый — концепции высокой степени общности или научные парадигмы, представляющие собой систему теорий, затрагивающих широкий диапазон знания. Второй — концепции, содержащие в себе систему взглядов, максимально общие категории. Третий — концепции, содержащие совокупность идей в конкретной области знания, понимаемые как источник зарождения инноваций, как горизонт представлений о практике.

Любое научное исследование определяется своим объектом и предметом исследования. Объект исследования — это та часть реального мира, которая познается, исследуется и (или) преобразуется исследователем.

Предмет исследования — зафиксированная в опыте и включенная в процесс практической деятельности человека некоторая целостность, выделенная из мира объектов. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки.

Предметом исследования создания общества, основанного на знаниях, является рассмотрение единого определяющего замысла, лежащего в основе развития нового этапа цивилизации (без операциональное™ и детального описания системы и подсистем, методов и технологии управления и др.).

Исходя из общей теории систем, построение базовой концепции формирования общества, основанного на знаниях, предполагает рассмотрение следующих ее компонентов.

I. Цели и основные задачи базовой концепции формирования общества, основанного на знаниях.

II. Теоретические и практические аспекты базовой концепции формирования общества, основанного на знаниях.

III. Методические положения и индикаторы развития общества, основанного на знаниях.

I. Общая цель базовой концепции формирования общества, основанного на знаниях и новых технологиях, носит консолидированный характер, отражая совокупность философских, социально-экономических, социологических, культурологических и технологических представлений о грядущем обществе, определяя интегрированный вектор его развития. При этом сверхзадачей выступает международное научное сотрудничество обществ знания различных стран с целью решения глобальных проблем, связанных с техногенными рисками, экономическими кризисами и нищетой, с недоступным образованием и медициной, безработицей, загрязнением окружающей среды и другими жизненно важными проблемами.

В мировой практике пока отсутствует готовая модель формирования общества, основанного на знаниях, однако уже понятны пути движения к нему, его основные параметры и черты. Главным направлением создания общества знания должно стать развитие интеллектуально-креативного потенциала человеческих ресурсов, обеспечение гарантированного (реального) применения демократических прав и свобод граждан, предусмотренных «Декларацией прав и свобод человека и гражданина», «Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах», «Международным пактом о гражданских и политических правах», конституциями соответствующих стран и др. [4].

Важно добиться создания равных возможностей в доступности качественного образования для всех «через всю жизнь»; в использовании информационных технологий и преодолении расширяющегося информационного неравенства.

Целью базовой концепции является также определение параметров порядка развития будущего общества знания, его этического измерения и кросс-культурного многообразия.

II. Теоретические и практические аспекты базовой концепции формирования общества, основанного на знаниях, определены во Всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществам знания»; в аналитических материалах РАН — «Концепции общества знания в современной социальной теории»; научных публикациях; нормативных материалах ООН; в стратегических планах и программах отдельных стран и др. В частности, в России приняты ряд нормативных актов Правительством РФ, направленных на развитие науки, инноваций, информационной системы и др. В их числе: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изм. и доп., вступил в силу с 1 января 2017 г.) (ред. от 23 мая 2016 г.); Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»; распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-Р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.»; распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-Р «О государственной программе Российской Федерации „Информационное общество (2011—2020 гг.)“»; Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-Р, с изм. на 10 февраля 2017 г.).

Исходя из концептуальных положений Всемирного доклада, в рекомендациях ЮНЕСКО предлагается правительственным структурам различных уровней, представителям частного сектора и гражданского общества принять необходимые меры для претворения в жизнь следующих мероприятий.

  • 1. Увеличить инвестиции в качественное образование для всех и обеспечение равных возможностей. Развитие общества знания — задача мирового масштаба, как отмечается в рекомендациях, ее решение необходимо для сокращения бедности, обеспечения всеобщей безопасности и действенной реализации прав человека; увеличения производительного потенциала знания; усиления партнерства между развивающимися странами и странами-донорами в целях достижения образования для всех. Предлагается, чтобы:
    • • страны-доноры значительно увеличили процент помощи, выделяемый на развитие в области образования и в сотрудничестве со странами-получателями; добиться, чтобы эта помощь была более гибкой, долговременной и предсказуемой;
    • • международное сообщество также способствовало распространению новаторских методов финансирования в области образования и научных исследований;
    • • вклад высших учебных заведений в реализацию концепции образования для всех в течение жизни сопровождался внедрением большего разнообразия программ и разработкой соответствующих учебных курсов;
    • • приоритетной группой, способной воспользоваться преимуществами этих мер, должны стать самые бедные и маргинальные слои населения, а также наиболее обездоленные члены общества, в частности сироты и инвалиды;

• доступ к образованию и качество образования должны рассматриваться как неразрывно связанные между собой и взаимозависимые потребность и право.

Образование должно давать учащимся такую подготовку, чтобы благодаря ей они могли ответить на вызовы XXI в., особенно акцентируя внимание на развитии творческих и трудовых способностей («Человек растет с делом рук своих» © Хосе Марти), приверженности к ценностям гражданского общества и демократии, а также на приобретении компетенций, необходимых в повседневной и профессиональной жизни. Инвестиции в образование должны быть направлены на улучшение образовательной среды и повышение профессионального статуса преподавательских профессий и специальностей.

2. Увеличить количество точек общего доступа к информационным и коммуникационным технологиям. Для расширения всеобщего доступа к сетевым технологиям следует увеличивать число мест общего доступа к сетям, которые способствуют распространению и совместному использованию знания и превращают информационные и коммуникационные технологии в новый вектор социализации.

В целях повышения компьютерной грамотности населения и его умения пользоваться цифровым инструментарием необходимо также стимулировать распространение и применение программного обеспечения свободного доступа, а также недорого компьютерного оборудования.

3. Содействовать обеспечению общедоступности знания путем расширения контента.

Для этого необходимо расширить присутствие в сети и обеспечить дешевый доступ к подключению основных институтов знания, таких как высшие учебные заведения, научно-исследовательские центры, библиотеки, телевидение, музеи и др. Необходимо содействовать созданию порталов, содержащих информацию, защищенную авторским правом и не доступную на рынке.

4. Работать во взаимодействии — к более полному совместному использованию научных знаний.

В целях расширения научного сотрудничества, позволяющего ученым, удаленным друг от друга, совместно работать над конкретными проектами, необходимо создать инфраструктуру и сети, доступные ученым из разных стран и регионов. Разработка принципов сотрудничества могла бы привести к построению платформы совместного использования знаний, долговременного научного и инновационного взаимодействия между разными регионами планеты.

5. Обеспечить совместное использование знаний в области окружающей среды в целях устойчивого развития.

Нарушение экологического равновесия в природе вызвано загрязнением окружающей среды деятельностью людей. Достижение устойчивого развития невозможно без совместного использования знаний об окружающей среде странами мира. Только «всем миром» можно противостоять тем разрушительным последствиям и рискам, которые влечет за собой нарушение жизнеобеспечивающей природной системы. С целью осуществления глобального контроля над состоянием окружающей среды необходимо разработать международную систему мониторинга, базирующегося на научно-технологических знаниях, а также создать условия для ее применения. За основу можно принять предложение ООН по созданию системы глобального предупреждения о природных катастрофах. Такая система может способствовать реализации идеи создания подлинно всеохватного мирового информационного пространства и стать источником безопасности для нынешних и будущих поколений.

6. Придавать приоритетное значение культурному и языковому многообразию. Во всеобщей декларации о культурном разнообразии отмечается, что в процессе глобализации все заметнее прослеживается тенденция о размывании культурного разнообразия, которое приобретает разные формы. Во всех регионах мира происходит вымирание языков, забываются традиции, исчезают народные промыслы, уязвимые культуры становятся маргинальными, а порой исчезают. Поэтому перед обществами знания стоит задача развивать лингвистическое разнообразие и его защиту, особенно в школьной среде, так как оно в значительной степени облегчает доступ к знаниям. В глобальной экономике и высокой информатизации общества устанавливается гегемония ограниченного числа языков межнационального общения, что будет создавать лингвистические барьеры в использовании знания.

Ключевым вопросом формирования общества знания является культурное развитие нации: с одной стороны, высокие технологии, информатизация процессов жизнедеятельности требуют массового и широкого овладения знаниями, а с другой стороны, идет замена письменных носителей информации (литературы, научных трудов, отчетов научноисследовательских работ и др.) на аудиовизуальную продукцию, рождающую совершенно нового человека с хорошо развитым зрительным и слуховым восприятием, но атрофированной письменной грамотностью. Совершается переход от книгоцентричной культуры к аудиовизуальной, от рационального мировосприятия к эмоциональному, в котором главное место отводится уже не столько смыслу, сколько образу познаваемого объекта. Как пишет профессор Т. А. Пархоменко: «Демократизация культуры, науки, образования, провозглашенные эпохой Просвещения… сменится ее жесткой стратификацией, разделением на знающих и незнающих, управляющих и управляемых, профессионалов и всех остальных» [5].

  • 7. Сертификация и повышение гарантии качества знаний, доступность через интернет, ставший одним из главных источников информации. Необходимо способствовать разработке объективных норм и критериев, позволяющих выделить в отдельную группу сайты, содержащие особенно надежную и высококачественную информацию. Одним из результатов сертификации могло бы стать введение знаков качества, относящихся к самому широкому спектру знаний, что гарантировало бы пользователям определенное количество надежной и соответствующей их запросам информации.
  • 8. Система индикаторов измерения общества знания необходима для осуществления организационных мероприятий, проводимых на международном и национальном уровнях с целью уменьшения цифрового разрыва, измерения уровня знаний, в который вошла бы вся совокупность имеющихся данных, не сводимых к экономическим переменным. Помимо выработки индикаторов в области науки и технологии, эта деятельность должна коснуться и других принципиально важных измерений общества знания, таких как образование, культура и коммуникация.

ЮНЕСКО в рамках специальной программы разработал комплексный показатель — «Индекс», в основе которого лежит предложенная Всемирным банком «Методология оценки знаний» (The Knowledge Assessment Methodology — KAM).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой