Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История формирования семиотки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для начального этапа работы Московско-Тартуской школы было характерно чрезвычайное разнообразие охватываемой тематики, при этом было широко представлено исследование «простых» систем: дорожных знаков, карточных игр, гаданий и т. д. Постепенно, однако, интересы членов школы сместились к «сложным» знаковым системам: мифологии, фольклору, литературе и искусству. Основной понятийной категорией… Читать ещё >

История формирования семиотки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Семиотика — наука о знаках. Семиотика появилась в начале 20 в. и с самого начала представляла собой метанауку, особого рода надстройку над целым рядом наук, оперирующих понятием знака. Статус семиотики как единой науки до сих пор остается дискуссионным. Так, ее интересы распространяются на человеческую коммуникацию (в том числе при помощи естественного языка), общение животных, информационные и социальные процессы, функционирование и развитие культуры, все виды искусства (включая художественную литературу) и многое другое.

Как самостоятельная наука современная семиотика сложилась к 50-м годам ХХ века на пересечении структурной лингвистики, кибернетики и теории информации.

Идея создания науки о знаках возникла почти одновременно и независимо у нескольких ученых. Основателем семиотики считается американский логик, философ и естествоиспытатель Ч. Пирс (1839−1914), который и предложил ее название.

Некоторые авторы оспаривают право Пирса считаться основоположником семиотики. Так, А. А. Ветров считает, что семиотику основал не Пирс, а Чарльз Моррис, поскольку Моррис впервые достаточно полно и системно изложил основные положения общей теории знаков, а Пирс рассматривал типы знаков в рамках логики и смешивал семиотику с логикой. Ю. С. Степанов считает, что общие принципы семиотики были первоначально подмечены одновременно и независимо в работах Пирса и Ф. де Соссюра. Однако работы Пирса появились в 1867 г., 1885 и 1897 гг., а Соссюра — в 1916 г., поэтому вряд ли можно говорить об одновременности.

Основными положениями новой науки стали понятия о знаковой ситуации и типах знаков.

Согласно Пирсу, знаковая ситуация включает знак, замещающий объект, создавая в разуме воспринимающего знак определенное впечатление, которое Пирс называет интерпретантой. Связь между первым элементом знаковой ситуации — знаком и вторым объектом дает возможность знаку определять третий элемент — интерпретанту (представление).

Типология знаков, которой Пирс уделял большое внимание, обращаясь к ней в работах разных лет, была разработана им чрезвычайно детально и предусматривала 66 типов знаков, сгруппированных в 10 групп на основе свойств знаков и отношений между элементами знаковой ситуации.

В ранних работах Пирс выделяет меньшее число знаков, тем не менее, выделенные типы знаков весьма важны для современной семиотики, так как они наиболее широко известны и практически только они и используются современными специалистами:

  • — образы (иконы) — знаки, относящиеся к объекту на основе схожести характеристик. Образы могут быть поделены на отражения, диаграммы и метафоры. Типичными примерами образов являются фотографии и картины, а также диаграммы, которые основаны на аналогии, алгебраические формулы;
  • — признаки (индексы) — знаки, относящиеся к объекту на основе воздействия этого объекта, смежности с объектом, они обязательно имеют какую-то общую с объектом характеристику. В качестве примеров признаков могут рассматриваться такие явления, как характерная походка моряка, указывающая на его профессию; предметы одежды разных народов, указывающие на их национальность; часы, указывающие время; стук в дверь (кто-то пришел); собственные имена; симптомы болезней;
  • — коды (символы) — знаки, относящиеся к объекту на основе соглашения, обеспечивающего понимание знака, как относящегося к объекту (язык жестов, язык цветов, естественные языки). Таким образом, Ч. Пирс ввел представление о знаковой ситуации (правда, так ее не называя) и предпринял попытку наиболее полной классификации типов знаков.

Семиотические идеи Пирса, изложенные в очень тяжелой для восприятия форме, которые получили известность лишь в 1930;х годах, когда их развил в своем труде другой американский философ — Ч. Моррис, который, кроме всего прочего, определил и структуру самой семиотики. Дальнейшее развитие подход Пирса получил в работах таких логиков и философов, как Р. Карнап, А. Тарский и др.

Несколько позднее швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857−1913) сформулировал основы семиологии, или науки о знаках. Знаменитый Курс общей лингвистики (курс лекций) был издан его учениками уже после смерти ученого в 1916.

В основе семиотики лежит понятие знака, понимаемого по-разному в различных традициях. В логико-философской традиции, восходящей к Ч. Моррису и Р. Карнапу, знак понимается как некий материальный носитель, представляющий другую сущность. В лингвистической традиции, восходящей к Ф. де Соссюру и позднейшим работам Л. Ельмслева, знаком называется двусторонняя сущность. В этом случае вслед за Соссюром материальный носитель называется означающим, а то, что он представляет, — означаемым знака. Синонимом «означающего» являются термины «форма» и «план выражения», а в качестве синонимов «означаемого» используются также термины «содержание», «план содержания», «значение» и иногда «смысл».

Другое ключевое понятие семиотики — знаковый процесс, или семиозис. Основные параметры анализа семиотического знака были предприняты Чарльзом Моррисом. В 1938 году он написал работу под названием «Основания теории знаков». В разделе «Природа знака» он писал: «Процесс, в котором нечто функционирует как знак, можно назвать семиозом. Этот процесс обычно рассматривался как включающий три (или четыре) фактора: то, что выступает как знак; то, на что указывает знак; воздействие, в силу которого соответствующая вещь оказывается для интерпретатора знаком. Эти три компонента семиозиса могут быть названы соответственно знаковым средством, десигнатом и интерпретантой, а в качестве четвертого компонента может быть введен интерпретатор.

Изменяется и содержание понятия «объект» — вместо него вводятся понятия «денотат» — реально существующий объект и «десигнат» — «класс объектов, к которым применим знак… не вещь, но род объекта или класс объекта, а класс может включать в себя или много членов, или только один член, или вообще не иметь членов», что близко к понятию или представлению.

Таким образом, получилось 5 элементов знаковой ситуации, два из которых — знак и денотат — близки к тому, что Пирс понимал под знаком и объектом; содержанием термина «десигнат» скорее является обозначаемое знаком понятие; и фактически вводятся два новых элемента: интерпретатор и его реакция на знак — интерпретанта. Следует отметить, что, вводя понятие интерпретатор, Моррис не дает четкого разграничения между этим фактором и интерпретантой. В результате этого понятие «интерпретанта» в дальнейшем Моррисом практически не используется.

Семиотика разделяется на три основных области: синтактику (или синтаксис), семантику и прагматику. Синтактика изучает отношения между знаками и их составляющими (речь идет в первую очередь об означающих). Семантика изучает отношение между означающим и означаемым. Прагматика изучает отношение между знаком и его пользователями.

В СССР взаимодействовали два основных семиотических центра: в Москве и Тарту. В то же время с большим основанием говорят о единой Московско-Тартуской (или Тартуско-Московской) школе семиотики, объединившей исследователей на основе как содержательных, так и организационных принципов. Первым крупным семиотическим мероприятием в СССР стал Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Он был организован совместно Институтом славяноведения и балканистики АН СССР и Советом по кибернетике в 1962. В программу симпозиума входили следующие секции: 1) естественный язык как знаковая система; 2) знаковые системы письма и дешифровка; 3) неязыковые системы коммуникации; 4) искусственные языки; 5) моделирующие семиотические системы; 6) искусство как семиотическая система; 7) структурное и математическое изучение литературных произведений. На симпозиуме были сделаны доклады по машинному переводу, лингвистической и логической семиотике, семиотике искусства, мифологии, невербальным системам коммуникации, ритуалу и пр. Первое заседание открыл А. И. Берг. В это время возник термин «вторичные моделирующие системы». Язык понимался как первичная знаковая система, надстроенные же над ним знаковые системы рассматривались как вторичные. Термин был предложен Б. А. Успенским, в частности с целью избежать частого употребления термина «семиотика», поскольку он вызывал неприятие со стороны официальной идеологии.

В Тарту центром семиотики стала кафедра русской литературы.

В 1964 здесь вышел первый сборник Трудов по знаковым системам, и в этом же году состоялась первая Летняя школа по вторичным знаковым системам, объединившая два центра, а также ученых из других городов. В течение десяти лет было проведено пять Летних школ. Школы в 1964, 1966 и 1968 прошли в Кяэрику на спортивной базе Тартуского университета, школы в 1970 и 1974 году — в Тарту, причем последняя официально называлась Всесоюзным симпозиумом по вторичным моделирующим системам. Значительно позднее — в 1986 — состоялась еще одна, последняя школа. Во второй Летней школе (1966) принимал участие Р. О. Якобсон.

В рамках Московско-Тартуской школы семиотики объединились две традиции: московская лингвистическая и ленинградская литературоведческая.

В основе московской лингвистической традиции лежали методы структурной лингвистики, кибернетики и информатики (в частности, поэтому одним из основных стало понятие вторичной моделирующей системы).

Для начального этапа работы Московско-Тартуской школы было характерно чрезвычайное разнообразие охватываемой тематики, при этом было широко представлено исследование «простых» систем: дорожных знаков, карточных игр, гаданий и т. д. Постепенно, однако, интересы членов школы сместились к «сложным» знаковым системам: мифологии, фольклору, литературе и искусству. Основной понятийной категорией, используемой в этих исследованиях, был текст. К семиотическому анализу текстов в самом широком смысле слова относятся, например, исследования основного мифа.

Культура понимается как знаковая система, по существу являющаяся посредником между человеком и окружающим миром. Она выполняет функцию отбора и структурирования информации о внешнем мире. Соответственно, различные культуры могут по-разному производить такой отбор и структурирование.

В современной российской семиотике преобладает именно эта традиция, однако с активным использованием лингвистических методов. Так, можно говорить о семиотике истории и культуры, основанной на лингвистических принципах.

семиотика пирс естествоиспытатель.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой