Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы преодоления барьеров творческого мышления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Визуализация — это воображение, вйдение, например будущего изделия, конечного результата творческой работы или проблемы и путей ее решения. Кто визуально представляет желаемый результат, тот с большей вероятностью достигает поставленной цели. Поощрению яркого воображения содействуют развивающие ситуации. Видение — это правомозговая функция и одновременно метод развития стратегической… Читать ещё >

Методы преодоления барьеров творческого мышления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В качестве основных методов преодоления барьеров творческого мышления применяют изменения окружающей среды, поведения, способностей, убеждений, самой личности. Самое очевидное решение проблемы барьеров, препятствующих креативности, — устранение причины их возникновения. Некоторые рекомендации преодоления барьеров творческого мышления представлены далее.

Изменение окружающей среды: ходите на прогулки; играйте в спортивные игры, слушайте музыку; держите на рабочем месте предметы, которые вас вдохновляют и стимулируют ваше творческое мышление; выезжайте на природу, т. е. выбирайтесь за город и работайте на свежем воздухе.

Изменение своего поведения: используйте методы и техники, которые позволяют вам обойти или минимизировать количество барьеров, стоящих на пути ваших творческих способностей. Например, если вы склонны к принятию скоропалительных решений, составьте график работы над проблемой так, чтобы вам пришлось принимать решения не сразу, а позже; не бойтесь действовать даже в условиях отсутствия полной ясности по проблеме; уделяйте достаточное время анализу проблемы или возможности.

Изменение своих способностей: вырабатывайте в себе навыки исследования «белых пятен» с помощью специальных способов систематизации, таких как создание системных схем, образное представление проблемы и т. д.; ищите связи между разнотипными проблемами; поверьте в то, что мышление — это просто еще одна способность, которую можно развивать.

Изменение своих убеждений: ведите себя так, как будто вы творческая личность. Другими словами, на время измените ваше представление об истине, чтобы проверить, изменится ли при этом ваше поведение. На практике такая стратегия предусматривает принятие вами решения, что на следующем собрании, на котором нужно будет проявить творческие способности, станете вести себя так, как будто вы по-настоящему творческий человек, а потом просто действуйте соответственно; работайте с теми, у кого нет аналогичных вашим барьеров, препятствующих креативности, а также выберите человека, который станет вашей «коллективной совестью», т. е. будет следить за тем, чтобы творческому процессу не мешали никакие преграды, а в случае их появления скажет об этом; работая в группе, сформулируйте свод основных правил для минимизации влияния барьеров на процесс. Бо? льшая часть правил мозгового штурма направлена именно на это; попробуйте заниматься тем, что потребует от вас изменить вашу систему убеждений, например, если обычно в решении задач вы основываетесь на восприятии, а не на оценке, постарайтесь перестроиться на принятие решений на основе тщательного анализа и оценки всех вариантов. Для любителей экстрима: попробуйте почитать логарифмические таблицы и проанализировать отношения между синусами, косинусами и тангенсами. Признайте, что интуиция появляется после периода напряженных размышлений и усердной работы; признайте ценность продуктивного конфликта и создайте условия для его возникновения.

Некоторые креативные группы работают в условиях намеренно созданного конфликта, что стороннему наблюдателю может показаться контрпродуктивным. Главное условие обеспечения успешности конфликтной креативности — не допустить перерастания конфликта, который должен приводить к получению положительных результатов для организации, в конфликт, ведущий к ущербу для нее. А это вполне вероятно, если разногласия во взглядах между участниками креативного процесса в организации переходят в сферу личностных или корпоративных отношений. Экстраполяция такого довольно недальновидного подхода на уровень организации (финансовый отдел против отдела маркетинга, отдел маркетинга против отдела персонала и т. д.) представляет реальную угрозу для компании.

Изменение себя как личности: поставьте под сомнение справедливость личностных ориентиров; идентифицируйте ситуации, в которых этот барьер может оказаться полезным и в которых он вас ограничивает; определите методы преодоления ситуаций, в которых барьеры вас ограничивают.

Факторы развития творческого мышления

К числу основных факторов, влияющих на творчество, обычно относят следующие компоненты: эмоциональность, визуализацию, аналогии, метафоры, юмор.

Эмоциональность рассматривается как метод объединения левои правосторонних мозговых процессов для тех, у кого преобладает левостороннее мышление. Эмоции содействуют регистрации информации в правом полушарии головного мозга. Обработанная обеими частями мозга информация запоминается надежнее.

Визуализация — это воображение, вйдение, например будущего изделия, конечного результата творческой работы или проблемы и путей ее решения. Кто визуально представляет желаемый результат, тот с большей вероятностью достигает поставленной цели. Поощрению яркого воображения содействуют развивающие ситуации. Видение — это правомозговая функция и одновременно метод развития стратегической компетентности. Графики, диаграммы, схемы, рисунки, картины поощряют творческие процессы с помощью развития визуального мышления.

Аналогии — сравнения из различных дисциплин или отраслей знаний. Этот метод мотивирует интуицию и синтезирует мышление, развивая системную аналитику. Аналогии возникают в результате пересечения интуитивных и логических процедур мышления (обмена информацией между левым и правым полушариями). Рассмотрим четыре вида аналогий: прямые, личные, символические и фантастические.

Прямая аналогия представляет собой поиск, который обеспечивает процесс сравнения уже существующих решений в близких областях.

Личная аналогия построена на эмпатии — отождествлении личности одного человека с личностью другого.

Символические аналогии используют для описания предметов (или явлений) объективно существующие образы. Это, как правило, состоящее из двух слов определение предмета. Цель такой аналогии заключается в том, чтобы дать возможность обнаружить в привычном явлении удивительное противоречие (парадокс).

Фантастические аналогии предлагают поискать решения в фантастической литературе, а также изложить задачу в терминах сказок, мифов, легенд, что помогает представить вещи такими, какими они на самом деле не являются, но какими мы хотели бы их видеть.

Метафора как метод побуждения творчества основана на соединении двух различных предметов или явлений по общему принципу, например, электричество связывается с направленным движением заряженных частиц или еще проще — с водой, текущей по трубам, а времени приписываются качества человека — «суровые годы», «счастливые дни», «смутные времена». Метафоры стимулируют игру с понятиями. Метафорическое мышление — творческий процесс на основе сравнений проблем различных областей науки и практики с целью содействия поиску решения. Сравнение проблем бизнеса и биологии приводит к появлению таких понятий, как выживание, адаптация к внешней среде, санации. Наиболее известны:

  • • бинарные метафоры-аналоги («колокольчик хохочет», «подковы бровей»);
  • • метафоры-катахрезы, содержащие противоречия («сухопутный моряк», «круглый квадрат», «полный идиот»);
  • • метафоры-загадки («туман над лесом» — косынка, «полная горница людей» — огурец, «девица в темнице, а коса на улице» — морковь).

Юмор активно объединяет рациональные процессы левого полушария мозга и креативность правого. Во время смеха мозг вырабатывает естественный гормон эндорфин, обладающий обезболивающим и транквилизирующим свойствами, что содействует развитию чувства благополучия.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой