Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие о механизмах передачи возбудителей (фекально-оральный, аэрогенный, контактный, гемоконтактный, вертикальный)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лишь у детей младшего возраста, поскольку они многие предметы берут в рот, что сопровождается обильным слюноотделением, глотание имеет место (или может быть) без приема пищи или питья воды. В этом отношении заслуживают внимания опыты R. Hornick с соавторами на добровольцах-военнослужащих. Авторы ни разу не смогли воспроизвести инфекционный процесс у добровольцев, которые должны были прополоскать… Читать ещё >

Понятие о механизмах передачи возбудителей (фекально-оральный, аэрогенный, контактный, гемоконтактный, вертикальный) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Механизм передачи возбудителей — это способ переноса возбудителя с источника инфекции на восприимчивый организм.

Существует 5 механизмов передачи: фекально-оральный, аэрогенный, контактный, гемоконтактный (посредством кровососущих членистоногих) и вертикальный (от матери плоду).

Фекально-оральному механизму передачи соответствует основная локализация возбудителя в пищеварительной системе организма хозяина. В связи с тем, что паразит локализуется чаще всего в кишечнике, эти заболевания называют обычно кишечными инфекциями. Между тем после обнаружения микроорганизмов, которые вегетируют в слизистой оболочке желудка (хеликобактер), правомерно говорить о желудочно-кишечных инфекциях. Известно немало примеров первичного рака пищевода.

Рис. 1 свидетельствует о сложности фекально-орального механизма передачи, о множестве факторов передачи, их эстафете, обеспечивающей перемещение паразита, а также о различных путях, действующих в рамках одного механизма передачи. Эти пути передачи обозначаются по конечному фактору (пища, вода, предметы обихода).

Укороченный путь фекально-орального механизма передачи (зараженные руки — рот) наблюдается только при энтеробиозе (самозаражение детей) и иногда в психиатрических стационарах (копрофагия при некоторых заболеваниях).

Сложность фекально-орального механизма передачи определила достаточно высокую устойчивость возбудителей инфекций пищеварительного тракта во внешней среде: в эволюции паразитов это качество сформировалось за счет селектирующей функции затяжного механизма передачи (стихийный отбор устойчивых рас из неоднородной и изменчивой популяции возбудителя). В рамках механизма передачи надо различать главные (основные) пути и пути, которые могут иметь значение при определенных условиях и в отношении отдельных групп населения.

К основным нужно отнести водный и пищевой путь фекально-орального механизма передачи. Это связано, во-первых, с тем, что именно указанные пути могут обеспечить заражение достаточно большими дозами возбудителя. Во-вторых, надо иметь в виду, что инфекционный процесс может развиться в том случае, если возбудитель оказывается в (на) восприимчивых тканях. Чаще всего локализация инфекционного процесса связана со слизистой оболочкой кишечника (именно поэтому укоренилось понятие «кишечные инфекции»). Попадание в указанные слизистые оболочки возможно практически только после заглатывания зараженной пищи или воды (при пустой ротовой полости глотательный акт невозможен).

Лишь у детей младшего возраста, поскольку они многие предметы берут в рот, что сопровождается обильным слюноотделением, глотание имеет место (или может быть) без приема пищи или питья воды. В этом отношении заслуживают внимания опыты R. Hornick с соавторами на добровольцах-военнослужащих. Авторы ни разу не смогли воспроизвести инфекционный процесс у добровольцев, которые должны были прополоскать рот и горло суспензией, содержащей в заданном объеме 109 микробных клеток вирулентного штамма возбудителя брюшного тифа, а затем ее выплюнуть (не глотать). Заметим, что при заглатывании указанной дозы заболело 95% добровольцев. Итак, приведенные два обстоятельства определяют ведущую роль водного и пищевого пути передачи.

Воздушно-капельному (аэрогенному) механизму передачи соответствует локализация возбудителя в дыхательной системе организма.

Необходимо отметить, что существует несколько названий обсуждаемого механизма передачи. Наряду с приведенным в заголовке названием эта группа инфекций имеет наименования аэрогенных, аспирационных, аэрозольных, капельных.

Термин «аэрогенный» наименее удачен, поскольку воздух не создает, не генерирует эту группу болезней, а является только средой для передачи возбудителей Термин «аспирационный» также нельзя считать удачным: аспирация, вдыхание является только частью (третьей фазой) механизма передачи. Кроме того, понятие аспирации носит более универсальный характер — возможна аспирация возбудителей, существующих за счет иных механизмов передачи, а также различных химических и физических агентов, не имеющих отношения к воспроизведению инфекционного процесса. Название «аэрозольный» нельзя принять потому, что аэрозоли часто приводят к заболеваниям, которые не могут быть отнесены к эволюционно сформировавшимся инфекциям дыхательной системы.

Процесс оседания ускоряется за счет агрегации (коагуляции) частиц и завершается в течение нескольких секунд — это срок существования капельной фазы аэрозоля. В зоне динамической проекции концентрация аэрозольных частиц (капелек) максимальная для каждого эпизода формирования аэрозолей и более или менее постоянная, поскольку оседание сопровождается уменьшением объема, занятого аэрозолями. Наряду с оседанием наблюдается рассеивание мелких аэрозольных частиц (диаметр примерно 10 мкм и меньше). Рассеивание сопровождается уменьшением концентрации аэрозольных частиц пропорционально квадрату расстояния, т. е., например, на расстоянии 3 м от места формирования аэрозоля концентрация уменьшается в 9 раз, 4 м — в 16 раз и т. д.

Контактный механизм передачи возбудителей (контактно-бытовой) — механизм передачи, при котором возбудители локализуются на коже и ее придатках, на слизистой оболочке глаз, полости рта, половых органов, на поверхности ран, поступают с них на поверхность различных предметов и при контакте с ними восприимчивого человека (иногда при непосредственном контакте с источником инфекции) внедряются в его организм.

Трансмиссивный механизм передачи инфекции (также называемый «гемоконтактным») — механизм передачи инфекции, при котором возбудитель инфекции находится в кровеносной системе и лимфе, передается при укусах специфических и неспецифических переносчиков: укусе кровососущего членистоногого (насекомого или клеща).

Трансплацентарный путь передачи инфекции (вертикальный) — механизм передачи инфекции, при котором возбудитель инфекции передается от матери к плоду во время беременности.

Механизм передачи возбудителя зависит от первичной локализации возбудителя в организме хозяина. Естественно, что в случае, когда возбудитель локализуется в кишечнике (брюшной тиф, дизентерия, холера), механизм передачи может быть только фекально-оральным, а если возбудитель локализуется в эпителии дыхательных путей (грипп, риновирусная инфекция, менингококковая инфекция), то — аэрогенным.

Процесс передачи возбудителя от источника инфекции на восприимчивый организм (т. е. механизм передачи) проходит определенные фазы.

  • 1 фаза — это выделение возбудителя во внешнюю среду, ее особенности зависят от вида механизма передачи. Возбудитель может выделятся с каловыми и рвотными массами (при фекально-оральном механизме), во время чихания и кашля (при аэрогенном механизме), во время укуса насекомого (при гемоконтактном механизме).
  • 2 фаза — это фаза пребывания возбудителя во внешней среде. При контактном механизме передачи она, как правило, отсутствует. При аэрогенном механизме (в данном случае внешней средой считается воздух) эта фаза очень непродолжительна — секунды (грипп, детские капельные инфекции). При фекально-оральном механизме возбудители могут долгое время сохраняться во внешней среде от нескольких дней до месяцев (холера, дизентерия, брюшной тиф). Клещи (гемоконтактный механизм) могут не только сохранять возбудителя в течение всей своей жизни, но и передавать его по наследству, в этих случаях 2-я фаза может продлиться на многие года (боррелиозы, клещевой энцефалит и др.).
  • 3 фаза — внедрение в новый организм. Особенности этой фазы также зависят от специфики механизма передачи. При фекально-оральном механизме внедрение происходит через рот в кишечник, при аэрогенном — с капельками слизи в дыхательные пути, гемоконтактном — при укусе насекомых-переносчиков (малярия, лейшманиоз, трипаносомозы, клещевой энцефалит), при контактном — в процессе непосредственного контакта (венерические заболевания).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой