Лекция 5-0, 06 кредитов (2 часа). Национальная система стандартизации Российской Федерации.
Документы по стандартизации, виды стандартов.
Стандартизация в области охраны окружающей среды
Для усиления роли национальной стандартизации в техническом прогрессе, повышении качества продукции и экономичности ее производства в России была разработана и введена в действие Государственная система стандартизации (ГСС), которая начала формироваться после распада СССР, с 1992 года, и постоянно совершенствуется. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных правил и положений, структуру… Читать ещё >
Лекция 5-0, 06 кредитов (2 часа). Национальная система стандартизации Российской Федерации. Документы по стандартизации, виды стандартов. Стандартизация в области охраны окружающей среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правовые аспекты построения и содержания национальной системы стандартизации. Основные законы в сфере стандартизации. Изменение нормативно-правовой базы в области стандартизации и смежных областей деятельности. Техническое регулирование. Технический регламент. Организационно-методические основы стандартизации. Организация работ по стандартизации правила разработки стандартов.
Для усиления роли национальной стандартизации в техническом прогрессе, повышении качества продукции и экономичности ее производства в России была разработана и введена в действие Государственная система стандартизации (ГСС), которая начала формироваться после распада СССР, с 1992 года, и постоянно совершенствуется. Она представляет собой комплекс взаимосвязанных правил и положений, структуру органов и служб стандартизации с определенными правами и обязанностями этих служб, организацию и методику проведения работ по стандартизации, порядок разработки, оформления, согласования, утверждения внедрения стандартов и другой нормативно-технической документации, а также порядок контроля за их внедрением и соблюдением. Таким образом, ГСС до сегодняшнего дня определяла организационные, методические и практические основы стандартизации во всех звеньях экономики.
Главная цель Национальной системы стандартизации — с помощью стандартизации содействовать обеспечению динамичного и пропорционального развития всех отраслей промышленности и услуг.
Документы по стандартизации. Виды стандартов.
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
- — национальные стандарты;
- — правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- — применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- — стандарты организаций.
Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном Законом «О техническом регулировании». Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.
Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц, являющихся изготовителями или продавцами.
Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее — общероссийские классификаторы) — нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области, в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований или испытаний, измерений и разработок.
Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно.
Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.
Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) — это по своей сути организационно-методические документы, устанавливающие содержание, порядок и методы проведения работ или отдельных их этапов. Они могут касаться организации работ по проведению сертификации различных видов продукции, контроля и надзора за соблюдением требований стандартов и за сертифицированной продукцией, правил применения знака соответствия и др. Правила и рекомендации разрабатывались, как правило, институтами и организациями Госстандарта России.
В соответствии с определением, принятым Международной организацией по стандартизации (ИСО) и Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК ООН), стандарт определяется как документ технических условий или другой документ, доступный для общественности, разработанный при сотрудничестве и на основе консенсуса или утвержденный всеми заинтересованными в нем сторонами, основанный на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта, направленный на достижение оптимальной пользы для общества и утвержденный органом, признанным на национальном, региональном или международном уровнях. Данное определение было принято почти всеми национальными организациями по стандартизации и является общепризнанным.
Руководство ИСО/МЭК-2.1996 в русском переводе дает такое определение: стандарт — документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы и характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Близкое к этому определение стандарта сформулировано в ГОСТ Р 1.0−92, ГОСТ Р 1.12−99 и ГОСТ 1.1−2002. Однако существует другое определение, которое сегодня особенно следует учитывать (Директива ЕЭС 83/189): стандарт — технические условия, утвержденные признанным органом, занимающимся стандартизацией, для многократного или постоянного применения, соответствие которым не является обязательным. С развитием стандартизации развивается и понятие стандарта.
В Законе «О техническом регулировании» понятие стандарта сформулировано следующим образом: это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процесса производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, методам испытаний, упаковке, маркировке или этикетке и правилам их нанесения.
В настоящее время в России действует около 23 тысяч государственных стандартов.
На основе этих определений можно выделить несколько основных характеристик стандарта, который представляет собой документ:
утвержденный признанным и компетентным органом;
направленный на достижение оптимальной упорядоченности в определенной области;
разработанный на основе сотрудничества и консенсуса, доступный для общественности;
разработанный для пользы общества с целью технического прогресса и утвержденный всеми заинтересованными сторонами;
для многократного или постоянного применения;
для добровольного использования.
Здесь же можно отметить три основных отличия стандарта от технического регламента.
Во-первых, стандарт носит добровольный характер для использования, в то время как технический регламент является обязательным для применения документом. В странах с рыночной экономикой государство может ввести временную обязательность отдельных стандартов, напрямую затрагивающих безопасность продукции и услуг. В России государственные стандарты, как правило, содержали требования, обязательные для применения.
Во-вторых, стандарт должен устанавливать гармонизированные с техническими регламентами требования на продукцию или услугу, в то время как технический регламент устанавливает обязательные требования к объектам технического регулирования.
В-третьих, стандарт всегда представляет собой результат сотрудничества всех заинтересованных сторон и рассмотрения его общественностью, в то время как технический регламент, хотя и разрабатывается с участием всех заинтересованных сторон (как производителей, так и потребителей) и принимается Федеральным законом или Постановлением Правительства Российской Федерации, но в исключительных случаях может приниматься Указом Президента без обязательного получения согласия всех сторон.
В Законе «О техническом регулировании» не идет речь ни о технических условиях, ни об отраслевых стандартах. Технические условия в силу своей специфики (документ, утвержденный, как правило, директором предприятия — разработчика данного документа для своих нужд) не могут претендовать на роль нормативного документа по стандартизации, а отраслевые стандарты перестают существовать, поскольку практически не осталось отраслевых министерств. Однако следует отметить, что на сегодняшний день технические условия широко используются как документы, по которым разработчик быстро и эффективно может наладить выпуск новой продукции.
В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания, устанавливаемых к нему требований, разрабатывают стандарты следующих видов (ГОСТ Р 1.0−92, ГОСТ 1.1−2002):
- — стандарты основополагающие;
- — стандарты на термины и определения;
стандарты на продукцию, услуги;
стандарты на процесс;
стандарты на совместимость;
стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-методические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические требования, нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья людей и имущества и другие общетехнические требования. Основополагающие стандарты имеют широкую область распространения и содержат общие положения для определенной области деятельности. Они могут служить основой для разработки других стандартов или иных нормативных или технических документов.
Стандарты на термины и определения устанавливают термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки и понятия.
Стандарты на продукцию устанавливают требования, которым должна удовлетворять группа однородной продукции или конкретная продукция, с тем, чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению. Стандарты на продукцию кроме требований соответствия назначению могут включать термины и определения, классификации, требования безопасности, экологичности, порядок приемки, методы контроля, требования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению, а иногда технологические или эксплуатационные требования.
Стандарт на продукцию в общем случае должен содержать следующие разделы:
Область применения.
Нормативные ссылки.
Технические требования.
Требования безопасности.
Охрана окружающей среды.
Правила приемки.
Методы испытаний (контроля).
Упаковка, маркировка.
Транспортирование и хранение.
10. Гарантии изготовителя.
Стандарты на процессы устанавливают основные требования, которым должен удовлетворять процесс, с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса его назначению.
Стандарты на совместимость устанавливают требования, которые касаются совместимости различных объектов стандартизации, например, совместимость изделий или систем в местах их сочленения.
Стандарты на методы контроля устанавливают методы, способы, приемы, методики выполнения испытаний, измерений и анализа продукции в процессе ее производства, контроля качества и подтверждения соответствия.
Построение, изложение, оформление стандартов должны соответствовать ГОСТ Р 1.5−2002.
Стандартизация в сфере охраны окружающей среды.
Работы по стандартизации в области охраны окружающей среды в нашей стране были начаты в начале 70-х годов, а к концу 80-х годов была разработана «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов». В состав системы вошли более 50 государственных стандартов, в том числе основополагающие, например, ГОСТ 17.0.0.01 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения», а также стандарты, регламентирующие правила, нормы и методы охраны компонентов окружающей среды (гидросфера, атмосфера, почвы, земля, флора, фауна, недра). Хотя эти стандарты требуют сегодня приведения их в соответствие с международными нормами и правилами, они явились важным инструментом регулирования природоохранной деятельности. В 1998 году в России был создан технический комитет по стандартизации (ТК-409) «Охрана окружающей природной среды», на который возложена задача разработки стандартов, регулирующих природоохранную деятельность.
Одна из важнейших задач в области охраны природы — организация эффективной системы экологического контроля, внедрение которой должно обеспечить точную и достоверную исходную информацию для принятия необходимых природоохранных мер и экологического управления.
В последнее время проблемам охраны окружающей среды уделяется все больше и больше внимания. Природоохранная деятельность становится неотъемлемой частью процесса мирового развития.
В развитие этих идей Техническим комитетом ИСО (ТК207) «Управление охраной окружающей среды» в 1996 году был разработан комплекс стандартов серии 14 000 по управлению окружающей средой, который по структуре во многом совпадает со стандартами ИСО 9000, что обеспечивает возможность их совместимости.
Разработка, внедрение и сертификация систем управления окружающей средой (экологического менеджмента) на основе стандартов серии ИСО 14 000 (ГОСТ Р ИСО 14 001−98, ГОСТ Р ИСО 14 004−98) позволяют предприятиям минимизировать вредное воздействие от деятельности предприятия на окружающую среду, рационально и экономично расходовать материальные и энергетические ресурсы.
К основным стандартам по экологическому управлению относят:
определение характеристик экологичности деятельности организаций (ГОСТ Р ИСО 14 040−99; ИСО 14 041−98; 14 042; 14 043);
экологический аудит ГОСТ Р 14 010−98; 14 011−98; 14 012−98;
экологическую маркировку (ГОСТ Р ИСО 14 020−99; ИСО 14 021−98; 14 024−98.
[2], с.38−50, 87−89; [1], с.43−59.
Тесты рубежного контроля знаний студентов по темам 2 модуля
- 1. Что называется стандартизацией? Как развивалось это понятие?
- 2. Перечислите основные цели и задачи стандартизации.
- 3. На каких принципах базируется стандартизация?
- 4. Через какие функции проявляется эффективность стандартизации?
- 5. Перечислите основные методы стандартизации и дайте им определения.
- 6. Как оценивается уровень унификации и стандартизации?
- 7. В чем заключается концепция национальной системы стандартизации?
- 8. Что называется стандартом?
- 9. Опишите основные характеристики стандарта.
- 10. Какие существуют виды стандартов, дайте их описание.
- 11. Перечислите основные разделы стандарта на продукцию.
- 12. Охарактеризуйте систему органов и служб стандартизации.
- 13. Сформулируйте основные задачи национального органа по стандартизации.
- 14. Перечислите основные направления работ российских технических комитетов по стандартизации.
- 15. Какие задачи стоят перед общетехническими и организационно-техническими системами и комплексами стандартов?
- 16. Перечислите общетехнические системы государственных стандартов.
- 17. В чем суть Системы разработки и постановки продукции на производство?
- 18. Дайте характеристику Комплекса стандартов Единой системы технологической документации.
- 19. Каковы цели Системы показателей качества продукции?
- 20. Какие основные задачи Государственной системы обеспечения единства измерений?
- 21. Сформулируйте основные направления Системы безопасности стандартов труда.
- 22. Что значат унификация и стандартизация управленческих документов?
- 23. Что такое каталогизация продукции?
- 24. Объясните, почему необходима стандартизация в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслях.
- 25. Сформулируйте приоритетные направления в области стандартизации в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.
- 26. Какие стандарты в области менеджмента (управления) качества вы знаете?
- 27. Опишите жизненный цикл продукции.
- 28. В чем суть и задачи стандартизации в области охраны окружающей среды?
- 29. Охарактеризуйте модель системы управления окружающей средой на основе стандартов серии ИСО 14 000.
- 30. Какие сферы деятельности охватывает стандартизация услуг?
- 31. Что понимается под стандартизацией информационных технологий?