Цель, задачи и направления инноваций в воспитательном процессе
Вывод: Образовательное и воспитательное пространства школы, должно обеспечивать личностный рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества. Результатом инновационной воспитательной деятельности школы является воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры… Читать ещё >
Цель, задачи и направления инноваций в воспитательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Остановимся более подробно на инновациях в системе воспитания. Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смысле.
В широком смысле воспитание включает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи, школы, но и влияние всего жизненного уклада общества, господствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, средств массовой информации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя также образование и обучение. 4].
В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие.
Воспитание является двусторонним действием; с одной стороны — деятельность педагога, с другой — деятельность воспитанника (их воздействие друг на друга, взаимовлияние, сотрудничество). Здесь уместно привести следующее высказывание: «Процессы обучения и воспитания могут быть полноценными только в том случае, если они являются взаимными: обучается и воспитывается не только ученик, но и учитель». Кроме того, определенные коммуникативные отношения и связи предполагают и взаимодействия между самими обучающимися. 1].
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметноэстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. [3].
Компоненты воспитательной системы школы:
Цели — совокупность идей, для реализации которых она создается.
Деятельность, обеспечивающая её реализацию.
Субъект деятельности, её организующий и в ней участвующий.
Отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интересующие субъектов в некую общность.
Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Цель школьной воспитательной системы — создание благоприятных условий в школе, способствующих социальной адаптации учащихся.
Специфика образовательных учреждений разного типа и реализация разных направлений воспитательной работы требует конструирования разнохарактерных систем ее организации.
Отличаясь по содержанию и направленности, инновационная воспитательная работа должна подчиняться модернизированной системе принципов ее организации и проводиться в формах, отвечающих требованиям разнообразия, целевой направленности, адекватности тем целям и задачам, для решения которых они выбираются.
Основными задачами инновационной воспитательной работы являются:
- — устранение воспитательных затруднений;
- — организация инновационной деятельности по внедрению в практику достижений науки и практики;
- — выработка новых подходов к осуществлению воспитания;
- -поиск оптимальных направлений и способов взаимодействия всех членов воспитательского звена;
- — создание специфических систем воспитательной работы;
- — выработка стратегий воздействия на учащихся;
- — устранение собственных недостатков;
- — экспериментально-исследовательская работа и др. 12]
Основные принципы конструирования инновационной воспитательной системы отражаются в следующем:
- — нацеленность на конечный результат;
- — системный, целостный подход к выбору тематики работы всех подразделений воспитательной системы;
- — единство формы и содержания воспитательной работы;
- — базирование воспитательной работы на результатах всестороннего изучения деятельности педагогического коллектива и учащихся;
- — разнообразие форм и методов; исследовательская направленность; связь с научными и образовательными учреждениями; непрерывность и управляемость воспитательной работы;
- — гибкость и оперативность в координации ее направлений;
- — связь с жизнью;
- — гибкое реагирование на поступающую информацию;
- — творческий, активный характер;
- — оптимальное сочетание индивидуального и группового подходов в воспитании школьников;
- — преемственность воспитательской работы;
- — взаимосвязь субъектов воспитательной системы;
- — согласованность и последовательность в осуществлении инновационных преобразований;
- — рациональность распределения времени на учебную, воспитательную и методическую работу и т. д. 12]
Совокупным результатом успешно проведенной воспитательной работы должны являться прогрессивные изменения в качестве работы учителей, которые поведут к качественным и количественным приращениям в качествах личности школьников.
Положительные сдвиги в преподавании и воспитании выразятся в расширении разнообразия и качества использования педагогической техники, изменении направленности урока на достижение более широких целей обучения, связанных с воспитанием и развитием учащихся, успешным применением новых технологий и их сочетаний в учебно-воспитательном процессе.
Основными направлениями развития воспитания являются:
- 1. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.
- 2. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина обладающего политической культурой критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.
- 3. Эстетизация образовательного учреждения, его окружения, всей жизни — это суть гумманизации воспитания. Создание условий, в которых у всех детей была бы возможность выразить себя в художественной деятельности — рисование, музыка, прикладное творчество и др.
- 4. Развитие клубной и досуговой деятельности особой сферы жизни учащихся.
- 5. Развитие игровых видов деятельности, открывающих большие возможности для самопознания детей.
- 6. Воспитание детей в духе свободы, личного достоинства и демократии. С этой целью способствовать дальнейшему развитию школьного самоуправления, различных клубов по интересам.
- 7. Приобщение детей к культуре предков, возрождение народных традиций; формирование и укрепление лучших школьных традиций.
- 8. Укрепление сотрудничество детей и взрослых. Только в результате достижения духовной общности воспитателя и воспитанника осуществляется воспитание — передача новым поколениям ценностей, накопленных человечеством.
- 9. Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания.
- 10. Создание условий для повышения квалификации учителя, его профессионального роста, так как ведущая роль в воспитании принадлежит педагогу — образованному, гуманисту — интеллигенту, настоящему профессионалу. 18]
Результатом инновационной воспитательной деятельности школы является воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету поколений.
Вывод: Образовательное и воспитательное пространства школы, должно обеспечивать личностный рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.