Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Цель, задачи и направления инноваций в воспитательном процессе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вывод: Образовательное и воспитательное пространства школы, должно обеспечивать личностный рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества. Результатом инновационной воспитательной деятельности школы является воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры… Читать ещё >

Цель, задачи и направления инноваций в воспитательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Остановимся более подробно на инновациях в системе воспитания. Развитие любого человека происходит в процессе воспитания, когда предшествующее поколение передает накопленный опыт последующему, которое его приумножает и обогащает. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. В современной педагогической литературе и практике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смысле.

В широком смысле воспитание включает в себя всю сумму воздействий, весь процесс формирования личности и подготовки ее к активному участию в производственной, общественной и культурной жизни. В таком понимании воспитание охватывает не только воспитательную работу семьи, школы, но и влияние всего жизненного уклада общества, господствующих в нем идей, воздействие литературы, искусства, средств массовой информации. Воспитание в широком смысле этого слова включает в себя также образование и обучение. 4].

В узком смысле воспитание означает формирование мировоззрения, нравственного облика, развитие эстетического вкуса, физическое развитие.

Воспитание является двусторонним действием; с одной стороны — деятельность педагога, с другой — деятельность воспитанника (их воздействие друг на друга, взаимовлияние, сотрудничество). Здесь уместно привести следующее высказывание: «Процессы обучения и воспитания могут быть полноценными только в том случае, если они являются взаимными: обучается и воспитывается не только ученик, но и учитель». Кроме того, определенные коммуникативные отношения и связи предполагают и взаимодействия между самими обучающимися. 1].

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметноэстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство. [3].

Компоненты воспитательной системы школы:

Цели — совокупность идей, для реализации которых она создается.

Деятельность, обеспечивающая её реализацию.

Субъект деятельности, её организующий и в ней участвующий.

Отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интересующие субъектов в некую общность.

Управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Цель школьной воспитательной системы — создание благоприятных условий в школе, способствующих социальной адаптации учащихся.

Специфика образовательных учреждений разного типа и реализация разных направлений воспитательной работы требует конструирования разнохарактерных систем ее организации.

Отличаясь по содержанию и направленности, инновационная воспитательная работа должна подчиняться модернизированной системе принципов ее организации и проводиться в формах, отвечающих требованиям разнообразия, целевой направленности, адекватности тем целям и задачам, для решения которых они выбираются.

Основными задачами инновационной воспитательной работы являются:

  • — устранение воспитательных затруднений;
  • — организация инновационной деятельности по внедрению в практику достижений науки и практики;
  • — выработка новых подходов к осуществлению воспитания;
  • -поиск оптимальных направлений и способов взаимодействия всех членов воспитательского звена;
  • — создание специфических систем воспитательной работы;
  • — выработка стратегий воздействия на учащихся;
  • — устранение собственных недостатков;
  • — экспериментально-исследовательская работа и др. 12]

Основные принципы конструирования инновационной воспитательной системы отражаются в следующем:

  • — нацеленность на конечный результат;
  • — системный, целостный подход к выбору тематики работы всех подразделений воспитательной системы;
  • — единство формы и содержания воспитательной работы;
  • — базирование воспитательной работы на результатах всестороннего изучения деятельности педагогического коллектива и учащихся;
  • — разнообразие форм и методов; исследовательская направленность; связь с научными и образовательными учреждениями; непрерывность и управляемость воспитательной работы;
  • — гибкость и оперативность в координации ее направлений;
  • — связь с жизнью;
  • — гибкое реагирование на поступающую информацию;
  • — творческий, активный характер;
  • — оптимальное сочетание индивидуального и группового подходов в воспитании школьников;
  • — преемственность воспитательской работы;
  • — взаимосвязь субъектов воспитательной системы;
  • — согласованность и последовательность в осуществлении инновационных преобразований;
  • — рациональность распределения времени на учебную, воспитательную и методическую работу и т. д. 12]

Совокупным результатом успешно проведенной воспитательной работы должны являться прогрессивные изменения в качестве работы учителей, которые поведут к качественным и количественным приращениям в качествах личности школьников.

Положительные сдвиги в преподавании и воспитании выразятся в расширении разнообразия и качества использования педагогической техники, изменении направленности урока на достижение более широких целей обучения, связанных с воспитанием и развитием учащихся, успешным применением новых технологий и их сочетаний в учебно-воспитательном процессе.

Основными направлениями развития воспитания являются:

  • 1. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля. Они охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности и образуют основу воспитания.
  • 2. Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознания активного гражданина обладающего политической культурой критическим мышлением, способностью самостоятельно сделать выбор в любой ситуации.
  • 3. Эстетизация образовательного учреждения, его окружения, всей жизни — это суть гумманизации воспитания. Создание условий, в которых у всех детей была бы возможность выразить себя в художественной деятельности — рисование, музыка, прикладное творчество и др.
  • 4. Развитие клубной и досуговой деятельности особой сферы жизни учащихся.
  • 5. Развитие игровых видов деятельности, открывающих большие возможности для самопознания детей.
  • 6. Воспитание детей в духе свободы, личного достоинства и демократии. С этой целью способствовать дальнейшему развитию школьного самоуправления, различных клубов по интересам.
  • 7. Приобщение детей к культуре предков, возрождение народных традиций; формирование и укрепление лучших школьных традиций.
  • 8. Укрепление сотрудничество детей и взрослых. Только в результате достижения духовной общности воспитателя и воспитанника осуществляется воспитание — передача новым поколениям ценностей, накопленных человечеством.
  • 9. Превращение воспитательной системы школы в непрерывный инновационный процесс: освоение передовых технологий воспитания.
  • 10. Создание условий для повышения квалификации учителя, его профессионального роста, так как ведущая роль в воспитании принадлежит педагогу — образованному, гуманисту — интеллигенту, настоящему профессионалу. 18]

Результатом инновационной воспитательной деятельности школы является воспитание человека, готового к постоянному изменению, развитию человеческой культуры, способного на основе усвоения современной культуры продолжить эстафету поколений.

Вывод: Образовательное и воспитательное пространства школы, должно обеспечивать личностный рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой