Заключительный этап.
Значение Красной книги для формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Педагоги ориентируют специалистов учреждений культуры на психофизические возможности дошкольников и учет объема информации, которая может быть ими воспринята. Помогают сотрудникам библиотек отбирать информацию о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах, доступную для восприятия дошкольников. Создают у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций… Читать ещё >
Заключительный этап. Значение Красной книги для формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Просматривание презентации «Наша Красная книга» создана из совместной деятельности с взрослыми [22].
Горбачева Татьяна Яковлевна, воспитатель МДОУ ЦРР д/с № 46 (г. Усть-Кута, Иркутская область). Педагогический опыт «Создание „Красной книги родного края“ как фактор сплочения детского сада и семьи в природоохранной работе».
Главным событием 2011;2012 учебного года стало то, что в ней появилась самодельная «Красная книга». В ней 2 части — растения и животные. Когда она готовилась, каждая семья отвечала за свою страничку, искала информацию о выбранном животном или растении.
При разработке этой темы была поставлена следующая цель:
Развитие у детей представлений о назначении Красной книги как сигнала тревожной информации об исчезающих видах растений и животных.
Были решены следующие задачи:
.Выяснить, какие растения и животные являются редкими в Приленье.
.Какие из них официально включены в Красную книгу России или Иркутской области.
Составить Красную книгу своего края.
Привлечь родителей к исследовательской работе.
Развивать в детях пытливость, любознательность, целеустремленность.
Воспитывать коллективную ответственность за порученное дело и чувство гордости от положительного его результата.
Алгоритм создания книги был таковым:
Сбор информации о животных и растениях Приленья.
Выбор объекта изучения каждой семьей.
Выбор формы и внешнего вида книги, единого стиля оформления.
Подготовка семейных страничек.
Презентация своего природного объекта.
Переплетение листов в книгу и ее оформление воспитателем.
Эта книга заняла почетное место в уголке науки и является предметом демонстрации и гордости группы. Издание книги оказалось очень увлекательным делом.
Родители, которые не смогли поучаствовать в создании «Красной книги», после презентации выразили желание внести свою лепту. Презентация «Красной книги», прошла как итог всей деятельности по изучению природы Родного края за год. Была устроена выставка книг о природе, картин, игрушек. Во время презентации каждая семья защищала свою работу. Это был своего рода маленький семейный концерт. Дети, представляя свой природный объект, рассказывали о нем, читали стихи, предлагали сверстникам отгадать загадки. Кроме того, дети поделились тем, что еще много неузнанного, что можно почерпнуть массу интереснейшей информации из разных источников. Все очень волновались, когда в паре родитель-ребенок кто-то останавливался или запинался, другой сразу же подхватывал и помогал в рассказе. В конце праздника детям торжественно были вручены удостоверения «Юных защитников природы», а родители получили благодарность за содействие.
В этом году появились новые самодельные книги: о путешествиях по родным местам, об увиденных природных красотах, о встречах с интересными животными и растениями Приленья. Путешествуя со своей семьей по родному краю, дети могли воочию наблюдать те природные объекты, о которых рассказали в Красной книге и спешили поделиться новыми впечатлениями со своими сверстниками и воспитателями. [23].
Бабинцева Ольга Владимировна, заведующая МДОУ д/с N 10 «Теремок», г. Омутнинска Кировской области.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Метод проектирования исследовался Бедерхановой В. П., Зуйковым М. Б., Евдокимовой Е. С. и др.
Содержание проектной деятельности включает в себя компоненты экологического образования.
Были разработаны примерные темы проектов для детей старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды: «Усатый, хвостатый, полосатый», «Лекарственные растения», «Пернатые друзья», «Лес — наше богатство», «Мир насекомых», «Окружающий мир». Они в свою очередь являются фундаментом создания проекта «Красная книга Кировской области» для детей подготовительной к школе группы.
Проект является познавательно — игровым, долгосрочным. Цель-результат для всех участников проекта.
Дети учатся с уважением и любовью относиться к редким, исчезающим или находящимся под угрозой исчезновения живым организмам; совместно со взрослыми занимаются поиском информации о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах, умеют донести ее до сверстников; проявляют интерес к посещению библиотек города, общению со специалистами учреждений культуры; отражают полученные впечатления (самостоятельно и вместе со взрослыми) в различных видах творческой деятельности (рисунках, рассказах, стихах, инсценировках).
Педагоги ориентируют специалистов учреждений культуры на психофизические возможности дошкольников и учет объема информации, которая может быть ими воспринята. Помогают сотрудникам библиотек отбирать информацию о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах, доступную для восприятия дошкольников. Создают у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов — это алгоритм формирования обобщенного знания[8]. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе [7].
Обязательным компонентом процесса формирования экологической культуры являются знания и умения, а конечным результатом — соответствующее отношение к окружающему миру [14].
Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, необходимо показать детям ее уникальность, красоту и универсальность: природа — среда жизни всех существ, включая человека, объект познания, удовлетворения его эстетических потребностей; и только затем — объект человеческого потребления. Мы должны охранять природу не потому что она нам что-то дает, а потому что она самоценна [17].
Итак мы видим, что такое отношение вполне может быть сформировано, если систематически на протяжении нескольких лет знакомить детей с разнообразием природы, вовлекать в практическую деятельность, предоставляя возможность наблюдать за различными проявлениями в благоприятных условиях. Экологически ориентированное проектирование позволяет дошкольникам овладеть умениями экологически целесообразно вести себя в природе, понимать и сочувствовать тем, кто испытывает дефицит в каких-либо условиях, эмоционально откликаться, радоваться проявлениям природы. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к окружающему миру [24].
Рассмотрев опыт работы различных педагогов, видим разнообразные формы работы с Красной книгой в различных регионах страны. В основе работы многих педагогов лежит метод проектов. Путем создания различных проектов педагоги расширяют и систематизируют экологические представления о природе родного края, о растениях, животных занесенных в Красную книгу; дают возможность развить самостоятельность, активность, инициативность детей в решении проблемных ситуаций, в поиске ответов на вопросы.