Оценка эффективности программы взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению
Таким образом, данные показывают повышение уровня готовности к школе у детей экспериментальной группы. По итогам контрольного исследования родителей, были получены следующие результаты — см. Таблицу 8. В результате были полученные данные, представленные в таблице Таблица 6. Рис. 2. Результаты контрольного исследования. Результат контрольного исследования. Показатели по выполненным субтестам… Читать ещё >
Оценка эффективности программы взаимодействия ДОУ с семьей на этапе подготовки детей к школьному обучению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для определения эффективности проведенной работы была проведена повторно диагностическая процедура старших дошкольников и родителей.
Диагностика готовности старших дошкольников к школе проходила по тем же субтестам, предложенным в констатирующем эксперименте.
В результате были полученные данные, представленные в таблице Таблица 6.
Показатели по выполненным субтестам
Имя ребенка. | № субтеста. | итого. | ||||||||||
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА. | ||||||||||||
1. Аня. | ||||||||||||
2. Антон. | ||||||||||||
3. Витя. | ||||||||||||
4. Дима. | ||||||||||||
5. Ира К. | ||||||||||||
6. Ира Б. | ||||||||||||
7. Коля. | ||||||||||||
8. Катя. | ||||||||||||
9. Настя. | ||||||||||||
10. Оля. | ||||||||||||
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА. | ||||||||||||
11. Олег. | ||||||||||||
12. Семен. | ||||||||||||
13. Таня. | ||||||||||||
14. Федя. | ||||||||||||
15. Юра. | ||||||||||||
16. Марат. | ||||||||||||
17. Алина. | ||||||||||||
18. Даша. | ||||||||||||
19. Леша. | ||||||||||||
20. Никита. |
Таким образом, данные показывают повышение уровня готовности к школе у детей экспериментальной группы.
Таблица7.
Сравнительный анализ уровней готовности старших дошкольников к школе на этапе констатирующего и контрольного эксперимента
уровень. | Экспериментальная группа. | Контрольная группа. | ||||||
Констатирующий эксперимент. | Контрольный эксперимент. | Констатирующий эксперимент. | Контрольный эксперимент. | |||||
Кол-во. | %. | Кол-во. | %. | Кол-во. | %. | Кол-во. | %. | |
Высокий. | ||||||||
Средний. | ||||||||
Низкий. | ; | ; |
Из данных представленных в таблице видно, что значительные улучшения произошли в экспериментальной группе, в контрольной группе изменения не значительны.
Кроме диагностики старших дошкольников была также повторно проведена и диагностика родителей по методике А. Я. Варга и В. В. Столина.
По итогам контрольного исследования родителей, были получены следующие результаты — см. Таблицу 8.
Показатель по шкале «Принятие — отвержение» снизился на 52,39%, что свидетельствует о возросшем стремлении родителей принимать своего ребенка таким, какой он есть. Уровень кооперации вырос на 34,48%. Следовательно, родители больше, чем при проведении констатирующего эксперимента, заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помочь ребенку, сочувствуют ему, высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него, поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных, доверяют ребенку, стараются встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Таблица 8.
Результат контрольного исследования
Отвержение. | Кооперация. | Симбиоз. | Гиперсоциализация. | Инфантилизиция. | Гиперопека. | Авторитаризм. | Диктат в воспитании. | |
Констатирующий эксперимент. | 39,74. | 50,71. | 78,19. | 71,87. | 58,45. | 17,45. | 13,25. | 17,50. |
Контрольный эксперимент. | 18,92. | 68,19. | 72,03. | 51,34. | 41,09. | 21,93. | 23,15. | 19,44. |
Разница, %. | — 52,39. | 34,48. | — 7,88. | — 28,57. | — 29,70. | 25,67. | 74,72. | 11,09. |
Уровень выраженности симбиотических отношений несколько снизился — на 7,88%. Следовательно, родители стали меньше стремиться к симбиотическим отношениям с ребенком, стремясь удовлетворить все потребности ребенка, ограждая его от трудностей и неприятностей жизни. Родители стали меньше ощущать тревогу за ребенка, ребенок стал для них менее беззащитным (см. Рис. 2). Показатель гиперсоциализации — отношение, при котором родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения, пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами — также снизился на 28,57%. Примерно в такой же мере родители стали меньше инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность, видеть ребенка младшим по сравнению с его реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка перестали казаться родителям детскими, несерьезными. Ребенок представляется им более приспособленным, успешным, закрытым для дурных влияний. Родители стали больше доверять своему ребенку, перестали досадовать на его неуспешность и неумелость.
Рис. 2. Результаты контрольного исследования.
В плане родительских позиций также произошли значительные позитивные изменения: уменьшился показатель гиперопеки (25,67%) и диктат в вовспитании. Самые значительные изменения произошли по показателю «Демократичность». Следовательно, итог проведения занятий с родителями следующий — родители изменили свои установки по отношению к ребенку с авторитарных на демократические, соответственно, снизился контроль и недоверие со стороны родителей. Ребенок ощущает себя более взрослым, что на этапе подготовки к школе является определяющим фактором формирования готовности к обучению.
Необходимо отметить, что улучшение показателей связано с данными, полученными от родителей детей экспериментальной группы.
Таким образом, полученные данные указывают на эффективность проведенной работы и полностью подтверждают гипотезу исследования.