Введение.
Факторы, связанные с учебной мотивацией российских школьников
Мотивация — одна из сложнейших, многогранных структур, при формировании которой задействованы не только психологические особенности человека, но и внешние факторы. В современной психологии до сих пор существуют различные теории и подходы к изучению мотивации, которые позволяют более детально изучить ее (В.Г.Асеев, 1976). В своей работе мы будем оперировать понятием учебной мотивации, которая… Читать ещё >
Введение. Факторы, связанные с учебной мотивацией российских школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вопросам образования сегодня уделяется большое внимание, как в России, так и за рубежом. Из года в год меняется учебная программа, модернизируется система образования в целом, стремясь повысить учебные показатели.
В эффективном образовании детей заинтересованы, как родители, так и учителя. Они озадачены хорошей успеваемостью ребенка, его интересом и желанием заниматься в школе. Но очень часто ребенок с неохотой посещает учебное заведение или вообще отказывается идти туда. Большинство педагогов убеждены в том, что процесс обучения значительно усложняется, если учащийся не заинтересован в обучении.
Существует множество факторов образовательного процесса, которые связаны с его эффективностью. Но одним из важнейших является учебная мотивация, которая, как показывают исследования, связана с активным усвоением материала, пройденного на уроке (Steinmayr, Spinath, 2009).
Проблема мотивации широко исследуется. Однако большое количество работ в этой области еще не охватило весь спектр существующих нерешенных вопросов (Deci E.L., Vallerand R.J., Pelletier L.G., Ryan R. M, 1991).
Ранние исследования показывают, что с годами не только в средней и старшей школах учебная мотивация и интерес у учащихся угасает, но и к аналогичному выводу пришли исследователи, проводя эксперименты в начальной школе (Van der Veen, Peetsma, 2009; Spinath, Spinath, 2005). Какие факторы связаны с мотивацией? Почему происходит спад?
Мотивация — одна из сложнейших, многогранных структур, при формировании которой задействованы не только психологические особенности человека, но и внешние факторы. В современной психологии до сих пор существуют различные теории и подходы к изучению мотивации, которые позволяют более детально изучить ее (В.Г.Асеев, 1976). В своей работе мы будем оперировать понятием учебной мотивации, которая направлена на учебную деятельность и является частным случаем мотивации — процессом, побуждающим к действию.
Фокус большинства работ направлен именно на роль мотивации в образовательном процессе. Сегодня все больше и больше исследователей сходится во мнении, что мотивацию учащихся нужно учитывать и отслеживать в процессе обучения, так как установлена статистически значимая связь между мотивацией и успеваемостью учеников (Wigfield, Cambria, 2010; Steinmayr, Spinath, 2009). Поэтому со временем факторы мотивации также привлекли к себе внимание научного сообщества. Особенно важна мотивация в начальных классах, когда у детей только формируется представление об учебном процессе.
В своей работе мы будем рассматривать составляющие учебной мотивации. Наш исследовательский вопрос звучит следующим образом:
«Какова структурная модель взаимодействия внешних факторов образовательной среды с учебной мотивацией?».
На сегодняшний день в России в начальной школе введен новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который был утвержден приказом Минобранауки России от шестого октября 2009 года (ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357). И в своей работе мы будем анализировать мотивацию российских школьников после введения новых стандартов.
Нами был выбран инструмент, который был разработан в рамках Федеральной целевой программы развития образования Российской академии образования «Институт стратегических исследований в образовании» (ИСИО РАО). Данный проект проводился в связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов.
В соответствии с требованиями ФГОС в рамках вышеупомянутого проекта проводилась оценка освоения учащимися четвертых классов школьного материала. У выпускников проверяли предметные (итоговые работ по русскому языку и математике), метапредметные (участие в групповых проектах и письменная работа с текстом) и личностные (самооценка, отношение к школе, мотивация) результаты.
Также была включена контекстная информация о школе, педагоге русского языка и математики и родителях учащегося. То есть были сформированы дополнительные анкеты, которые позволили получить как можно более полную информацию о каждом ребенке. Для измерения всех показателей были использованы стандартизированные измерительные материалы.
Целью нашей работы является выявление факторов, связанных с учебной мотивацией российских школьников, построение структурной модели позитивной мотивации учащихся, а также сравнительный анализ моделей взаимодействия факторов с мотивацией для русского языка и математики.
Для достижения заявленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- · определить теоретическую рамку исследования,
- · провести литературный анализ существующих работ в данном направлении,
- · выделить факторы, определяющие учебную мотивацию, в рамках нашего инструмента,
- · построить модель взаимодействия факторов,
- · провести сравнительный анализ моделей взаимодействия факторов для математики и русского языка,
- · построить структурную модель для выявления непрямых связей между факторами,
- · провести анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.
Основные гипотезы данного исследования связаны со структурой модели взаимодействия внешних факторов образовательной среды с мотивацией учащихся. Они следующие:
- 1. учебные достижения учащихся вносят положительный вклад в учебную мотивацию,
- 2. отношение ученика к школе и самооценка ребенка имеют прямую положительную связь с мотивацией,
- 3. поддержка родителей в образовательном процессе ребенка способствует поддержанию уровня учебной мотивации,
- 4. между структурами мотивации учащихся по русскому языку и математике существуют значительные различия.
В нашей работе объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования мы определили, как учебную мотивацию учащихся четвертых классов, школы которых впервые перешли на новые федеральные государственные образовательные стандарты.
В данной работе будут использоваться следующие методы:
- § анализ литературных источников,
- § моделирование,
- § дискриптивный анализ,
- § корреляционный анализ,
- § конфирматорный факторный анализ,
- § структурное моделирование.
Работа включает в себя введение, две основные главы и заключение. В первой главе мы рассматриваем теоретические аспекты затронутой нами проблемы. Здесь мы даем определения основным понятиям и пояснения важным терминам, которые мы используем на протяжении всей работы. Также в первую часть нашей работы входит описание и разбор ране проведенных исследований и методов анализа, которые там применяются. Во второй главе излагается непосредственно ход самого исследования. Здесь так же рассматриваются характеристики выборки и используемого инструмента. Сюда включен статистический анализ данных. После чего мы приводим выводы и делаем заключение по проделанной работе и предлагаем дальнейшие направления исследований учебной мотивации российских школьников.