Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принцип организации эвристической среды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этот принцип означает, что в социальном окружении ребенка преобладают творческие ценности, ориентирующие ребенка на проявление своей индивидуальности. Т. Б. Гребенюк, рассматривая процесс обучения в вузе, считает, что эвристическая среда — это специально создаваемые в педагогическом процессе ситуации, обеспечивающие появление потребности у студента в поиске решения профессиональных задач… Читать ещё >

Принцип организации эвристической среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этот принцип означает, что в социальном окружении ребенка преобладают творческие ценности, ориентирующие ребенка на проявление своей индивидуальности. Т. Б. Гребенюк [62], рассматривая процесс обучения в вузе, считает, что эвристическая среда — это специально создаваемые в педагогическом процессе ситуации, обеспечивающие появление потребности у студента в поиске решения профессиональных задач, предложенных преподавателем, а также в самостоятельной постановке профессиональных задач, выявлении проблем. При этом она подчеркивает, что эвристическая среда должна требовать от учащегося проявления не только креативных способностей, но и рефлексивных процессов, регуляции собственной деятельности, самосознания и самоанализа. Эту функцию эвристической среды можно назвать мотивационной, так как она ориентирует людей на поиск творческого решения возникших проблем, чем способствует развитию творческой способности, формированию ее как устойчивого качества личности.

Следующая функция эвристической среды — оценочная. По мнению Л. В. Байбародовой и М. И. Рожкова, данный принцип предполагает, что творчество начинает восприниматься и взрослыми и детьми в качестве универсального критерия оценки личности и отношений в коллективе [19. С. 25]. Эта функция позволяет повысить значимость творческих решений, создает предпосылки для творческой самореализации личности. Таким образом, эвристический принцип создает условия для поддержки различных инициатив, направленных на самореализацию индивидуальности педагогов и учащихся, формирует общую веру ребенка в себя, в свой творческий потенциал, не дает сформироваться «комплексу неудачника».

Третья функция принципа организации эвристической среды — технологическая. Она предполагает, что учащиеся должны усвоить различные способы и приемы выполнения творческой деятельности. Благодаря этому принципу у ребенка формируются необходимые операционные механизмы выполнения творческой деятельности — когнитивные и личностные. В ряде случаев эти механизмы формируются у ребенка спонтанно, благодаря таким механизмам усвоения социального опыта, как идентификация и подражание. В ряде случаев отдельные приемы мыслительной работы следует формировать целенаправленно, в процессе специально организованного обучения. Примером могут служить разработки Л. Ф. Обуховой, которой была предложена система приемов организации мышления, позволяющая восстановить полную картину условий задачи путем выделения в тексте ее условий различных порций информации («единиц сообщения»). Эти единицы сообщения схематически изображались и позволяли осмыслить существенные отношения задачи [169. С. 94]. П. Я. Гальперин и В. Л. Данилова также предлагали упорядочить исследование творческой задачи и систематизировать выдвижение и проверку догадок по заранее разработанной схеме [54]. Поэтому усвоение учащимися технологий интеллектуального творчества мы считаем важной функцией эвристической среды.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой