Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическое содействие учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности: В системе повышения квалификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показало исследование, процесс повышения квалификации должен быть ориентирован на создание развивающего пространства, то есть объективно жизненных ситуаций, в которых содержатся необходимые условия для развития потребностей и способностей учителя. Применительно к нашему исследованию это предполагает: а) изменение форм и методов учебной работы для преодоления пассивности обучающихся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЮ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
    • 1. 1. Состояние проблемы развития профессиональной компетентности учителя в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Личностно ориентированная модель педагогического содействия учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности
    • 1. 3. Педагогические условия содействия развитию профессиональной компетентности учителя сельской школы
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОИЧЕСКОМУ СОДЕЙСТВИЮ УЧИТЕЛЮ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Реализация модели педагогического содействия учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности
    • 2. 3. Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Педагогическое содействие учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности: В системе повышения квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Ведущей тенденцией образования является переход от знаниевой к личностной парадигме. В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность выпускников нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества (150, с. 9).1 В этой связи специфика проблем современного периода, в частности сельской школы, определяется необходимостью освоения учителем нового профессионального опыта, преодолением стереотипов традиционных способов педагогической деятельности.

Обновление и развитие сельской школы ставят вопрос о профессиональной компетентности учителя, наполняя содержание этого понятия дополнительными характеристиками и педагогическими умениями. В основу профессиональной готовности педагога, ориентированную на личностную парадигму, должно быть положено представление о педагогической деятельности, суть которой, в педагогическом овладении ситуацией развития личности (В.В. Кра-евский, Н.Д. Никандров).

Таким образом, без качественного изменения труда педагога, повышения его личностного и профессионального уровней развития, невозможно повысить качество образования сельских детей. Однако результаты по изучению уровня профессионализма учителей сельских школ в Курганской области показывают, что в абсолютном большинстве случаев показатели их профессиональной компетентности ниже требуемого уровня.

Общество же связывает эффективность работы учителя с готовностью личности перестраивать себя и свою деятельность в зависимости от меняю.

1 В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в списке используемой и цитируемой литературы. Первое число в скобках означает порядковый номер источника, а второе число после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между числами ставится точка с запятой. щихся профессиональных функций, условий педагогической деятельности и социального образовательного заказа. Обнаруживается явное противоречие между динамикой профессиональных задач, требованиями к учительской профессии и низким уровнем готовности учителя к их осуществлению.

Изменения, происходящие в вузе, направленные на повышение уровня подготовки будущих учителей, не смогут полностью решить кадровые проблемы системы среднего образования.

В данной ситуации особого внимания заслуживает система повышения квалификации работников образования (СПКРО), которая может способствовать развитию профессиональной компетентности учителя, его подготовке к педагогической деятельности в новых условиях (Э.М. Никитин, М.Н. Аплета-ев). Как показывают результаты нашего исследования, 66% учителей считают самой эффективной формой повышения квалификации курсы при институте повышения квалификации.

Изложенное выше свидетельствует о том, что проблема развития профессиональной компетентности учителя сельской школы на сегодня далека от своего окончательного решения и требует активного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы. Исследуемая проблема является «пограничной», находится на стыке ряда наук — педагогики, психологии, социальной педагогики, социальной психологии, акмеологии, андра-гогики, психологии профессионализма и др. В рамках названных наук разработаны некоторые аспекты проблемы развития профессиональной компетентности педагога, имеющие значение для нашего изыскания.

Исследования Ю. К. Бабанского, Ф. Н. Гоноболина, В.А. Кан-Калика, В. А. Крутецкого, A.M. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткина, В. А. Сластенина, Г. С. Сухоб-ской, А. И. Щербакова и других посвящены изучению характерных особенностей деятельности и общения, педагогического мастерства, мышления, такта учителя, то есть, изучению феноменологии педагогического труда.

Работы Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, JI.M. Митиной, И. Т. Сенченко и др. открывают перспективу изучения профессионального труда учителя, рассматривают ее не «фрагментарно и статично», а как «целостную и развивающуюся» реальность.

Раскрытию сущности и структуры профессиональной компетентности педагога как характеристики профессионализма посвящены труды В. А. Беликова, Г. Г. Гранатова, А. Г. Гостева, Г. Н. Серикова, Е. П. Тонконогой, З. М. Уметбаева и др.

Общетеоретические подходы к изучению проблемы развития профессиональной компетентности учителя в СПКРО, условий и закономерностей продвижения педагога к профессионализму в его труде заложены в работах Т. Г. Браже, А. А. Вербицкого, С. Г. Вершловского, А. К. Марковой, Э. М. Никитина, В. Г. Онушкина, Е. П. Тонконогой и др.

В связи с модернизацией стратегии образования исследуемая проблема стала объектом пристального внимания педагогов и психологов в 80−90 годах. Особое внимание было уделено следующим аспектам:

— личностно ориентированная направленность обучения в системе повышения квалификации работников образования (Н.А. Алексеев, Т. Г. Браже, Э. Ф. Зеер, И. О. Котлярова, М. П. Сибирская, И. С. Якиманская и др.);

— системное видение педагогической реальности (Б.С. Гершунский, В. В. Краевский, А .Я. Найн, Г. Н. Сериков, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.);

— использование нетрадиционных педагогических технологий в повышении квалификации (А. Бассис, Н. В. Белова, Д. Г. Левитес, B.C. Малкин,.

A.К. Маркова, JI.M. Митина, А. А. Окунев, В. В. Репкин, М. П. Сибирская,.

B.П. Симонов, О. А. Шиян и др.);

— специфика деятельности учителя сельской школы в реализации инновационных педагогических идей (С.Г. Вершловский, П. А. Жильцов, А.Е. Конд-ратенков, Г. Ф. Суворова, Н. М. Холина, P.M. Шерайзина, С. М. Шаров, JI.C. Ягофарова и др.);

— профессиональное самосовершенствование как специфический вид педагогической деятельности (А.К. Абульханова, С. Б. Елканов, Н. В. Кухарев, Ю. Л. Львова, и др.), организация профессионального саморазвития педагога (К.Я. Вазина, Л. М. Кустов, Л. Г. Лаптев, Г. Б. Скок, Н. Ш. Чинкина и др.).

Проблемы гуманистической педагогики о стремлении личности к самоактуализации и реализации человеческого потенциала в профессиональной деятельности рассматриваются в работах Э. Ф. Зеера, А. Маслоу, Л.М. Мити-ной, К. Роджерса, Г. Н. Серикова, Д. Хазарда, В. В. Шапкина и др.

В рамках организации повышения квалификации учителей представляют интерес зарубежные исследования: конструирование эффективной модели повышения квалификации (Г. Хейвлок) — рост профессионализма учителя как результат реформирования школьной среды (М. Майлз, Ф. Функел, К. Хауэй, Р. Шмак) — теория «эффективного учителя», формирование профессиональной «Я — концепции» (Р. Берне, Д. Райанс, и др.) — разработка новых технологий обучения и тренинговая работа (Д. Аллен, Н. К. Джангира, Р. Ньюман, К. Райан).

Признавая большое значение названных выше исследований, отметим все же, что в условиях модернизации образования проблема развития профессиональной компетентности учителя сельской школы в СПКРО не нашла еще должного отражения в педагогической и психологической литературе. Недостаточно изучены условия эффективного развития профессиональной компетентности педагога в системе непрерывного образования.

Таким образом, в системе повышения квалификации назрела практическая потребность в подготовке учителя сельской школы, обладающего готовностью выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами, а, с другой стороны, существует определенный недостаток знаний, структурирующих этот процесс и придающих ему качества управляемого.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы и её большая практическая значимость побудили нас избрать темой исследования «Педагогическое содействие учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности (в системе повышения квалификации)».

Цель исследования — разработать и экспериментально проверить педагогические условия содействия развитию профессиональной компетентности учителя сельской школы.

Объект исследования — профессиональная компетентность учителя сельской школы.

Предмет исследования — резервы педагогического влияния на развитие профессиональной компетентности учителя сельской школы.

Концептуальная идея исследования отражается в следующей гипотезе. Педагогическое содействие учителю сельской школы в системе повышения квалификации способствует развитию его профессиональной компетентности, если:

1. Разработана личностно ориентированная модель педагогического содействия учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности.

2. Реализованы педагогические условия содействия развитию профессиональной компетентности учителя сельской школы: а) перевод преподавания с информирования на соуправление развитием личности педагогаб) направленность процесса обучения на развитие педагогических умений учителя сельской школыв) мотивирование педагога сельской школы в процессе повышения квалификации к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию.

В соответствии с целью исследования и его гипотезой в работе были поставлены и решались следующие задачи.

1. Изучить состояние проблемы в теории и практике повышения квалификации работников образования.

2. Разработать личностно ориентированную модель педагогического содействия учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности.

3. Экспериментально проверить выдвинутые в исследовании педагогические условия.

4. Разработать рекомендации по проблеме для работников системы повышения квалификации и педагогов.

Методологическая основа исследования строится на общенаучных принципах системного подхода в управлении социальными системами (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), личностно ориентированного подхода (И.А. Зимняя, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) профессиографического подхода (В.А. Сластенин), общей методологии повышения квалификации педагогических кадров (С.Г. Вершловский, В.Г. Онуш-кин, Е. П. Тонконогая и др.). В исследовании мы опирались на теорию профессионального становления личности (Е.А. Климов) — теорию психологии профессионализма (А.К. Маркова, Н. В. Кузьмина и др.) — теорию психологии профессионального развития учителя (JI.M. Митина) — теорию педагогического управления (Ю.В. Васильев, А.Я. Найн) — теорию проблемно-деятельностного обучения (А.В. Барабанщиков) — теорию профессионального самообразования педагога (С.Б. Елканов, A.M. Кузьмин, А. В. Кухарев, Г. Н. Сериков, Е. Н. Шиянов и др.).

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования проблемы. Исследование проводилось в несколько этапов (1997 — 2001 гг.).

На первом этапе (1997 -1998 гг.) изучались и анализировались отечественные и зарубежные источники по проблеме педагогического содействия учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности, включая и диссертационные работы, сопряженные с темой изысканияобобщался реальный опыт различных регионов России по развитию профессиональной компетентности в СПКРО, формулировались противоречияформировался понятийный аппарат исследования.

Использовались следующие основные методы: наблюдение, беседа, анкетирование и обработка исследовательских результатов, изучение передового опыта регионов России по проблеме.

На втором этапе (1998 — 1999 гг.) разрабатывалась личностно ориентированная модель педагогического содействия учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентностипроверялись основные положения формирующего экспериментауточнялись педагогические условия, способствующие развитию профессиональной компетентности учителя сельской школы в системе повышения квалификации. Опытно-экспериментальная работа выполнялась в естественных условиях.

Основные методы исследования: педагогическое моделирование, формирующий эксперимент, анализ уровня профессиональной компетентности учителей, диагностика личностных качеств, анкетирование.

На третьем этапе (2000 — 2001 гг.) проводились анализ и теоретическое обобщение данных опытно-экспериментальной работы, корректировалась теоретическая модель педагогического содействия учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентностизавершена апробация педагогических условий содействия учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности.

Основные методы исследования данного этапа: анализ и структурирование эмпирической фактологииотсроченный экспериментнаблюдение за развитием профессиональной компетентности учителя сельской школыстатистическая обработка результатов исследованияформулирование обобщающих выводов и разработка методических рекомендаций.

Базой опытного исследования служил институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской областимуниципальные отделы образования Каргапольского, Петуховского, Юргамышско-го районовобразовательные учреждения №№ 10, 22, 36, 56 г. Кургана, Ча-шинская средняя школа. На разных этапах экспериментальной работы в исследовании участвовало около 500 педагогов. В формирующем эксперименте задействовано 187 учителей сельских школ.

Научная новизна исследования:

1. Выявлена специфика педагогического содействия учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности в условиях системы повышения квалификации.

2. Разработана личностно ориентированная модель педагогического содействия учителю в развитии профессиональной компетентности, включающая в себя цели (социальный заказ), этапы, содержание, методы, средства, формы взаимодействия преподавателей и слушателей, мониторинг профессионального развития.

3. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия содействия учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности.

Теоретическая значимость исследования. Специфика педагогического содействия учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности в условиях системы повышения квалификации заключается в организации совместной деятельности педагогов и преподавателей, направленной на рост, становление и интеграцию профессионально-педагогических умений. Понятие «профессиональная компетентность учителя» рассматривается как единство теоретической, практической и мотивационно-отношенческой готовности осуществлять педагогическую деятельность.

Практическая значимость работы состоит в том, что определены необходимые педагогические условия содействия учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности в системе повышения квалификации. Разработанные автором методика изучения уровня профессиональной компетентности педагога, образовательная программа (144 часа) и методические рекомендации по проблеме исследования используются в деятельности ИПКиПРО, образовательных учреждений Курганской области.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается: методологической обоснованностью исходных параметров концептуальной модели исследованияиспользованием методов теоретического и экспериментального исследования как взаимопроверяющихметодов моделированиявоспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данныхколичественным и качественным их анализомсоответствием полученных результатов базису системного описания и научным представлениям психолого-педагогической концепции профессионального развития педагога.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Педагогическое содействие учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности рассматривается как процесс взаимодействия деятельности учения и преподавания, направленный на развитие теоретической, практической и мотивационно-отношенческой готовности педагога.

2. Личностно ориентированная модель педагогического содействия развитию профессиональной компетентности учителя сельской школы обусловлена, с одной стороны, структурными компонентами педагогического процесса, среди которых профессиональная компетентность является системообразующим элементом, а, с другой — динамикой овладения учителем педагогическими умениями в соответствии с ее генезисом.

3. Эффективность педагогического содействия развитию профессиональной компетентности учителя сельской школы зависит от реализации следующих педагогических условий: а) перевод преподавания с информирования на соуправление развитием личности педагогаб) направленность процесса обучения на развитие педагогических умений учителя сельской школыв) мотивирование педагога сельской школы в процессе повышения квалификации к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались автором на республиканской научно-практической конференции «Региональный опыт развития психологической службы в образовании» (Курган, 1999), научно-практической конференции «Региональные аспекты управления образованием: системный подход» (Курган, 2000), научно-практической конференции «Тех-нологизация образовательного процесса» (Курган, 2000, 2001), на ежегодных научно-практических конференциях, проводимых ИПКиПРО Курганской области (1997 — 2001 гг.).

Результаты опытно-экспериментальной работы внедрялись в практику деятельности МОО, ОУ Курганской области в виде публикаций, разработки программ развития, семинаров, а также в ходе обмена методическими материалами и опытом работы ряда ИПКРО Урало-Сибирского региона.

На основании теоретических положений и результатов исследования разработаны образовательная программа, методические рекомендации «Управление развитием профессиональной компетентности педагога», «Методика изучения уровня профессиональной компетентности педагога», внедрение которых в работу образовательных учреждений Курганской области позволяет сделать вывод об их применимости и эффективности. Всего автором опубликовано по проблеме исследования 14 работ.

Выводы по второй главе.

Позитивные оценки опытно-экспериментальной работы по критериям совершенствования, восприимчивости, воспроизводимости, интенсификации дают объективное основание считать, что задачи, поставленные в исследовании, реализованы, гипотеза доказана. Модель, состоящая из целевого, организационного, содержательного, технологического и результативного компонентов, позволяет осуществлять взаимодействие слушателей и преподавателей и обеспечивает развитие профессиональной компетентности учителя сельской школы.

Как показало исследование, процесс повышения квалификации должен быть ориентирован на создание развивающего пространства, то есть объективно жизненных ситуаций, в которых содержатся необходимые условия для развития потребностей и способностей учителя. Применительно к нашему исследованию это предполагает: а) изменение форм и методов учебной работы для преодоления пассивности обучающихся, раскрепощения личности в учебном процессе, создания ситуации свободного выбора через использование технологии педагогических мастерских и тренинговб) насыщение обучающей среды носителями организованной рефлексии (опросники, тесты, тренинги и т. п.) — в) расширение возможностей компетентного выбора каждым педагогом различных образовательных направленийг) участие учителей в разработке инновационных проектовд) признание профессионального самосовершенствования специфическим видом профессиональной деятельностие) создание предпосылок для развития потребностей и мотиваций к профессиональному саморазвитию.

В диссертационной работе показано, что требования к организации курсов повышения квалификации учителей сельских школ основаны на следующих принципах: а) изменение профессиональной средыб) проблемное комплектование курсовв) создание инновационной средыг) учет специфики труда учителя сельской школыд) организация курсов на базе района.

Основные изменения структурных составляющих личности учителя, свидетельствующие о его профессиональном развитии, произошедшие в процессе формирующего эксперимента, состоят в следующем: а) значительный рост мотивации к профессиональному саморазвитиюб) овладение учителями эффективными методами и приемами работы над собой и основными направлениями ее научной организациив) осуществление рефлексии собственной педагогической деятельностиг) расширение и углубление знаний, совершенствования умений в коммуникативной и организаторской деятельности в связи с актуальными проблемами, приоритетными для школьного образованияд) позитивные изменения в уровне профессиональной компетентности учителя сельской школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема педагогического содействия учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности в системе повышения квалификации сложна и многогранна. В настоящем диссертационном исследовании рассмотрен её процессуальный аспект, связанный с возможностью частичного решения проблемы при системном подходе к изучаемому явлению и рассмотрении профессиональной компетентности учителя сельской школы как объекта педагогической деятельности и управления.

Теоретической основой исследования является личностно ориентированный подход к повышению квалификации работников образования. В качестве руководящих идей, задающих направления решения проблемы, выступают принципы: системности, синергизма, природоопределенной направленности роста квалификации, гуманизма, рефлексивности, деятельности, непрерывности развития (И.О. Котлярова).

Анализ педагогической и психологической литературы позволил сделать вывод, что профессиональная компетентность учителя как подструктура личности имеет интегративный, конкретно-исторический характер и служит показателем уровня квалификации специалиста. С этих позиций профессиональная компетентность учителя сельской школы определена как готовность выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами.

Опираясь на методологию системного подхода, профессиональная компетентность учителя рассматривается в нашем изыскании как система, в четырех аспектах: морфологическом, структурном, функциональном, генетическом. Под профессиональной компетентностью учителя мы понимаем единство теоретической, практической, мотивационно-отношенческой готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Педагогическое содействие учителю сельской школы в развитии профессиональной компетентности в системе повышения квалификации рассматривается как взаимодействие деятельности преподавания и учения, направленное на приращение теоретической, практической и мотивационно-отношенческой готовности. Для того чтобы взаимодействие было эффективным, необходимы педагогические условия, создаваемые в образовательном пространстве.

С целью выявления условий педагогического содействия развитию профессиональной компетентности учителя сельской школы нами изучен отечественный и зарубежный опыт решения проблемы. Как отмечают исследователи, в связи с модернизацией стратегии образования необходимо изменение содержания и форм повышения квалификации учителей. Личностно ориентированная модель педагогического содействия предназначена для реализации в системе повышения квалификации и включает в себя цели (социальный заказ), этапы, содержание, методы, средства, формы взаимодействия преподавателей и слушателей, мониторинг профессионального развития.

В работе выделены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия содействия развитию профессиональной компетентности учителя сельской школы: а) перевод преподавания с информирования на соуправление развитием личности педагогаб) направленность процесса обучения на развитие педагогических умений учителя сельской школыв) мотивирование педагога в процессе повышения квалификации к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию.

В ходе исследования был сделан вывод, что стратегическим направлением реализации педагогических условий в процессе повышения квалификации является создание развивающего пространства, которое предполагает: а) изменение форм и методов учебной работы для преодоления пассивности обучающихся, раскрепощения личности в учебном процессе, создания ситуации свободного выбора через использование технологии педагогических мастерских и тренинговб) насыщение обучающей среды носителями организованной рефлексии (опросники, тесты, тренинги и т. п.) — в) расширение возможностей компетентного выбора каждым педагогом различных образовательных направленийг) участие учителей в разработке инновационных проектовд) признание профессионального самосовершенствования специфическим видом профессиональной деятельностие) создание предпосылок для развития потребностей и мотиваций к профессиональному самосовершенствованию.

Основываясь на результатах исследования профессионализма учителей сельских школ Курганской области, мы констатируем, что значительная часть педагогов имеют показатели профессиональной компетентности ниже требуемого уровня. При этом у педагогов, опрошенных в ходе констатирующего эксперимента, отмечается выраженная потребность в приращении своего профессионализма на курсах в институте повышения квалификации.

В связи с этим в работе определены требования к организации курсов повышения квалификации учителей сельских школ, основанные на следующих принципах: а) изменение профессиональной средыб) проблемное комплектование курсовв) создание инновационной средыг) учет специфики труда учителя сельской школыд) организация курсов на базе района.

В процессе изыскания была решена также поставленная нами задача по обобщению результатов опытно-экспериментальной работы. Экспериментальная работа проведена в рамках Проекта повышения квалификации учителей сельских школ «Педагогическая компетентность и мобильность», в ней участвовало 187 человек.

Для оценки результатов были соотнесены фактические итоги с поставленной целью исследования на основе критериев эффективности педагогического содействия развитию профессиональной компетентности учителя сельской школы. Мы выделили следующие критерии: совершенствования, восприимчивости, интенсификации, воспроизводимости.

Для оценки эффективности педагогического содействия по критериям совершенствования и воспроизводимости мы применили парные сравнения. По критерию совершенствования были использованы зависимые выборки, а по критерию интенсификации — независимые выборки.

Результаты парных сравнений были подвергнуты статистической обработке с определением достоверности различий в изменении изучаемых показателей. Для сравнения средних значений был применен t-критерий распределения Стьюдента. Мы констатируем, что произошедшие изменения являются статистически значимыми.

Основные изменения структурных составляющих личности учителя, свидетельствующие о его профессиональном развитии в процессе формирующего эксперимента, состоят в следующем: а) значительный рост мотивации к профессиональному самосовершенствованиюб) овладение учителями эффективными методами и приемами работы над собой и основными направлениями ее научной организациив) осуществление рефлексии собственной педагогической деятельностиг) расширение и углубление знаний, совершенствования умений в коммуникативной и организаторской деятельности в связи с актуальными проблемами, приоритетными для школьного образованияд) позитивные изменения в уровне профессиональной компетентности учителя сельской школы.

Результаты опытно-экспериментальной работы были положены в основу образовательной программы повышения квалификации, методических разработок и практических рекомендаций по содействию развитию профессиональной компетентности педагога.

Основные положения и выводы, содержащиеся в работе, дают основания считать, что цель и частные задачи, поставленные перед исследованием, решены, а внедрение результатов исследования в практику работы образовательных учреждений Курганской области позволяют утверждать, что работа имеет реальную практическую ценность и теоретическую значимость.

В настоящей работе исследованы лишь некоторые вопросы развития профессиональной компетентности учителя. Дальнейшее изучение может быть посвящено следующим аспектам проблемы: управление профессиональным саморазвитием педагогаразработке диагностических материалов по изучению уровня профессиональной компетентности учителяразвитие компетентности педагога средствами профессионального тренинга и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования // Сов. педагогика. 1976. — № 1. -С. 76−84.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.299 с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985.448 с.
  4. Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: ТГУ, 1997. — 216 с.
  5. Л.И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. -С. 140−147.
  6. В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  7. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  8. Ю.К. Педагогическая наука и развитие творчества учителей // Избранные пед. труды. М.: Педагогика, 1989. — 438 с.
  9. B.C. Педагогика. Екатеринбург: Изд-во Свердловского инж.-пед. ин-та, 1994. — 340 с.
  10. В.И., Кислинская Н. В. Непрерывное образование учителя в педагогическом наследии С.Т. Шацкого // Педагогика. 1993. — № 6. — С. 68−75.
  11. М.Н. Гуманизация образования: состояние и перспективы // Гуманизация образования. 1994. — № 1. — С. 7−11.
  12. Д.С. Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого / Под ред. А. Н. Волковского и М. П. Малышева. М.: АПН РСФСР, 1960. — 262 с.
  13. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 191 с.
  14. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопр. философии. 1978. — № 8. — С. 39−52.
  15. А.А. О предмете акмеологии // Психол. журн. 1995. — № 1. -С. 17−34.
  16. Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 17−24.
  17. К.Я. Модель саморазвития человека. Н. Новгород: НИР МО РФ, 1994. 268 с.
  18. Введение в научное исследование по педагогике / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.- Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988.-239 с.
  19. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  20. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы.- М.: Педагогика, 1987. 184 с.
  21. С.Г. Учитель о себе и о профессии. Л.: Знание, 1988. -32 с.
  22. Воспитательная система сельской школы / Под ред. Е. Н. Степанова.- Псков: ИПК, 1997. 148 с.
  23. Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. М.: АПН, 1960.-500 с.
  24. Г. А. Преодоление одиночества молодежи как социально-педагогическая проблема: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Курган: ЮГУ, 1998.-24 с.
  25. П.Я. Введение в психологию. М.: Педагогика, 1988.344 с.
  26. В.Б. США: персонологический подход в повышении квалификации учителей // Педагогика. 1993. — № 1. — С. 110−115.
  27. В.Б. Повышение квалификации учителей в США: социально-психологический подход // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 102−109.
  28. И.А. и др. К новой педагогической компетенции: Проект «Переподготовка учителей-гуманитариев» в г. Екатеринбурге. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 112 с.
  29. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  30. Е.А. Управление развитием профессиональной компетентности руководителя учреждения начального профессионального образования (в системе повышения квалификации): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск: Чел. Фил. ИПО МОРФ, 1995. — 24 с.
  31. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
  32. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977- 136 с.
  33. Л.Ф. Формирование профессиональной готовности студентов факультета начальных классов к реализации принципов гуманной педагогики: Дис. канд. пед. наук. Самара, 1994. — 205 с.
  34. А.А., Бойченко Н. Л. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. Симферополь: Таврия, 1992.-112 с.
  35. В.В., Неверкович С. Д., Самоукина Н. В. О функции рефлексии в игровом обучении руководителей // Вопр. психол. 1990. — № 3. -С. 19−25.
  36. А.В. Пути улучшения системы повышения квалификации педагогических кадров // Сов. педагогика. 1976. — № 8. — С. 9−17.
  37. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. — 32 с.
  38. Н.К. Подготовка педагогов: новые подходы // Перспективы. 1996.- № 2. -С. 133−147.
  39. А. Избр. Пед. Соч. М.: Учпедгиз, 1956. — С. 74.
  40. Дополнительное педагогическое образование в XXI веке. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Сост. Н. В. Брусенцова. М.: АПКиПРО, 2001. -366 с.
  41. М.И., Кандыбович JI.A. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976. — 176 с.
  42. Ю.Л., Хасанов М. Х. Система, структура, функция // Филос. науки, 1978. № 5. — С. 38−48.
  43. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
  44. П.А., Величкина В. М. Учитель сельской школы. М.: Просвещение, 1985. — 214 с.
  45. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  46. В.И. Преподавание как творческий процесс // Вестник высш. шк. 1987. — № 7. — С. 22−29.
  47. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Сб. законодат. актов РФ: Вып. XV. 18 июня 10 июля 1992. — 46 с.
  48. Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: УралГППУ, 1998. — 126 с.
  49. Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: УралГППУ, 1997. — 244 с.
  50. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 480 с.
  51. К. Педагогическая диагностика / Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  52. Л.Б. Лекции по общей психологии. Владимир: ВГПИ, 1970.-268 с.
  53. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. -247 с.
  54. Как провести социологическое исследование: В помощь идеологическому активу / Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереш. М.: Политиздат, 1990. -288 с.
  55. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 104 с.
  56. Э. Проверка значимости. М.: Статистика, 1978. — 128 с.
  57. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Профиздат, 1997. — 80 с.
  58. А.Е. Труд и талант учителя: встречи, факты, мысли. -М.: Просвещение, 1989. 207 с.
  59. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы /Под ред. В. Г. Онушкина. СПб.: УПМ, 1996. — 122 с.
  60. Н.И. Словарь-справочник по психологии. М.: Издат. центр «Академия», 1997. — 496 с.
  61. А.В., В.А. Попков Подготовка преподавателей высшей школы // Педагогика. 2000. — № 7. — С. 53−58.
  62. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Сов. педагогика. 1970. — № 9. — С. 103−115.
  63. И.О. Теоретические основы личностно ориентированного повышения профессионально-педагогической квалификации работников образования: Дис.. д-ра пед. наук. Челябинск: УралГАФК, 1999. — 337 с.
  64. В.В. Место и функции эксперимента в педагогическом исследовании. М.: Педагогика, 1973. — 239 с.
  65. В.В. Педагогическая концепция содержания образования как объект философского анализа // Гуманизация образования. 1994. — № 1. -С. 2−7.
  66. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. М.: МГПИ, 1991.- 129 с.
  67. Г. Ю. Перспективные школьные технологии. М.: Пед. об-во России, 2000. — 224 с.
  68. В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство // Педагогика.- 2000. № 1. — С. 52−57.
  69. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.-32 с.
  70. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. — 119 с.
  71. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967.183 с.
  72. Ю.Н., Сухобская Г. С. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 1981. — 207 с.
  73. Л.М. Профессионально-педагогическая диагностика: Введение. Основные подходы: Учеб. пособие. Челябинск: ЧФ ИПО, 1994. — 100 с.
  74. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  75. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования // Педагогика. 2000. — № 3. -С. 18−21.
  76. К.М. Педагогическая деонтология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 272 с.
  77. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.- М.: НПО «МОДЭК», 1998. 288 с.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  79. B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 226 с.
  80. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  81. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1992.-216 с.
  82. А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Ред. коллегия: В. Н. Столетов. Т. 1. / Под ред. И. А. Каирова. М.: Педагогика, 1977. -С. 87.
  83. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.192 с.
  84. А.К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гу-манит. фонд «Знание», 1997. — 308 с.
  85. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
  86. А. Самоактуализация. Психология личности. М.: Педагогика, 1982.-238 с.
  87. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 129 с.
  88. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П. Р. Атутова. М.: Педагогика, 1985. — 240 с.
  89. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева М. Педагогика, 1979. — 256 с.
  90. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ — 1980. — 170 с.
  91. Е.А. Психология формирования общетрудовых умений: Дис. докт. пед. наук (по психологии). Киев: КГПИ, 1967. — 566 с.
  92. JI.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. — 200 с.
  93. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-педагогических условиях // Вопр. психол. 1997. — № 4. С. 28−38.
  94. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высш. шк., 1987. — 200 с.
  95. Моделирование содержания образования руководящих педагогических кадров общеобразовательной школы в системе повышения квалификации / Под ред. Е. П. Тонконогой. Псков: ПОИПКРО, 1996. — 100 с.
  96. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — 104 с.
  97. А .Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы / Моногр. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999. -328 с.
  98. А.Я. Управление профессиональной подготовкой рабочей молодежи: Педагогический аспект. М.: Педагогика, 1991. — 136 с.
  99. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: ИПР МО РФ, 1995. — 288 с.
  100. Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. -М.: Просвещение, 1995. 576 с.
  101. Э.М. Теоретические и организационно-педагогические основы развития федеральной системы дополнительного педагогического образования. М.: РАПКиПРО, 1999. — 314 с.
  102. Э.М. Условия диктует жизнь // Школа. 1998. — № 3. -С. 2−7.
  103. Новое время новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика. Сборник статей, посвященных 100-летию со дня рождения Л. В. Занкова. — Москва, Самара: Корпорация «Федоров», 2001. — 264 с.
  104. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат и др.- Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2000. -272 с.
  105. Обучение в малокомплектной сельской школе: 5−9 классы / Под ред. Г. Ф. Суворовой. М.: Просвещение, 1990. — 175 с.
  106. В.Г., Кулюткин Ю. Н. Повышение квалификации педагогов в системе непрерывного образования // Вестник высш. шк. 1988. — № 12. -С. 27−32.
  107. В.Г. Профессия учитель. — М.: Педагогика, 1993. — 912 с.
  108. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования / Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: НИИ профтехобразования АПН СССР, 1992. — 125 с.
  109. Основы математической статистики: Учеб. пособие для ин-тов физ. к-ры / Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. — 176 с.
  110. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  111. Основы профессиональной культуры / Под ред. В. Д. Симоненко. -Брянск: БрГПУ, 1997. 307 с.
  112. А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991.-79 с.
  113. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С. И. Самыгина. Ростов /нД: Феникс, 1998. — 544 с.
  114. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1999. — 512 с.
  115. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988.479 с.
  116. Педагогика. Учеб. пособие для студентов вуза / Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: РПА, 1996. — 602 с.
  117. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / В. А. Сластенин и др. М.: Школа -Пресс, 1998. — 512 с.
  118. Педагогический процесс как культурная деятельность / Под ред. А. П. Шевченко. Самара: Издательство СИПКРО, 1997. — 571 с.
  119. Перспективы развития систем непрерывного образования / Под ред. Б. С. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  120. В .Я. Требования к личности учителя в условиях высокотехнологического общества // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 97−101.
  121. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медгиз, 1962.219 с.
  122. К.К. Структура и развитие личности. М.: Мысль, 1993.231 с.
  123. H.JI. Формирование готовности будущих учителей к вне-учебной воспитательной работе с учащимися: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1995.- 177 с.
  124. Дж. Справочник по вычислительным методам статистики. М.: Финансы и статистика, 1982. — 344 с.
  125. М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 59−63.
  126. Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М. А. Данилова, Н. И. Болдырева. М.: Педагогика, 1971. — 269 с.
  127. Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в профтехучилище // Под ред. А. П. Беляевой. М.: Высш. шк., 1988.- 183 с.
  128. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента, 1999.-256 с.
  129. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. К.А. Абульха-новой.- М.: Совершенство, 1998. 320 с.
  130. Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург: УралГППУ, 1996. 148 с.
  131. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983. — 477 с.
  132. А. А., Коломинский Я. J1. Социальная педагогика и психология: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
  133. С. JI. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.-328 с.
  134. Г. И. Методы научного исследования. М.: Мысль, 1975.237 с.
  135. Л.Н., Мороз Е. С., Панова Е. И. Трудности учительской профессии // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 50−52.
  136. А.Д. Методология многоуровневого педагогического образования. Курган: КГУ, 1995. — 119 с.
  137. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Изд-во ЭКМОС, 1999. — 352 с.
  138. В.В. Личностно ориентированное образование II Педагогика. 1994.-№ 5. — С. 16−20.
  139. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Зауралье, 1997. — 464 с.
  140. Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1991. — 232 с.
  141. М.П. Педагогические технологии и повышение квалификации инженерно-педагогических работников. СПб: ЦИ ПКРПО, 1997. -195 с.
  142. Я. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  143. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  144. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей / Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. М.: Российское пед. агенство, 1998. — 102 с.
  145. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  146. В.А. Формирование личности в процессе профессиональной подготовки. М.: Педагогика, 1996. — 235 с.
  147. Современный учитель: стандарты профессионализма. Сб. науч.-метод. статей. Новосибирск: НИПКиПРО, 2000. — 196 с.
  148. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. М.: Российское пед. агентство, 1997. — 34 с.
  149. О.В. Особенности работы малокомплектной школы: Метод, рекомендации. Пермь: ПОИПКРО, 1996. — 24 с.
  150. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования / Под ред. А. А. Пинского. М.: ООО «Мир книги», 2001. — 20 п.л.
  151. С.Т. Шацкий: работа для будущего: Документальное повествование: Кн. для учителя / Сост. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин. М.: Просвещение, 1989.-223 с.
  152. Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.-431 с.
  153. Н.Ф. О цикле обучения // Сов. Педагогика. 1986. — № 11. -С. 57−61.
  154. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  155. А.С. Развивать основы личностно ориентированной педагогики // Формирование молодого учителя в университете. Казань: КГПУ, 1997.-С. 21−23.
  156. Е.П. Дидактические основы обучения руководителей общеобразовательных школ в системе повышения квалификации. Дис. .докт. пед. наук в форме науч. доклада. СПб, 1992. — 118 с.
  157. Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий
  158. К.М. Внедрение инноваций: сколько сил и нервов требуется от руководителя? // Директор. 2000. — № 2. — С. 45−49.
  159. Философский словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. Н. Ковалев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
  160. В.В. Повышение квалификации учителей иностранных языков в Нижнем Новгороде // Иностранные языки в школе. 2001. — № 1. -С. 61−65.
  161. Г. А., Мастеров Б. П. Психология саморазвития. М.: Ин-терпакс, 1995. — 288 с.
  162. А.Н. Подготовка педагогических кадров для села. Ростов: РГУ, 1978.- 168 с.
  163. Н.Ш. Педагогические основы стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя. Казань: КГУ, 1999. — 360 с.
  164. В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопр. психологии. 1996. — № 3. — С. 116−132.
  165. М.А. Проблемно-модульная технология. М.: Просвещение, 1996. — 138 с.
  166. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  167. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  168. И.К. Формирование коммуникативной культуры молодого педагога в процессе его профессиональной подготовки. Барнаул: БГПУ, 1999.-68 с.
  169. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
  170. P.M. Профессиональное становление сельского учителя. Новгород: НГУ, 1994. — 208 с.
  171. В.Н. Диагностика и оценка качества образовательных систем // Педагогика, 1995. № 4. — С. 36−41.
  172. В.А. Моделирование и философия. М.-Л.: Наука, 1966.302 с.
  173. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л.: Просвещение, 1967. — 267 с.
  174. А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущих учителей // Вопр. психол. 1981. — № 5. -С. 13−21.
  175. Эксперимент в школе: организация и управление / Под ред. М. М. Поташника. М.: МГПУ, 1992. — 215 с.
  176. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  177. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 247 с.
  178. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопр. психологии. 1995. — № 2. — С. 31−42.
  179. Э.В. Системный подход. Материалистическая диалектика // Диалектика познания и современная наука. М.: Мысль, 1973. — С. 197−221.
  180. Е.А. Контуры культурно-исторической педагогики // Педагогика. 2001. — № 1. — С. 3−10.
  181. Loevinger J. Some Thoughts on Ego Development and Counseling 11 Personnel and Guidance Journal. 1980. — № 58. — P. 385−390.
  182. Meyer H. Schulpadagogik. Berlin: Gornelsen Scriptor, 1997. — 231 S.
  183. Newman R. Psychological Consultationss in the Schools. N.Y.: Bach Books, 1967.-374 s.
  184. Roht W. Berufszufriedenheit im Lehrerberuf // Westermanns Pada-gogishe Beitrage. 1972. — № 24. — S. 640−646.
  185. Schmuk R. The Second Handbook of Organisation Development in Schools. Mayfield Publishing Co. 1977. P. 42−99.
  186. Vorwerg M. Methodishe Grundlagen des Verhaltenstrainings // Sozialp-sychologisches Training. 1971. — № 6. — S. 23−35.
Заполнить форму текущей работой